фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 287-292.
14. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента / Теория и практика физической культуры. 2015. - № 2. - С. 18-20.
15. Якуб И. Ю., Крыжановская О. А. Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 895900.
УДК 378.147
Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова1, Л.М. Волкова2, Л.В. Митенкова3
ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 3Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, bushmat@mail. ru
Резюме. В работе изучены способы преодоления учебного стресса студентами медиками, инженерами и пилотами гражданской авиации. Выявлена недостаточная мотивация студентов в выборе конструктивных способов борьбы со стрессом, таких, как физическая активность и занятия спортом. Даны практические рекомендации для формирования стрессоустойчивости студентов в учебном процессе средствами дисциплины «Физическая культура». Ключевые слова. Стрессоустойчивость, физическая культура, студент, медик, инженер, пилот.
Summary.
T.V. Bushma, E.G. Zuikova, L.M. Volkova, L.V. Mitenkova Overcoming student stress by students of different training profiles / Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, State University of Civil Aviation, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St.-Petersburg.
The work explores ways to overcome educational stress by medical students, engineers and civil aviation pilots. The lack of students' motivation in choosing constructive ways
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».
К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского
исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.
to deal with stress, such as physical activity and sports, was revealed. Practical recommendations for the formation of students' stress resistance in the educational process by means of the discipline "Physical Culture" are given. Key words: Stress resistance, physical education, student, physician, engineer, pilot.
Введение. Изучение механизмов возникновения и преодоления стресса становится одним из ведущих направлений исследования в современной психологии [1,4,6,10,]. Учебный стресс является наиболее распространенным видом у студентов в современных условиях обучения [1,8,9,14]. Существуют различные по эффективности модели поведения студентов в ситуации стресса, на которые влияет специфика организации обучения в вузах разного профиля [3,4,7,9,12,15]. Изучение состояния стрессоустойчивости студента, значимость дисциплины «Физическая культура», как эффективного средства, позволяющего, минимизировать негативное влияние учебного стресса, представляется актуальным.
Цель исследования: изучение особенностей учебного стресса, предпочтений в выборе способов его преодоления студентами разных профилей обучения.
Задачи:
1. Определить значимые стресс-факторы, влияющие на учебную деятельность, и выраженность стрессоустойчивости у студентов разного профиля обучения.
2. Проанализировать различия в выборе способов преодоления стрессовых ситуаций.
3. Сформулировать практические рекомендации для коррекции учебно-методического обеспечения практической дисциплины «Физическая культура».
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, методы математической статистики, тест на учебный стресс (Щербатых Ю.В.).
В исследовании приняли участие студенты 1-2-х курсов Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (СПбПУ) - 162 человека, Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПУ) - 108 человек, Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПбГУ ГА) - 105 человек.
Результаты исследования. Анализ теоретических материалов показал, что учебный стресс представляет собой комплексное явление. Во многом от самого студента зависит, насколько стрессочувствительным будет его организм, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии. Его личностные качества, реакция на стрессовую ситуацию, режим питания, двигательная активность, качество сна и отдыха, взаимоотношения с однокурсниками и преподавателями - это ресурс, который определяет образ жизни, индивидуальный порог стрессоустойчивости студента [2,5,11,12]. Организация педагогической деятельности, направленная на адекватное восприятие стрессовой ситуации, также может способствовать оптимизации психоэмоционального состояния студентов [3,4,13].
Индивидуальная чувствительность к стрессу, или стрессоустойчивость — позволяет человеку переносить психоэмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями учебной деятельности в Вузах. Значимыми учебными стресс-факторами у студентов являются: плохие отметки, конфликтные ситуации с преподавателями и однокурсниками, дефицит времени, совмещение работы и учебы, необходимость подготовки большого объема учебного материала, страх перед профессиональным будущим и т.п.
Стрессоустойчивость определялась по пяти шкалам. Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, которые невозможно изменить; вторая — склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессу; третья — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям; четвертая и пятая шкалы - различные способы преодоления стрессов. По результатам исследования стрессочувствительности все показатели студентов, обучающихся в вузах разного профиля, оказались в пределах нормы (от 35 до 85 баллов). Особое внимание в работе уделено качественному анализу способов снятия стресса студентами.
Наиболее популярным деструктивным способом снятия напряжения в данной выборке у всех студентов является вкусная еда (табл. 1).
Места по использованию студентами деструктивных приемов для снижения уровня стресса распределились следующим образом: на первом месте - СПбПУ, на втором - СПбГПМУ и на третьем - СПбГУ ГА. Следует обратить внимание на превышение среднего показателя у представителей СПбПУ (23,9 балла) при норме (10-22 балла). Результаты исследования выбора способов преодоления стресса свидетельствуют о различиях в степени выраженности показателей студентами разных профилей обучения, а именно: студенты
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. СПбГПМУ и СПбПУ более, чем в 2 раза чаще прибегают к употреблению
алкоголя и курения, к компьютерным играм и просмотру телевизора, чем
студенты СПбГУ ГА. У студентов СПбПУ агрессивные желания в 2 раза
превышают показатели СПбГУ ГА и СПбГПМУ.
Таблица 1
Деструктивные способы преодоления стресса
№ пп Приемы снятия стресса СПбПУ Х+m СПбГУ ГА Х+m СПбГПМУ Х+m
1 Употребление алкоголя 3,6+2,8 1,6+1,8 4,0+2,3
2 Курение 2,1+2,3 1,0+1,5 3,9+2,4
3 Телевизор, компьютерные игры 5,7+2,9 2,6+2,4 3,5+2,8
4 Вкусная еда 7,9+2,7 6,3+2,6 7,9+2,5
5 Агрессия 4,5+2,9 2,3+2,5 2,1+2,2
Средний показатель 23,9+6,9 13,8+5,1 21,4+6,5
Студенты, предпочитающие использовать деструктивные способы преодоления стресса, находятся в группе риска, имеют предрасположенность к формированию зависимости, негативно влияющей на здоровье, будущую профессиональную деятельность.
