Научная статья на тему 'Технология конструирования учебных программ по аэробике для студентов технического университета'

Технология конструирования учебных программ по аэробике для студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ПУЛЬСОВАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушма Татьяна Валерьевна, Зуйкова Елена Георгиевна, Липовка Анна Юрьевна

В статье приведены результаты тестирования уровня физической подготовленности и функционального состояния организма студенток, занимающихся аэробикой. На основании анализа данных и расчета целевой пульсовой зоны сконструированы блоки специальных упражнений, которые учитывают индивидуальные возможности студенток на данном этапе обучения. Практические разработки апробированы на учебных занятиях и рекомендованы по внедрению их в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of designing the training programs in aerobics for students of technical university

The results of testing the level of physical fitness and functional state of organism of the students engaged in aerobics have been presented in the article. Based on the data analysis and calculation of target heart rate zone the authors have constructed the blocks of special exercises, which take into account the individual capabilities of the students at this stage of training. Practical designs are tested in the classroom and recommended by their introduction in the educational process.

Текст научной работы на тему «Технология конструирования учебных программ по аэробике для студентов технического университета»

риодически менять комплексы хореографической подготовки, вводя в него новые упражнения, также предлагать новые подвижные игры, количество которых не ограничено.

Таблица 1 - Сравнительный анализ техники выполнения базовых шагов аэробной гимнастики юными спортсменами контрольной и экспериментальной групп (до и после эксперимента)_______

Критерии Результаты контрольной группы, (n=l5) XX ±5 Стат. вывод Результаты экспериментальной группы, (n=l6) XX l±5l Стат. вывод ^рЛрс Стат. вывод

Техника выполнения базовых шагов До 6,3±Q,7 До 6,7±Q,5 2,l3/Q,83

После 7,2±Q,6 После 8,4±Q,3 2,13/2,64

Умение выполнять комбинацию из базовых шагов До 5,7±Q,3 До 5,3±Q,5 Р^5 2,l3/Q,57

После 6,8±Q,6 После 8,4±Q,4 2,13/2,27 Р^5

ВЫВОДЫ

Проведенный педагогический эксперимент показал, что существующая методика обучения основным базовым упражнениям в аэробной гимнастике не отвечает современным требованиям подготовки спортивного резерва. Нужна адаптированная, под возрастной контингент учащихся, методика, в которой будет широко представлен игровой метод и упражнения классической хореографии. Необходимо отметить, что экспериментальные занятия, построенные на основе подвижных игр и упражнений хореографии, отличаются высоким эмоциональным фоном, желанием детей выполнять задания тренера, творческим подходом к выполнению новых упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аэробная гимнастика : правила соревнований FIG (2Q17-2Q2Q) / Всероссийская федерация спортивной и оздоровительной аэробики. - М. : [б.и.], 2Q16. - 2Q3 с.

2. Крючек, Е. С. Содержание и композиция упражнений спортивной аэробики / Е.С. Крючек // Гимнастика : сборник научных трудов. Выпуск 1 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2QQ9. - С. 37-45.

3. Шинилина, И. А. Хореография в снорте / И. А. Шинилина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2QQ4. - 224 с.

REFERENCES

1. Aerobic gymnastics. Competition rules-the FIG (2017-2020) (2Q16), Russian Federation of sports and health aerobics, Moscow.

2. Kryuchek, E.S. (2QQ9), "Content and arrangement of exercises, sports aerobics", Gymnastics: Collected scientific papers, Issue 1, Lesgaft Academia, pp. 37-45.

3. Shipilina, I.A. (2QQ4), Choreography in sport, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2017

УДК 796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО АЭРОБИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье приведены результаты тестирования уровня физической подготовленности и функционального состояния организма студенток, занимающихся аэробикой. На основании анали-

за данных и расчета целевой пульсовой зоны сконструированы блоки специальных упражнений, которые учитывают индивидуальные возможности студенток на данном этапе обучения. Практические разработки апробированы на учебных занятиях и рекомендованы по внедрению их в учебный процесс.

Ключевые слова: студенты, тестирование, функциональное состояние организма, физическая подготовленность, целевая пульсовая зона.

