Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ'

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко В.П., Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Мирниченко В.А.

В статье приведены материалы мониторинга физической подготовленности студентов СПбГПМУ всех факультетов 1-3 курсов за двухлетний период обучения по дисциплине «Физическая культура». Представлены результаты тестирования, позволяющие осуществить коррекцию учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с физической подготовкой студентов и требований образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко В.П., Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Мирниченко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

10. Сокова В.М., Зуйкова Е.Г. Бушма Т.В. Психофизиологическая адаптация

студентов к учебным занятиям по аэробике // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2018. - С.308-310.

11. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.

12. Устинова О.Н., Черкасова А.В., Яичников И.К. Современные проблемы коррекции психофизического развития студентов с отклонениями в состоянии здоровья//В сборнике: НЕДЕЛЯ НАУКИ СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. 2016. С.70-72.

13. Ханин Ю.Л. Буланова Г.В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983. - С.261-267.

14. Щелина Т.Т., Колясникова В.А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1774-1778.

15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

УДК: 796.011

В.П. Иващенко, Л. И. Халилова, Л.В. Митенкова, В.А. Мирниченко

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, irekovnal@mail.ru

Резюме. В статье приведены материалы мониторинга физической подготовленности студентов СПбГПМУ всех факультетов 1 -3 курсов за двухлетний период обучения по дисциплине «Физическая культура».

Представлены результаты тестирования, позволяющие осуществить коррекцию учебно-воспитательного процесса по физической культуре в соответствии с физической подготовкой студентов и требований образовательного стандарта. Ключевые слова: контрольные нормативы, мониторинг, физическая подготовленность, тестирование.

Summary. V.P. Ivashchenko, L.I. Khalilova, L.V. Mitenkova, V.A. Mirnichenko Control regulations as a means of evaluating the level of development of physical qualities of students.

The article provides materials for monitoring the physical fitness of students of St. Petersburg State Medical University for all faculties of 1-3 courses for a two-year period of study in the discipline "Physical Culture". Testing results are presented that allow for the correction of the educational process in physical education in accordance with the physical preparation of students and the requirements of the educational standard.

Keywords: control standards, monitoring, physical fitness, testing.

Введение.

Систематическое и последовательное планирование учебного материала предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на занятиях и последовательное обучение двигательным навыкам. Планируя учебный материал, следует отводить на каждую тему методико-практических занятий, сколько требуется, для усвоения им физические упражнения были усвоены основной массой занимающихся. Рабочая программа из года в год усложняется, в связи с этим физическая нагрузка в течение года и на каждом отдельном занятии возрастает.

Последовательное усложнение упражнений и постепенное увеличение нагрузок при обучении и тренировке - непременное условие успеха в физическом воспитании [1,4-10]. Только после того, как прочно усвоен предыдущий материал, можно переходить к последующему. И только тогда, когда студент уверенно справляется с объемом и интенсивностью тренировочных занятий, нагрузка может быть увеличена. Таким образом, многократное повторение материала в постоянно меняющейся обстановке -обязательное условие прочного его усвоения.

Целью настоящего исследования явилось определение влияния увеличения физической нагрузки в динамике трехгодичного цикла занятий по

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. учебной программе дисциплины физическая культура.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить исходный уровень физической подготовленности студентов на начальном этапе обучения.

2. Провести статистический анализ динамики показателей физической подготовленности студентов.

3. Выявить динамику изменения показателей физических качеств.

Методы, организация исследований. СПбГПМУ явилась опытно-

экспериментальной базой исследования. В эксперименте приняли участие 190 студентов 1, 2, 3 курса факультетов: педиатрический (ПФ), лечебный (ЛФ), медико-профилактическое дело (МПД), медицинской биофизики (МБ), стоматологический (СФ) и клинической психологии (КП).Эксперимент проводился на протяжении двухлетнего периода обучения по дисциплине «Физическая культура».

