Научная статья на тему 'ВОСПРОИЗВОДСТВО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ'

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметова С. А., Ишкинеева Ф. Ф.

В данной статье на материалах эмпирических исследований, проведенных сотрудниками социологической лаборатории Казанского федерального университета, анализируется состояние социального и физического самочувствия студентов в связи с их интеллектуальной деятельностью. При этом акцент в изучении состояния здоровья студентов делается на условия жизнедеятельности в институциональной среде вуза. В целом описание, анализ и обобщение материалов, характеризующих здоровье студентов, даются в контексте студенческой повседневности, то есть сформировавшегося в данной ситуации образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПРОИЗВОДСТВО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. психологическая безопасность пользователей социальных сетей // Вопросы

кибербезопасности. - 2016. - № 5 (18). - С. 65-72.

11. Седых Н.С. Терроризм в контексте информационно-психологических угроз современности // NB: Национальная безопасность. -2012. -№ 1. - C. 182212. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.163.

12. Строганов В.Б. Методы противодействия манипуляции в Интернете // Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность. Материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции. - М.: МГУ имени М. В. Ломоносова. 2017. - С. 414-417.

13. Телевизор онлайн: что ждет видеорекламу в интернете // Сайт «Forbes». -URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/335107-televizor-onlayn-chto-zhdet-videoreklamu-v-internete (дата обращения 29.09.2019).

14. Chaplak Ya., Chuyko H.Chaotic clips as manipulative technology of social-psychological influence in cyberspace // Психолопчний часопис. - 2018. - № 3 (13). - С. 21-40.

15. Lee, Jong-Eun & Rao, Shailendra & Nass, Clifford & Forssell, Karin & John, Jae-Min. (2016). When do Online Shoppers Appreciate Security Enhancement Efforts? Effects of Financial Risk and Security Level on Evaluations of Customer Authentication. International Journal of Human-Computer Studies. 70 (5). DOI: 10.1016/j.ijhcs.2011.12.002.

УДК 378

С.А. Ахметова, Ф. Ф. Ишкинеева

ВОСПРОИЗВОДСТВО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Казанский федеральный университет, Казань? giacint 7@mail. ru, _ farida1968@mail. ru

Резюме. В данной статье на материалах эмпирических исследований, проведенных сотрудниками социологической лаборатории Казанского федерального университета, анализируется состояние социального и физического самочувствия студентов в связи с их интеллектуальной

деятельностью. При этом акцент в изучении состояния здоровья студентов делается на условия жизнедеятельности в институциональной среде вуза. В целом описание, анализ и обобщение материалов, характеризующих здоровье студентов, даются в контексте студенческой повседневности, то есть сформировавшегося в данной ситуации образа жизни.

Ключевые слова: студент, здоровье, интеллектуальная деятельность, , здоровый образ жизни, ценность, повседневность.

Resume. This article analyzes the state of social and physical well-being of students in connection with their intellectual activity on the basis of empirical research conducted by the staff of the sociological laboratory of Kazan Federal University. The emphasis in the study of the health of students is on the conditions of their life in the institutional environment of the University. In General, the description, analysis and generalization of materials characterizing the health of students are given in the context of student everyday life, that is formed in this situation lifestyle.

Key words: student, health, intellectual activity, healthy way of life, value, daily occurence.

Введение. В контексте постоянного реформирования российской системы высшего образования вопрос о факторах, детерминирующих воспроизводство здоровья молодых людей, обучающихся в вузах, представляется актуальным с научной и практической точек зрения. Состояние здоровья, здоровый образ жизни - предпосылки формирования профессионала в избранной сфере деятельности, ресурс для самореализации личности. Высокий профессионализм в любом виде труда в значительной мере обусловлен предельной включенностью субъекта в соответствующую деятельность, оценкой ее как жизненной ценности [1, c.166].

Материал и методы. Ключевой исследовательской проблемой в данном проекте является определение способности студенчества к воспроизводству состояния здоровья в институциональной среде вуза. Известно, что занятия интеллектуальной деятельностью предполагают наличие хорошего здоровья, и, наоборот: здоровому человеку легче дается умственная работа. Поэтому условия образовательной деятельности непосредственно воздействуют на состояние здоровья учащихся: способствуют его сохранению и укреплению или продуцируют его разрушение. Объектом эмпирического исследования являются студенты университета, предметом - их повседневные практики в процессе

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. получения профессионального образования.

На основе изучения состояния здоровья студентов на протяжении всего

периода обучения определены основные тенденции воспроизводства их

социального и физического самочувствия. Здоровье в ценностном мире

студентов занимает значимое положение (на втором месте после семьи),

успешность обучения и здоровье рассматриваются студентами во взаимосвязи.

Методами сбора информации послужили репрезентативные опросы студентов

(N=12468 чел., 2017 г.; N=2712 чел., 2018 г.), материалы фокус-групп (восемь).