TECHNOLOGY OF DESIGNING THE TRAINING PROGRAMS IN AEROBICS FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Tatyana Valeryevna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Zuykova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Anna Yurievna Lipovka, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

The results of testing the level of physical fitness and functional state of organism of the students engaged in aerobics have been presented in the article. Based on the data analysis and calculation of target heart rate zone the authors have constructed the blocks of special exercises, which take into account the individual capabilities of the students at this stage of training. Practical designs are tested in the classroom and recommended by their introduction in the educational process.

Keywords: students, testing, organism functional state, physical fitness, target heart rate zone.

ВВЕДЕНИЕ

Современные направления аэробики популярны среди студенческой молодежи. Появление новых технологий с использованием танцевальных движений создает объективные предпосылки для укрепления здоровья, разностороннего физического развития, положительных изменений в функционировании сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональный фон, делая занятия менее утомительными. Широкое внедрение в учебный процесс авторских программ позволяет корректировать и видоизменять их содержание за счет новых средств, методов и приемов. Современная аэробика - это подвижная структура, которая с одной стороны отвечает личностным запросам студенток, с другой - реализует решение педагогических задач.

В связи с этим, актуальным представляется усиление контроля над педагогическим конструированием учебных программ по аэробике для студенток технического университета, организацией грамотного управления нагрузкой.

Цель работы: совершенствование технологии конструирования учебных программ по аэробике для студентов.

Задачи:

1. Изучить опыт использования современных технологий в контексте конструирования программ по аэробике.

2. Провести комплексные исследования функционального состояния организма испытуемых, определить уровень их физической подготовленности.

3. Проанализировать содержание компонентов тренировочных программ, внести в них конструктивные изменения при планировании физических нагрузок.

4. Аргументировать механизм конструирования авторских программ по аэробике для учебных занятий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на двух учебные группах студентов 2 курса СПбПУ (86 чел.), занимающихся на специализации «Аэробика». В соответствии с известными рекомендациями были сформированы две равносильные группы: контрольная и экспе-

риментальная.

Исследование проводилось в 3 этапа.

1 этап. Постановка цели и задач, определение предмета исследования, изучение литературы и практического материала.

Современная аэробика предлагает большое количество разнообразных тренировочных программ, основанных на многократном повторении стандартной двигательной информации [3, 5, 6]. Однако, практический опыт проведения занятий по аэробике со студентами показал, что технология конструирования учебных программ имеет свои специфические особенности в каждом семестре. Эти особенности определяются физической, технической, координационной подготовленностью и функциональным состоянием учебной группы, мотивационной составляющей, материально-техническим обеспечением и условиями в которых проходят занятия, квалификацией преподавательского состава и др. Согласно опросу студентов, предпочтение получила структурно-композиционная форма проведения занятий. Конструирование программы осуществляется заранее, при этом используются специально подготовленные музыкальные фонограммы, разработанные авторские танцевальные комбинации и силовые комплексы.

За время работы на специализации «Аэробика» создано практическое пособие, в котором представлены танцевальные композиции и силовые комплексы разного уровня сложности. Весь материал оформлен в виде видеозаписей и размещен в открытой группе «ВКонтакте». Использование компьютерных технологий обеспечивает доступность к практическому материалу в любое удобное для студента время. Методический практикум - это авторские разработки преподавателей специализации «Аэробика» и лучшие творческие работы студентов, апробированные в эксперименте на студентах 1-2 курсов на протяжении 5 лет. Работа продолжается и в настоящее время, что обеспечивает постоянное обновление практического материала по аэробике.

Каждая танцевальная композиция или силовой комплекс в партерной части выполняются от 3-х до 5 минут. За это время ЧСС достигает информативных показателей о ССС и является объективным критерием оценки интенсивности физической нагрузки. Ранжирование комбинаций и комплексов по пульсовой стоимости позволяет рекомендовать их выполнение с ожидаемым результатом в соответствующей зоне интенсивности. Таким образом, величина кардио-нагрузки отдельно взятого комплекса определяет последовательность выполнения разнообразных вариантов танцевальных композиций и силовых упражнений, служит обязательным условием при конструировании учебных программ по аэробике для студентов. Данная технология конструирования программ должна обеспечить дифференцированный подход к учебным группам с разной физической подготовленностью и функциональным состоянием.