В процессе решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, определение физической подготовленности студентов и методы ее оценки по тестам примерной государственной программы для вузов, а также методы экспертной оценки и математической статистики.

В качестве оценивания эффективности практических занятий по дисциплине «Физическая культура» применялись обязательные тесты по общей физической подготовке для студентов основной медицинской группы, разработаанные кафедрой физической культуры СПбГПМУ[2].

Результаты исследования. Статистическому анализу были подвергнуты результаты тестирования по определению показателей физической подготовленности

В течение двухлетнего наблюдения за динамикой развития физических качеств было выявлено, что скоростные качества и выносливость у юношей изменились незначительно. Средний показатель прохождения дистанции 100 м констатирует о плохом развитии скоростных качеств студентов за последний период. У юношей результат колеблется в диапазоне, 14,6-15,2 с, что является удовлетворительным. С каждым годом число студентов, не способных справится с предложенными нормативами, растет. Если в 2017 году таких студентов было 18,7 %, в 2018 году 29,1 %, то к 2010 году их количество увеличилось до 24,8 %.

767

Показатели студентов 1, 2 и 3 курсов по тесту «челночный бег 3*10 м» различий не имеют и у девушек, и у юношей. Среднее значение затрачиваемое на этот тест составляет у юношей 1и 2 курса - 7,6±0,6 с, 3 курса - 7,7±0,8 с.. Намного хуже обстоят дела с результатами тестов на выносливость. Выполнение на отлично норматива на средней дистанции 1000 м юноши, предусмотренный, рабочей программой по дисциплине «Физическая культура », может незначительная часть студентов[3,11-15]. За последние 2 года среднее время прохождения дистанции значительно возрастает.

В 2017 г. результат на «хорошо» в беге на средние дистанции смогли показать 51,2 % юношей. В 2018-2019 гг. таких студентов стало меньше на 4,9 % . Так же хотелось бы отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается число студентов сошедших с дистанции по причине ухудшения самочувствия во время бега. Уровень развития силовых качеств определялся по тестам: сила рук и плечевого пояса тестом «сгибание и разгибание рук, в упоре лежа», а сила мышц брюшного пресса - «поднимание и отпускание туловища из положения, лежа на спине» за 1 минуту .Так, сгибание и разгибание рук в упоре лежа юноши в 2017-2018 г в среднем выполняли 28-35 раз, а в 2019 году среднее значение этого показателя возросло до 44±15. Показатели в тесте «поднимание и отпускание туловища из положения, лежа на спине» за 1 минуту улучшаются с каждым годом, хотя находятся на среднем уровне.

Гибкость и подвижность суставов определялась по результатам измерения расстояния при наклоне стоя на гимнастической скамейке. Уровень развития гибкости девушек значительно выше, чем у юношей. Тестирование гибкости показало, что у большинства студентов (89 %) это качество в течение года остаётся без изменений.

Выводы.

1. В ходе проведения эксперимента были зафиксированы показатели физической подготовленности юношей с использованием следующих тестов:

- поднимания туловища из положения лежа на спине;

-сгибание и разгибание рук из упора лежа;

- бег 100 метров;

-бег 1000метров;

- «челночный бег 3*10 м;

2.В тестах прослеживается положительная восходящая динамика роста показателей физической подготовленности юношей 3 курса СПбГПМУ за весь период эксперимента.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. 3. По итогам первого испытания у студентов 1курса были лучше

показатели физической подготовленности.

4.Занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на здоровье

и физическое развитие молодых людей. Они способствуют совершенствованию

физической подготовленности, физического развития и физической

работоспособности.

Литература:

1. Веселов В. И., Стулов В. В. О повышении эффективности

физического воспитания студентов // Научно-методический электронный

журнал «Концепт». - 2015. - Т. 7. 46-50 с. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/95010.htm

2. Волкова Л.М., Волков В.Ю., Устинова О.Н., Бякова Т.Г., Митенкова Л.В., Мусатова Е.В., Пискун Т.М., Рулева С.В., Туганова М.П. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении// СПб, СПбПУ, 2014, 254с.

