REFERENCES
1. Zagrebin, V.V. (2014), "Approaches to the definition of the category "Youth", Scientific and methodological electronic journal "Concept", No. 2, pp. 26-30, available at: http://e-kon-cept.ru/2014/14030.htm.
2. Assessment of the resident population of Moscow on January 1, 2019, available at: https://moss-tat.gks.ru/storage/mediabank/Оценка численности постоянного населения г.Москвы на 1 января 2019.xlsx.
3. Federal Law of06.10.2003 N131-ФЗ (as amended on 12/27/2019) "On the General Principles of the Organization ofLocal Self-Government in the Russian Federation", available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
4. Putin, V.V. (2019), Speech at a meeting of the Presidential Council on Physical Culture and Sports in Nizhny Novgorod, available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61771.
5. Popova, A.S. (2014), "Youth Leisure in the Modern World," Young Scientist, No. 11, pp. 220-223.
6. Sokolov, A.S. (1998), "On Municipal Sports Policy". Sport for everyone, No. 1, pp. 36-38, available at: http://sportlib.info/Press/SFA/1998N1/p36-38.htm.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.02.2020
УДК 796.011.3
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, доцент, Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В исследовании выявлена возможность повышения уровня знаний по профессионально-прикладной физической подготовке студентов медицинских специальностей через составление профес-сиограмм. В ходе исследования определены этапы изучения материала, разработаны средства, позволяющие обучать студентов самостоятельному составлению профессиограмм с учетом специализации медицинских работников, реализована задача проверки самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделено профессиограмме по специальности «Врач общей практики» и составление на ее базе комплексов упражнений профессиональной направленности.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, студент-медик, профессиограмма.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p264-268
ASPECTS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MEDICAL STUDENTS
Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Liliya Irekovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Petersburg State Pediatric Medical University; Irina Vyacheslavovna Sklyarova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, North-Western State Medical University named after I.I. Mechni-kov, Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The study revealed the possibility of increasing the level of knowledge about professional and applied physical training of the medical students through the preparation of professional charts. The research
identified the stages of the study of the material, it developed the tools to teach students to independent writing of the professiogram taking into account the specialization of medical professionals, and the authors completed the task to check students' independent work. Special attention is paid to the professiogram in the specialty "General practitioner" and drawing up on its basis of the complexes of exercises with the professional orientation.
Keywords: professional-applied physical training, medical student, job analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Труд медицинских работников является одним из социально значимых, ответственных, напряженных профессий и касается здоровья граждан. Обучение в медицинских вузах предполагает возможность получения информации об условиях работы в медицинских организациях [3]. При получении образования будущий врач должен приобрести все психофизические качества, способствующие готовности к успешной профессиональной деятельности [5, 6]. Дисциплина «Физическая культура» носит образовательную направленность, реализованную через теоретический раздел программы. Самостоятельная работа студентов-медиков является методической составляющей учебного процесса и предполагает реализацию эффективного использования средств и методов для адаптации к будущей специальности.
Цель исследования - выявить возможность повышения уровня знаний по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) у студентов медицинских специальностей через обучение составления профессиограмм.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведен анализ эффективности обучения студентов-медиков 4-6 курсов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) и Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (СЗГМУ) практике самостоятельного составления профессиограмм медицинских специальностей с последующей разработкой комплексов упражнений ППФП применительно к видам врачебных специализаций.
Методы исследования: теоретический анализ, опрос, педагогическое наблюдение, самонаблюдение, профессиографический метод, статистическая обработка полученных данных. Исследования проводились на базе СПбГПМУ и СЗГМУ в три этапа в рамках лекционного курса по дисциплине «Физическая культура» по разделу «ППФП студентов».
На первом этапе (2015-2016 уч. год) со студентами 4-го курса проводилось изучение, анализ, способы составления стандартных профессиограмм работников медицинских специальностей.
На втором этапе (2016-2017 уч. год) со студентами 5-го курса изучалась методика составления профессиограммы конкретной врачебной специализации «Врач общей практики».
