футболистов в процессе их игровой деятельности.
Вывод. Уровни развития способности рационально действовать в вероятностных условиях оказывают существенное влияние на показатели соревновательной деятельности юных футболистов и характеристики волевой игровой активности, дают основание осуществлять правильный подбор звеньев состава футбольной команды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко, А.П. Основы технико-тактического мастерства юных футболистов : учеб.-метод. пособие / А.П. Герасименко ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры.
- Волгоград : [б.и.], 2006. - 92 с.
2. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола : техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : ТВТ Дивизион, 2008. - 474 с.
3. Слуцкий, Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Слуцкий Л.В. - М., 2009. - 22 с.
Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru
УДК 796:338.28; 796.078
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СТАНДАРТНОЙ ПРОГРАММЕ И ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ
АЭРОБИКОЙ
Марина Вадимовна Певнева, старший преподаватель, Ростовский-на-Дону институт физической культуры и спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РИФКС КГУФКСиТ)
Аннотация
В статье показано, что занятия аэробикой позволяют более эффективно, чем занятия по стандартной программе, развивать у студенток силовую выносливость и гибкость и улучшать показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Однако прироста показателей выносливости в беге и скоростно-силовых способностей в результате применения средств аэробики не обнаружено.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студентки, стандартная программа, аэробика.
DYNAMICS OF THE INDICATORS OF PHYSICAL READINESS AND FUNCTIONAL CONDITION OF THE FEMALE STUDENTS INVOLVED IN THE STANDARD PROGRAM AND IN DANCING AEROBICS Irina Nikolaevna Pivneva, the senior teacher,
The Rostov-on-Don Institute of Physical Training and Sports of The Kuban State University of
Physical Training, Sports and Tourism
Annotation
The article shows that aerobics practicing contributes to more effective development of strength endurance and flexibility among the students than in case of standard program training application and improves indicators of functioning of cardiovascular and respiratory systems. However, the increase of the indicators of endurance in run and speed and power abilities as a result of application of means of aerobics has not been revealed.
Keywords: physical abilities, students, standard program, aerobics.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения уровня физической подготовленности остаётся одной из наиболее острых проблем физического воспитания студенческой молодёжи. Это под-
тверждается данными ряда авторов о том, что уровень физической подготовленности снижается как от одного поколения студенток к другому, так и за период обучения в вузе [2,3]. Такое положение обусловливает актуальность поиска и внедрения в физическое воспитание студентов новых средств и систем физических упражнений. При этом эффективность тех или иных средств физического воспитания в большой мере определяется их привлекательностью для занимающихся.
Большую популярность за рубежом и в нашей стране в последние десятилетия приобрели многочисленные разновидности аэробики. Особенно популярен этот вид физкультурно-спортивной деятельности (особенно его разновидности, связанные с танцевальными движениями) среди девушек. Поэтому применение аэробики в физическом воспитании студенток имеет большой потенциал [1,6]. Однако характер воздействия аэробных упражнений на комплекс физических качеств и способностей остаётся мало изученным. Учитывая необходимость комплексного развития физических качеств и способностей, отсутствие подобных знаний существенно затрудняет обоснованное применение аэробики в физическом воспитании студенток.
Сказанное определило цель исследования - выявить особенности влияния занятий аэробикой на комплекс физических качеств и способностей, а также на показатели функционального состояния студенток.
МЕТОДИКА
Для определения уровня физической подготовленности использовались все обязательные тесты, рекомендованные программой для студенток [4]: бег на 100 и 2000 метров, поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за головой (далее "поднимание в сед").
Также использовались следующие "дополнительные" тесты: прыжок в длину с места (далее "дл. с/м), подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (далее "подтягивание"), тест "наклон вперёд" и безнагрузочный фитнес-тест Полар. Результатом безнагрузочного фитнес-теста Полар является индекс индивидуальной аэробной подготовленности (ИИАП) (являющийся аналогом показателя максимального потребления кислорода относительно массы тела). Также определялись жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) и частота сердечных сокращений в покое (ЧССпокоя).
Для сравнения эффективности занятий по стандартной программе и занятий аэробикой были сформированы две группы:
- группа "С", 43 человека, все отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе, возраст 19,0±0,65 лет, рост 163±4 см, масса тела 59,0±4,47 кг в течение учебного года занималась по стандартной программе;
- группа "А", 25 человек, все отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе, возраст 19,1±0,81 лет, рост 163±4 см, масса тела 59,1±3,40 кг, занималась аэробикой.
Занятия аэробикой в экспериментальной группе были построены в соответствии рекомендациями Н.В. Голяковой [1], Т.Н Суетиной [5], Т.В. Чибисовой [6]. Первые два месяца применялись нагрузки малой и средней интенсивности. Далее, по мере подготовленности студенток периодически применялись также большие и максимальные нагрузки. С третьего по пятый месяцы увеличивался объём выполняемых упражнений (количество выполнений одного упражнения), при этом опускались наиболее простые упражнения. Далее объём упражнений снижался, но увеличивалась их интенсивность (подбиралась музыка, соответствующая более высокому темпу выполнения упражнений). Отметим также, что при повышении объёма и интенсивности строго соблюдались принципы соответствия нагрузок индивидуальным особенностям занимающихся и волнообразности изменения нагрузок. Величина нагрузки регулировалась по ЧСС при помощи мониторов сердечного ритма Полар.
Достоверность различий выборочных показателей определялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ЛМОУЛ).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Студентки сформированных групп в начале учебного года не имели достоверных различий по показателям возраста, роста и массы тела.
