Научная статья на тему 'Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля'

Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / САМОЧУВСТВИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / САМОНАБЛЮДЕНИЕ / DIARY OF SELF-CONTROL / ANTHROPOMETRIC MEASUREMENTS / HEALTH / PERFORMANCE / SELF-OBSERVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Халилова Лилия Ирековна, Митенкова Любовь Вячеславовна

Рассматриваются вопросы ведения дневника самоконтроля как средства индивидуального регулярного наблюдения за состоянием здоровья и способа мониторинга физической подготовленности и функционального состояния студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Халилова Лилия Ирековна, Митенкова Любовь Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of Modes of Physical Activity Based on Self-control

The article discusses the introduction of a diary of self-control, regular monitoring of health status and ways to implement the process of monitoring of physical preparedness and functional state students.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля»

ПЕРЕДОВАЯ_

ADVANCED

УДК 378.172 ББК 75.1

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

НА ОСНОВЕ САМОКОНТРОЛЯ

Л. И. Халилова1, Л. В. Митенкова2

1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Рассматриваются вопросы ведения дневника самоконтроля как средства индивидуального регулярного наблюдения за состоянием здоровья и способа мониторинга физической подготовленности и функционального состояния студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Ключевые слова: дневник самоконтроля, антропометрические показатели, самочувствие, работоспособность, самонаблюдение.

Актуальность. Структура занятий по физиче -ской культуре в вузах России строится примерно по одному принципу: студенты основной и подготовительной группы занимаются по единой программе; для тех же, кто относится к специальной медицинской группе, предусмотрена ограниченная нагрузка и коррекция упражнений относительно заболеваний. Во многих вузах дневник самоконтроля рекомендуют вести студентам, относящимся к специальной медицинской группе. Мы полагаем, что дневник самоконтроля нужно рекомендовать всем студентам, независимо от медицинских показаний [1]. В дневнике самоконтроля отражаются физические, функциональные, психические и прочие показатели, на основе которых можно отслеживать и планировать различные нагрузки. Самоконтроль даёт возможность студентам адекватно оценить состояние своего организма, прослеживать зависимость переходных состояний от различных факторов [3; 4].

Материалы и методы исследования. Предварительный опрос показал, что многие студентки хотели бы получать на практических занятиях по физической культуре адекватную физическую нагрузку с учётом субъективных и объективных состояний своего организма. В связи с этим в практику ведения методико-практических занятий было предложено ввести дневник самоконтроля.

Педагогический эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) в 2015/16 учебном году. В нём приняли участие 110 студенток 1-3-х курсов в возрасте 17-19 лет, обучающиеся на факультетах клинической психологии, лечебном, стоматологическом и педиатрическом и относящиеся к основной, подготовительной и специальной медицинской группам. Для проверки результатов эксперимента были созданы экспериментальная группа (ЭГ), студентки которой самостоятельно заносили сформированные данные в дневник самоконтроля примерного образца, включающего следующие объективные и субъективные показатели: антропометрические данные; день тренировки; сон (хороший, удовлетворительный, плохой); самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); работоспособность (хорошая, удовлетворительная, плохая); утреннее систолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), вечернее диастолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), пульс в покое (уд./мин), частота дыхания (количество/мин). Включение дополнительных данных проводилось на усмотрение студенток. Занятия контрольной группы (КГ) проходили в обычном режиме без нововведений.

Обучение студентов методам педагогического наблюдения с помощью ведения дневника са-

Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 3

7

моконтроля проводилось по следующей схеме: разъяснение, анкетирование, самообследование, тестирование, педагогическая документация. Нами были проведены методико-практические занятия, о самостоятельном ежедневном контроле своего состояния по функциональным пробам.

С целью консультации по возникающим проблемам, а также корректировки двигательного режима и физических нагрузок дневник самоконтроля ежемесячно занимающиеся представляли преподавателю физической культуры и спортивному врачу на кафедре. Студенты получали рекомендации по режиму дня, системе питания и пищевому рациону. Эксперимент включал выполнение комплексов физических упражнений, разработанных на наших кафедрах [2].

