Научная статья на тему 'К вопросу о военном управлении при Саффаридах'

К вопросу о военном управлении при Саффаридах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
652
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное управление / Тахириды / Сиистан / Саффариды / социальный / Ближний Восток / Африка / Испания / ислам / the military control / Tahirids / Siistan / Saffarids / social / Middle East / Africa / Spain / Islam

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хушвахтов Хуршед Худойкулович

В статье исследуются историко-правовые факты в эпоху правления Тахиридов и Саффаридов. Особое внимание уделенено тому, что в этот период были положены основные элементы военного управления раннего таджикского государства Саманидов. На основе изучения исторических материалов установлено, что военное управление Саффаридов вначале было подобно наместников арабского халифата, продолжением военного управления халифата. В дальнейшем, с изменением в государством управлении, система военного управления была усовершенствована. Выходцы из среды добровольцев, воинов, Саффариды посредством военных действий достигли уважения и власти, поэтому и основывали свою власть на щите и мече. Описывается, что государство Саффаридов, являясь милитаристически - военным государством, имело и признаки развитой государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On military control at Saffarids ’ reign

The article studies the historical and legal facts oftheperiod of Tahirids ’and Saffarids’reign. The basic elements ofthe military government ofearly Tajik Somonids state were laid during this epoch.At the beginning ofthe military government of the Saffarids were similar to the government of Arab caliphate, it was the continuation of Arab caliphate military. Further implementing several changes into the state government, the system of the military government is improved. Saffarids achieved esteem and authority through their military operation. Their authority was based on shield and sword. “ The history of Siistan” and “ The history of Tabari” books depict that the Saffarids state was militaristic government, which ebgaged in looting and conquering of the territory of the neighboring states and had no signs ofa developed state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о военном управлении при Саффаридах»

07.00. 00. ИЛМҲОИ ТАЪРИХ ва БОСТОНШИНОСИ

07.00. 00. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ

07.00. 00. HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY

07.00. 02. ТАЪРИХИ ВАТАН

07.00. 02. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

07.00. 02. NATIVE HISTORY

УДК 355 Х.Х. ХУШВАХТОВ

ББК 68

К ВОПРОСУ О ВОЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ПРИ САФФАРИДАХ

Развитие феодальных производственных отношений в Средней Азии (в IX веке) и вызванное этим обострение классовых противоречий привели к многочисленным выступлениям трудящихся. Положение было особенно неспокойным в Хорасане и Мавераннахре. Этим стремились воспользоваться местные, сепаратистски настроенные, феодалы, имевшие в своем распоряжении отряды газиев (борцов за веру) и ал-мутаваттие (букв. добровольцы). Особенно многочисленными были отряды так называемых айяров (джавонмардон, фатиён), выделявшиеся своей честностью, смелостью и славившиеся как защитники слабых обездоленных. Об их честности, храбрости сообщает средневековый назидательный трактат «Кабуснаме», выделяя айяров, как пример для подражания. Автор «Кабуснаме» пишет, что основой джавонмарди являлись три вещи: - первое -что говоришь, то и делай, второе - не поступай против правды, третье - будь терпелив ... Знай, что благородный айяр - тот, у которого несколько добродетелей: то, что он смел и мужествен, терпелив во всяком деле, держит обещания, целомудрен, чистосердечен, никому не причиняет вреда, допускает вред себе ради выгоды друзей своих, на пленников не посягает, нищих одаряет, злых дел осуждает, говорит правду, правдивое слушает, за добро злом недоплачивает, ведет добрые речи, в беде видит благо (5, 197-198).

