Научная статья на тему 'Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям лечебной физической культурой'

Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям лечебной физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОФИЛАКТИКУ И ЛЕЧЕНИЕ И ЗАБОЛЕВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Валерий Павлович, Митенкова Любовь Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна, Склярова Ирина Вячеславовна

В статье рассматривается эффективность информирования студентов специальной медицинской группы педиатрического медицинского университета, о приобщении к здоровому образу жизни, посредством воздействия лечебной физической культуры, необходимость постоянной обратной связи и индивидуальной работе преподавателя со студентами, оценивании уровня знаний о различных способах программ донесения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко Валерий Павлович, Митенкова Любовь Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна, Склярова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of efficiency of informatization as way of motivation of students of special medical group to occupations by medical physical culture

The article discusses the effectiveness of informing students of the special medical group of the pediatric medical university upon the healthy lifestyle. Familiarizing with a healthy lifestyle, by means of influence of medical physical culture, necessity in continuous feedback and individual work of the teacher with students appears, including estimation of the level of knowledge of various ways of the report of information.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям лечебной физической культурой»

2. Ivanova, N.G., Goltsov, A.P. and Alekseeva, A.A. (2017), "Solution to the problem of the formation correct body posture and maintaining visual acuity for younger schoolchildren", International Journal of Applied and Fundamental Research, No. 4 (1), pp. 118-119.

3. Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2018), "Introduction of healthcare technologies into educational environment for children of primary schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 126-129.

4. Ivanova, N.G. and Alekseeva, A.A. (2017), "Exercise machine for maintaining the health of younger schoolchildren", Collection of the best scientific works of young scientists at Kuban State Technological University, Krasnodar, Part 3, pp. 72-73.

5. Ivanova. N.G. and Lyalyuk, A.V. (2018), "Some constructive solutions for providing safety of educational environment", Baltic humanitarian Journal, Vol. 7, No. 2, pp. 243-246.

Контактная информация: nataliaiva67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2019

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК СПОСОБА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ЗАНЯТИЯМ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Валерий Павлович Иващенко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Любовь Вячеславовна Митенкова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В статье рассматривается эффективность информирования студентов специальной медицинской группы педиатрического медицинского университета, о приобщении к здоровому образу жизни, посредством воздействия лечебной физической культуры, необходимость постоянной обратной связи и индивидуальной работе преподавателя со студентами, оценивании уровня знаний о различных способах программ донесения информации.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, информирование; влияние лечебной физической культуры на профилактику и лечение и заболеваний.

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INFORMATIZATION AS WAY OF MOTIVATION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP TO OCCUPATIONS BY MEDICAL PHYSICAL CULTURE

Valery Pavlovich Ivashchenko, the candidate of pedagogic sciences, St. Petersburg State Pediatric Medical University; Lyubov Vyacheslavovna Mitenkova, the candidate of pedagogic sciences, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Liliya Irekovna Khalilova, the candidate ofpedagogic sciences, Irina Vyacheslavovna Sklyarova, the candidate of chemical sciences, St. Petersburg State Pediatric Medical University

Annotation

The article discusses the effectiveness of informing students of the special medical group of the pediatric medical university upon the healthy lifestyle. Familiarizing with a healthy lifestyle, by means of influence of medical physical culture, necessity in continuous feedback and individual work of the teacher with students appears, including estimation of the level of knowledge of various ways of the report of information.

Keywords: students of special medical group, informing, influence of medical physical culture on prevention and treatment of diseases.

ВВЕДЕНИЕ

Научное решение осуществлялось на основе анализа различных концепций и подходов к управлению развития и сохранения физического здоровья человека. В качестве наиболее оптимального был выбран социально-личностный подход, главной отличительной особенностью которого является гибкое и согласованное воздействие на личность студента, педагогических возможностей физической культуры в частности для контингента студентов с ослабленным здоровьем, обеспечивающих устойчивую ориентацию студентов специальной медицинской группы (СМГ) в соответствии с требованиями и характером профессионального обучения в медицинском вузе [1, 3, 6].

Постоянно остается актуальным информирование студентов знаниями в области оздоровительной физической культуры, содержания, ориентации на здоровый образ жизни, в процессе их физкультурной деятельности, и в первую очередь это касается студентов СМГ. Для успешного решения проблемы нашего исследования важно было, оценить знания студентов СМГ о влиянии занятий физической культурой на улучшение состояния здоровья; выявить социально-психологические противоречия и факторы мешающие воспринимать физическую активность, как важную составляющую профилактики и лечения хронических заболеваний; определить педагогические возможности, условия организации и проведения занятий используя средства оздоровительной направленности.

В эксперименте учитывалось положение о том, что информированность студентов о причинах заболеваний, адаптационных возможностях организма, разработанных методиках и программах занятий, а также составляющих индивидуального потенциал здоровья, в первую очередь помогает использовать средства физической культуры в целях укрепления здоровья и ориентации студентов на здоровый образ жизни, к формированию оздоровительных эффектов - важнейшего результата систематических занятий физическими упражнениями [2, 4, 5].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

В эксперименте использовались следующие методы исследования: анкетирование, контент анализ, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания СПбГПМУ с сентября 2016 по июнь 2018 года. Выборку составили 196 студенток 1-3 курсов СМГ в возрасте 17-21 лет.

