Научная статья на тему 'СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ'

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕРЫ / СТУДЕНТЫ / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комиссарова О. А., Митенкова Л. В., Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г.

В работе изучена динамика силовой подготовленности студентов педиатрического университета, дана оценка эффективности использования тренажеров, для развития силы мышц брюшного пресса, рук и спины. Разработаны комплексы упражнений для силовой подготовки студентов на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комиссарова О. А., Митенкова Л. В., Бушма Т. В., Зуйкова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. 15. Халилова Л.И., Сименчук Р.В., Халилов Р.Ф. Профессионально-

личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и

спортом //Физическая культура студентов: материалы научно-практической

конференции. 2019. С.238-241.

УДК 378.147

О.Л.Комиссарова1, Л.В. Митенкова1, Т.В. Бушма1, Е.Г. Зуйкова2,

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЕРОВ

1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, lmitenkova@mail. ru

Резюме. В работе изучена динамика силовой подготовленности студентов педиатрического университета, дана оценка эффективности использования тренажеров, для развития силы мышц брюшного пресса, рук и спины. Разработаны комплексы упражнений для силовой подготовки студентов на учебных занятиях.

Ключевые слова. Тренажеры, студенты, силовая подготовка.

Summary. O.A. Komissarova, L.V. Mitenkova, T.V. Bushma, E.G. Zuikova Strength training of students using simulators.

The work studied the dynamics of strength training of students of a pediatric university, assesses the effectiveness of the use of simulators for the development of muscle strength in the abdominal muscles, arms and back. Developed sets of exercises for the strength training of students in training sessions. Key words. Trainers, students, strength training.

Введение. Проведение учебных занятий в тренажерном зале является универсальным и доступным средством физического воспитания [1,2,15]. Качество проведения занятий во многом зависит от наличия оборудования. Спортивные залы для учебных занятий по физической культуре в СПбГПМУ

оснащены в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями гимнастическим оборудованием, тренажерами, нестандартными приспособлениями, спортивным инвентарем и т.д. Технические средства и приспособления позволяют интенсифицировать учебный процесс, повысить общую и моторную плотность урока, а также адекватно регулировать нагрузку с учетом возможностей каждого обучающегося [3,5,8,9,11]. Эффект достигается упражнениями, направленными как на развитие одного физического качества, так и нескольких. Внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс с использованием современного спортивного оборудования повышает мотивацию обучающихся к занятиям физическими упражнениями [1,4,6,10,11,14,16].

Цель работы: повышение эффективности учебно-тренировочных занятий за счет использования тренажеров.

Задачи:

1. Изучить силовую подготовленность студентов СПбГПМУ.

2. Разработать комплексы упражнений для силовой подготовки студентов на учебных занятиях.

3. Оценить эффективность использования тренажеров для развития силовой подготовленности студентов.

Методы исследования: изучение литературных источников, тестирование, сравнительный анализ результатов, использование методов математической статистики.

Результаты исследования. В исследовании участвовали студенты 1-3 курсов педиатрического и стоматологического факультетов СПбГПМУ в количестве 182 человек.

В качестве контрольных упражнений для определения силовой подготовленности студенты выполняли три задания (табл.1).

Результаты тестов в начале учебного года определили содержание, средства и методы обучения, направленные на развитие силовой выносливости.

Использование тренажеров во время занятий позволяет обеспечить дифференцированный подход к каждому студенту, направленность тренировки и дозировку нагрузки [2,7,8,12,13]. Нагрузка для каждого обучающегося корректировалась изменением исходных положений, веса, темпа выполнения упражнения, сокращением перерывов на отдых и т.п. В течение занятия каждый студент осуществлял самоконтроль, знание о состоянии организма позволило скорректировать нагрузки и избежать переутомления.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Таблица 1

Тесты для определения силовой подготовленности студентов основного отделения

№ пп Описание тестов на силовую подготовленность Оценка в баллах

3 4 5

1 Поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги зафиксированы, руки за головой (кол-во раз) 40 60 80

2 Сгибание и разгибание рук из упора лежа (кол-во раз) 25 30 35

3 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 9 12 15

Результат эффективного внедрения тренажерных устройств для развития силовой подготовленности подтверждён ростом результатов тестовых упражнения. Динамика изменения показателей в течение года представлена на рисунке 1.

80 70

^

ш 60 на

е 50

х

01

5 40 С

Ц 30 <о

§ 20 ас

10 0

□ в начале года

□ в конце года

60

64

гЛ

31

18

12

5

Г7

11

27

47

38

18

34 34

51

38

31

20

10

19

14

17

34 тест 1

34 тест 2

34 тест 3

Рис.1. Оценка результатов тестовых заданий по пятибальной системе

6

4

2

5

2

5

2

5

Результаты изменения показателей силовой подготовленности студентов в течение года имеют положительную динамику, наиболее выражены изменения силы мышц рук и спины. Оценки теста №1 улучшили 24 % студентов, теста №2 - 38%, теста №3 - 36%. Для дальнейшего повышения уровня силовой подготовленности обучающихся, особенно мышц брюшного пресса, откорректирован комплекс упражнений для учебных занятий в тренажерном

773

зале.

