ПЕРЕДОВАЯ_
ADVANCED
УДК 378.172 ББК 75.1
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
НА ОСНОВЕ САМОКОНТРОЛЯ
Л. И. Халилова1, Л. В. Митенкова2
1 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет 2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Рассматриваются вопросы ведения дневника самоконтроля как средства индивидуального регулярного наблюдения за состоянием здоровья и способа мониторинга физической подготовленности и функционального состояния студенток Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.
Ключевые слова: дневник самоконтроля, антропометрические показатели, самочувствие, работоспособность, самонаблюдение.
Актуальность. Структура занятий по физиче -ской культуре в вузах России строится примерно по одному принципу: студенты основной и подготовительной группы занимаются по единой программе; для тех же, кто относится к специальной медицинской группе, предусмотрена ограниченная нагрузка и коррекция упражнений относительно заболеваний. Во многих вузах дневник самоконтроля рекомендуют вести студентам, относящимся к специальной медицинской группе. Мы полагаем, что дневник самоконтроля нужно рекомендовать всем студентам, независимо от медицинских показаний [1]. В дневнике самоконтроля отражаются физические, функциональные, психические и прочие показатели, на основе которых можно отслеживать и планировать различные нагрузки. Самоконтроль даёт возможность студентам адекватно оценить состояние своего организма, прослеживать зависимость переходных состояний от различных факторов [3; 4].
Материалы и методы исследования. Предварительный опрос показал, что многие студентки хотели бы получать на практических занятиях по физической культуре адекватную физическую нагрузку с учётом субъективных и объективных состояний своего организма. В связи с этим в практику ведения методико-практических занятий было предложено ввести дневник самоконтроля.
Педагогический эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета (СПбГПМУ) в 2015/16 учебном году. В нём приняли участие 110 студенток 1-3-х курсов в возрасте 17-19 лет, обучающиеся на факультетах клинической психологии, лечебном, стоматологическом и педиатрическом и относящиеся к основной, подготовительной и специальной медицинской группам. Для проверки результатов эксперимента были созданы экспериментальная группа (ЭГ), студентки которой самостоятельно заносили сформированные данные в дневник самоконтроля примерного образца, включающего следующие объективные и субъективные показатели: антропометрические данные; день тренировки; сон (хороший, удовлетворительный, плохой); самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое); работоспособность (хорошая, удовлетворительная, плохая); утреннее систолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), вечернее диастолическое артериальное давление (мм/рт. ст.), пульс в покое (уд./мин), частота дыхания (количество/мин). Включение дополнительных данных проводилось на усмотрение студенток. Занятия контрольной группы (КГ) проходили в обычном режиме без нововведений.
Обучение студентов методам педагогического наблюдения с помощью ведения дневника са-
Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 3
7
моконтроля проводилось по следующей схеме: разъяснение, анкетирование, самообследование, тестирование, педагогическая документация. Нами были проведены методико-практические занятия, о самостоятельном ежедневном контроле своего состояния по функциональным пробам.
С целью консультации по возникающим проблемам, а также корректировки двигательного режима и физических нагрузок дневник самоконтроля ежемесячно занимающиеся представляли преподавателю физической культуры и спортивному врачу на кафедре. Студенты получали рекомендации по режиму дня, системе питания и пищевому рациону. Эксперимент включал выполнение комплексов физических упражнений, разработанных на наших кафедрах [2].
В соответствии с нашими рекомендациями в дневник заносились результаты тестов физических качеств, отражающих степень тренированности и по которым прослеживались изменения в состоянии организма при изменении нагрузки [5]. Контрольные обследования проводились три раза за учебный год: в сентябре, декабре и мае, по итогам которых велась индивидуальная работа, вносились коррективы в программы практических занятий, осуществлялись консультации со спортивным врачом. Итоговый контроль состоялся в конце учебного года.
Результаты исследования. Нами проведены исследования антропометрических показателей (длина и масса тела), физических качеств (гибкость, силовая выносливость мышц), физиометрия (ЖЭЛ, кистевая динамометрия), функциональные пробы.