Для реализации поставленных задач было проведено трехэтапное исследование.

Первый этап эксперимента заключался в выявлении у студентов знаний о состоянии здоровья, влияние оздоровительной физической культуры (ОФК) на качество жизни людей с хроническими заболеваниями, теоретических знаний о воздействия лечебной физической культуры (ЛФК) на организм и здоровье в целом. Основываясь на данные анкетирования, можно указать, что одной из основных причин отрицательному отношению является недостаток информации.

Второй этап информационный, который основывался на теоретическом разделе учебной программы и предполагал усвоение студентами СМГ упорядоченной системы естественно-научных, психопедагогических и специальных знаний по физической культуре; формированию профессионального мышления, направленного на активное и широкое использование средств и методов ЛФК, здорового стиля жизни. Занятия были организованы как в учебное время, так и дистанционно.

В процессе прохождения теоретического курса на методико-практических, практических занятиях студенты овладевали информацией об основных группах заболеваний, значении занятий ЛФК, диетических мероприятиях, психологических и социальных аспектах.

На основе анализа составлению студентами индивидуальных оздоровительных программ были разработаны методические рекомендации.

Третий этап основывался на проверке теоретических и практических знаний, а также на закрепление пройденного материала. Контрольное тестирование включало

вопросы были направлены на выяснение мотивации к лечению и профилактике заболеваний с помощью средств ЛФК. Выяснялись факторы, способные повлиять на уровень мотивации к профилактике заболеваний.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе проводилось анкетирование, где студенты отвечали на вопросы смешанного типа, которые содержали варианты ответов.

Абсолютное большинство студентов знают свой точный диагноз, в первую очередь это связано с их будущей специальностью большой (78%), но относительно анкетируемых осведомлен о положительном влиянии ЛФК на процесс выздоровления (31%) и 29,0% респондентов уверены, что упражнениям гарантируют поддержание здоровья на стабильном уровне. Было выявлено, что 43,0% студентов в школе были освобождены от практических занятий по физической культуре, 55% не имеют сведений о своей физической и функциональной подготовке.

Отрицательное отношение к физической нагрузке (38,0%) респондентов мотивировали бережным отношением к своему здоровью, однако большинство 62,4% человек признались, что имеют желание улучшить свое состояние здоровья с помощью занятий ЛФК; 76% не владеют информацией о методике применения упражнений при различных заболеваниях и только 12,3% респондентов - понимают, что заболевания являющиеся серьезным поводом для занятий ЛФК.

Более половины студентов считают неэффективными занятия оздоровительной физкультурой в учебное время (67%) и доверяют свое здоровье только врачам ЛФК в лечебных заведениях.

На втором этапе занятия были разделены на учебные и дистанционные (таблица 1). Таблица 1 - Распределение ^ направлений занятий__

Виды занятий Распределение занятий Доля в %

Учебные Теоретические 22

Методико-практические 20

Учебная консультация 15

Индивидуальные 8

Дистанционные Научно-исследовательская работа 14

Само стоятельные 10

Электронные учебники 11

Тематика лекционного материала представлена для каждого курса отдельно, а мето-дико-практический, учебные консультации являются базовыми, обязательными для всех курсов, что позволяет формировать основы физической культуры личности.

Учебный материал дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, который представлял лекционный материал, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, проблемы, связанные заболеваниями и роли ЛФК.

- методико-практический раздел, предусматривал следующий перечень занятий, непосредственно связанных с лекционным курсом, но более подробно. Рассматривались следующие темы: классификация заболеваний; ограничения, связанные с физической нагрузкой; базовые упражнения относительно заболевания; техника выполнения базовых упражнений; специальные упражнения ЛФК; рекомендации для составления индивидуальных комплексов упражнений ЛФК; методы врачебного, функционального и физического контроля; способы самоконтроля; периодизация проверок эффективности занятий:

- учебные консультации предусматривали информационные формы занятий и были направлены на самостоятельное составление индивидуальных комплексов корректирующих упражнений относительно заболеваний;

- на индивидуальных учебных занятиях проводились беседы по общей тематике и обсуждались интересующие их вопросы, связанные с заболеванием студенты объединялись в подгруппы по заболеваниям или проводились персональные беседы, на которых студенты активно обсуждали проблемы, связанные с обсуждением проблем, связанных с выбранной тематикой.

Дистанционные занятия предоставлялись по следующим видам:

- научно-исследовательская работа включала рефераты по тематике, которые проводились в условиях дистанционного обучения с помощью, онлайн тестирования и других современных информационных технологий.

- самостоятельная занятия предполагали работу с литературой, обучающими программами, тестами, информационными базами данных. В процессе работы при возникновении вопросов, консультации происходило общение с преподавателем посредством электронной почты.