В соответствии с нашими рекомендациями в дневник заносились результаты тестов физических качеств, отражающих степень тренированности и по которым прослеживались изменения в состоянии организма при изменении нагрузки [5]. Контрольные обследования проводились три раза за учебный год: в сентябре, декабре и мае, по итогам которых велась индивидуальная работа, вносились коррективы в программы практических занятий, осуществлялись консультации со спортивным врачом. Итоговый контроль состоялся в конце учебного года.

Результаты исследования. Нами проведены исследования антропометрических показателей (длина и масса тела), физических качеств (гибкость, силовая выносливость мышц), физиометрия (ЖЭЛ, кистевая динамометрия), функциональные пробы.

Представленные показатели антропометрии из дневника самоконтроля помогли составить портрет студенток, принимающих участие в эксперименте: 28 % студенток относились к специальной медицинской группе, 14 % — к подготовительной,

основная группа составила 58 %. Это девушки имели следующие характеристики: рост ниже среднего; идеальная масса тела (ИМТ) примерно у 40 % на гране нормы и приближена к избыточной массе тела; около 30 % с недостаточной массой, нерегулярным рационом питания (в основном повышенным), гиподинамией, хроническим недосыпанием, низкой физической работоспособностью.

Совокупность результатов функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем организма девушек свидетельствует о недостаточном (отличном от нормы) уровне физического развития.

В результате эксперимента был разработан алгоритм ведения дневника самоконтроля за состоянием организма. В течение экспериментального периода девушки выполняли рекомендации, задания по ведению самостоятельных занятий с дозированными видами физической нагрузки относительно субъективных ощущений и объективных показателей, фиксируя результаты в дневнике самоконтроля.

В таблицах приведены усреднённые данные результатов тестов первичного и обследования в конце года.

Из таблиц видно, что увеличение роста показателей задержки дыхания на вдохе у ЭГ составило 11 %, у КГ — 7,6 %, на выдохе соответственно — 26 и 19 %. В ЭГ значительно уменьшился индекс Руфье (на 38 %), произошла нормальная устойчивая реакция на ортостатическую пробу, тогда как изменения индекса Руфье в КГ составило 20 %, а ор-тостатическая проба показала более выраженную реакцию, что свидетельствует о меньшей степени тренированности.

При исследовании уровня силовых способностей отмечен высокий прирост результатов у студенток ЭГ. В КГ произошли улучшения, но они менее выражены. Сравнивая результаты теста на силу

Таблица 1

Показатели функционального состояния студенток

Экспериментальная группа Контрольная группа

Проба Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а

Проба Штанге, с 40,9±2,4 45,4±2,5 39,3±1,9 42,3±3,1

Проба Генче, с 31,8±1,5 40,3±2,1 32,2±1,8 38,3±2,1

Проба Руфье 8,4±1,1 5,2±1,4 7,9±2,3 6,3±2,1

Ортостатическая проба, уд./мин 18,6±1,5 13,8±1,9 19,4±1,7 17,3±1,3

8

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 3

Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля

Таблица 2

Показатели физических качеств студенток

Экспериментальная группа Контрольная группа

Показатель Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а

Гибкость, см 13,3±1,3 14,2±1,5 12,8±0,8 17,6±1,5

Подъём туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги, количество раз за 30 с 17,1±0,6 19,3±1,3 16,5±0,4 22,2±1,2

Сгибание/разгибание рук в упоре лёжа, количество раз 23,6±1,9 25,7±1,4 24,1±1,3 29,3±1,8

Сгибание/разгибание ног, количество раз за 30 с 20,4±1,2 22,6±1,3 21,2±1,8 25,6±1,1

мышц брюшного пресса у КГ, обнаружили прирост 12,8 %, у ЭГ — 34,5 %. В тесте «сгибание/ разгибание рук в упоре лёжа» студентки КГ улучшили результат на 8,9 %, ЭГ — на 21,6 %. В тесте «сгибание/разгибание ног» у КГ отмечен прирост на 10,7 %, тогда как в ЭГ улучшение этого показатели составило 20,7 %.

Выводы. В отечественной теории физического воспитания физическое здоровье определяется как полноценное физическое развитие индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются совместно с воспитанием физических качеств и производных от них физических способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

Ведение дневника самоконтроля помогает осуществлять мониторинг за состоянием здоровья, за функциональной и физической подготовленностью, оценивать динамику результатов, работать по индивидуальным программам, корректировать нагрузку, давать практические рекомендации, осуществлять взаимодействие студентов с преподавателем.

