агрессивности и ее взаимосвязь с параметрами принятия решений у здоровых спортсменов и спортсменов с ограниченными возможностями здоровья // Человек. Спорт. Медицина. 2017.
14. Фирсов К.Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности // Вестник КГУ. 2011. №5-6.
15. Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К. Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта с разной спортивной квалификацией // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. №3.
УДК 378.147
Е.Г. Зуйкова1, Т.В. Бушма 1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, [email protected]
Резюме. В статье изучается динамика индивидуальных показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы. Определены этапы педагогического контроля и их содержание. Полученные результаты информативны и отражают степень адаптации занимающихся к физическим нагрузкам. Полученные результаты составляют основу для последующего планирования учебного процесса на специальном отделении. Ключевые слова. Педагогический контроль, тест Купера, студенты.
Summary. E.G. Zuikova, T.V.Bushma Pedagogical control of physical readiness of students of a special medical group.
The article studies the dynamics of individual indicators of physical fitness of students of a special medical group. The stages of pedagogical control and their content are determined. The obtained results are informative and reflect the degree of adaptation of the trainees to physical activity. The results obtained form the basis for the subsequent planning of the educational process in a special department. Key words. Pedagogical control, Cooper test, students.
Одной из наиболее важных проблем высших учебных заведений России остается проблема организации и построения двигательной деятельности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Общее состояния здоровья взаимосвязано с физической подготовленностью данной категории студентов. Эта взаимосвязь обуславливает актуальность исследований уровня физической подготовленности студентов специальной медицинской группы, и рассматривается как результат их двигательной активности на учебных занятиях [1, 4, 5, 7, 12, 14]. Эффективность дисциплины «Физическая культура» в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на студентов на основании систематической объективной информации о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности [2, 3, 6, 8, 11, 13].
Вопрос выбора тестов, которые не имеют противопоказаний для данной категории учащихся, но при этом являются информативными, обеспечивают наглядность личностных достижений, имеют наличие унифицированной системы оценок, особенно остро встает перед преподавателями, которые занимаются со студентами специальной медицинской группы. Методы тестирования физической подготовленности обладают значительной вариативностью. Тест Купера имеет доказанное физиологическое обоснование, исключает кислородное голодание организма, доступен и рекомендован в исследованиях со студентами специальной медицинской группы [7, 10, 15].
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: повышение эффективности педагогического контроля физической подготовленности студентов специальной медицинской группы в процессе учебных занятий.
ЗАДАЧИ:
1. Определить студентов специальной медицинской группы, медицинские показания которых позволяют осуществлять педагогический контроль их физической подготовленности.
2. Сформулировать требования и критерии выбора бегового теста Купера для оценки физической подготовленности данной категории студентов.
3. Проанализировать результаты тестирования, сформулировать практические рекомендации.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ научно-методической литературы, изучение медицинских карт студентов, анкетирование, педагогическое наблюдение, 12-ти минутный тест Купера по бегу, методы математического
936
анализа результатов.
В тестировании участвовали 153 студента специальной медицинской группы, занимающиеся на специальном отделении с 2018 по 2020 годы. Исследование проводились в два этапа - в конце мая, первого и второго годов обучения на учебных занятиях.
На первом этапе исследования проведен анализ медицинских диагнозов, определены студенты, допущенные к выполнению тестовых заданий для определения их физической подготовленности. Проведен педагогический опрос, который показал, что 32,8% студентов специального отделения, пассивно относятся к физической культуре и недостаточно объективно оценивают ее возможности в укреплении здоровья. Тем не менее, 64,6 % проявляют заинтересованное отношение к учебным занятиям.
Особенности организации (длительное прохождение медосмотра студентами, поздняя постановка диагноза, требующая дополнительных исследований и т.д.), планирование учебных занятий специальной медицинской группы, не позволяют проводить тестирование в начале учебного года. Поэтому нами в конце учебного года проведен беговой (12 мин) тест Купера, для получения информации: об уровне физической подготовленности студентов специальной медицинской группы, тренировочном эффекте, достигнутом на протяжении первого года обучения, необходимости изменений в выборе и применении методов и средств, объема и интенсивности нагрузки.
Итоговый контроль осуществлен в конце второго года обучения для определения успешности выбора и использования комплекса методов, различных средств, дозирования физической нагрузки студентов специальной медицинской группы. Проанализированы результаты исследования, сформулированы рекомендации по повышению эффективности педагогического контроля физической подготовленности студентов специальной медицинской группы.