В работах, где основным подходом является формационный и классовый подход, утверждается, что «возникновение отрядов газиев, ал - мутаваттиа и айяров было результатом усиления феодальной эксплуатации и разорения трудящихся. В них входили беднейшие слои общества - разорившиеся земледельцы, ремесленники, свободные (озодагон), полные энергии молодые люди городов и деревень, странствующие дервиши и деклассированные элементы». Кроме того, «они объединялись под руководством лиц, именовавших себя пирами (старшим), устодами (наставниками), сархангами (военным руководителем) и т.д. Руководители этих отрядов, выдвинувшиеся из их же среды, строго придерживались трех заповедей: щедрость (сахо), честность (сафо) и верность (вафо) (3, 89-90). Эти отряды состояли на службе у местных феодалов и владетелей, использовались не только для укрепления власти местных правителей и защиты границ от набегов кочевников, но и для борьбы с народными еретическими движениями». Указывается, также, что «отдельные отряды (в частности айяры) принимали активное участие в народных движениях в борьбе против официальных властей и феодальной знати и снискали тем самым уважение со стороны простого народа. Некоторые группы айяров занимались разбоями на дорогах, причем, разграбленное, распределялось и среди населения. Побудительным мотивом для многих из них было участие в разбоях и грабежах с целью получения добычи и дохода. В конце авторы сами признают, что «впрочем, социальная природа этих групп полностью не ясна». Происхождение и развитие добровольческих групп нельзя связывать ни с классовыми противоречиями, ни с развитием производственных отношений. Эти события можно объяснить только при использовании цивилизационного подхода, так как основным мотивом этих движений была защита религии, борьба за охрану границ дор-ул-ислама. Конечно, как правильно отмечено отдельными исследователями, становление и развитие добровольческого движения по защите границ исламского мира шло высокими темпами, движение разрасталось и становилось неоднородным. Тенденция его развития была заложена как в позициях его руководства, так и существующих противоречиях среди его представителей.

Борцами за веру и защиту исламского мира выступали как ортодоксальные сунниты, так хариджиты и шииты, имеющие порой противоположные жизненные интересы и в своей поздней истории старавшиеся к укреплению именно своих позиций и направления ислама.

Исследователи истории ислама указывают, что данное религиозное военно-патриотическое движение в отношении властей могло сыграть как положительную роль, то есть защищать

5

НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44) 2015

территорию и содействовать установлению и укреплению правопорядка, так и в иных случаях могло угрожать местной власти, в зависимости от ситуации и существующих условий жизнедеятельности.

Что касается событий Центральной Азии, особенно активными были отряды газиев, ал-мутаваттиа и айяров в Сиистане, которым суждено было сыграть выдающуюся роль в содействии в возникновении и развитии таджикской государственности, где они были задействованы в процессах возникновения новой власти, являясь участниками политических смут эпохи.

При правлении Тахиридов Хорасаном эти вооруженные группы вышли из - под контроля и тахиридские правители Сиистана не смогли ни управлять, ни обуздать их. Наученные в ходе оборонительных войн с кочевыми племенами и внешними врагами отряды добровольцев военной тактике и стратегии, военной выучкой, смелостью и храбростью при благоприятных обстоятельствах серьезно угрожали местным властям. Так, в 845 г. ал - мутаваттиа и айяры под руководством Салеха ибн Насра и при поддержке крестьян изгнали из Буста тахиридского наместника Ахмада. Еще раньше, в 835 г., Салех ибн Наср нанес поражение тахиридскому наместнику Сиистана - Ибрагиму, нашедшему спасение у своих врагов - хариджитов. Хотя Ибрагим при поддержке руководителя хариджитов Амтора предпринял ответное наступление на Зарандж, всё же потерпел поражение. Здесь впервые упоминается, что Салех одержал победу благодаря тысячному отряду айяров, руководимому неким сиистанцем Якубом, будущим основателем династии Саффаридов (3, 89).