3. Иващенко, В.П. Методические разработки лекционных и практических занятий // Учебное пособие для студентов // СПб.СПбГПМУ, -2014. - 24 с.

4. Иващенко В.П., Плотникова С.С., Яичников И.К. Подходы к индивидуализации учебно-тренировочных занятий студентов-медиков специализации обучения "Клинической психологии и дефектологии" // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С.122-124.

5. Калина,И.Г.. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе расширения применяемых в учебном процессе средств / И.Г. Калина, Г.Ш. Ашрафуллина // Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 106-109.

6. Калина,И.Г. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе расширения применяемых в учебном процессе средств / И.Г. Калина, Г.Ш. Ашрафуллина // Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 106-109.

7. Люйк, Л.В. Влияние двигательной активности студентов на результаты сдачи ГТО / Л.В. Люйк, В.А. Солодяников, Н.В. Максимова / Физическая культура и спорт в постиндустриальную эпоху: проблемы и пути их

769

решения: Матер. V Междунар. практ. конф. (17-18 ноября, 2016).- СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - 96 с.

8. Митенкова, Л.В. Характеристика гемодинамики исполнения разминки учебно-тренировочного занятия студентами основной и специальной медицинской группы /Л.В. Митенкова, Л.И. Карецкая, Н.В. Прокофьева //Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма, - СПбПУ, 2015. - С.21-23.

9. Пискун, О.Е. Методы мотивации и стимулирования студентов к выполнению норм и требований комплекса ГТО // О.Е.Пискун, В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.О.Миронов // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, (14-15 июня 2017года. Изд-во Политехн. ун-та. - 2017.- С.59-66.

10. Пискун Т.М., Бондарчук И.Л., Халилова Л.И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе (тезисы) Материалы 9 Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» СПбГПУ фак. «ИМОП»-СПб: 2014- Том 9,ч.1. -446-448 с.

11. Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Варзин С.А. Подходы к индивидуализации занятий физической культурой в вузе //Стратегические направления вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2012. С. 293-296.

12. Сборник основных Федеральных законов РФ; Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 Ш29-ФЗ ст. 19 (ред. от 22.11.2016); [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fzrf.su/zakon/o-fizicheskojkulture- i-sporte-329-fz/st-19.php (Дата обращения 29.04.2017).

13. Сущенко, В.П. Организационно-педагогические основы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Учебное пособие - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 135с.

14. Халилова, Л.И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе/Материалы 9 Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». 2014. Том 9, ч.1. -446-448 с.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. 15. Халилова Л.И., Сименчук Р.В., Халилов Р.Ф. Профессионально-

личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и

спортом //Физическая культура студентов: материалы научно-практической

конференции. 2019. С.238-241.

УДК 378.147

О.Л.Комиссарова1, Л.В. Митенкова1, Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова2,

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ

1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, lmitenkova@mail. ru

Резюме. В работе изучена динамика силовой подготовленности студентов педиатрического университета, дана оценка эффективности использования тренажеров, для развития силы мышц брюшного пресса, рук и спины. Разработаны комплексы упражнений для силовой подготовки студентов на учебных занятиях.

Ключевые слова. Тренажеры, студенты, силовая подготовка.

Summary. O.A. Komissarova, L.V. Mitenkova, T.V. Bushma, E.G. Zuikova Strength training of students using simulators.

The work studied the dynamics of strength training of students of a pediatric university, assesses the effectiveness of the use of simulators for the development of muscle strength in the abdominal muscles, arms and back. Developed sets of exercises for the strength training of students in training sessions. Key words. Trainers, students, strength training.

Введение. Проведение учебных занятий в тренажерном зале является универсальным и доступным средством физического воспитания [1,2,15]. Качество проведения занятий во многом зависит от наличия оборудования. Спортивные залы для учебных занятий по физической культуре в СПбГПМУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.