Также не было в начале учебного года различий между студентками групп "А" и "С" по показателям физической подготовленности и функционального состояния.
Как следует из анализа данных табл. 1, в конце учебного года у студенток, занимавшихся аэробикой (группа "А") оказались значительно (достоверно) выше, чем в группе "С" ЖЕЛ, индекс индивидуальной аэробной подготовленности (ИИАП) и значительно (достоверно) меньше - частота сердечных сокращений в покое. Значительно (достоверно) выше в конце учебного года оказались в группе "А" и показатели силовой выносливости (результаты в тестах "поднимание в сед" и "подтягивание в висе лёжа"). Названные различия показывают эффективность занятий аэробикой, проводившихся со студентками.
В то же время, несмотря на значительное улучшение показателей эффективности функционирования кислородтранспортной системы, во многом определяющей уровень общей выносливости, в конце учебного года у студенток групп "А" и "С" не было обнаружено достоверных различий в результатах в беге на 2000 метров (табл. 1).
Таблица 1
Показатели физической подготовленности и функционального стояния студенток в
конце учебного года
Показатели и тесты Величины и результаты ( х±5) Достоверность различий
Группа С Группа А
100 м (с) 17,3±0,99 17Д±0,76 р>0,05
2000 м (с) 704±46 698±34 р>0,05
поднимание в сед (раз) 34,5±2,72 37,4±2,74 р<0,001
дл. с/м (см) 170±10 167±9 р>0,05
подтягивание (раз) 14,0±1,94 15Д±1,93 р<0,05
наклон вперёд (см) 2,8±2,03 6,3±2,15 р<0,001
ЖЕЛ (мл) 2793±300 3048±173 р<0,001
ЧССпокоя (уд/мин) 75±4,5 72±4,6 р<0,05
ИИАП (отн. ед.)) 32,7±4,75 35,4±3,71 р<0,05
Так, в группе, занимавшейся по стандартной программе, результат в беге на 2000 метров повысился на 0,1% (уменьшилось время пробегания дистанции), а в группе, занимавшейся аэробикой, - на 1,2%. Оба показателя прироста позволяют говорить лишь о стагнации соответствующих качеств и способностей студенток.
Возможно, выраженные различия динамики показателей, характеризующих эффективность функционирования кардиореспираторной системы, и результатов в беге на 2000 метров могут быть обусловлены биомеханическими различиями двигательных действий в танцевальной аэробике и этой основной природной локомоции человека, в частности различиями деятельности опорно-двигательного аппарата в названных упражнениях.
Косвенно подтверждает это предположение и тот факт, что показатель скоростносиловых способностей студенток также не имел достоверных различий в конце эксперимента в группах, занимавшихся аэробикой и по стандартной программе. Так, из данных табл. 1 следует, что результат в прыжке в длину с места не имеет достоверных различий в группах "А" и "С" в конце учебного года. Очевидно, что двигательная деятельность студенток на занятиях по физической культуре не содержит достаточного числа упражнений, способных оказать выраженное развивающее воздействие на скоростно-силовые
способности, ни при их построении по стандартной программе, ни при применении средств аэробики.
Отметим также большую эффективность средств аэробики в развитии гибкости. Так, в группе "А" результат в наклоне вперёд улучшился на 180% в то время как в группе "С" - только на 12%. Причём, в конце учебного года результаты в этом тесте оказались достоверно выше в группе "А".
ВЫВОДЫ
Таким образом, занятия аэробикой позволили значительно более эффективно повышать у девушек показатели эффективности функционирования кардиореспираторной системы и силовой выносливости, чем занятия по стандартной программе. Однако занятия аэробикой не позволили эффективно развивать выносливость в беге - одной из основных природных локомоций человека, а также скоростно-силовые способности и ряд смежных способностей, определяющих результат в беге на 100 метров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голякова, Н.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Голякова Н.Н. - Сургут, 2003. - 23 с.
2. Заболотний, А. Г. Учёт соразмерности уровня развития кондиционных двигательных качеств как условие эффективной физической подготовки (на примере девушек) : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Заболотний А.Г. - Майкоп, 2005. - 20 с.
3. Козлов, Р.С. Динамика показателей физической подготовленности у студентов МГТУ I Р.С. Козлов II Проблемы физического воспитания и спорта: реалии и перспективы : науч. тр. кафедры лёгкой атлетики Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2004. - С. 144-150.
4. Примерная программа дисциплины физическая культура [Электрон. ресурс] II Министерство образования Российской Федерации - 2000. - Режим доступа: http :IIwww.edu.ruIdbIportalIspeIprogsIhf.02 .htm.
5. Суетина, Т.Н. Методические основы организации занятий по аэробике со студентками вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Суетина Т.Н. - Улан-Удэ, 1999. - 21 с.
6. Чибисова, Т. В. Построение занятий с применением различных видов оздоровительной аэробики с девушками 15-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук I Чибисова Т.В. - М., 2003. - 23 с.
Контактная информация: mvpvnv@yandex.ru
УДК 379.835
ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРИМОРСКОЙ ЗОНЕ НА КАВКАЗЕ В
УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОГО СОХРАНЕНИЯ КУПАЛЬНОГО СЕЗОНА
Татьяна Валентиновна Платонова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приведены практические данные результатов проведения выездной школы здорового образа жизни па Черноморском побережье Кавказа в условиях частичного сохранения купального сезона.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, школа ЗОЖ, режим дня, методики оздоровления.