2 этап. Тестирование студентов по определению их функционального состояния и физической подготовленности, определение содержания и структуры учебной программы по аэробике, экспериментальная проверка пульсовой стоимости танцевальных композиций и силовых комплексов, определение целевой пульсовой зоны.

Студенты каждой группы в начале и в конце семестра проходили тестирование, выполняя упражнения, характеризующие их уровень развития физических качеств [1, 7]. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе (рисунок 1).

В качестве контрольных заданий для оценки скоростно-силовых качеств студентки выполняли 3 тестовых упражнения. Фиксировался максимальный результат, показанный за 30 секунд.

Тест № 1. И.П. - лёжа на животе, руки согнуты. Разгибание и сгибание рук.

Тест № 2. И.П. - лёжа на животе, руки за голову. Прогнуться назад и вернуться в

И.П.

Тест № 3. И.П. - лёжа на спине, руки скрещены на груди, колени согнуты, стопы зафиксированы. Сед с касанием локтями колен, лечь в И.П.

5 4 3 2 1 0

3 9 4 4,1 4,2 4 3,9

2,9 3,2 2,9 3,2

контр. экспер. скоростно силовые качества контр. экспер. гибкость □ до СИпс контр. экспер. силовая выносливость сле контр. экспер. быстрота реакции

Рисунок 1 - Средний балл тестовых заданий до и после эксперимента

Для оценки гибкости использовались сложные контрольные упражнения, отражающие специфику занятий аэробикой: «шпагат», «мост», «выкрут скакалки», «наклон вперед, стоя на скамейке» и пятибалльная система оценки.

В качестве контрольных заданий для измерения силовой выносливости студентки выполняли 2 упражнения (Тест № 1, № 3). Фиксировался максимальный результат, показанный за 60 секунд.

Для определения быстроты простой реакции использовался тест с захватом рукой падающей линейки (длина линейки 50 см). Тест повторяется трижды с разной продолжительностью команд в отдельных попытках. Испытуемому следует, уловив момент падения линейки, захватить ее как можно быстрее. Регистрируется расстояние от верхнего места хвата до нулевой отметки на линейке. Фиксируется лучший результат, выраженный в сантиметрах.

Функциональное состояние ССС оценивалось по изменениям ЧСС при выполнении стандартной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд). Измерялись четыре показателя по трёхбалльной системе (таблица 1).

Таблица 1 - Оценка функционального состояния ССС

Показатели исследования ФС и ФР Отличное Удовлетворительное Плохое

Пульс покоя Менее 70 уд/мин 71^88 уд/мин Более 89 уд/мин

Превышение пульса после нагрузки по отношению к пульсу покоя (в %) До 25 % 25^75% Более 75%

Значение индекса Руфье Менее 4 4-Н0 Более 10

Результат от разности пульса после восстановления и пульса покоя 0^2 2^7 Более 7

Оценка функционального состояния проводилась до и после эксперимента (рисунок 2).

35%

51%

14%

35%

51%

14%

35%

51%

14%

34%

52%

14%

45%

51%

56%

30%

45%

51%

76%

20%

61%

35%

56%

8%

36%

61%

35%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

55%

35%

51%

31% 18%

62%

24% 14%

1%

31%

18%

72%

14% 14%

до после контр

до после экспер.

пульс покоя

до после контр.

до после экспер.

реакция на нагрузку

до после контр.

до после экспер.

индекс Руфье

до после контр.

до после экспер.

восстановление

□ плохо Шудовлетв □хорошо

Рисунок 2 - Оценка функционального состояния студенток до и после эксперимента

Результаты, полученные в ходе тестирования в начале эксперимента, показали недостаточный уровень физической подготовленности и функционального состояния организма почти у половины испытуемых. С учетом этих данных для дальнейших исследований были сформированы контрольная и экспериментальная группы (по 20 человек) из студенток, показавших средние результаты в тестовых заданиях.

В контрольной группе выбор объема и интенсивности тренировочной нагрузки при конструировании учебной программы по аэробике базировался на анализе результатов комплексного тестирования.

В экспериментальной группе дополнительно были проведены расчеты индивидуальных показателей пульса, что важно для выбора оптимальных нагрузок в каждой части урока аэробики, выбора физических упражнений и планировании их интенсивности на протяжении всего занятия, учета индивидуальных возможностей студентов.

