Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в Политехническом университете на специализации «Аэробика». Предложены эффективные методические приемы и средства организации занятий в смешанных группах. Разработаны рекомендации по внедрению в учебные занятия дифференцированных комплексов, как средства совершенствования физических качеств у студентов разного пола и уровня подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ»

24. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: М., 2006. - 278 с.

25. Тюников Ю., Мазниченко М. Преподаватель и студент: сценарии взаимодействия // Высшее образование в России. - 2004.- №12.-С. 97-105.

26. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе // Педагогика.- №5.- 2007. - С. 71 — 75.

27. Яковенко Л.Н. Адаптация первокурсников к вузовскому обучению и вопросы психической саморегуляции // Аспирант и соискатель. - 2003. - №2. С. 166 - 168.

28. Яковлева М.В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе: Дис. ... канд. пед. наук: Улан-Удэ, 2000. - 147 с.

29. Ясюкова Л.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Бучин И.В. Связь социально-психологических свойств личности студенческой молодежи с адаптацией к обучению в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - Вып. 32.2007.- С. 96-103.

УДК 378.146

Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, bushmat@mail.ru

Резюме.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в Политехническом университете на специализации «Аэробика». Предложены эффективные методические приемы и средства организации занятий в смешанных группах. Разработаны рекомендации по внедрению в учебные занятия дифференцированных комплексов, как средства совершенствования физических качеств у студентов разного пола и уровня подготовленности. Ключевые слова: студенты, тестирование, дифференцированное обучение, аэробика.

Summary.

T.V. Bushma, E.G. Zuikova Technology differentiated instruction aerobics. The article deals with the actual problems of the educational process organization in the discipline "Elective courses in physical culture "at the Polytechnic University on the specialization "Aerobics". Effective methods and means of organization of classes in mixed groups are offered. Recommendations for the introduction of differentiated complexes in the classroom as a means of improving the physical qualities of students of different sexes and levels of preparedness. Key words: students, testing, differentiated training, aerobics.

Введение. Занятия физической культурой входят в образовательный стандарт высшей школы, который предписывает выполнение студентами определенного объема практических занятий. В СПбПУ на протяжении десятилетий студенты первого курса имели возможность выбора вида физической деятельности. Действующая система позволяла студентам адекватно оценить свои двигательные и функциональные возможности, удовлетворяла их личную мотивацию, ответственность за выбор вида спортивной деятельности. Методически грамотно выстроенные занятия на специализации позволяли студентам совершенствовать свои навыки, а преподавателю осуществлять контроль их индивидуальных достижений [1, 5, 6].

В настоящее время изменен формат занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» для студентов первого курса. Учебная группа закрепляется за преподавателем, что не позволяет реализовать систему выбора, студенты занимаются по программе общей физической подготовки с элементами той специализации, которую ведет курирующий группу преподаватель.

Качество учебного процесса по физической культуре во многом определяется его организацией. Не всегда рекомендуемые формы занятий приводят к ожидаемому результату, так как в зале одновременно занимаются юноши и девушки с разным уровнем функциональной и физической подготовленности. В таких группах проведение учебных занятий достаточно трудоемкий процесс, что является основанием для изучения технологии организации, методов и методических приемов, выбора средств, корректировки программ для работы с такими группами [4, 7, 12].

Эта проблема встала перед преподавателями СПбПУ специализации «Аэробика», где практические занятия по физической культуре на первом курсе проходят в составе учебных групп. Занятия аэробикой пользуются

1214

популярностью среди девушек, оздоровительный характер тренировок является прекрасным средством повышения общей работоспособности организма. К сожалению, среди юношей этот вид двигательной активности, не так распространен [10, 13, 14].

Преподавателями специализации «Аэробика» были разработаны учебные программы, соответствующие возможностям студентов, проведена коррекция алгоритма действий при решении образовательных задач, оптимизированы нагрузки в зависимости от пола занимающихся, формы движения, мощности, длительности и ритма работы, сформулированы индивидуальные рекомендации студентам [3, 4, 8, 9].

Актуальность работы определялась необходимостью использовать возможности предмета аэробики, ее стили и разновидности, для интенсификации учебного процесса в работе со студентами в смешанных группах, разработать методику организации занятий, которая обеспечила бы удовлетворение мотивов как юношей, так и девушек.

На специализации «Аэробика» было решено использовать технологию дифференцированного физкультурного обучения, так как во время занятий необходимо обеспечить индивидуальный подход к студентам с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей личной мотивации [2, 11, 15].

Цель работы: использование технологии дифференцированного обучения на специализации «Аэробика» в смешанных группах со студентами первого курса.

