Научная статья на тему 'АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Волкова Л.М., Липовка А.Ю.

В работе определена степень заинтересованности занятиями аэробикой в СПбПУ, сформулированы основные принципы организации учебной деятельности на специализации «Аэробика», изучено мнение занимающихся об эффективности организации учебного процесса на специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

9. Шаповалов А.В. О государственном регулировании в спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2005. № 4. С. 11-16

УДК 378.147

Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова1, Л.М. Волкова2' А.Ю. Липовка3

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, bushmat@mail.ru

Резюме. В работе определена степень заинтересованности занятиями аэробикой в СПбПУ, сформулированы основные принципы организации учебной деятельности на специализации «Аэробика», изучено мнение занимающихся об эффективности организации учебного процесса на специализации. Ключевые слова. Аэробика, мотивация, студенты, учебный процесс.

Summary.

T.V. Bushma, E.G. Zuikova, L.M. Volkova, A.Y.Lipovka Aerobics as a means of increasing motivation of students of second course to lessons in physical culture. In the work, the degree of interest in aerobics classes at Polytechnic University was determined, the basic principles of the organization of educational activities in the specialization "Aerobics" were formulated, the opinions of those involved in the effectiveness of the educational process organization in the specialization were studied. Key words. Aerobics, motivation, students, educational process.

Введение. Эффективность высшего образования определяется не только его качеством, но и проведением комплексных мер по решению задач, направленных на здоровьесбережение студентов. Занятия физической культурой и спортом - один из наиболее доступных, эффективных способов сохранения и улучшения здоровья [2,4]. Доказано, что наиболее эффективны те виды физических упражнений, которыми человек занимается добровольно и

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. проявляет к ним интерес. В этом случае они становятся неотъемлемой частью

образа жизни студента, средством удовлетворения потребностей в двигательной

активности гармонично развивающейся личности [6,7,10,11,13,14].

Использование в учебном процессе по физическому воспитанию в вузах занятий

аэробикой отвечает потребностям женского контингента обучающихся,

способствует развитию положительной мотивации к посещению занятий по

физической культуре, благодаря разнообразию двигательных действий,

эмоциональному фону и современному музыкальному сопровождению

[1,3,8,12,15].

Актуальность исследования связана с возможностью реализовать личностные интересы студенток, средствами разнообразных видов оздоровительной аэробики на учебных занятиях, тем самым повысить мотивацию студенческой молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями, ведению здорового образа жизни.

Цель исследования: повышение мотивации к занятиям физической культурой у студенток второго курса за счет совершенствования учебного процесса на специализации «Аэробика» в СПбПУ.

Задачи:

1. Определить востребованность занятий аэробикой для студентов среди элективных курсов по ФК, необходимые условия, формирующие мотивацию к учебным занятиям

2. Сформулировать основные принципы организации учебной деятельности на специализации «Аэробика».

3. Изучить мнение студентов по поводу организации учебного процесса, провести анализ полученных результатов.

Объект исследования: студентки второго курса специализации «Аэробика» в количестве 99 человек.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

Аэробика, благодаря разнообразию видов, созданию авторских программ, до сих пор удерживает высокий рейтинг среди элективных курсов дисциплины «Физическая культура», привлекая студенческую молодежь своей эмоциональностью, доступностью, современным музыкальным сопровождением. Разнообразие средств аэробики является залогом в

871

достижении существенных результатов по совершенствованию женского организма, путем корректировки отдельных параметров телосложения, улучшения физических кондиций и оздоровления.

Опрос, проведенный среди студенток СПбПУ, показал, что занятия аэробикой пользуются популярностью (рис.1).

футбол 3%

тренажеры 9%_

ОФП 7%

бокс и борьба 10%

плавание 21%

баскетбол 5%

волейбол 12%

Рис.1. Степень заинтересованности разными видами занятий по физической

культуре среди студенток СПбПУ

Современные виды аэробики являются модными направлениями занятий для молодежи, популярные музыкальные ритмы повышают эмоциональный фон занятий, доступность выбора упражнений разного уровня сложности и возможность реализации личностного потенциала, наличие рекламы в средствах массовой информации [2,3,7,8,12,15].

Современная система организации дисциплины «Аэробика» в СПбПУ динамично развивающаяся структура, которая адаптирует новые направления и виды аэробики в учебные программы, предоставляет возможность для максимальной реализации потенциала каждого студента, с учетом его индивидуальных потребностей и личностных возможностей.

Организация учебной деятельности специализации «Аэробика» базируется на выполнении необходимых условий для усиления мотивации к учебным занятиям:

^ повышение качества учебного процесса, с использованием информационных технологий, инновационных средств, методов организации, спортивного инвентаря;

^ модернизации учебных программ, основанных на основных принципах:

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. доступности, биологической и эстетической целесообразности,

индивидуальности, взаимосвязанности физических и психических

возможностей;

^ совершенствование технологий, обеспечивающих гарантированное достижение результатов;

^ наличие информационного сайта учебных программ, учебно-методических пособий [3].

Эта работа проводится с целью удовлетворения запросов занимающихся и формирования их мотивационной активности к занятиям. Рассматривая мнение занимающихся, как один из компонентов определения эффективности организации учебного процесса на специализации «Аэробика», нами разработан опросник и проведено анкетирование среди студенток, занимающихся на специализации «Аэробика». Вопросы предполагали стандартизированный ответ и ответ в свободной форме, избираемый произвольно самим респондентом. Студентки анонимно высказывали личное мнение к организации и содержанию учебных занятий (табл.1).