По сообщению источников, из среды айяров выдвинулся Якуб ибн Лайс, создавший кратковременное, но сильное государство, объединившее в своих границах Хорасан и его прилегающие области, положившее конец Тахиридскому государству. Ни в одном источнике не сообщаются подробные данные о происхождении Якуба ибн Лайса. Почти все средневековые авторы, воспитанные в духе преданности Тахиридам и официальному исламу, враждебно относятся к вышедшему из среды айяров Якубу, называя его лишь «сыном медника». Только анонимный автор (Таърихи Сиистон) генеалогию Саффаридов относит к Сасанидам. В молодости Якуб был учеником медника в Зарандже, с месячным доходом в 15 дирхемов, что было явно недостаточно для поддержания семьи. Якуб выделялся среди своих товарищей веселым нравом и щедростью. Вместе со своим дядей Кассиром ибн Ракаком он образовал свой отряд, с которым присоединился к отряду (борцов за веру- газиев) Салиха ибн Насра, сражавшегося против сиистанских хариджитов. Благодаря помощи в борьбе против Тахиридского наместника Ахмада Салих назначил Якуба сархангом Буст (2, 5). Этот неприхотливый и бесстрашный воин, руководя маленьким отрядом айяров, постепенно собрал многотысячное войско. Якуб своим примером воодушевлял воинов к стойкости, мужественности. Он использовал не только военные хитрости, но и дипломатические способности. Под его начальством воевали люди, исповедовавшие разные течения ислама, и для каждого из них он был кумиром.

Его организаторские и дипломатические способности отмечаются многими исследователями. Данную способность можно наблюдать в его работе с хариджитами, основной ударной силой сиистанских добровольцев. Хариджиты были наиболее энергичной и беспокойной частью населения Сиистана, их традиционные военные способности, готовность сражаться до смерти за свои убеждения затрудняли полную победу Якуба. Якуб хорошо понимал, что с хариджитами необходимо примириться и затем направить их энергию на внешних врагов. В своем выступлении, обращенном хариджитам, он говорил о целях борьбы, о том, что их героические поступки не останутся незамеченными, и руководителем для них он назначает из их среды. Якуб сам сиистанец, с детства знал воинствующий и непримиримый характер хариджитов, и эту силу он направил против внешних врагов.

Якуб, имеющий опыт сражения, как с врагами государства, так и в междоусобной войне за обладание отдельными городами и регионами тахиридского государства, знал, что без создания хорошего боеспособного войска, без военной подготовки, создания строгой дисциплины нельзя победить. Доверие и вера в победу делают воина непобедимым. Ему в этом деле помогали не только кропотливая работа по воспитанию воина, но и хороший пример других воинов. Примером для подражания в этом был и он сам. Как пишут исследователи: «Большой шрам на лице Якуба был свидетельством тяжелой раны, полученной во время битвы с хариджитами. Удар саблей срезал часть его лица таким образом, что Якуб в течение 20 дней кормился через трубочку, вставленную в рот. Противники называли Якуба из-за его стойкости в битвах ас - сандан (т.е. наковальня)» (7, 330). Сообщается, что «Якуб был неприхотливым воином, жизнь проводил без роскоши и не поощрял накопительство в армии, мешавшее ее мобильности. Носил он простую одежду из хлопчатобумажной ткани, спал, положив под голову щит и свернутое знамя. Его

6

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015

рацион был простым и состоял из обычной пищи сиистанцев: рис, лук, рыба и ячменный хлеб» (7, 329).

Войско Саффаридов вначале было небольшим. По сообщению источников, подытоженных Босвортом, у Саффаридов вначале было две тысячи воинов, но уже в 874-75 гг. они могли двинуться в поход с 15 - тысячной кавалерией. При необходимости Саффариды могли собрать и большее число воинов.

Социальный состав войск был сложным. В его ряды с газиями, айярами, ал-мутаваттиа входили и свободные (азадагон), т.е. сыновья дехкан - землевладельцев, так называемые рыцари. Особое место в войске Саффаридов, как было отмечено, занимали хариджитские воины. Якуб имел личную гвардию из 2000 рабов - гулямов, бывших предметом его особой заботы и гордости. В его войске служил небольшой контингент воинов из числа индийцев и чернокожих. В походы привлекались и деклассированные элементы общества. Разнородный состав войска позволял Саффаридам решать двоякую задачу: во -первых, их смелостью и бесстрашием они обеспечивали свои победы, и, во -вторых, Саффариды выводили из Сиистана беспокойный элемент, обезопасив свой тыл от возможных мятежей и смут. Якуб придавал особое значение процедуре приема воинов в свое войско. Кандидатов испытывали на умение владеть оружием, выясняли их предков, интересовались прежней службой у других командиров. Прошедший экзамен - испытание должен был сдать свое снаряжение и обмундирование, а вырученная от их продажи сумма записывалась на его имя, чтобы при уходе со службы он получил свою сумму, сдав при этом полученное от эмира обмундирование и оружие (7, 330).

