Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ'

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБИКА / МОТИВЫ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / AEROBICS / MOTIVES / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г.

В статье определена степень важности мотивов при выборе занятий аэробикой в СПбПУ. Выявлены наиболее распространенные мотивы среди респондентов. Проведено обновление учебной программы на специализации «Аэробика» с учетом интересов и потребностей первокурсников. Определены методы и средства, позволяющие удовлетворить ожидания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE MOTIVES OF THE PERSONNEL IN SELECTING PRACTICAL EXERCISES IN AEROBIC

The article defines the degree of importance of motives when choosing aerobics classes at SPbPU. The most common motives among the respondents were revealed. The curriculum for the specialization "Aerobics" was updated taking into account the interests and needs of freshmen. Methods and means are identified to meet the expectations of students.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ»

5.2. Теория и практика физической культуры и спорта

УДК 378.147

Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова1

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АЭРОБИКЕ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, [email protected]

Резюме. В статье определена степень важности мотивов при выборе занятий аэробикой в СПбПУ. Выявлены наиболее распространенные мотивы среди респондентов. Проведено обновление учебной программы на специализации «Аэробика» с учетом интересов и потребностей первокурсников. Определены методы и средства, позволяющие удовлетворить ожидания студентов. Ключевые слова. Аэробика, мотивы, студенты, учебный процесс.

Summary.

T.V.Bushma, E.G. Zuikova Studying the motives of the personnel in selecting practical exercises in aerobic.

The article defines the degree of importance of motives when choosing aerobics classes at SPbPU. The most common motives among the respondents were revealed. The curriculum for the specialization "Aerobics" was updated taking into account the interests and needs of freshmen. Methods and means are identified to meet the expectations of students.

Key words. Aerobics, motives, students, educational process.

Важным резервом повышения уровня двигательной деятельности студентов являются занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня. Активизировать этот процесс можно за счет применения в учебных занятиях наиболее интересных, доступных и эффективных физических упражнений. Наиболее эффективны те виды физических упражнений, которыми человек занимается добровольно, в этом случае они становятся неотъемлемой частью образа жизни студента, средством удовлетворения потребностей в двигательной активности.

Институт физической культуры, спорта и туризма в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого располагает возможностью

предоставления студенту выбора вида спортивной деятельности, т.е. специализации, в которой учебные занятия соответствуют функциональной и физической подготовленности молодых людей, содержание отвечает их интересам и склонностям.

Одним из видов физической активности, которые включены в программу «Элективных курсов по физической культуре» в СПбПУ является аэробика, которая благодаря разнообразию видов, удерживает высокий рейтинг среди элективных курсов по физической культуре, привлекая студенческую молодежь своей эмоциональностью, доступностью, современным музыкальным сопровождением.

Для улучшения учебного процесса, позволяющего реализовать студенту личностные возможности, поддержать интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, повысить эффективность совместной работы студента и преподавателя, нами был проведен опрос первокурсников о мотивах выбора специализации «Аэробика».

Цель исследования: изучение мотивов студентов первого курса при выборе занятий аэробикой как предпочтительного вида двигательной деятельности.

Задачи:

1. Провести опрос первокурсников для выяснения мотивов выбора элективного курса по аэробике.

2. Проанализировать полученные результаты, ранжировать их по степени значимости.

3. Сформулировать практические рекомендации по коррекции содержания учебных программ специализации «Аэробика» к мотивационным потребностям первокурсников.

Результаты исследования.

Анализ научно-методической литературы подтвердил, что мотивационный аспект студентов должен быть основным компонентом всей системы физического воспитания, а учебные программы, составленные с учетом интересов занимающихся, гарантировать удовлетворенность в двигательной потребности, личностных достижениях, творческой самореализации, предоставляя возможность студенту стать активным участником учебного процесса. Студенты приходят на занятия физической культурой с разным набором потребностей.

Для изучения мотивации студентов при выборе вида двигательной

920

активности на учебных занятиях нами была сформирована анкета, на основе вопросов методики, разработанной В.И. Тропниковым, для выяснения степени важности мотивов занятия выбранным видом спорта.

Проведен опрос студентов первого курса для определения их доминирующих мотивов при выборе занятий аэробикой. Анкета состоит из 6 блоков:

1. общение, контакт с однокурсниками, преподавателем;

2. приобретение практических умений и знаний;

3. потребность в поддержке и одобрении;

4. улучшение самочувствия и укрепление здоровья;

5. физическое самосовершенствование, стремление к физическому развитию;

6. эстетическое удовольствие и эмоциональное удовлетворение.

В каждом блоке 8 вопросов, степень важности каждого блока определяется набранной суммой баллов за все вопросы. Выставляется 1 балл за каждый положительный ответ (рис.1).

Физическое совершенствование Эмоциональное удовольствие Улучшение самочувствия Приобретение умений Общение Потребность в одобрении

0

Рис.1. Средние показатели положительных ответов студентов по каждому блоку вопросов в баллах.

Анализ результатов опроса показал, что для 86% респондентов наиболее значимым мотивом выбора занятий аэробикой является физическое самосовершенствование, стремление к физическому развитию. В этот блок входили вопросы о желании развить координацию, силу, выносливость, гибкость, подвижность и танцевальные способности, иметь красивую и

1-г

4 5

Б а л л ы

8

стройную фигуру, быть более привлекательным для противоположного пола.