Следует отметить, что учебная программа по аэробике предусматривает выполнение большого и разнообразного объема самостоятельных работ всеми студентами, под руководством преподавателя и без его участия. При подготовке практических заданий 100 % занимающихся используют Интернет, компьютерные технологии, учебно-методические пособия, разработанные на специализации. Таким образом, студентам предоставляется возможность поиска для реализации своего творческого потенциала и личностных амбиций, что делает их активными участниками учебного процесса.

Таблица 1

Отношение студенток второго курса к организации и содержанию учебных занятий на специализации «Аэробика»

Вопрос Ответ

Да Нет

Довольны ли Вы организацией занятий на специализации «Аэробика» на 2 курсе? 95,9% 4,1%

Данная специализация вызвала у Вас интерес к предмету? 82,8% 7,2%

Вы хотели бы заниматься на другой специальности на 3 курсе? 22,2% 77,8%

Формирование мотивации во многом определяется психоэмоциональным состоянием во время занятий, 69% студенток испытывали радость и удовольствие, хорошее настроение и заряд бодрости, лишь 8% отметили отрицательные чувства (досаду, безразличие, стресс), 51% респондентов испытывали после занятий усталость. Выводы:

1. Определена высокая степень заинтересованности занятиями аэробикой студентками СПбПУ, значимость и возможности элективного курса «Аэробика» в решении задач дисциплины «Физическая культура», значительность потенциала занятий аэробикой в реализации личностных предпочтений студенток, подтвержденная наличием мотивирующих факторов.

2. Сформулированы основные условия и принципы организации учебного процесса на специализации «Аэробика», необходимые для реализации личностных предпочтений занимающихся, формирования мотивации к занятиям

3. Изучено мнение студенток к организации и содержанию учебных программ по аэробике, результаты педагогического тестирования показали, что 95,9% студенток довольны организацией учебного процесса на специализации «Аэробика». У 82,8% опрошенных занятия вызвали интерес к предмету, а 77,8% - хотели бы продолжить обучение и на третьем курсе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметжанова Г.В., Осипов А.Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор науки ТГУ. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. -№ 3(29). - С. 265-268.

2. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Аэробика и шейпинг как современные средства адаптации студентов к физическим нагрузкам / Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды X Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. - СПб. 2015 Т.10, в 2-х. частях - С.263-267.

3. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Волкова Л.М., Черкасова А.В., Липовка А.Ю. Совершенствование физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях аэробикой / Мир спорта / Ежеквартальный научно-теоретический журнал /

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Минск № 4 (73) - 2018. - С.70-73.

4. Венгерова Н.Н., Люйк Л.В., Пискун О.Е. Реализация фгос "3+" по физической культуре в высшей школе// Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 12-14.

5. Волкова Л.М., Голубев А.А, Митенкова Л.В. Пути повышения мотивации к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с межд. участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 24-27 ноября 2016 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина, Т.Ю. Покровской. - Казань: Изд-во «Фолиант», 2016. - С.86-88.

6. Данилов А.В., Юламанова Г.М. Организация процесса физического воспитания с учетом личных предпочтений студентов // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: Изд-во: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - С.46-49.

7. Иргашева И. А. Влияние мотивации студентов на эффективность занятий физической культурой и механизмы ее формирования в современной молодежной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 38. — С. 149-154.

8. Ковшура Т.Е., Ковшура Е.О., Власова З.Н., Плотникова С.С. Исследование мотивации студентов вуза нефизкультурного профиля к занятиям на курсе спортивного совершенствования по спортивной аэробике // European Social Science Journal. 2017. - № 9. - С. 312-316.

9. Масалова О.Ю. Технологическое обеспечение формирования мотивационно-ценностного компонента физической культуры у студента в высшей школе / О.Ю.Масалова, М.Я.Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 5. - С. 7-12.

10. Морозова Л.В., Загрядская О.В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход. / Журнал «Управленческое консультирование» - 2014.- вып. № 8 - с.68.

11. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в ВУЗе. Журнал «Фундаментальные исследования» №11 часть 1, 2012г. - С.293-298.

12. Серова Т.В. Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе / Т.В. Серова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 79-83.

13. Щетинина С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как

875

фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 287-292.

14. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента / Теория и практика физической культуры. 2015. - № 2. - С. 18-20.

15. Якуб И. Ю., Крыжановская О. А. Роль музыкального сопровождения во время физической активности // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 895900.

УДК 378.147

Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова1, Л.М. Волкова2, Л.В. Митенкова3

ПРЕОДОЛЕНИЕ УЧЕБНОГО СТРЕССА СТУДЕНТАМИ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 3Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, bushmat@mail. ru

Резюме. В работе изучены способы преодоления учебного стресса студентами медиками, инженерами и пилотами гражданской авиации. Выявлена недостаточная мотивация студентов в выборе конструктивных способов борьбы со стрессом, таких, как физическая активность и занятия спортом. Даны практические рекомендации для формирования стрессоустойчивости студентов в учебном процессе средствами дисциплины «Физическая культура». Ключевые слова. Стрессоустойчивость, физическая культура, студент, медик, инженер, пилот.

Summary.

T.V. Bushma, E.G. Zuikova, L.M. Volkova, L.V. Mitenkova Overcoming student stress by students of different training profiles / Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, State University of Civil Aviation, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St.-Petersburg.

The work explores ways to overcome educational stress by medical students, engineers and civil aviation pilots. The lack of students' motivation in choosing constructive ways

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.