Обеспечением войска занимался специальный диван. Жалованье воинам выдавали каждые три месяца. В случае успеха полагалось вознаграждение -сверхвыплата. Размер жалованья воинов у Саффаридов соответствовал жалованью воина-кавалериста у Аббасидов. Жалованье выдавалось во время периодически организуемых инспекторских смотров войск, главный из которых был приурочен к Наврузу - празднику Нового года. Каждый воин, начиная с эмира, демонстрировал специальному чиновнику своего коня, оружие, обмундирование и свое физическое состояние, которому придавали исключительное значение. После этого глава военного ведомства - ариз, сидевший рядом с мешками денег, давал по 300 дирхемов каждому. Ибн Халликан сравнивает эту процедуру со смотром войск при сасанидском шахиншахе Хусраве I Ануширване (1, 272). Войско Якуба было хорошо вооружено. Оно располагало метательными орудиями типа манджаник и аррода (катапульта). Наряду с конницей у Якуба было 5 тыс. бактрийских верблюдов и 10 тыс. ослов, которые предпочитались мулам. В сражениях принимали участие боевые слоны, вызывавшие страх у противника (7, 330).

Социальная военная политика его брата - наследника Амра Лайса мало чем отличалась от политики Якуба. Государство, основанное Якубом и Амром, было типичным с военным режимом управления, основой могущества которого являлось войско, состоящее из средних и мелких землевладельцев. Но войско, являвшееся предметом особой заботы Амра, в последние годы его правления было измучено бесконечными завоевательными походами. Это проявилось в многочисленных случаях отказа воинов от участия в походах и сражениях. В литературе отмечается. Что «внутренняя и внешняя политика Саффаридов не находила поддержки у высшей персидско - таджикской аристократии, искавшей примирения с Аббасидами, и у трудового народа, доведенного до крайности. Все это и определило быстрый конец государственности Саффаридов в Хорасане» (4, 84). Автор этих строк намеренно вводить в заблуждение или сам заблуждается, говоря о том, что знать государства Саффаридов искала примирения с Аббасидами. Данные слова можно принимать в отношении Якуба Лайса, а не Амра Лайса, так как он сразу после того как стал правителем Хорасана заявил о своей лояльности к халифам и помогал им своей армией при подавлении смут и борьбой с врагами Халифата. Кроме того, персидско-таджикская знать впервые после столетий управления арабов, пришедши к власти, никак не хотела упустить власть и ей было выгодно существование сильного государства Амра, которого поддерживали всеми способами. До конца своего существования данное государство и его военные силы оставались верны своему главнокомандующему. Хотя представители династии и владели некоторыми областями и городами в Хорасане, но былая мощь в политической жизни региона ушла в небытие. В 910 г. саманидские войска вступили в Сиистан, разбили Саффарида Мухаммада ибн Али ибн Лайса и взяли его столицу Зарандж. Начиная с этого времени, Сиистан вошел в состав владений Саманидов. Хотя государство Саффаридов и распалось, но собственно Сиистаном и в XI-XIII вв. продолжали править потомки Саффаридов (7, 790).

Интересны замечания Мухаммада Наршахи о том, что приход к власти каждого правителя или новой династии всегда сопровождался завоеваниями новых территорий (6, 381). Поэтому военные и особенно их руководители имели высокий правовой статус, обладали многими привилегиями и

7

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015

прерогативами. Они имели больший вес, чем гражданские должностные лица, что приводило к трениям и недопониманию.

Анализ исторических источников дает основание сделать вывод о том, что в управлении государства видное место занимали военные и устройство государства зависело от военной мощи государства (6, 383-384).