Для расчета ЦСР (целевого сердечного ритма) использовался метод Карванена, который является одним из наиболее эффективных методов определения целевой зоны сердцебиения. Фиксировался пульс в покое, рассчитывались верхний и нижний допустимые пороги ЦСР для каждой студентки. Пороговые значения целевой зоны ЧСС, рассчитанные для экспериментальной группы, показаны в таблице (таблица 2).

Таблица 2 - Минимальные и максимальные значения ЧСС для каждой части занятия

Подготовительная Аэробная Силовая Заключительная

Min 135 148 148 96

Max 156 189 172 123

Комплексный анализ результатов тестирования обеих групп позволил рекомендовать адекватные по объему и интенсивности танцевальные композиции и силовые комплексы в партере, из которых предполагалось конструирование учебной программы.

3 этап. Конструирование и экспериментальная проверка эффективности предложенной технологии, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Программы конструируются с учетом физической подготовленности и функционального состояния учебных групп, осваиваются в течение семестра и направлены на решение конкретных задач [4, 8]. Этот вариант более привлекателен для студентов, т.к. появляется возможность оценить свои технические достижения, повысить уровень тренированности, проявить свои индивидуальные и творческие способности. Технология формирования программы базируется на учете адаптации организма занимающихся к нагрузке и позволяет преподавателю грамотно управлять ею.

В экспериментальной группе каждая композиция после предварительного разучивания выполнялась в целом, при этом измерялась ЧСС, которая рассматривалась как критерий оценки интенсивности данной физической нагрузки на организм студенток. Определив пульсовую стоимость каждой композиции и ответную реакцию организма испытуемых на нагрузку, а также учитывая данные комплексного обследования, все комплексы были последовательно структурированы в зоне рекомендуемой интенсивности.

Конструирование и экспериментальная проверка эффективности предложенной технологии проводилась в течение семестра. Выстроенный алгоритм учебной программы завершился зачетным уроком, на котором интенсивность нагрузки на протяжении всего занятия отслеживалась с помощью монитора сердечного ритма «Polar» для получения более достоверного результата. Нагрудные датчики фиксировали ЧСС и при помощи радиосигнала передавали информацию на экран компьютера.

График демонстрировал ЧСС в течение занятия в процентном соотношении от максимального значения пульса каждой студентки.

Данные, полученные с помощью такого метода, отражают достоверную информацию об эффективной работе сердца, могут помочь в разработке варьирования физической нагрузки в групповых занятиях по аэробике [2]. С помощью монитора «Polar» установлены для каждой студентки верхняя и нижняя граница оптимальной тренировочной

зоны для каждой части занятия.

Динамика сердечного ритма соответствовала целевым зонам в каждой части занятия, т.е. детализация конструирования учебной программы по аэробике позволила оптимизировать интенсивность физической нагрузки.

Средние значения ЧСС контрольной и экспериментальной групп в течение занятия представлены на графике (рисунок 3).

X экспериментальная группа ^»^контрольная группа

Рисунок 3 - График изменения ЧСС в структуре учебного занятия по аэробике

Разработанная для экспериментальной группы программа соответствовала тренировочным возможностям занимающихся. Это видно по попаданию значений ЧСС в течение занятия в целевую пульсовую зону.

Данная технология конструирования учебной программы по аэробике способствует развитию физических качеств и положительной динамике функционального состояния занимающихся. Это подтверждено повторными результатами комплексного обследования студентов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

1. Апробирован базовый алгоритм конструирования учебных программ по аэробике для студентов технических вузов.

2. Результаты данного исследования позволят точнее определять оптимальную интенсивность нагрузки, чередование танцевальных композиций и силовых комплексов, выявить перечень упражнений, в которых следует изменить темп, амплитуду и другие параметры для каждой группы занимающихся.

3. Детализация педагогического конструирования учебных программ по аэробике базируется на результатах физической подготовленности и функционального состояния занимающихся, что позволяет оптимизировать режим физических нагрузок.

4. Исследования кардио-нагрузки в режиме реального времени позволяет совершенствовать технологию конструирования учебных программ по аэробике, избежать чрезмерно высоких нагрузок на сердце.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйкова, О.М. Функциональное состояние организма студенток, занимающихся различными видами оздоровительной аэробики : автореф. дис. ... канд. биолог. наук / Буйкова О.М. - Иркутск, 2010. - 26 с.