Многочисленные исследования рекомендуют дифференцированный подход к формированию учебных групп студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Чрезмерная нагрузка на преподавателей, большая наполняемость учебных групп, недостаток оборудованных мест занятий приводит к тому, что на практике студенты с разными диагнозами заболеваний занимаются вместе. Это определяет направленность выбора существующих методик, применяемых средств физического воспитания для студентов первого курса специальной медицинской группы, которые строятся по ограничительному принципу, и могут
937
оказать неблагоприятное влияние на физическое и функциональное состояние занимающихся. Учебный материал в основе имеет корригирующую и оздоровительно-профилактическую направленность.
Основным средством, характеризующим достижения в физической подготовке, являются тестовые упражнения. В ходе практического наблюдения нами отмечено, что выполнение контрольных нормативов для большого количества студентов первого курса специальной медицинской группы, зачастую представляет сложность.
С помощью бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основании расстояния, которое человек способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут.
Выбор теста Купера рекомендован для студентов специальной медицинской группы и отвечает основным критериям:
1. доступностью проведения на различных этапах обучения, непредельной величиной нагрузки;
2. результатами, имеющими численные значения, которые позволяют сравнивать уровень подготовленности как отдельного студента, так и группы в целом;
3. наглядностью и объективностью результатов испытаний для студентов;
4. эффективностью в системе контрольных тестов специальной медицинской группы.
Динамика показателей физической подготовленности студентов специальной медицинской группы, полученная в ходе выполнения теста Купера, в условиях длительных наблюдений учебного процесса, может служить одним из критериев физической подготовленности [6, 9].
Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанными студентами в конце первого и второго года обучения представлена на рисунке.
Нами проведена сравнительная оценка физической подготовленности студентов специальной медицинской группы по результатам теста, показанного в конце первого и второго года обучения. В ходе исследования выявили следующие изменения в оценке результатов:
^ у юношей увеличилось количество результатов на оценку «превосходно и отлично» - с 5 % до 16%, а показатели оценки «плохо» и «очень плохо» значительно снизились с 58% до 46 %;
938
^ у девушек результаты на оценку «превосходно и отлично» увеличились с 16% до 25%, значительно уменьшилось число студенток с 17% до 10%, получивших оценку «очень плохо».
2
курс
1
курс
0%
10%
20%
30%
40%
50°%
Рис. Оценка результатов, полученных студентами при выполнении теста Купера на 1 и 2 курсах
Результаты анализа показали, что юноши в 79,6 % случаев, а девушки в 65 % улучшили свои результаты, только 15 % юношей и 18 % девушек их ухудшили, то есть прослеживается положительная динамика изменений индивидуальных показателей физической подготовленности.
Выполнение требований учебного плана, содержания обязательных программ урочных форм занятий по физической культуре специальной медицинской группы, позволяют говорить об определенном влиянии педагогических факторов на рост физической подготовленности занимающихся в конце первого этапа исследования. Это определило незначительность сдвигов и лишь удовлетворительную оценку средних значений пройденной дистанции у юношей с 2150 до 2250 метров, у девушек - с 1950 до 2010 метров к концу второго года обучения.
Полученные результаты информативны, довольно точно характеризуют уровень физической подготовленности студентов на исследуемых этапах учебного процесса, степень их адаптации к физическим нагрузкам, показывают динамику в повышении личных достижений, мотивируя занимающихся к самосовершенствованию. Мы надеемся, что и в дальнейшем студенты будут
пользоваться тестом Купера для определения своей физической подготовленности. ВЫВОДЫ:
1. Эффективность педагогического контроля во многом определяется корректностью выбора тестов для исследуемых параметров, определены критерии 12-минутного бегового теста Купера для оценки физической подготовленности студентов специальной медицинской группы.
2. Определены этапы контроля, их содержание и последовательность выполнения. Полученные результаты тестирования обеспечили возможность произвести сравнительную оценку физической подготовленности студентов в конце первого и второго года обучения.
3. Выявленная положительная динамика изменений индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся. Полученные результаты составляют основу для последующего планирования учебного процесса, выявления преимуществ и недостатков применяемых средств и методов обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойченко С.Ф., Рудева Т.В. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы в КУБГМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4-1. - С. 48-50.
