мог бы оказать МСКТ при подозрении на мезентериальный тромбоз или мезентериальную ишемию. МСКТ позволил бы гораздо раньше выявить утолщение и размытость контуров стенки кишки, отек подслизистого слоя, снижение контрастирования стенки кишки по сравнению со здоровыми её участками, отек брыжейки кишки, оскуднение артериального кровотока и расширение венозного брыжеечного русла, наличие асцитической жидкости в брюшной полости [1].
Литература
1. Acosta S. Epidemiology of mesenteric vascular disease: clinical implications // Semin. Vasc. Surg. 2010. N. 1.
2. Евдокимов А.Г., Тополянский В.Д. Болезни артерий и вен. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 256 с.
3. Ермолов А.С., Ярцев П.А., Лебедев А.Г., Гуляев А.А., Андреев В.Г., Благовестнов Д.А., Иванов П.А. Диагностика и лечение острых хирургических заболеваний органов брюшной полости. Опыт московского здравоохранения 1992-2014 гг. / Под редакцией А.С. Ермолова. - М.: Издательский дом Видар-М, 2015. 640 с.
УДК 378.172
Л.И. Халилова1, Т.В. Бушма2, Л.В. Митенкова2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский
университет, irekovnal@mail. ru
Резюме.
В статье представлены приемы организации практических занятий по физической культуре в группах с разной физической подготовленностью и уровнем здоровья. Практические разработки апробированы на учебных занятиях и рекомендованы по внедрению их в программы для решения задач развития физических качеств.
Ключевые слова: аэробика, студенты, медицинская группа, тестирование.
Summary.
L.I. Khalilova , T.V. Bushma, L.V. Mitenkova Structure and content of training schools on physical culture with students of pediatric university.
In the article methods of organization of practical exercises on physical culture in groups with different physical readiness and level of health are presented. Practical developments are tested at training sessions and recommended for their implementation in programs for solving problems of development of physical qualities. Key words: aerobics, students, medical team, testing.
Актуальность. Аэробика является замечательным средством для развития мышечной силы, мышечной выносливости, гибкости в суставах, координации движений и выносливости сердечно-сосудистой системы [1, 17]. В аэробике различают упражнения, выполняемые с низкой и высокой ударной нагрузкой, на занятиях используются комбинации движений рук и ног различной интенсивности [3]. Постепенное повышение нагрузки в процессе обучения достигается ее соответствием уровню функционального состояния организма и доступностью для занимающихся [7, 15].
Нередко студенты, имеющие проблемы со здоровьем желают сохранить свои физические кондиции и форму, а некоторые из них даже заниматься спортом [8, 9, 13]. В то же время, как показывает опыт, для многих характерно состояние неуверенности в своих силах [16]. Преподавателю необходимо вселять в них бодрость, веру в возможность изменения состояния средствами физической культуры.
На учебные занятия в СПбГПМУ по физической культуре приходят студенты с различным уровнем здоровья [5,10,18]. Это подтверждает тот факт, что в 2017-18 учебном году 67% студентов имеют отклонения в здоровье (рис.1).
освобожденные от практических занятий 29%
специальная мед.группа 21%
основная мед.группа 33%
подготовительная мед.группа 17%
Рис.1. Распределение студентов СПбГПМУ по состоянию здоровья.
Неоднородность учебных групп по уровню здоровья, физической подготовленности требуют от преподавателя знания объективной оценки уровня функционального состояния и физического развития каждого студента и группы в целом, умения разумно регламентировать нагрузку, учитывая возможности каждого студента [11]. Поэтому актуален вопрос разработки учебных программ по аэробике, соответствующих возможностям студентов [4,12].
Физические нагрузки, превышающие функциональные возможности студента - одна из основных причин возникновения травм на занятиях [6]. Ведущим принципом в работе преподавателя является дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей.
Цель работы: Разработка приемов проведения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», направленных на повышение уровня физической подготовленности студентов.
Задачи:
1. Оценить уровень физической подготовленности студенток, провести тестирование в рамках данного исследования.