2. Жерносек, А.М. Технология регулирования интенсивности занятий оздоровительной степ-аэробикой / А.М. Жерносек, М.Ю. Ростовцева // Материалы научной конференции молодых ученых и студентов РГУФК (15-17 марта - 19-21 апреля 2006 г.). - М., 2006. - С. 122-125.

3. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Частные методики. Т. II / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : ФАР, 2002. - 211 с.

4. Слесарева, А.С. Методы конструирования программ в группах танцевальной аэробики [Электронный ресурс] // Методы конструирования программ, составления связок и особенности

использования методов слова на занятиях физическими упражнениями в группах танцевальной аэробики. - URL : http://www.fizrasport.ru/metody-konstruirovaniya-programm-sostavleniya-svyazok-i-osobennosti-ispolzovaniya-metodov-slova-na-zanyatiyax-fizicheskimi-uprazhneniyami-v-gruppax-tancevalnoj-aerobiki.html. - Дата обращения 01.01.2017.

5. Современные оздоровительные технологии. Методика. Практика : учеб-метод. пособие / В. П. Липовка [и др.] ; под ред. В. П. Липовка. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 87с.

6. Современные оздоровительные технологии. Теория : учеб-метод. пособие / В.П. Липовка [и др.] ; под ред. В.П. Липовка. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 92 с.

7. Урюпин, Н.Н. Общая и специальная подготовленность хоккеистов (методическое руководство для тренеров национальных сборных команд) [Электронный ресурс] / Н.Н. Урюпин, В.В. Савостьянов, А.В. Алехнович ; под общей редакцией В.А. Третьяка. - Москва, 2014. - URL : http://fhr.ru/common/upload/OiSFPKh_text.pdf. - Дата обращения 01.01.2017.

8. Ярчак, Е.Н. Методика проведения оздоровительной аэробики в вузе : учеб-метод. пособие для студентов всех специальностей днев. формы обучения / Е.Н. Ярчак, С. Л. Володкович, Л.М. Ярчак ; Гомельский гос. технич. ун-т им. П.О. Сухого расшифровать. - Гомель : Изд-во ГГТУ им. П.О. Сухого, 2012. - 31 с.

REFERENCES

1. Buykova, O.M. (2010), Functional state of an organism of students engaged in various kinds of improving aerobics, dissertation, Irkutsk.

2. Zhernosiek, A.M. and Rostovtseva, M.Yu. (2005), "Intensity control technology employment by improving step aerobics", Proceedings of the scientific conference of young scientists and students RGUFK (15-17March - April 19-21, 2006.), Moscow, pp. 122-125.

3. Lisitskaya, T.S. and Sidneva L.V. (2002), Aerobics. Private methodic, Vol. II, FAR, Moscow.

4. Slesareva, A.S. (2012), Methods of designing programs Group dance aerobics, available at: http://www.fizrasport.ru/metody-konstruirovaniya-programm-sostavleniya-svyazok-i-osobennosti-ispolzovaniya-metodov-slova-na-zanyatiyax-fizicheskimi-uprazhneniyami-v-gruppax-tancevalnoj-aerobiki.html.

5. Ed. Lipovka, V.P. (2014), Modern improving technologies. Theory: educational method, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

6. Ed. Lipovka, V.P. (2014), Modern improving technologies. Technique. Practice: educational method, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

7. Uryupin, N.N., Savostianov, V.V. and Alekhnovich A.V. (2014), General and specially trained players (manual for the national team coach), Moscow, available at: http://fhr.ru/common/upload/OiSFPKh_text.pdf.

8. Yarchak, E.N. (2012), Methods of improving aerobics in high school: textbook method, Gomel GSTU, Gomel.

Контактная информация: annalipovka@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2017

УДК 796.011.3

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет, Смоленск,

Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский филиал Московского государственного университета путей сообщения

(МИИТ), Смоленск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения эффективности занятий физического воспитания у студенческой молодежи, обучающихся в высших учебных заведениях. Авторы анализируют проблемы организации занятий по физическому воспитанию и предлагают методические рекомендации по улучшению качества организации учебного процесса физического воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.