Представленные показатели антропометрии из дневника самоконтроля помогли составить портрет студенток, принимающих участие в эксперименте: 28 % студенток относились к специальной медицинской группе, 14 % — к подготовительной,
основная группа составила 58 %. Это девушки имели следующие характеристики: рост ниже среднего; идеальная масса тела (ИМТ) примерно у 40 % на гране нормы и приближена к избыточной массе тела; около 30 % с недостаточной массой, нерегулярным рационом питания (в основном повышенным), гиподинамией, хроническим недосыпанием, низкой физической работоспособностью.
Совокупность результатов функционирования сердечно-сосудистой и респираторной систем организма девушек свидетельствует о недостаточном (отличном от нормы) уровне физического развития.
В результате эксперимента был разработан алгоритм ведения дневника самоконтроля за состоянием организма. В течение экспериментального периода девушки выполняли рекомендации, задания по ведению самостоятельных занятий с дозированными видами физической нагрузки относительно субъективных ощущений и объективных показателей, фиксируя результаты в дневнике самоконтроля.
В таблицах приведены усреднённые данные результатов тестов первичного и обследования в конце года.
Из таблиц видно, что увеличение роста показателей задержки дыхания на вдохе у ЭГ составило 11 %, у КГ — 7,6 %, на выдохе соответственно — 26 и 19 %. В ЭГ значительно уменьшился индекс Руфье (на 38 %), произошла нормальная устойчивая реакция на ортостатическую пробу, тогда как изменения индекса Руфье в КГ составило 20 %, а ор-тостатическая проба показала более выраженную реакцию, что свидетельствует о меньшей степени тренированности.
При исследовании уровня силовых способностей отмечен высокий прирост результатов у студенток ЭГ. В КГ произошли улучшения, но они менее выражены. Сравнивая результаты теста на силу
Таблица 1
Показатели функционального состояния студенток
Экспериментальная группа Контрольная группа
Проба Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а
Проба Штанге, с 40,9±2,4 45,4±2,5 39,3±1,9 42,3±3,1
Проба Генче, с 31,8±1,5 40,3±2,1 32,2±1,8 38,3±2,1
Проба Руфье 8,4±1,1 5,2±1,4 7,9±2,3 6,3±2,1
Ортостатическая проба, уд./мин 18,6±1,5 13,8±1,9 19,4±1,7 17,3±1,3
8
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 3
Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля
Таблица 2
Показатели физических качеств студенток
Экспериментальная группа Контрольная группа
Показатель Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а Начало эксперимента, х±а Конец эксперимента, х±а
Гибкость, см 13,3±1,3 14,2±1,5 12,8±0,8 17,6±1,5
Подъём туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги, количество раз за 30 с 17,1±0,6 19,3±1,3 16,5±0,4 22,2±1,2
Сгибание/разгибание рук в упоре лёжа, количество раз 23,6±1,9 25,7±1,4 24,1±1,3 29,3±1,8
Сгибание/разгибание ног, количество раз за 30 с 20,4±1,2 22,6±1,3 21,2±1,8 25,6±1,1
мышц брюшного пресса у КГ, обнаружили прирост 12,8 %, у ЭГ — 34,5 %. В тесте «сгибание/ разгибание рук в упоре лёжа» студентки КГ улучшили результат на 8,9 %, ЭГ — на 21,6 %. В тесте «сгибание/разгибание ног» у КГ отмечен прирост на 10,7 %, тогда как в ЭГ улучшение этого показатели составило 20,7 %.
Выводы. В отечественной теории физического воспитания физическое здоровье определяется как полноценное физическое развитие индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются совместно с воспитанием физических качеств и производных от них физических способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.
Ведение дневника самоконтроля помогает осуществлять мониторинг за состоянием здоровья, за функциональной и физической подготовленностью, оценивать динамику результатов, работать по индивидуальным программам, корректировать нагрузку, давать практические рекомендации, осуществлять взаимодействие студентов с преподавателем.
Правильно организованная физическая тренировка является эффективным и надёжным средством компенсации возникающих в организме человека нарушений и поддержания его высоких резервных возможностей.
Поступила в редакцию 4 апреля 2017 г.