2. Проанализировать динамику силовой выносливости и гибкости студентов за счет реализации средств и методов аэробики и современных направлений фитнеса в учебной программе.
3. Проверить эффективность внедрения в учебный процесс разноплановыми комплексами упражнений и адаптированных видов спорта.
Объект исследования. Процесс дифференцированного подхода и разноплановой физической активности применяемых на учебных занятиях.
Предмет исследования. Применяемые упражнения для развития физической подготовленности для студентов разных групп здоровья.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование, опрос студентов, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов.
Организация исследования. Эксперимент проводился на базе СПбПМУ в 2016/2017 уч. г., в нем участвовало 338 студенток 1-3 курсов, основной (132 чел.), подготовительной (108 чел.) и специальной (98 чел.) медицинских групп. В начале и конце семестра проводилось контрольное тестирование.
В СПбГПМУ мы придерживаемся следующих правил составления учебных программ и приемов, используемые во время занятий: • Облегченная схема занятий, не применяя интенсивной, уплотненной
1196
программы.
• Умеренная, но регулярная нагрузка.
• Построение занимающихся по группам. На правом фланге - лица более подготовленные, на левом - менее.
• Интенсивность занятий, определяемая по ЧСС должна составлять 50-60% от максимально допустимого значения. Суммарное время тренировки с таким пульсом должно составлять не менее 30 минут на каждом занятии.
• Эмоциональный настрой, получение удовольствия от выполняемой работы.
• Регулярный контроль и самоконтроль.
Для получения данных об уровне физической подготовленности студенток проведено контрольное тестирование в начале и конце семестра. В качестве контрольных заданий для измерения силовой выносливости студентки выполняли два упражнения.
Упражнение 1. И.п. - лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову, сед с касанием локтями колен, лечь в и.п. Фиксировался максимальный результат, показанный за 60 секунд.
Упражнение 2. И.п. - упор лежа, на коленях. Сгибание и разгибание рук. Фиксировался максимальный результат, без учета времени. В качестве контрольного задания для измерения гибкости занимающиеся выполняли следующее упражнение.
Упражнение 3. И.п. - стоя на скамейке, носки ног на уровне переднего края, выполнить наклон вперед руки вниз и держать это положение. Измерение производится от верхнего края скамейки до конца третьего пальца руки.
Студентки, имеющие отклонения в состоянии здоровья, выполняли упражнения по желанию. Полученные результаты по всем трем упражнениям были сгруппированы в таблицы и статистически обработаны.
Результаты тестирования в начале учебного года определили дифференцированный подход к содержанию, средствам и методам учебных занятий, направленных на развитие гибкости и силовой выносливости.
Так в течение года в аэробной части занятия основными средствами являются упражнения, вызывающие высокую продуктивность дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Использовались комплексы:
• классической аэробики;
• базовые шаги с простой хореографией рук;
• элементы фитбола и степ-аэробики;
• программы по уровню подготовленности каждой группы студентов, где включались комбинации движений различного характера.
В силовой части занятия упражнения выполнялись с собственным весом и гантелями, с низкой интенсивностью, средним темпом, при повторе 8-16 раз. Комплексы упражнений, направленные на развитие силовой выносливости, отличались локальностью, когда в работу вовлекается ограниченная группа мышц, в связи с этим нагрузка оказывается более концентрированной, утомление наступает быстрее. Таким образом, удалось сбалансировать физическую нагрузку на все группы мышц.
Для развития гибкости в структуре учебных занятий мы использовали такие популярные направления фитнеса, как стретчинг и пилатес. Блоки стретч-упражнений выполнялись в подготовительной, основной и заключительной частях урока. В основной части стретч-упражнения выполняются комплексом после всех аэробных упражнений в качестве заминки. В партерной части урока -между силовыми упражнениями и направлены на комплексное решение задач развития гибкости и силы. В заключительной части блок стретч-упражнений ориентирован на расслабление, увеличение пластичности мышц, снижение болевых ощущений после интенсивной работы в основной части занятия. Эти упражнения применяются в качестве повторной заминки.