Правильно организованная физическая тренировка является эффективным и надёжным средством компенсации возникающих в организме человека нарушений и поддержания его высоких резервных возможностей.

Поступила в редакцию 4 апреля 2017 г.

Список литературы

1. Иващенко, В. П. Исследование физической подготовленности и антропометрических характеристик студентов СПбПМА / В. П. Иващенко, К. М. Комиссарчик, Н. В. Лутко-ва, А. П. Трашков // Спорт и здоровье : сб. тр. конф. «Первый международный научный конгресс», С.-Петербург, 9-11 сент. 2003 г. — СПб. : Олимп-СПб, 2003. — Т. 1.

2. Давиденко, Д. Н. Методические основы занятий аэробикой : учеб. пособие / Д. Н. Давиденко, Л. В. Митенкова. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 40 с.

3. Митенкова, Л. В. Компьютерное моделирование как средство индивидуального подхода в образовательном процессе / Л. В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. памяти В. Г. Стрельца, С.-Петербург, 18-19 дек. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 131-135.

4. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении : учеб. пособие / отв. ред. : Л. М. Волкова, В. Ю. Волков, Л. В. Митенко-ва и др. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 43-48.

5. Халилова, Л. И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе / Л. И. Халилова, Т. М. Пискун, И. Л. Бондарчук // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2014. — Т. 9, № 1. — С. 446-448.

Для цитирования: Халилова, Л. И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля / Л. И. Халилова, Л. В. Митенкова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 7-10.

Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 3

9

Сведения об авторах

Халилова Лилия Ирековна — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]

Митенкова Любовь Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 3, pp. 7-10.

Individualization of Modes of Physical Activity Based on Self-control L. I. Khalilova1, L. V. Mitenkova2

1St.-Petersburg State Pediatric Medical University, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]

2Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]

The article discusses the introduction of a diary of self-control, regular monitoring of health status and ways to implement the process of monitoring of physical preparedness and functional state students.

Keywords: diary of self-control, anthropometric measurements, health, performance, self-observation.

References

1. Ivashchenko V.P., Komissarchik K.M., Lut-kova N.V., Trashkov A.P. Issledovaniye fizicheskoy podgotovlennosti i antropometricheskikh kharakter-istik studentov SPbPMU [Investigation of Physical Preparedness and Anthropometric Characteristics of St.-Petersburg State Pediatric Medical University's students]. Sport i zdorov'ye : sbornik trudov konferentsii «Pervyi mezhdunarodnyy nauchnyy kongress», S.-Pe-terburg, 9-11 sentyabrya 2003 goda [Sport and Health : Proceedings ofthe conference "The First International Sci -entific Congress", St. Petersburg, September 9-11, 2003. St. Petersburg, Olimp-SPb Publ., 2003. Vol. 1. (In Russ.).

2. Davidenko D.N., Mitenkova L.V. Metodicheskiye osnovy zanyatiy aerobikoy [Methodical Bases of Aerobics]. St. Petersburg, 2009. 40 p. (In Russ.).

3. Mitenkova L.V. Komp'yuternoye modelirova-niye kak sredstvo individual'nogo podkhoda v obrazo-vatel'nom protsesse [Computer Simulation as a Means of Individual Approach in Educational Process]. Stra-

tegicheskiye napravleniya reformirovaniya vuzovskoy sistemy fizicheskoy kul'tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, St. Petersburg 18-19 dekabrya 2015 goda [Strategic Directions of Reforming the Higher Education System of Physical Culture: materials of All-Russian scientific conference with international participation, Desember 18-19, 2015]. St. Petersburg, 2015. Pp. 131135. (In Russ.).

4. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentov na spetsial'nom otdelenii [Organization of Physical Education Students at the Special Department: study guide]. L. M. Volkova (ed.). St. Petersburg, 2014. Pp. 43-48. (In Russ.).

5. Khalilova L.I., Piskun T.M., Bondarchuk I.L. Issledovaniye fizicheskoy rabotosposobnosti studentov v vuze [The Study of the Physical Health of Students in Higher Education]. Zdorov'ye — osnova chelovecheskogopoten-tsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways of their Solution], 2014, vol. 9, no. 1, pp. 446-448. (In Russ.).

10

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.