Задачи:

1. Изучить опыт использования технологии дифференцированного обучения в контексте конструирования программ по аэробике.

2. Провести комплексные исследования уровня физической подготовленности испытуемых.

3. Разработать программы оздоровительной аэробики для учебных занятий в смешанных группах.

4. Дать практические рекомендации по организации занятий по аэробике с использованием технологии дифференцированного обучения.

В исследовании приняли участие студенты первого курса юноши и девушки, чьи учебные группы занимались на специализации «Аэробика».

Методы исследования: изучение научно-методической литературы, педагогический опрос, практический опыт преподавателей, методы математической обработки результатов.

В начале учебного года в группах первого курса, закрепленных за специализацией «аэробика», проведен педагогический опрос, в котором студенты выразили свои предпочтения в выборе вида спорта, а также мотивы, побуждающие их к такому выбору (рис. 1).

Результаты опроса показали, что 36% девушек предпочтение отдали аэробике, мотивируя свой выбор возможностью освоить современные стили танцевальной аэробики, снизить свой вес, скорректировать проблемные зоны фигуры, желанием получать эмоциональное удовольствие от занятий. Юноши в 44 % случаев хотели бы заниматься спортивными играми (баскетбол, волейбол, футбол), в 26 % случаев - плаванием, в 21% - различными видами единоборств. Занятия аэробикой в своих ответах первокурсники поставили на последнее место. Среди основных мотивов при выборе вида спорта юноши отметили желание удовлетворить потребность в движении, заниматься интересной для них активной двигательной деятельностью, возможность повысить уровень своей физической подготовленности. Очевидные различия в мотивации юношей и девушек к учебным занятиям, изменили технологию формирования учебных программ по аэробике.

Рис.1. Предпочтения первокурсников в выборе вида физических упражнений.

Сохраняя традиционную структуру занятия по аэробике, в каждую из частей: подготовительную, аэробную, силовую и заключительную, были внесены изменения.

В подготовительной части урока использовались блоки упражнений, которые выполнялись поточным методом в стиле «нон-стоп» и представляли собой синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений. Низкая интенсивность движений в этой части занятия позволила сформировать базовые навыки аэробики.

Аэробная часть урока содержала большое количество беговых упражнений, скачков и подскоков с различными перемещениями и движениями рук, цикличность их повторений, направлена на развитие общей выносливости, а изменение темпа и ритма - на развитие скоростной выносливости. В программу этой части урока включены элементы боевых видов спорта, что значительно повысило интерес юношей и обеспечило разнообразие движений. В программу были включены серии занятий степ-аэробикой, где регулируемая высота платформы позволяет одновременно заниматься студентам разного пола и физической подготовленности.

Силовая часть урока аэробики направлена на развитие двигательных качеств мышц плечевого пояса, живота, бедер и ягодиц. Силовые упражнения привлекательны для юношей, т.к. делают фигуру более рельефной, а девушкам помогают сбросить лишний вес и проработать «проблемные зоны».

Следует отметить, что важным эмоциональным и мобилизующим фактором в учебных занятиях является музыка. Физические упражнения в совокупности с музыкой обладают высокой степенью воздействия на все системы организма студентов, обеспечивают высокую работоспособность, отодвигая нарастающее утомление, развивают чувство прекрасного, позволяют в движении выразить индивидуальные способности.

В начале и конце учебного года проводилась оценка силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, координации движений занимающихся. Результаты тестирования оценивались по пятибальной системе (рис. 2).

Каждый студент к концу учебного года улучшил свой начальный результат. При оценке физической подготовленности индивидуальные достижения имели приоритетное значение, занимающийся не сравнивал себя с другими, а ориентировался на свои исходные показатели.

1217

■ в начале года

■ в конце года

0 1 2 3 4 5

Рис.2. Оценка физических качеств студентов-первокурсников.

Учебные программы дифференцированы с учетом гендерных различий, физической подготовленности и функционального состояния учебных групп. Содержание, объем и интенсивность нагрузки направлены на решение конкретных задач. Традиционная структура урока по аэробике сохранена, адаптирована для занятий с учебными группами с включением в каждую часть урока ОРУ.

Этот вариант более привлекателен для студентов, т.к. появляется возможность оценить свои технические достижения, повысить уровень тренированности, проявить свои индивидуальные способности. Разработаны силовые комплексы, разного уровня сложности, которые выполняются в партере одновременно всей группой. Студентам рекомендовано выполнять тот объем нагрузки, который соответствует их физической подготовленности на данный момент. Интенсивность регулируется изменением темпа и паузами отдыха между комплексами.