Улучшение индивидуальных показателей у студентов формирует мотивационно-потребностное отношение к занятиям физическими упражнениями не только во время учебных занятий, но и во внеучебное время, способствует изменению качества жизни средствами здорового образа жизни.

В процессе занятий в тренажерном зале студенты не только повышают уровень физических качеств, но и учатся правилам использования тренажерных устройств, умениям самоконтроля, страховки и самостраховки. Выводы:

1. При подборе упражнений в тренажерном зале необходимо учитывать уровень физической подготовленности и функционального состояния занимающегося.

2. Правильно составленная программа тренировки с использованием тренажеров способствует эффективному наращиванию силы и силовой выносливости мышц.

3. Использование различных тренажерных устройств, разнохарактерность и вариативность упражнений с использованием тренажеров мотивирует студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями.

4. Внедрение тренажеров в структуру обучения в СПбГПМУ привело к улучшению показателей тестирования студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Формы организации учебных занятий по физической культуре в вузе // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн, ун-та, 2018. - С.30-33.

2. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Сальман А.М. Круговая тренировка в структуре учебного занятия по развитию физической подготовленности / Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма.- СПб.:Изд-во Политехн.ун-та, 2017. - С.23-25.

3. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды IX Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. -СПб. 2014 Т.9, в 2-х. частях - С.395-400.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

4. Волкова Л.М., Голубев А.А, Митенкова Л.В. Пути повышения мотивации

к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с межд. участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 2016 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина, Т.Ю. Покровской. - Казань: Изд-во «Фолиант», 2016. - С.86-88.

5. Волкова Л.М., Митенкова Л.В. Оздоровительные программы занятий на фитболе в вузе для будущих специалистов гражданской авиации и инженеров // Адаптивная физическая культура, 2015. - № 3 (63). -С. 24-27.

6. Калина И.Г. Роль визуальных представлений при обучении двигательным действиям / И.Г. Калина //Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы VI Международной научно-практической конференции. -Чебоксары, 2016. - С. 346-350.

7. Люйк Л.В., Солодянников В.А., Кудашова Л.Т. Подготовленность студентов для сдачи норм комплекса гто// Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. С. 302-306.

8. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 2 (156). -С. 126-130.

9. Митенкова Л.В. Использование компьютерного комплекса в образовательном процессе по дисциплине "Физическая культура" автореф. дис____к.п.н.. СПб., 2004.

10. Митенкова Л.В., Волкова Л.М. Влияние мониторинга физического состояния студентов на результативность учебного процесса / Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов V Всерос. научн.-практич. конф. с межд. участ. СПбПУ. СПб. 2018. С.204-206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сентизова М.И., Гурьева А.В., Саввинова Е.И., Барахсина А.Г. Повышение эффективности физического воспитания в вузе на основе анализа результатов физической подготовленности студентов-первокурсников // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 7. - С. 15-17.

12. Учись моделировать свою фигуру. Элементы здорового стиля жизни, шейпинг: учебное пособие Волкова Л.М., Зуйкова Е.Г., Трунин В.В. и др. - СПб.: СПбГПУ, 1993. -60 с.

13. Халилова Л.И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля /Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. Т.2. №23. Челябинский государственный университет. - Челябинск. 2017. С.7-10.

14. Халилова Л.И. Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студенток /Л.И. Халилова, С.С. Плотникова, А.В. Шигабудинов //Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т. 12. № 1. С.599-603.

15. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента //Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 18-20.

16. Ярчиковская Л.В., Коваленко В.Н., Миронова О.В., Токарева А.В., Устинова О.Н. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой// Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 85-87.

УДК 15.301

А.К. Намазов, А.А. Моха, А.А. Скороходов, Л.В. Шамрай, К.А. Намазов

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого,

[email protected]

Аннотация: в статье рассматривается сложный процесс эффективной а.да.пта.ции студе.нтов пе.рвого курса к новой воспитате.льно-образова.те.льной среде.

Ключевые слова: студент, адаптация, образовательная среда, социологический фактор, психологический фактор, адаптационные тренинги.

Annotation.

A.K. Namazov, A.A. Moha, A.A. Skorohodov, L.V. Shamraj, K.A. Namazov The process of adaptation of the student to the conditions of studying at the university. In this article describes the complex process of effective effectiveness of the first-year students in the new educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.