4. Германов, Г.Н. Урок легкой атлетики в школе : монография / Г.Н. Германов, Е.Г. Герма-нова. - Воронеж : Истоки, 2008. - 603 с.
5. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. -Москва : Спорт, 2019. - 208 с.
REFERENCES
1. Butrameev, A.V and V.N. Konovalov, (2019), "The use in the training process of young athletes of specially prepared means of coordination and conditioning", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29310.
2. Sokolova, N.M. (2009), Comparative analysis of the effectiveness of two variants of the program of initial training of young athletes, dissertation, Yaroslavl.
3. Platonov V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Sport, Moscow.
4. Germanov, G.N. and Germanova, E.G. (2008), The lesson of athletics in high school: monograph, Background, Voronezh.
5. Issurin, V.B. and Lyakh, V I., (2019), Coordination abilities of athletes, Sport, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2020
УДК 378.147
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ
Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе сформулированы необходимые требования, оказывающие коррекционное воздействие на личностную тревожность студентов при выполнении самостоятельных работ. Предложенная стратегия учитывает индивидуальные возможности студентов, аккумулирует педагогические условия и требования, повышая качество обучения изучаемой дисциплины. Практическая значимость исследования в том, что выполнение самостоятельных работ может быть использовано как эффективное средство коррекции и профилактики личностной тревожности студентов, служит основанием для дальнейших исследований новых педагогических технологий. Предложенный алгоритм увеличения самостоятельности студентов при выполнении заданий может быть применен на практических занятиях по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: аэробика, самостоятельная работа, личностная тревожность, студент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p60-64
INDEPENDENT WORK AS A PEDAGOGICAL TOOL FOR CORRECTING THE STUDENTS' PERSONAL ANXIETY
Tatyana Valeryevna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Zuykova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article contains the necessary requirements that pose the corrective effect on the students' personal anxiety when performing independent work. The proposed strategy takes into account the individual capabilities of the students; it accumulates the pedagogical conditions and requirements, improving the
quality of learning of the studied discipline. The practical significance of the research is that performing of the independent work can be used as an effective means of correcting and preventing the students' personal anxiety, which serves as the basis for further research of the new pedagogical technologies. The proposed algorithm for increasing the students' independence in completing the tasks can be applied in practical classes in physical culture at the University.
Keywords: aerobics, independent work, personal anxiety, student.
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования личностных характеристик студентов являются важным фактором успешного обучения в вузе. Свойство тревожности проявляется во всех сферах деятельности: социальной, психологической, физиологической; создает индивидуальный фон жизни студента [2, 3]. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности, но при неадекватном уровне его выраженности необходима коррекция. Анализ научных публикаций позволяет отметить отрицательные стороны высокой личностной тревожности: угроза психическому здоровью; негативное влияние на результаты учебной и профессиональной деятельности; неадекватность поведения; отсутствие уверенности в общении; конфликтность в отношениях. Следует обратить особое внимание на взаимосвязь личностной тревожности со свойствами личности, от которых зависит мотивация и успеваемость студента [6, 8, 10].
Исследование тревожности студента актуально, т.к. во многом определяет поведение субъекта, является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Аэробика, как элективный курс по физической культуре в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ), популярна среди студенческой молодежи. Педагогические возможности и комплекс методических приемов дисциплины позволяют оптимизировать уровень личной тревожности занимающихся [1, 4, 5].
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и оценка уровня личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина [9]; педагогический эксперимент, анализ результатов методами математической статистики. В исследовании участвовали студенты II-го курса СПбПУ, занимающиеся на специализации «Аэробика» (231 человек).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Социологический опрос среди студентов II-го курса, занимающихся на специализации «Аэробика», показал, что в 99% случаев респонденты испытывают тревожность, связанную с учебной деятельностью. Проведено тестирование студентов по методике Спилбергера-Ханина, которое выявило уровни личностной тревожности студентов: высокий, средний и низкий в начале года (рисунок ).
В начале учебного года только двое из респондентов имели низкий уровень тревожности (0,9%), 68 человек - умеренный уровень (29,4%), 161 чел. (69,7%) - высокий уровень тревожности.