Результат эффективного внедрения практического блока программы по развитию силовой выносливости и гибкости подтверждён значительным ростом результатов тестовых упражнения. Прирост показателей очевиден (рис.2).
50
40 30 20 10
Тест 1 Тест 2
Тест 3
основная
Тест 1
И1
Тест 2
ГП
Тест 3
1
Тест 1
т гп
Тест 2
Тест 3
специальная
подготовительная
Рис.2. Средние показатели тестирования основной, подготовительной и специальной медицинской группы. Показатели выполнения упражнения для мышц брюшного пресса улучшились в среднем за первый семестр на 14%. Рост объясняется тем, что блоки упражнений
0
на мышцы брюшного пресса составили большую часть силовой тренировки.
Прирост показателей выполнения упражнения для мышц рук составил 21%. Этому способствовали комплексы упражнений, выполняемые с использованием гантелей.
В структуре учебных занятий мы использовали такие популярные направления фитнеса, как фитбол, степ-аэробика, шейпинг, стретчинг, пилатес. Все это позволило повысить результативность учебно-тренировочных занятий, направленных на развитие силовой выносливости и гибкости.
В результате сравнительного анализа показателей тестов по физической подготовленности студентки могут делать выводы о результатах своих занятий. Занимающиеся начинают понимать, что движение необходимо им в повседневной жизни и профессиональной деятельности. В то же время полученные результаты подтверждают необходимость для преподавателя использовать индивидуальный подход и соблюдать принцип доступности на своих занятиях.
На каждом занятии необходимо определять ЧСС, учитывать внешние признаки утомления. Обязательным условием правильно организованного процесса является самоконтроль, т.к. он позволяет самим занимающимся следить за реакцией организма на нагрузку, за временем восстановления, оценить субъективные ощущения, дает возможность вовремя заметить и избежать неблагоприятных признаков, которые могут возникнуть при передозировке физических нагрузок [2,14].
Выводы
1. Проведение педагогического эксперимента по сравнению результатов тестирования физических качеств студенток, позволяет оценить индивидуальную динамику физического развития занимающихся и вносить изменения в структуру и содержание учебного процесса.
2. Динамика роста силовой выносливости и гибкости студенток, свидетельствует об эффективности практического раздела программы, сбалансированности разработанных комплексов физических упражнений на каждом этапе.
3. Внедрение в практику методик, основанных на применении не только средств оздоровительной аэробики, но и различных видов современных направлений фитнеса, способствует развитию силовой выносливости и гибкости. Упражнения адаптированы к программе практического раздела на каждом этапе обучения и учитывают индивидуальные возможности
1199
занимающихся.
4. Подтверждена необходимость организации текущего контроля и самоконтроля в процессе обучения.
Литература
1. Бушма, Т.В. Методические особенности формирования активной позиции студентов на занятиях аэробикой // Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова / Психология и педагогика: методология, теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 69-71.
2. Бушма, Т.В. Использование компьютерных технологий в системе самостоятельной подготовки студенток, занимающихся аэробикой / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.В. Митенкова, Л.В. // Физическая культура, спорт и здоровье: «Виртуаль 25». - Йошкар-Ола, 2015. - № 25.-С.38-41.
3. Венгерова, Н.Н. Коррекция состава тела девушек 17-18 лет кинезиологическими средствами // Научно-методический журнал «Культура физическая и здоровье». 2017. - №3.- С. 81-86.
4. Волкова, Л.М. Компьютерные технологии на учебных занятиях по физической культуре в вузе / Т.В. Бушма, В.Ю. Волков, Е.Г. Зуйкова // Культура физическая и здоровье. 2015. - № 1 (52). С. 69-72.
5. Волков, В.Ю. Физическая реабилитация студентов с отклонениями в состоянии здоровья через личностно-ориентированную оздоровительную программу с использованием культура компьютерных технологий / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова, Митенкова, Л.В. // Адаптивная физическая культура. 2014. - №3 (59). С. 47-49.