Результаты. Повседневный жизненный мир - обыденная, рутинная

деятельность и ее продукты, по структуре жизненный мир является сферой

практической деятельности человека. Жизненный мир в трактовке Э. Гуссерля,

- это «действительно наглядный, действительно испытуемый и доступный

опыту мир, в котором практически разыгрывается вся наша жизнь» [3, с.43]. В

повседневном мире осуществляется жизнедеятельность студенчества, основа

которой - учебно-познавательные практики, ориентация на обретение

профессионального мастерства. Фактором успешного освоения учебной

программы студентами является состояние их здоровья. Состояния Материалы

эмпирических исследований свидетельствуют о том, что в целом большинство

студентов оценивают себя как здоровых людей. При этом в непосредственной

связи с самооценками состояния здоровья находится удовлетворенность

условиями обучения в вузе: среди тех студентов, кто оценивает здоровье как

«очень хорошее», удовлетворенных условиями обучения 71,4%, среди тех, у кого

здоровье «хорошее», - 59%, «среднее» - 51%, «плохое» - 40%. Аналогичные

статистически значимые результаты получены при изучении вопроса о

созданных вузом условиях для отдыха и участия в студенческих мероприятиях:

удовлетворены 70,5% студентов среди тех, кто оценил здоровье как «очень

хорошее», 59% - с «хорошим» здоровьем, 52% - со «средним», 44% - с «плохим»,

37% - с «очень плохим» здоровьем. Эти данные показывают прямую взаимосвязь

состояния здоровья студентов по самооценкам и удовлетворенностью

институциональными условиями вуза как среды для самореализации в

общественной студенческой жизни. Заметным является изменение мнения

студентов о наиболее важных условиях, определяющих здоровье. На первом

курсе студенты ставили на первое место усилия самого человека по сохранению

здоровья - 44,5%, на четвертом курсе на первый план выходят условия жизни -

72% и высокий уровень стресса - 74%, а усилия человека отмечают уже только

749

29% студентов. Экология и наследственность сохраняют свои позиции: второе и третье места, 36% и 39% соответственно.

Воспроизводство здоровья студенчества происходит под влиянием множества факторов, действующих как на макро-, так и на микроуровне, как общих социальных условий, так и организации процесса обучения в конкретном вузе. Общая экономическая ситуация в стране сказывается на финансовом благополучии студентов, ее ухудшение влияет на доступность ресурсов, снижая уровень жизни, влияет на психологическое настроение, сказывается на самосохранительном поведении. Результаты исследования свидетельствуют о том, что на заботу о здоровье со стороны самих студентов непосредственно влияют материальные факторы: студенты, чувствующие себя уверенно в финансовом и социальном плане, находят больше времени, ресурсов и мотивации для заботы о здоровье. У студентов, вынужденных работать, нарушается режим труда и отдыха, вторичная занятость становится главной в их жизнедеятельности, профессиональное становление отходит на второй план.

Условия и организация обучения, созданные в вузе, непосредственно влияют на физическое и социальное самочувствие студентов, на их удовлетворенность или неудовлетворенность возможностями получения полноценного профессионального образования. Совокупность обстоятельств жизни и деятельности человека представляет собой функциональное поле, в котором взаимодействуют элементы и отношения среды и сам субъект жизнедеятельности [4]. Позитивное влияние на состояние здоровья студентов оказывают распространение моды на здоровый образ жизни в популярной культуре и социальных сетях, а также увеличение числа спортивных объектов, их доступность, широкое распространение сети столовых и кафе, возможность их выбора. Анализ и обобщение результатов исследования показывают, что большинство студентов удовлетворены возможностями освоения профессиональных умений и навыков, их устраивает созданная в вузе среда обучения, возможности самореализации в различных сферах общественной жизни (волонтерство, досуговая деятельность, в том числе интеллектуальные игры, театральное искусство и др.).

Однако в институциональной среде вуза наблюдаются специфические факторы, негативно влияющие на здоровье студентов: несбалансированное распределение аудиторных занятий и времени для отдыха, повышенный уровень стресса в ситуациях сдачи экзаменов, неэффективность существующих форм медицинской помощи, не удобная для студентов система доступа к спортивной

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. инфраструктуре вуза, порой формализация массовых спортивных мероприятий,

отсутствие эффективных мер социальной и материальной поддержки

нуждающихся студентов со стороны вуза. Среда вуза оказывается порой более

рискогенной, чем здоровьесберегающей: напряженные учебные занятия, не

всегда удобный распорядок дня, неудовлетворительные условия для проживания

в ряде студенческих общежитий оказывают заметное негативное влияние на

здоровье студентов.

Одной из выявленных тенденций является постепенное изменение

состояния здоровья части студентов: его ухудшение под влиянием чрезмерных

умственных нагрузок, особенно при наличии уже имевшихся к моменту

поступления заболеваний, пренебрежение занятиями физической культурой,

нерациональное питание, нарушение режима труда и отдыха, вторичная

занятость, самолечение, появление элементов саморазрушительного поведения

(вредные привычки, в частности курение, неумеренное потребление алкоголя,

физическая пассивность). Самооценка студентами состояния здоровья

снижается, к четвертому курсу 43,6% убеждены, что их здоровье за годы

обучения стало хуже. Это выражается в увеличении численности заболевших за

год, появлении новых хронических заболеваний, потере веса и мышечной массы.