Список литературы
1. Иващенко, В. П. Исследование физической подготовленности и антропометрических характеристик студентов СПбПМА / В. П. Иващенко, К. М. Комиссарчик, Н. В. Лутко-ва, А. П. Трашков // Спорт и здоровье : сб. тр. конф. «Первый международный научный конгресс», С.-Петербург, 9-11 сент. 2003 г. — СПб. : Олимп-СПб, 2003. — Т. 1.
2. Давиденко, Д. Н. Методические основы занятий аэробикой : учеб. пособие / Д. Н. Давиденко, Л. В. Митенкова. — СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 40 с.
3. Митенкова, Л. В. Компьютерное моделирование как средство индивидуального подхода в образовательном процессе / Л. В. Митенкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. памяти В. Г. Стрельца, С.-Петербург, 18-19 дек. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 131-135.
4. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении : учеб. пособие / отв. ред. : Л. М. Волкова, В. Ю. Волков, Л. В. Митенко-ва и др. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 43-48.
5. Халилова, Л. И. Исследование физической работоспособности студентов в вузе / Л. И. Халилова, Т. М. Пискун, И. Л. Бондарчук // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2014. — Т. 9, № 1. — С. 446-448.
Для цитирования: Халилова, Л. И. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля / Л. И. Халилова, Л. В. Митенкова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 7-10.
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 3
9
Сведения об авторах
Халилова Лилия Ирековна — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
Митенкова Любовь Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 3, pp. 7-10.
Individualization of Modes of Physical Activity Based on Self-control L. I. Khalilova1, L. V. Mitenkova2
1St.-Petersburg State Pediatric Medical University, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]
2Peter the Great St. Petersburg State Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]
The article discusses the introduction of a diary of self-control, regular monitoring of health status and ways to implement the process of monitoring of physical preparedness and functional state students.
Keywords: diary of self-control, anthropometric measurements, health, performance, self-observation.
References
1. Ivashchenko V.P., Komissarchik K.M., Lut-kova N.V., Trashkov A.P. Issledovaniye fizicheskoy podgotovlennosti i antropometricheskikh kharakter-istik studentov SPbPMU [Investigation of Physical Preparedness and Anthropometric Characteristics of St.-Petersburg State Pediatric Medical University's students]. Sport i zdorov'ye : sbornik trudov konferentsii «Pervyi mezhdunarodnyy nauchnyy kongress», S.-Pe-terburg, 9-11 sentyabrya 2003 goda [Sport and Health : Proceedings ofthe conference "The First International Sci -entific Congress", St. Petersburg, September 9-11, 2003. St. Petersburg, Olimp-SPb Publ., 2003. Vol. 1. (In Russ.).
2. Davidenko D.N., Mitenkova L.V. Metodicheskiye osnovy zanyatiy aerobikoy [Methodical Bases of Aerobics]. St. Petersburg, 2009. 40 p. (In Russ.).
3. Mitenkova L.V. Komp'yuternoye modelirova-niye kak sredstvo individual'nogo podkhoda v obrazo-vatel'nom protsesse [Computer Simulation as a Means of Individual Approach in Educational Process]. Stra-
tegicheskiye napravleniya reformirovaniya vuzovskoy sistemy fizicheskoy kul'tury: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, St. Petersburg 18-19 dekabrya 2015 goda [Strategic Directions of Reforming the Higher Education System of Physical Culture: materials of All-Russian scientific conference with international participation, Desember 18-19, 2015]. St. Petersburg, 2015. Pp. 131135. (In Russ.).
4. Organizatsiya fizicheskogo vospitaniya studentov na spetsial'nom otdelenii [Organization of Physical Education Students at the Special Department: study guide]. L. M. Volkova (ed.). St. Petersburg, 2014. Pp. 43-48. (In Russ.).
5. Khalilova L.I., Piskun T.M., Bondarchuk I.L. Issledovaniye fizicheskoy rabotosposobnosti studentov v vuze [The Study of the Physical Health of Students in Higher Education]. Zdorov'ye — osnova chelovecheskogopoten-tsiala: problemy i puti ikh resheniya [Health is the Basis of Human Potential: Problems and Ways of their Solution], 2014, vol. 9, no. 1, pp. 446-448. (In Russ.).
10
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 3