На третьем этапе (2017-2018 уч. год) с участием студентов 6-го курса проведена проверка и корректировка эффективности самостоятельного составления профессиограмм для врачебной специальности по выбору и разработкой комплекса упражнений ППФП.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенный в исследовании анализ показал возможность обучения студентов-медиков практике составления профессиограмм на теоретических занятиях. Предложенный вариативный выбор медицинских специальностей для самостоятельного составления про-фессиограмм с последующей разработкой комплексов упражнений ППФП применительно к видам врачебных специализаций показал свою результативность. Полученные данные свидетельствуют об эффективности апробированных вариантов содержания лекционных курсов по дисциплине «Физическая культура» в решении проблемы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
В ходе исследования определены основные этапы изучения теоретического материала в разделе ППФП, составлен перечень средств, позволяющий обучать студентов самостоятельному составлению профессиограмм с учетом специализации медицинских работников. Реализована задача проверки самостоятельной работы студентов посредством тестирования.
Количество часов теоретического раздела по учебной программе для студентов 4-6 курсов составляет ежегодно 12 часов.
В исследовании сформированы этапы, средства и виды проведения занятий, при этом следует отметить многоэтапность организации обучения составлению профессиограмм на теоретических занятиях [2]:
• учебная работа: лекции; занятия с использованием мультимедийных технологий; совместная работа преподавателя со студентами [1];
• самостоятельная работа: подготовка к занятиям с использованием учебников и методических пособий [4], самотестирование;
• проверочная работа: систематический контроль пройденного материала, зачетные работы;
• научно-исследовательская работа: составление профессиограмм, подготовка докладов и выступление на студенческих конференциях.
Предлагаемая схема профессиограмм, в том числе и профессиограмма «Врач общей практики» включала разделы:
- тип, класс и область профессии;
- виды деятельности (напр., выявление причин заболевания, оказание медицинской помощи, реабилитация, пропаганда здорового образа жизни);
- необходимые качества врача (способность оказать медицинскую помощь; быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и т.д.);
- качества, препятствующие эффективной работе: безответственность, несдержанность, брезгливость, рассеянность, невнимательность и т.д.;
- области применения профессии: больницы, санатории, оздоровительные лагеря, поликлиники, родильные дома и т.д.
- преимущества профессии - разнообразие вариантов специализации, самостоятельность в принятии решений, социальная значимость;
- ограничения профессии - высокая ответственность; необходимость осваивать новые приемы, средства и методы работы.
На основе профессиограммы «Врач общей практики» студенты составляли комплексы упражнений профессиональной направленности с акцентом на развитие быстроты реакции, статической выносливости, гибкости и равновесия, профилактики остеохондроза и его синдромов в шейном и поясничном отделах позвоночника и т.д. (рисунок).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании разработана методика, включающая этапы, средства и виды обучения студентов-медиков практике составления профессиограмм на примере врачебной специальности «Врач общей практики». Предложенный вариативный выбор медицинских специальностей для самостоятельного составления профессиограмм предполагал разработку комплексов упражнений ППФП применительно к видам врачебных специализаций. Полученные данные свидетельствуют об эффективности апробированных вариантов содержания лекционных курсов по дисциплине «Физическая культура» в решении проблемы подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
© ©
h, к"
^¡rd
Рисунок - Физические упражнения профессиональной направленности «Врач общей практики» (https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2016/12/07/k_58483a0e40bb4/367005_1.png)
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Л.М. Пути повышения мотивации к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации / Л.М. Волкова, А. А. Голубев, Л.В. Митенкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. - Казань, 2016. -С. 85-88.
2. Евсеев, В.В. Современные технологии профессионального образования в формировании физической культуры / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е.Г. Поздеева // Физическая культура студентов : сборник трудов конференции. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 22-26.
3. Иващенко, В.П. Портретная характеристика абитуриента-студента-2016 Педиатрического медицинского университета / В.П. Иващенко // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 июня 2017 г. - Санкт-Петербург : Изд-во Поли-техн. ун-та, 2017. - С. 251-254.