- электронные учебники использовались, как легкий и быстрый вариант доступа к информации.

На третьем этапе эксперимента посредством опроса проводился анализ результатов эффективности информационной работы со студентами с целью выявления мотивации студентов СМГ к занятиям ЛФК. результаты отображены на рисунке.

% соотношение

-1 8

уменьшение чувства стресса _

развитие физической подготовленности ^ 12 поддержание хорошей физической формы _

улучшение здоровья замедление развитие заболевания

□ 18

=1 29

□ 33

0 10 20 30 40

Рисунок 1 - Ожидаемые эффекты влияния занятий ЛФК на студентов СМГ

В первую очередь студенты ожидают от занятий замедление развития заболевания (33%), а также улучшения состояния здоровья (29%), примечательно, что студенты обратили внимание, что благодаря ЛФК возможно поддержка хорошей физической формы (18 %), 12% анкетируемых признают, что занятия ОФК улучшат физическую подготовленность и снятие нервного напряжения (8%).

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют организовать образование студентов СМГ с учетом особенностей преподаванием предмета «Физическая культура»; учебные и дистанционные занятия по физической культуре, информирование о направленном воздействии средств и методов ЛФК на возможности организма и применения разработанных методик адаптивного содержания относительно заболеваний способствуют формированию здорового образа жизни студентов. Однако, проведенное исследование обнаружило целый ряд нерешенных проблем, влекущих за собой низкую мотивацию студентов к профилактике заболеваний. Прежде всего необходимо отметить, что мотивация зависит от информирования и индивидуальной работы со студентами. В нашем исследовании подтверждается целесообразность целенаправленной и систематической информационной работы со студентами СМГ. Активные формы обучения и углубленная индивидуальная работа способствуют наилучшим результатам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникеева, Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе на материале дисциплины «Физическая культура» : дис. ... канд.

пед. наук / Аникеева Н.Г. - Тюмень, 2009. - 218 с.

2. Иващенко, В.П. Портретная характеристика абитуриента-студента 2016 Педиатрического медицинского университета / В.П. Иващенко // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 июня 2017 г. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 251-254.

3. Киселева, Л.С. Теория человеческого потенциала: содержание и сущность / Л.С. Киселева // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 2. - С. 6-9.

4. Мандриков, В.Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов : монография / В.Б. Мандриков ; Волгоградский гос. технич. унт. - Волгоград : [б.и.], 2010. - 332 с.

5. Мовшович, Б.Л. Медицинская составляющая потенциала здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): время сменить парадигму / Б.Л. Мовшович // Российский семейный врач. - 2010. - № 3. - С. 19.

6. Халилова, Л.И. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета / Л.И. Халилова, Л.В. Митенкова, О.А. Комиссарова // Здоровье-основа человеческого потенциала : сборник научных трудов международной научной конференции. - СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2016. - Т. 11. - Часть 2. - С. 442-447.

REFERENCES

1. Anikeeva, N.D. (2009), Formation of health-saving competence of students in training at the University on the material of the discipline "Physical culture", dissertation, Tyumen.

2. Ivashchenko, V.P. (2017), "Portrait characteristics of the applicant-student 2016 Pediatric medical University's", Strategic directions of reforming the higher education system of physical culture: collection of scientific works of all-Russian scientific-practical conference with international participation, June 14, 2017, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, pp. 251-254.

3. Kiseleva, L.S. (2013), "Theory of human potential: content and essence", Proceedings of higher educational institutions. Sociology. Economy. Policy, No. 2, pp. 6-9.

4. Mandrikov V.B. (2010), Optimization of health technology, physical education and education of medical students: monograph, Volgograd.

5. Movshovich B. L. (2010), "Medical component of the potential health of the world health organization (WHO): time to change the paradigm", Russian family doctor, No. 3, pp. 19.

6. Khalilova, L.I., Mitenkova, L.V. and Komissarova, O.A. (2016), "Dynamics of indicators of students' health of Pediatric University", Health is the basis of human potential: the proceedings of the international scientific conference, publishing house of Polytechnical University, St. Petersburg, Vol. 11, part 2, pp. 442-447.

Контактная информация: irekovnal@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.02.2019

УДК 796.344

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УДАРОВ В БАДМИНТОНЕ

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент,

Виктор Дмитриевич Медведков, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет (ГГУ), п. Электроизолятор

Аннотация

Смэш - сильный атакующий удар в бадминтоне, который игрок выполняет многократно. Основное его преимущество перед другими ударами состоит в придании максимально возможной скорости волану. Смэш является энергозатратным ударом. В основном он выполняется в прыжке для обеспечения кратчайшего пути полета волана над сеткой. Тенденция современного бадминтона -игра на сверхскоростях [4]. Подготовка бадминтонистов усложняется проведением турниров более медленно летящими воланами в просторных залах с большим объёмом воздуха и высокими потолками. Эти факторы замедляют игру, повышают требования к физической подготовке бадминтониста [2] и заставляют спортсменов и тренеров уделять больше времени на тренировку правильного, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.