Основными конструктивными способами снятия стресса для всех респондентов являются сон, смена деятельности, вступление в социальный контакт: общение с друзьями или любимым человеком (табл.2).
Таблица 2
Конструктивные способы преодоления стресса
№ пп Приемы снятия стресса СПбПУ Х+ш СПбГУ ГА Х+ш СПбГПМУ Х+ш
1 Сон, отдых, смена деятельности 8,4+1,9 8,8+2,5 8,5+1,5
2 Общение с друзьями или любимым человеком 7,9+2,3 7,2+2.8 6,1+2,6
3 Занятия спортом, физическая активность 4,6+2,7 5,2+3,2 3,0+1,9
4 Хобби 5,2+2,9 6,0+3,1 3,5+2,5
5 Прогулки на свежем воздухе 5,8+2,8 6,7+4,3 2,1+2,1
Средний показатель 32,0+7,5 33,9+7,9 23,2+4,6
Показатели по данной шкале стрессоустойчивости находятся в норме у студентов всех вузов (норма 23-35 баллов). На первом месте по данной шкале опроса студенты СПбГУ ГА (33,9+7,9 балла), на втором - СПбПУ (32,0+7,5 балла) и на последнем - СПбГПМУ (23,2+4,6 балла). Наиболее эффективная поведенческая модель - физическая активность реже всего используется студентами. Занятия спортом активизируют работу сердечно-сосудистой, нервной, иммунной системы, дают хороший антистрессовый эффект [2,3,7].
Задача преподавателей поощрять студентов в выборе конструктивных способов преодоления стресса, информировать о значимости физической активности для формирования адекватного отношения к стрессовой ситуации. Для получения практического результата нами рекомендовано разработать информационный модуль, включающий: обучение приемам саморегуляции; комплексы физических упражнений, направленных на снижение и коррекцию стрессовых состояний; интерактивные технологии обучения; поисковые технологии самостоятельной деятельности, выполнение творческих работ. Выводы:
1. Результаты исследования указывают на необходимость дальнейшего изучения проблемы учебного стресса студентов, определения стратегии и способов его преодоления средствами дисциплины «Физическая культура».
2. Учебный стресс студентов разных профилей обучения имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности исследуемых показателей. Определены значимые для студентов учебные стресс-факторы, предпочтения в выборе конструктивных и деструктивных приемов снятия стресса. Изучено воздействие физических упражнений, как эффективного способа борьбы со стрессом,
3. Для получения позитивного результата в преодолении учебных стресс-факторов средствами дисциплины «Физическая культура», рекомендовано использовать в учебном процессе информационный модуль об учебном стрессе.
Литература.
1. Аверина А. О., Федосеева В. И. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 8-12.
2. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды IX Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. -
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.
СПб. 2014 Т.9, в 2-х. частях - С.395-400.
3. Венгерова Н.Н., Пискун О.Е., Возовиков С.А. Коррекция психологических состояний студенток 1 -2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 6 (52). С. 23-27.
4. Волкова Л.М., Голубев А.А. Психофизиологические средства физической культуры для формирования профессионализма будущих специалистов авиации // В сборнике: Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в Вооруженных силах Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909). Под редакцией А.А. Обвинцева, Е.Н. Курьянович . 2017. С. 41-46.
5. Евсеев В.В., Волкова Л.М., Поздеева Е.Г. Физическая культура в самооценках студентов: социологические аспекты анализа//1У промышленная революция: реалии и современные вызовы. 2018. С. 282-287.
6. Захаренко Т.А., Кулько Е.И. Учебный стресс: причины и проявления // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VI международной научно-практической конференции, 28 февраля 2017 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ. -2017. - С. 480-484.
7. Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Волкова Л.М. Психоэмоциональная устойчивость студентов разных профилей подготовки и их реакция на стресс-факторы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. Выпуск № 3 (48) август, Волгоград 2019. - С.359-364.
8. Карбузова В.А., Шамилова Н.В. Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей // Молодой ученый. 2018. — №21. — С.451-454.
9. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. — Том 24. — № 2. — С. 47-63.
10. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 66с.
11. Сокова В.М., Зуйкова Е.Г. Бушма Т.В. Психофизиологическая адаптация студентов к учебным занятиям по аэробике // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
881
Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2018. - С.308-310.
12. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.
13. Черных З.Н., Борисенко Т.М. Занятия спортом как средство борьбы со стрессом у студентов. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2016/2_30/ 17.pdf
14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
15. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента / Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 18-20.
УДК 796.01+572.7
Н.Н. Венгерова1, Е.Н. Комиссарова2, Е.Н. Шкут3
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 3 Городская клиническая детская больница № 5 им. Н.С. Филатова, Санкт-Петербург, Россия, natalyavengerova@yandex. ru
Аннотация. В статье рассматриваются средние популяционные показатели физического развития, функционального состояния и соматотипа девушек 17-18 лет, обучающиеся в высшей школе. На основе полученных данных обследования возможно педагогическое проектирование как групповых, так и индивидуальных кинезиологических конструктом с целью улучшения или коррекции некоторых индивидуальных показателей организма студенток. Ключевые слова: студенток, двигательная активность, физические упражнения, типы телосложения, функциональное состояние, физическое развитие.
Annotation. N. N. Vengerova, E. N. Komissarov, E. N. Shkut Individual features of the body of students as a factor of designing kinesiological constructs / xSanct-St.