На втором месте - эстетическое удовольствие и эмоциональное удовлетворение (46%). Эти мотивы выбирали те, кому нравится красота, эмоциональность и отточенность выполнения упражнений в аэробике, кто получает от занятий радость, удовольствие, прилив сил, воодушевление и подъем настроения. На третьем месте - улучшение самочувствия и укрепление здоровья (33%). В этот блок входили вопросы о потребности в двигательной активности, поддержании хорошего самочувствия, желании избавиться от лишнего веса, быть всегда здоровым. Для 39% опрошенных важны два и более мотива. Нами определены мотивы по степени их значимости для студентов первого курса (рис.2).

Желание развить гибкость Поддерживать уровень физического развития Поддерживать хорошее самочувствие Развить подвижность и координацию Аэробика развивает все физические качества Желание иметь красивую и стройную фигуру Не хочу толстеть и стать ленивым Расширить свои знания и умения Желание развить выносливость

80 82 84 86 88 90 Количество в %

92

94

Рис.2. Ранжирование мотивов по степени их значимости для студентов специализации «Аэробика».

Таким образом, изучение и анализ ответов студентов о мотивах и ожиданиях от занятий аэробикой предполагают постоянное обновление и корректировку содержания учебных программ за счет применения в учебных занятиях наиболее интересных, эмоциональных и эффективных физических упражнений, а именно:

• комплексов, улучшающих подвижность, танцевальные способности и координацию движений, развивающих чувство ритма, требующих проявления гибкости и эластичности мышц;

• разнохарактерных танцевальных композиций, способствующих развитию выносливости, развитию функциональных систем организма и поддержанию физического здоровья;

• силовых упражнений, которые позволят респондентам скорректировать телосложение, уделяя внимание проблемным зонам;

• создание атмосферы эмоционального и эстетического удовольствия от занятий.

Мы надеемся, что разнообразие используемых средств и направлений, постоянное обновление программ по аэробике сформируют у студентов позитивное отношение к этому предмету.

Выводы:

1. Изучение мотивов первокурсников при выборе специализации является важным компонентом, повышающим эффективность учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Результаты опроса студентов, выбравших занятия аэробикой, показали, что наиболее значимыми мотивами для них являются: физическое самосовершенствование, стремление к физическому развитию, эстетическое удовольствие и эмоциональное удовлетворение, улучшение самочувствия и укрепление здоровья.

2. Предложенный арсенал средств постоянно пополняется и видоизменяется, что позволяет удовлетворить большую часть личностных потребностей студентов, выбирающих занятия аэробикой, программы, составленные с учетом интересов, способствуют формированию положительной мотивации к дальнейшим занятиям физической культурой, улучшению самочувствия и здоровья занимающихся.

Литература:

1. Белова Н.А., Белова О.О. Исследование мотивации спортивной деятельности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. научн. журнал. 2014. № 4(7). С.66-73.

2. Болотин А.Э. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации / А.Э. Болотин, О.Е. Пискун, С.Н. Погодин. Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 51-53.

3. Болтёнкова Е.А. Влияние музыки на психоэмоциональное состояние студенток, занимающихся аэробикой / Е.А. Болтёнкова, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма // Стратегические направления реформирования вузовской системы

физической культуры: сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2018. - С.9-11

4. Бушма Т.В. Аэробика как средство повышения мотивации студенток второго курса к занятиям физической культурой / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова, А.Ю. Липовка // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды XIV Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. - СПб. 2019 Т.14, часть 2 - С.870-876.

5. Волкова Л.М. Пути повышения мотивации к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации / Л.М. Волкова, А.А. Голубев, Л.В. Митенкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с межд. участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 24-27 ноября 2016 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина, Т.Ю. Покровской. - Казань: Изд-во «Фолиант», 2016. -С.86-88.

6. Данилина А.И. Мотивация в занятиях физической культурой и спортом / А.И. Данилина, Е.А. Ольховская // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2014. № 10(25). С.159-165.

7. Данилов А.В., Юламанова Г.М. Организация процесса физического воспитания с учетом личных предпочтений студентов / А.В. Данилов, Г.М. Юламанова // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа: Изд-во: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018. - С.46-49.

8. Кузнецов П.К. Исследование мотивов, обусловливающих направленность занятий физическими упражнениями у студентов первого курса горного университета. / П.К. Кузнецов, Ю.В. Яковлев, А.А. Любченко. // В сборнике: Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Н. Голубевой. -2018. - С. 230-232.

9. Липовка А.Ю. Реализация личностных потребностей студенток на занятиях физической культурой / А.Ю. Липовка, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, В.П. Липовка // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 7 (173) - 2019. - С.104-107.

10. Пискун О.Е. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на

924

основе метода биологической обратной связи / О.Е. Пискун, М.Ю. Абабкова,

B.Л. Леонтьева. Теория и практика физической культуры. 2018. № 10. С. 45-47.

11. Скоробрущук Ю.А. Факторы, влияющие на мотивацию молодежи к здоровому образу жизни / Ю.А. Скоробрущук, И.В. Николаева // Известия Института систем управления СГЭУ. 2017. № 2 (16). С. 74-78.

12. Слепченко А.Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А.Л. Слепченко, Р.К. Краснов, В.В. Вольский. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 19 (257). - С. 388-390.

13. Федорова М.Д. Формирование устойчивой мотивации у студентов к занятиям физической культурой / М.Д. Федорова, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады - СПб.:Изд-во Политехн.ун-та, 2016. - С.447-450.

14. Щетинина С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 287-292.

15. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента / И.К. Яичников, А.А. Ефимов, И.Л. Бондарчук // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2.

C. 18-20.

УДК 796.01

Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация: В статье рассматриваются условия реализации профессионально-прикладной физической подготовки с учётом обновлённых требований «профессионального стандарта», определяющего содержание рабочих программ по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: профессиограмма, элективные дисциплины, компетентностный подход, студенты, технический вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.