В дополнение к традиционной партерной части занятия для юношей разработаны комплексы упражнений с использованием тренажеров и спортивного оборудования. Эта программа реализуется в формате круговой тренировки, с учетом основных принципов и правил ее проведения.

Выводы:

1. Результаты педагогического опроса среди студентов первого курса, занимающихся в смешанной группе на специализации «аэробика» показали

1218

необходимость учитывать мотивацию студентов при планировании учебного процесса, дифференцированно подходить к работе со студентами разного пола, особенно при определении содержания занятий.

2. Апробирована на практике технология дифференцированного обучения на базе предмета «Аэробика», что позволило максимально удовлетворить интересы юношей и девушек с различной физической подготовленностью.

3. Следует отметить диапазон различий в мотивации к занятиям аэробикой у юношей и девушек, поэтому в целях увеличения компонента индивидуальности, рекомендовать проведение раздельных занятий для студентов обоего пола.

4. Результаты тестирования физических качеств первокурсников подтверждают эффективность технологии дифференцированного обучения применяемой на специализации «Аэробика».

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонько О.М. Деятельность преподавателя как фактор эффективности обучения студентов дисциплине «Физическая культура» / Инновационные процессы в физическом воспитании студентов: сб. науч. ст. Вып. 2 / Под ред. В.А. Коледа. - Минск: БГУ, 2012. - С. 5-14.

2. Бакаев В.В., Васильева В.С., Нюняев И.В. Технология повышения работоспособности студентов с использованием методики оптимизации дыхания // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т.12, № 1. С. 344-350.

3. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Организация занятий аэробикой в смешанных группах // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. науч. трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб. : Изд-во Политехн, ун-та, 2018. - С.150-153.

4. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Сальман А.М. Круговая тренировка в структуре учебного занятия по развитию физической подготовленности // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма.- СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2017. - С.23-25.

5. Васильева В.С. Основы планирования самостоятельной физической тренировки студентов вузов: учебное пособие / В.С. Васильева, Д.А. Новиков. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 58 с.

6. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Компьютерные

1219

технологии на учебных занятиях по физической культуре в вузе // Культура физическая и здоровье / Изд-во Воронежского гос. пед. ун-та, 2015. - №1 (52) -С.69-72.

7. Волкова Л.М., Голубев А.А., Митенкова Л.В. Пути повышения мотивации к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации / Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов / Материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, посвящ. 85-летию КНИТУ-КАИ. - 2016. С. 85-88.

8. Голубев А.А., Волкова Л.М. Необходимый уровень основных физических качеств абитуриента летных учебных заведений / Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта // Материалы 2-й Всероссийской заочной науч.-практ. конф. с международным участием. -Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2015. - С. 405-408.

9. Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В. Педагогические технологии организации самостоятельной работы студентов на занятиях аэробикой / Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с междунар. участием. 16-17 декабря 2016 года / Под общ. ред. А.Ю. Липовка. -СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. - С.87-94.

10. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С.69.

11. Лобанов, Ю.Я. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.

12. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 2 (156).

- С. 126-130.

13. Михеев В.И. Личностно-ориентированный подход в учебном процессе по физической культуре в вузе / Материалы 61-й межвузовской научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России, посвященной 55-летию студенческого движения «Буревестник» / Составитель С.С. Крючек. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2012.

- С.56-61.

14. Серова Т.В. Анализ результатов применения фитнес-программы на

1220

занятиях по физической культуре в техническом вузе / Т.В. Серова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 79-83. 15. Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Т. Титова / Первое сентября. - Спорт в школе- 2006. - № 3. - С. 14-17.

УДК 796 77

Сущенко В.П., Агаев Р.А.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация. В статье раскрываются основные результаты экспериментальной проверки эффективности функционирования организационно-педагогического механизма управления развитием студенческого спорта в условиях вуза. Ключевые слова: результаты, экспериментальная проверка, развитие, организационно-педагогический механизм управления, студенческий спорт.

ВВЕДЕНИЕ

Экспериментальная проверка эффективности организационно -педагогического механизма управления развитием студенческого спорта осуществлялась на базе Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

В ходе организации физкультурно-спортивной работы среди студентов и подготовке сборных спортивных команд вуза активно использовались дидактические принципы, методы и приемы, на основе разработанного нами организационно-педагогического механизма социально-личностного управления развитием студенческого спорта.

Общие сведения, критерии оценки и показатели эффективности управления развитием физкультурно-спортивной работы в образовательной организации «Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» преимущественно были получены на основе результатов участия студентов университета в ежегодном открытом публичном

1221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.