4. Калина, И.Г. Индивидуализация физкультурно-оздоровительной деятельности педагогов дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / Калина И.Г. - Набережные Челны, 2008. - 198 с.
5. Халилова, Л.И. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова, О.А. Комиссарова // Здоровье - основа человеческого потенциала : сборник научных трудов международной научной конференции. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - Т. 11, часть 2. - С. 442-447.
6. Халилова, Л.И. Структура и содержание учебных занятий по физической культуре со студентами педиатрического университета / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова, Т.В. Бушма // Здоровье
- основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : сборник научных трудов международной научной конференции. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехи. ун-та, 2018. - Т. 13, часть 3.
- С. 1194-1202.
REFERENCES
1. Volkova, L.M., Golubev, A.A. and Mitenkova, L.V. (2016), "Ways to increase motivation for playing sports in the student community of the University of Civil Aviation", Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the II All-Russian scientific-practical conference with international participation dedicated to the 85th anniversary of KNITU-KAI, Kazan, 2016. - pp. 85-88.
2. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2019), "Modern technologies of vocational education in the formation of physical education", Students' physical education: proceedings of the conference, St. Petersburg, pp. 22-26.
3. Ivashchenko, V.P. (2017), "Portrait characteristics of the applicant-student 2016 Pediatric medical University's", Strategic directions of reforming the higher education system of physical culture: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference with international participation, June 14, 2017, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, pp. 251-254.
4. Kalina, I.G. (2008), Individualization of physical culture and health activities of teachers of additional education, dissertation, Naberezhnye Chelny.
5. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Komissarova, O.A. (2016), "Dynamics of indicators of students' health of Pediatric University", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, Vol. 11, part 2, pp. 442-447.
6. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Byshma ,T.V. (2018), "The structure and content of academic classes in physical culture with students of the pediatric university", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, Vol. 13, part 3, pp. 1194-1202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.02.2020
УДК: 796.015.572
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА ТРЕНИРОВКИ НА ДИНАМИКУ АЭРОБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЖЕНЩИН 25-30 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ФИТНЕС-КЛУБЕ
Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена наличием существующего выраженного противоречия между: необходимостью применения интервального метода, направленного на развитие аэробных способностей женщин первого зрелого возраста (25-30 лет), и недостаточными теоретико-методическими основами его применения в условиях фитнес-центра; существующей потребностью использования эллиптического тренажера в условиях аэробных физических нагрузок женщин 25-30 лет и отсутствием разработанных программ его применения в целях оздоровления, развития аэробных способностей, физического развития, физической подготовленности и функционального состояния занимающихся. Цель исследования заключалась в разработке программы аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. В статье представлена программа аэробной интервальной тренировки на эллиптическом тренажере для женщин 25-30 лет. Выполнена оценка влияния интервального метода тренировки на динамику аэробных способностей женщин 25-30 лет, занимающихся в фитнес-клубе. Разработанная экспериментальная программа оказывает положительное влияние на уровень развития аэробной выносливости, показатели физического развития и физической подготовленности, а также функциональное состояние занимающихся, способствует сохранению и укреплению здоровья и повышению общей работоспособности занимающихся. Материалы исследования могут быть использованы специалистами по фитнесу, спортивными педагогами, а также всеми заинтересованными лицами, занимающимися данной проблемой.
Ключевые слова: интервальный метод, аэробные способности, женщины 25-30 лет, фитнес-
клуб.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p268-276
EVALUATION OF INFLUENCE OF THE INTERVAL TRAINING METHOD ON DYNAMICS OF AEROBIC ABILITIES OF WOMEN AGED 25-30 YEARS OLD, PRACTICING IN FITNESS CLUB
Natalya Yurievna Mishchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The relevance of the study is due to the presence of the pronounced contradiction between: the need to use the interval method aimed at the development of aerobic abilities of women of the first mature age