Согласно историческим исследованиям, основанным на формационном подходе, исторический тип государства Саффаридов относился к феодальному государству и праву. Хотя основной статьей дохода населения и была за счет земледелия и ремесел, но роль военных завоеваний и добычи - как источника прибыли и обогащения казны государства - была очень велика. Выходцы из среды воинов - добровольцев, Саффариды посредством военных действий достигли уважения и власти, поэтому и основывали свою власть на щите и мече. В книгах “История Сиистана” и “История Табари” описывается, что государство Саффаридов, являясь милитаристическим -военным государством, которое занималось грабежами и захватами территорий соседних государств, не имело других признаков развитой государственности. Но детальное изучение деятельности Саффаридских правителей показывает, что даже военное государство не может функционировать без государственных органов. Школой военной подготовки, укрепления боевого духа и получения военных навыков в управлении была борьба местного населения с кочевыми племенами и соседними немусульманскими государствами. Раскинувшиеся далеко от Памира до Китая, Ближнего Востока до северной Африки и до Испании границы мусульманского мира (Дор-ул-ислам) никакая армия мира не могла эффективно защищать из-за больших расстояний и огромной территории. Эти территории частично прикрывались военными частями, а другая - огромная часть оставалась не защищенной. Государство в указанных частях свои обязанности переложило на добровольцев, людей с религиозным рвением и просто на месте население, вынужденное защищать свои дома и семьи. В научной и исторической литературе и воспоминаниях очевидцев, рассказывается очень много героического о том, как обычные люди вставали на защиту родины. Что примечательно, как указано в работах историков, основная часть этих защитников родины - добровольцев представляла города и регионы Хорасана и Мавераннахра. Среди огромного потока добровольцев были как богатые люди, люди с достатком, так и бедные. Всех их объединяло религиозное рвение и готовность ради этой родины к сражению. Большинство из них были представителями Центральной Азии. Принимая ислам, они также составляли самую боеспособную часть армии государства. Большинство купленных рабов также были представителями некоторых тюркских племен, граничащих с территориями Центральной Азии того времени.

Форма государственного управления Саффаридов была военно-монархистской. Глава государства одновременно являлся главнокомандующим всех войск. Согласно историческим данным армия Саффаридов и часть армии великого государства имела специального полководца, который занимал должность министра обороны государства.

Государство Саффаридов особое внимание уделяло армии и относилось к ней как к источнику основного дохода и мощи государства. Саффариды имели специальный орган - арз, который занимался делами армии, ее обеспечением.

Согласно этим историческим данным становится известно, что военная политика Саффаридов в отношении присоединенных к ним войск была доброжелательной и основной целью была охрана границ и сохранение могущества государства.

В историко-правовой науке Таджикистана имеются разные мнения относительно появления и развития национальной государственности таджиков. Одним из первых по этому вопросу высказался известный правовед, академик С. Раджабов. Согласно ему, таджикский народ, как и другие народы Средней Азии, не мог иметь национальную государственность, древнее государство, которое основано на феодальных началах (7, 325).

По нашему мнению, система военного управления Саффаридов вначале была подобна власти наместников арабского халифата, продолжением военного управления халифата. В дальнейшем, благодаря некоторым изменениям в управлении государством, система военного управления была усовершенствована. Это было не только началом возрождения государственных и военных традиций, но и периодом завершения формирования основных институтов феодального общества, когда были заложены основы для самостоятельного развития восточных областей Арабского халифата в социально-экономическом, культурно - политическом и одновременно военноуправленческом направлениях. А Саффариды, в отличие от Тахиридов, достигли большего уровня политической независимости. Хотя они и признавали верховную власть Аббасидов, но практически в своей внутренней и внешней политике действовали самостоятельно. Государство, основанное Саффаридами, было типичной военной деспотией, основой могущества которого

8

НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»

№ 3(44)2015

являлось войско, состоявшее из средних и мелких феодалов. Но войско, являвшееся предметом особой заботы последних наместников Саффаридов, в последние годы их правления было измучено бесконечными завоевательными походами. Это проявилось в многочисленных случаях отказа воинов от участия в походах и сражениях.

Таким образом, в эпоху правления Тахиридов, Саффаридов были положены основные элементы военного управления раннего таджикского государства Саманидов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бартольд, В.В. Сочинения: в 9 т.[1 т.Туркестан в эпоху монгольского нашествия] / В.В. Бартольд. - М.: Восточная литература, 1963. - 763 с.

