Научная статья на тему 'Педагогическая оценка физической подготовленности студенток первого курса технического вуза'

Педагогическая оценка физической подготовленности студенток первого курса технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г., Волкова Л. М.

В статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствования системы оценки физической подготовленности студенток 1 курса на специализации «Аэробика». Определен уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся, даны рекомендации по коррекции оценочных таблиц для студенток, имеющих разный уровень развития физических качеств. Адаптированная система оценивания повышает мотивацию студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г., Волкова Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая оценка физической подготовленности студенток первого курса технического вуза»

УДК 378.146

Т.В.Бушма1, Е.Г.Зуйкова1, Л.М.Волкова2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,

Санкт-Петербург, [email protected]

Резюме.

В статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствования системы оценки физической подготовленности студенток 1 курса на специализации «Аэробика». Определен уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся, даны рекомендации по коррекции оценочных таблиц для студенток, имеющих разный уровень развития физических качеств. Адаптированная система оценивания повышает мотивацию студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и самосовершенствованию.

Ключевые слова: студентки, тестирование, скоростно-силовые качества, аэробика.

Summary.

The article deals with topical issues of improving the system for assessing the physical fitness of first-year female students in the Aerobics specialization. The level of development of speed-power qualities of the students was determined, recommendations on the correction of evaluation tables were given for students with different levels of physical qualities. An adapted assessment system increases students' motivation for regular exercise and self-improvement.

Key words: students, testing, speed-strength, aerobics.

Физическое воспитание как учебная дисциплина является обязательным предметом в высших учебных заведениях. Степень готовности студента выполнять физические нагрузки на учебных занятиях во многом зависит от уровня развития его физических качеств в данный отрезок времени. Во многих публикациях авторы отмечают, что показатели физического развития студенческой молодежи значительно отстают от требуемых норм [4,6,9,14].

592

Оптимизация физической подготовленности молодежи в период обучения в Вузе тесно связана с проблемой контроля их физического состояния. Практические наблюдения показали, что одной из причин снижения мотивации студентов к осознанной потребности в регулярных занятиях, является отсутствие быстрого в доступной форме информирования и оценивания показателей физической подготовленности каждого занимающегося [2,3,5,7,15].

Занятия аэробикой популярны среди молодёжи. Эффективность этого вида физических упражнений общепризнана для развития всех физических качеств [8,12,14,17]. Исследование нормативной базы, разработка оценки тестовых стандартов для конкретной учебной группы позволит девушкам специализации «Аэробика» не только успешно сдать нормативы, но повысит их статус в группе, мотивацию к дальнейшим занятиям, что для студенток первых курсов является актуальным.

Цель работы: совершенствование оценочных таблиц, характеризующих уровень развития физической подготовленности студенток специализации «Аэробика». Задачи:

1. Определить тестовые задания для студенток и провести тестирование с использованием стандартных вариантов оценки развития физических качеств.

2. Разработать и скорректировать оценочные таблицы, характеризующие уровень физической подготовленности студенток на данном этапе обучения.

3. Провести сравнительный анализ полученных результатов, оценить их объективность, дать практические рекомендации.

Методы исследования: анализ научной литературы, педагогический эксперимент, практический опыт преподавателей специализации «Аэробика», методы математической статистики.

Объект исследования: 100 студенток 1 курса, занимающиеся на специализации «Аэробика».

Предмет исследования: скоростно-силовые качества студенток первого

курса.

Результаты исследования и их обсуждение.

Практика тестирования реализует контроль и оценку результатов достижения студентов при развитии физических качеств. В нашей работе для адекватной и объективной оценки педагогического тестирования полученные результаты переводились в баллы. Достоверность обеспечивалась стандартными условиями проведения испытаний.