Чаще всего страдают зрение, органы желудочно-кишечного тракта, нервная и

сердечно-сосудистая системы, осанка. Обсуждая вопрос о конкретных

изменениях в состоянии здоровья за время обучения, студенты зачастую

сообщают о появившихся проблемах со сном, о депрессии, стрессах, панических

атаках, расстройстве пищевого поведения, головной боли, повышении давления,

выпадении волос. Постепенные изменения за весь период обучения происходят

по отношению к вредным привычкам: к выпускному курсу на 20% увеличилась

доля студентов, употребляющих алкоголь, на 5,4% увеличилась доля курящих

студентов.

Обращение за профессиональной медицинской помощью на протяжении всех лет обучения является одним из наименее распространенных среди студентов принципов здорового образа жизни. Это связано отчасти с нежеланием студентов сталкиваться с бюрократической стороной получения бесплатной медицинской помощи, с недоверием институциональным формам сохранения здоровья. Однако по мере взросления студенты начинают чаще обращаться к врачу и проходить профилактические осмотры, использование народных методов лечения уступает место официальной медицине. Наиболее

751

комфортно для студентов обращение к специалистам частных клиник (из-за более высокого уровня сервиса), однако чаще всего учащиеся вуза пользуются услугами поликлиники по месту прописки.

Обсуждение и выводы. Проблема взаимосвязи состояния здоровья студента и его интеллектуального развития находит продолжение в акмеологической концепции, цель которой - совершенствование личности, достижение акме -вершин своей жизни и развития [5, с.357]. К принципам здорового образа жизни, которым полностью или частично следуют студенты, относятся: соблюдение сбалансированного режима труда и отдыха, отказ от вредных привычек, здоровое питание, контроль уровня стресса, занятия физкультурой и спортом.

Выявлена тенденция, связанная с постепенным ухудшением состояния здоровья части студентов: под влиянием умственных нагрузок, вторичной занятости, при наличии уже имевшихся заболеваний и возникновении новых, физической пассивности, несоблюдении режима труда и отдыха, самолечении. При этом наблюдаются проявления беспечного отношения к своему здоровью, что выражается в увеличении численности курящих и потребляющих алкоголь студентов. Кроме того, у студентов появляются проблемы с сердечнососудистой системой, с психическим состоянием (депрессии, стрессы, панические атаки). Российской особенностью считается забота о здоровье не с профилактической позиции, а с лечебной: быть здоровым - значит, хорошо себя чувствовать. В китайском обществе, напротив, здоровье рассматривается как инструмент для достижения успешности, благосостояния и счастья. «Быть здоровым - значит, иметь хорошие перспективы для успеха, счастья и достатка» - представление китайцев о здоровье носит инструментальный характер. В современном российском обществе каждый сам решает - сохранять свое здоровье или разрушать его [6, с.145, 147], поскольку не существует социокультурной (выработанной культурой и обществом) традиции по регуляции поведения человека по отношению к своему здоровью.

Полученные данные могут служить ориентиром для лиц, принимающих решения, способствовать укоренению практик здорового образа жизни среди студентов, профилактике социально значимых заболеваний, организации качественной и доступной медицинской помощи студентам, совершенствованию существующих социальных и медицинских программ в вузе. При этом целесообразно руководствоваться таким параметром, как жизненная перспектива человека - его планами и ожиданиями относительно ближайшего и отдаленного будущего [7].

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Литература

1.Завалишина Д.Н. Ценностно-смысловые основания творческого способа существования человека в профессии // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.344 с.

2.Текущий архив Лаборатории социологических исследований КФУ.

3.Цит. по: Розенберг Н.В. Культура повседневности: методологические исследования. - Тамбов: Изд-во Тамб.ун-та, 2010. - 200 с.

4. Magnusson D. Wanted: A psychology of situations // Towards a psychology of situations and interactional perspective. Hillsdale (N. J.): Erlbaum, 1981. P. 9-32.

5.Деркач А.А. Акмеология в системе наук о человеке // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 352-375.

6.Лебедева Н.М., Чирков В.И., Татарко А.Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. - М.: РУДН, 2007. - 314 с.

7.Karniol R., Ross M. The motivational impact of temporal locus: Thinking about the future and the past // Annual review of psychology. Vol. 47. 1996. P 593-620.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 316 : 37.017

В.В. Евсеев1, Л.М. Волкова2

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого1; Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации2L

uznik_2001 @mail. ru, volkovalm@bk. ru

Резюме. В статье анализируются процессы трансформации моделей профессионального образования в условиях цифровизации. Подчеркивается позитивное отношение к использованию дистанционных форм обучения, выявляются противоречивые моменты в процессах модернизации образовательной среды. Отмечается, что перспективный путь модернизации учебного процесса по физическому воспитанию связан с развитием мотивационно-ценностных параметров восприятия студентами физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.