6. Волкова Л.М. Организация физического воспитания на специальном отделении [Текст]: учеб. пособие / Л.М. Волкова, В.Ю. Волков, О.Н. Устинова и д.р. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. -254 7.
7. Волкова, Л.М. Влияние мониторинга физического состояния студентов на результативность учебного процесса /Л.М. Волкова, А.А. Голубев, Л.В. Митенкова // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т.12, часть 1. - С.457.
8. Митенкова, Л.В. Характеристика гемодинамики исполнения разминки учебно-тренировочного занятия студентами основной и специальной медицинской группы / Л.В. Митенкова, Н.В. Прокофьева, Л.И. Карецкая / Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн. унта. 2016. - С.21-23.
9. Волков, В.Н., Спортивно-педагогический мониторинг физического развития студентов с проблемами здоровья в образовательных технологиях ВУЗов / В.Н. Волков, Л.В. Митенкова, И.К. Яичников // Физическая реабилитация в спорте, медицине и адаптивной физической культуре: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2018. С.84-88.
10. Иващенко, В.П. Портретная характеристика абитуриента-студента 2016 педиатрического медицинского университета / В.П. Иващенко // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2017. С. 251-254.
11. Иващенко, В.П. Мониторинг физического состояния студентов с учетом анализа состава массы тела / В.П. Иващенко, В.И. Гаврилов, В.П. Башмаков, А.В. Шигабудинов // Физическая культура студентов: Материалы 62-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-практической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России // Редактор С.С.Крючек. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2013. - С.204-205.
12. Митенкова, Л.В. Компьютерное моделирование как средство индивидуального подхода в образовательном процессе / Л.В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: Материалы Всерос. науч. -практ. конф. с международным участием, посвященной памяти В.Г. Стрельца. 18-19 декабря 2015г. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - С.131-135.
13. Митенкова, Л.В. Характеристика соматических и хронобиологических особенностей выполнения учебной физической нагрузки студентками специального медицинского отделения / Л.В. Митенкова, Е.В. Дугенец, А.И. Ершова // Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма, - СПбПУ, 2015. -С.7-9.
14. Митенкова, Л.В. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля /Л.В. Митенкова, Л.И. Халилова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. Т.2. .№3. Челябинский государственный университет. - Челябинск. 2017. С.7-10.
15. Современные оздоровительные технологии. Методика. Практика: учеб. -метод. пособие / В. П. Липовка [и др.]; под ред. В. П. Липовка. - СПб.: изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С.8-9.
16. Торопов, В.А. Формирование компетенций у студентов в процессе занятий
1201
по физической культуре / В.А. Торопов, В.П. Липовка, А.Ю. Липовка // Отечественная физическая культура и спорт: опыт побед: Материалы научно-практической конференции «Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. «Герценовские чтения»: Материалы XI Международной научно-практической конференции «Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы» // Под. общ. ред. А.Н. Дитятина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2015. - С.368-376.
17. Халилова Л.И., Митенкова Л.В. Танцевальные упражнения как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Изд-во ФГАОУ ВО «СПбПУ Петра Великого». СПб. 2017. С.131-132.
18. Халилова, Л.И. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета / Л.И. Халилова, О.А. Комиссарова, Л.В. Митенкова // Здоровье -основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т.11, №2. С. 442-447.
УДК: 796.07:331
Пискун О.Е., канд. пед. наук, доцент1 Петрова Н.Н., д-р мед. наук, проф.2 Пискун В.О., аспирант1
ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НА ОСНОВЕ ПОСТОЯННОГО МОНИТОРИНГА
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого1; Санкт-Петербургский государственный университет2
Резюме.
Особенности психологической адаптации студентов изучались на примере 200 учащихся младших курсов в осеннем семестре 2015-2016 учебного года. Материалом исследования послужили результаты компьютеризированного мониторинга личностно-психологических характеристик и психического состояния с использованием психологических методик. Полученные данные свидетельствуют о значительной частоте случаев повышенной тревожности, как предрасполагающем к расстройствам адаптации фактором, повышенной
1202