Эксперимент проводился в 2015-2016 годах на спортивной базе СПбПУ. В нем приняли участие две группы студенток первых курсов, организация занятий которых имела различия. Группа студенток №1 в количестве 64 человек, осознанно, учитывая свои физические возможности, выбрали видом спортивной деятельности занятия аэробикой. Группа №2 в количестве 36 человек была закреплена в составе учебных групп за преподавателями специализации «Аэробика», т.е. девушки не имели возможности выбора и занимались общей физической подготовкой.

Таким образом, можно предположить, что уровень физической подготовленности обеих групп имеет существенные различия.

Существует достаточно большое количество тестов для определения уровня физической подготовленности. Нами были выбраны тестовые задания, определяющие уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся. Результаты тестирования оценивались по пятибальной системе. Используемые тесты широко применяются в практике физического воспитания [1,11,16].

Тестирование проводилось в начале учебного года. Показатели результатов тестирования позволяют охарактеризовать уровень физической подготовленности каждой группы испытуемых.

В качестве контрольного задания для измерения скоростно-силовых показателей студентки выполняли 3 тестовых упражнения. Фиксировался максимальный результат, показанный за 30 секунд.

Тест №1. И.п. - лёжа на спине, руки скрещены на груди, колени согнуты, стопы

зафиксированы. Подъем верхней части туловища до касания локтями бедер.

Тест №2. И.п. - лёжа на животе, руки согнуты. Разгибание рук.

Тест №3. И.п. - лёжа на животе, руки за голову. Прогнуться назад и вернуться в

и.п.

Условия и время проведения тестирования для обеих групп одинаковы. Упражнения выполнялись в начале основной части, после предварительной разминки. Для оценки результатов использовались разработанные на специализации «Аэробика» оценочные таблицы.

Сравнение результатов обеих групп показало существенное различие в их уровне физической подготовленности (табл.1).

Низкие показатели студенток группы №2 не мотивируют их к активным занятиям физической культурой. Для повышения физического статуса в своей учебной группе для данного состава занимающихся была проведена коррекция оценочных таблиц в сторону повышения количества положительных

594

результатов. В таблице 2 представлены скорректированные оценочные нормы физической подготовленности для студенток учебных групп, занимающихся аэробикой и по программе общей физической подготовки на специализации «Аэробика».

Таблица 1

Результаты тестирования скоростно-силовых показателей

отлично хорошо удовлетворитель но Неудовлетворитель но

Группа №1 Группа №2 Группа №1 Группа №2 Группа №1 Группа №2 Группа №1 Группа №2

Тест №1 59% 25% 34% 33% 5% 22% 2% 20%

Тест №2 61% 22% 20% 25% 16 % 28% 3% 25%

Тест №3 53% 25% 31% 32% 11% 32% 5% 11%

Таблица 2

Оценочная таблица скоростно-силовых качеств

1 2 3 4 5

Тест №1 Группа №1 До 10 10-15 16-20 21-25 Более 25

Группа №2 До 10 10-13 14-17 18-20 Более 20

Тест №2 Группа №1 До 15 15-20 21-25 26-30 Более 30

Группа №2 До 10 10-15 16-20 21-25 Более 25

Тест №3 Группа №1 До 20 20-25 26-30 31-35 Более 35

Группа №2 До 15 15-18 19-22 23-25 Более 25

Используя таблицу 2 для оценки физической подготовленности студенток, были получены результаты, представленные на рисунке 1. Значительное повышение оценок от 3 до 5 баллов в группе №2 уравнивает исходные показатели обеих групп, стимулируя их к улучшению своей физической подготовленности.

Для увеличения эффективности практического раздела программы разработаны сбалансированные комплексы физических упражнений на каждом этапе. Разделяя мнение ряда авторов об использовании скоростно-силовой нагрузки для адаптации организма к увеличению не только силы, но и быстроты, преподавателями специализации «Аэробика» разработаны соответствующие блоки упражнений и программа их применения на учебных занятиях [10,13,15,17].