Педагогический эксперимент заключался в организации направленного наблюдения за испытуемыми, которые находились в обычной обстановке учебных занятий аэробикой. Коррекция тревожности осуществлялась в ходе обучения за счет увеличения самостоятельности студентов, которая обеспечивалась следующими условиями: доброжелательность и комфортность рабочей атмосферы; конструктивное взаимопонимание субъектов образовательного процесса, развитие навыков работы в группе; формирование компетентности студентов; осознание возможностей своей личности, способность к самоопределению, повышению самооценки; формирование мотивации к достижению поставленных целей и задач, определение дифференцированной помощи студентам, имеющим разный уровень личностной тревожности; соответствие содержания
самостоятельной работы индивидуальным особенностям студента.
■высокий □ средний "низкий
в начале года в конце года
Рисунок - Уровень личностной тревожности студентов 11-го курса СПбПУ
Нами разработаны необходимые требования выполнения самостоятельных работ, корректирующие уровень личностной тревожности: предварительный просмотр выполнения самостоятельной работы студентами, которые являются лидерами учебной группы; соответствие содержания заданий личностным возможностям студента; выполнение упражнений перед зеркалом последовательно под счет с музыкальным сопровождением; выполнение упражнений по частям и в целом в паре, мини-группе, индивидуально; обсуждение и оценка результатов своей деятельности с сокурсниками, преподавателем.
По результатам тестирования в конце учебного года число студентов с высоким уровнем личностной тревожности сократилось до 140 чел., а с низким уровнем увеличилось до 45 (рисунок). Исследование показало, что коррекция личностной тревожности при выполнении самостоятельных работ обеспечивает устойчивую мотивацию к систематическим занятиям у 92% студентов. Разработаны индивидуальные критерии оценивания достижений студента, которые позволяют снизить уровень личностной тревожности, сформировать адекватную самооценку и способность к самоопределению. В конце II-го года обучения 78% студентов справились с выполнением самостоятельных работ на 5 баллов; 97% отметили снижение уровня личностной тревожности при демонстрации заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожность - компонент свойства личности, который является значимым фактором успешного обучения студентов в вузе [7]. На специализации «Аэробика» СПбПУ разработана стратегия программы самостоятельных работ, которая учитывает индивидуальные возможности студентов, аккумулирует педагогические условия и требования, оказывающие коррекционное воздействие на личностную тревожность студентов, повышая эффективность их обучения в изучаемой дисциплине.
По результатам тестирования количество студентов с высоким уровнем личностной тревожности уменьшилось на 13%, с умеренным уровнем уменьшилось на 32%, а с низким уровнем увеличилось в 22,5 раза. Полученные результаты значимы для профилактики и снижения уровня тревожности студентов средствами аэробики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушма, Т.В. Организация и содержание самостоятельной работы студентов специализации "Аэробика" / Т.В. Бушма, Л.М. Волкова, Е.Г. Зуйкова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 24-26.
2. Бушма, Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 22-26.
3. Веретенников, В. Л. Организация и проведение мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / В.Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые запис-
ки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 35-40.
4. Волкова, Л.М. Психофизиологические средства физической культуры для формирования профессионализма будущих специалистов авиации / Л.М. Волкова, А.А. Голубев // Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в Вооруженных силах РФ : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909). - Санкт-Петербург, 2017. - С. 41-46.
5. Евсеев, В.В. Физическая культура в самооценках студентов: социологические аспекты анализа / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения : сборник материалов Международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 282-287.
6. Изучение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности / Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма, А.Ю. Липовка, В.П. Липовка // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2019. - Т. 14, часть 2. - С. 759-765.
7. Сокова, В.М. Психофизиологическая адаптация студентов к учебным занятиям по аэробике / В.М. Сокова, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 308-310.
8. Устинова, О.Н. Современные проблемы коррекции психофизического развития студентов с отклонениями в состоянии здоровья / О.Н. Устинова, А.В. Черкасова, И.К. Яичников // Неделя науки СПбПУ : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 70-72.
9. Ханин, Ю. Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания / Ю.Л. Ханин, Г.В. Буланова // Стресс и тревога в спорте : международный сборник научных статей. - Москва : Физкультура и спорт, 1983. - С. 261-267.