2. Бушма Т.В. Педагогическая оценка физической подготовленности студенток первого курса технического вуза / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М.Волкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды XIII Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. - СПб. 2018 Т.13, в 3-х. частях № 2- С.592-598.
3. Бушма Т.В. Технология дифференцированного обучения на занятиях аэробикой / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды XIII Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. - СПб. 2018 Т.13, в 3-х. частях № 3- С.1197-1204.
4. Голомолзина В.П. Индивидуализация физической подготовки студенток специальной медицинской группы на основе учета особенностей телосложения [Текст] автореф. дис. канд., пед. наук: спец. 13.00.04 / В.П. Голомолзина. - Москва, 2009. - 24 с.
5. Егорычева Э.В. Обоснование критериев управления процессом физического воспитания студенток специальной медицинской группы / Э.В.
940
Егорычева, А.О. Егорычев // Теория и практика физического воспитания: научно-методический журнал. -Донецк: ДонНУ. - 2012. - № 2. - С. 203-210.
6. Зуйкова Е.Г. Диагностика функционального состояния как средство оптимизации самоподготовки студентов в условиях дистанционного обучения / Е.Г. Зуйкова, Т.В.Бушма, И.Л. Бондарчук, Л.М.Волкова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ под ред. д-ра пед. наук, проф. В. П. Сущенко. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С.20-24.
7. Лобанов Ю.Я. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 2 (156). -С. 126-130.
8. Люйк Л.В. Мониторинг физического развития студентов как фактор готовности к выполнению норм ГТО / Л.В. Люйк, И.Л. Бондарчук, В.А. Солодянников // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т. 12. № 1. С. 391-395.
9. Митенкова Л.В. Динамика показателей физической подготовленности на основе изменения результатов контрольных нормативов / Л.В. Митенкова, О.А. Комиссарова, Л.И. Халилова, А.В. Шигабудинов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды XIV Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. - СПб. 2019 Т.14, часть 2- С.896-903.
10. Мыльников В.В. Кондиционные тесты как ориентир для выбора гомогенного профиля оценки выносливости студентов вузов / В.В. Мыльников, Л.Н. Андронова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №2 2. -С.112-119.
11. Пискун О.Е. Развитие системы непрерывного мониторинга психофизического состояния студентов вуза / О.Е. Пискун, Н.Н. Венгерова, В.А. Пархоменко, В.О. Пискун // Теория и практика физической культуры. 2020 - № 5 - с. 45-47.
12. Путилина Т.А. Цели и задачи занятий физической культурой в специальной медицинской группе // Таврический научный обозреватель.-2017. -№3. - С.77-78.
13. Смолев П.П. Показания к физическим нагрузкам при конкретном заболевании. / П.П. Смолев, Ю.В. Яковлев, П.К. Кузнецов. // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2019. - Т. 10. № 5 (42). - С.
941
186-189.
14. Судакова Ю. Е. Внедрение оздоровительных методик в учебные занятия студентов специальной медицинской группы / Ю. Е. Судакова, О. В. Пархаева, Е. С. Каменек, М. В. Яценко // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - Т.1 № 2 (82). - С. 26-29.
15. Труднева М.И. Тест Купера как экспресс-метод оценки физической подготовленности студентов: Учебно-методическое пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2017. - 20 с.
УДК 796.035
1Люйк Л.В., 1 Дьяченко Г.Б., 2Борисенко С.И.,3Дьяченко Ю.Н.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ «ОБЩЕФИЗИЧЕСКОГО» И «ЭСТЕТИКО-КООРДИНАЦИОННОГО» КОМПОНЕНТОВ СТУДЕНТОК 1 КУРСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург.malusl0@mail. ru; 2Националъный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф Лесгафта, Санкт-Петербург;3Санкт-Петербургский государственный экономический
университет, Санкт-Петербург
Резюме: В статье приводится методика определения уровня физической подготовленности студенток, осуществляемая по двум компонентам «общефизическому» и «эстетико-координационному» для выявления качеств, которые позволят повысить эстетическую составляющую физической подготовленности студенток.
Ключевые слова: студентки, тестирование, управление физическими кондициями, определение уровня физической подготовленности.
Summary. Lyuyk L.V., Dyachenko G.B., Borisenko S.I., Dyachenko Y.N. Evoluation of "general" and "aesthetic-coordmational" physical fitness for first year female students in Peter the Great Politechnic University.
The article provides a methodology for determining the level of physical fitness of