□ 5

□ 4

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Тест №1

Тест №3

Тест №1

Тест №2 Группа №2

Тест №3

Тест №2 Группа №1

Рис.1. Оценка скоростно-силовых качеств студенток 1 курса Основу этих разработок составляют упражнения преодолевающего и уступающего характера, они выполняются в быстром темпе, что позволяет в полной мере проявить скоростно-силовые способности каждого студента. Выводы:

1. Студентки, которым предоставлена возможность выбирать вид двигательной активности, адекватно мотивам оценивают свои физические возможности и отличаются более высоким уровнем физической подготовленности, чем студентки, которые закрепляются на специализации и работают по программе общей физической подготовки.

2. Оценочные таблицы, характеризующие уровень развития физических качеств, необходимо корректировать, адаптируя к конкретной группе занимающихся, перевод результатов в бальную систему в значительной степени показательнее для студентов и упрощает получение информации о состоянии физической подготовленности на данном этапе.

3. Подвижная система оценочных таблиц позволит активизировать студента к занятиям физической культурой, повысит его мотивацию к самосовершенствованию.

Литература

1. Аникиенко, Ж.Г. Особенности влияния средств фитнеса на физическую подготовленность, физическое развитие и функциональное состояние девушек / Ж.Г. Аникиенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 10 (92). - С. 10-16.

2. Бабичева, И.В. Определение основных критериев оптимизации

3

2

физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 673-676.

3. Бушма, Т.В. Методические особенности формирования активной позиции студентов на занятиях аэробикой// Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова/В сборнике: Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 69-71.

4. Венглярский, Г.Б. Станционно-круговой метод обучения / Г.Б. Венглярский, Э.М. Снастин // Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов: тез. докл. IV Всесоюз. науч. конф. — Львов, 1987. — С. 59.

5. Голубев, А.А. Необходимый уровень основных физических качеств абитуриента летных учебных заведений /А.А. Голубев, Л.М. Волкова/Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта // Мат-лы 2 Всероссийской заочной науч. -практ. конф. с международным участием. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». -2015. -С. 405-408.

6. Давиденко, Д.Н. Психофизиологические основы функциональных состояний [Текст]: учеб. пособие / Д.Н. Давиденко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 242с.

7. Занковец, В.Э. Тестирование как элемент процесса управления подготовкой хоккеистов высокой квалификации (по результатам опроса специалистов) / В.Э. Занковец, В.П. Попов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLIV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС. — 2015. - С. 246-250.

8. Зуйкова, Е.Г. Интернет как средство повышения активности студенческой молодежи в образовательном процессе// Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, Л.М. Волкова // В сборнике: Неделя науки СПбПУ Материалы научной конференции с международным участием. 2018. С. 203-205.

9. Иванова, Л.Ю. Студенты: поведение как фактор риска для здоровья [Текст]: система воспитания в высшей школе /Л.Ю. Иванова, Г.А. Ивахненко, Т.П. Резникова. М.: ФИРО, 2011. — 80 с.

10. Ивлев, В.Г. Скоростно-силовая подготовка в борьбе / В.Г. Ивлев // Спортивная жизнь. - 2014. - №3. - С. 23-29.

11. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] : учеб. Пособие / Б.Х.Ланда. - 4- е изд.,

597

испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. - 244 с.

12. Лейбович, Ф.А. Зависимость скоростно-силовых характеристик удара боксера от согласованности движения рук, ног и туловища / Ф.А. Лейбович // Спорт. - 2014. - №12. - С. 47-53.

13. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 2 (156). -С. 126-130.

14. Певнева, М.В. Динамика показателей физической подготовленности и функционального состояния у студенток, занимающихся по стандартной программе и занимающихся танцевальной аэробикой / М.В. Певнева // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 151-154.

15. Рипкович, В.Д. Измерение и оценка скоростных способностей футболистов // Международный журнал экспериментального образования. -2014. - № 7-1. - С. 61-62.

16. Розенфельд, Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него [Текст]: / Л.Г. Розенфельд, С.А. Батрымбетова. // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 4.

17. Скворцова, М.Ю. Совершенствование физических качеств баскетболистов с использованием дифференцированных комплексов аэробики на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования. — Омск, 2008. — 185 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.