10. The usage of modular-rating technology in the educational process of physical culture / E.G. Zuykova, T.V. Bushma, A.Yu. Lipovka, A.V. Cherkasova // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. - 2018. - Volume LI. - С. 127-133.
REFERENCES
1. Bushma, T.V., Volkova, L.M. and Zuykova E.G. (2015), "Organization and content of independent work of students of specialization "Aerobics"", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 24-26.
2. Bushma, T.V., Zuykova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Stress Resistance of students of different training profiles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (172), pp. 22-26.
3. Veretennikov, V.L. and Piskun, O.E. (2011), "Organization and monitoring of students' psychophysical state by means of Internet technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (75), pp. 35-40.
4. Volkova, L.M. and Golubev, A.A. (2017), "Psychophysiological means of physical culture for the formation of professionalism of future aviation specialists", Biomedical aspects of physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 180th birthday of P.F. Lesgafta (1837-1909), St. Petersburg, pp. 4146.
5. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in students' self-evaluations: sociological aspects of analysis", Fourth industrial revolution: realities and modern challenges. X anniversary St. Petersburg sociological readings: a collection of materials of the International Scientific Conference, St. Petersburg, pp. 282-287.
6. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Lipovka V.P. (2019), "Study of stress resistance of students in educational activities", Health is the Foundation of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 14, part 2, pp. 759-765.
7. Sokova, V.M., Zuykova, E.G. and Bushma, T.V. (2018), "Psychophysiological adaptation of students to training classes in aerobics', Strategic directions of reforming the university system ofphysical education: a collection of scientific papers of the V All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 308-310.
8. Ustinova, O.N., Cherkasova, A.V. and Ovaries, I.K. (2016), "Modern problems of correction of psychophysical development of students with deviations in the state of health", SPbPU Science Week: proceedings of the conference, St. Petersburg, pp. 70-72.
9. Khanin Yu.L. and Bulanova G.V. (1983), "Management of students' emotional state by means of physical education", Stress and anxiety in sports: international collection of scientific articles, Physical
culture and sport, Moscow, pp. 261-267.
10. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Cherkasova, A.V. (2018), "The usage of modular-rating technology in the educational process of physical culture", The European Proceedings of Social and behavioral Sciences EpSBS, Volume LI. pp. 127-133. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2020
УДК 376.37
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСТОИНСТВА ПАЦИЕНТА
Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Николаевна Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Алина Анатольевна Алемпьева, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Аннотация
В статье рассматривается специфика психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, имеющими нарушения речи, в контексте изучения достоинства пациентов. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему логопедического сопровождения таких пациентов, говорит о развитой системе помощи пациентам с данным нарушением. В то же время анализ специализированной литературы позволил выявить теоретическую не разработанность концепта «достоинство пациента c нарушениями речи». Учитывая значимость речи в жизни человека, и ее взаимосвязь с коммуникацией и автономностью пациента, которые также могут рассматриваться в качестве компонентов достоинства пациента, описывается значимость учета этого феномена в работе с пациентами и в профессиональной подготовке логопедов медицинской сети.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, нарушения речи, достоинство пациента.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p64-70
SPECIFIC FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF SPEECH DISORDER PATIENTS IN THE CONTEXT OF PATIENT DIGNITY
INVESTIGATION
Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, Irina Nikolaevna Bal-
ashova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elizaveta Aleksandrovna Vatskel, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Veronica Aleksandrovna Den-ishenko, the assistant, Alina Anatolyevna Alempeva, the assistant, Pavlov First Saint-Petersburg State Medical University
Abstract
The article discusses the peculiarities of the psychological and pedagogical support of patients with speech disorder regarding the problem of patient dignity. The analysis of regulations and standards that control the system of the speech support of patients with speech disorders shows that the system of help to these patients is highly developed. At the same time, the analysis of the specialized literature reveals the theoretical crudity of the "dignity of a patient with a speech disorder" concept. Considering the importance of speech in human life, its connection to patient's autonomy and communication that can be the components of the patient dignity, the importance of the "dignity" concept is shown. The relevance of this phenomenon study in vocational education of medical speech therapists is argued.
Keywords: psychological and pedagogical support, speech disorder, patient dignity.