2. Гардези, А. Зайн- ул- ахбор («Вести о Зайн-ул-иллале»).- Техрон, 1962.- 342с.

3. Губар, Г.М. Афгонистон дар масири таърих (Афганистан на пути истории)/М.Г.Губар. - Кобул, 1967.756с.

4. Кайковус, У. Кобуснома («Книги Кавуса») / У.Кайковус. -Техрон: Интишоротй илмй, 1964.- 324 с.

5. Наршахи, М. История Бухары М.Наршахи.- Душанбе. - 2012. - 736 с.

6. Табари, М. Тарих -ар-расул вал-мулук («История пророков и царей»)/ М.Табари. - Техрон: Дунёи китоб, 1992. - 144 с.

7. История таджикского народа.Том ПЭпоха формирования таджикского народа. Под редакции академика. Н.Н. Негматова.- Душанбе, 1999. - 790 с.

REFERENCES:

1. Bartold, V.V. Writings :in 9 v [V.1.Turkistan in the era of the Mongols' invasion ] / V.V. Bartold.- M.: Vostochnaya Literatura, 1963.- 763 p.

2. Gardezi, A. Zaiyn-al- akhbor.- Tehran, 1962,- 342 p.

3. Gubar, G.M. Afganistan in the way of the history / M.G.Gubar. - Kobul, 1967. - 756 p.

4. Kaikavus, U. Qabusname (book of Kavus). - Tehran, 1964.- 324 p.

5. Narshahi, M. The history of Bukhara/ M. Narshahi. - Dushanbe, 2012. - 736 p.

6. Tabari,M. History of the Prophets and Kings (Tarikh-ar-rasul wal-muluk)/ M. Tabari. - Tehran, 1992. - 144 p.

7. The history of Tajik Nation . V.II. The era of the formation of the Tajik people. - Dushanbe, 1999. - 790 p.

К вопросу о военном управлении при Саффаридах

Ключевые слова: военное управление, Тахириды, Сиистан, Саффариды, социальный, Ближний Восток, Африка, Испания, ислам

В статье исследуются историко-правовые факты в эпоху правления Тахиридов и Саффаридов. Особое внимание уделенено тому, что в этот период были положены основные элементы военного управления раннего таджикского государства Саманидов. На основе изучения исторических материалов установлено, что военное управление Саффаридов вначале было подобно наместников арабского халифата, продолжением военного управления халифата. В дальнейшем, с изменением в государством управлении, система военного управления была усовершенствована. Выходцы из среды добровольцев, воинов, Саффариды посредством военных действий достигли уважения и власти, поэтому и основывали свою власть на щите и мече. Описывается, что государство Саффаридов, являясь милитаристически - военным государством, имело и признаки развитой государственности.

On military control at Saffarids ’ reign

Keywords: the military control, Tahirids, Siistan, Saffarids, social, Middle East, Africa, Spain, Islam.

The article studies the historical and legal facts oftheperiod of Tahirids ’and Saffarids’reign. The basic elements ofthe military government ofearly Tajik Somonids state were laid during this epoch.At the beginning ofthe military government of the Saffarids were similar to the government of Arab caliphate, it was the continuation of Arab caliphate military. Further implementing several changes into the state government, the system of the military government is improved. Saffarids achieved esteem and authority through their military operation. Their authority was based on shield and sword. “ The history of Siistan” and “ The history of Tabari” books depict that the Saffarids state was militaristic government, which ebgaged in looting and conquering of the territory of the neighboring states and had no signs ofa developed state.

Сведения об авторе:

Хушвахтов Хуршед Худойкулович, заместитель начальника 4-го факультета МВД РТ по строевой части (Республика Таджикистан, г Худжанд), E-mail: khushed7600@mail.ru Information about the author:

Khushvakhtov Khurshed Khudoiqulovich, Vice-head of Combat Unit, the Faculty №4 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, wing-commander of militia, (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: khurshed7600@mail.ru

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.