УДК 796 ББК Ч74
ВЛИЯНИЕ СТРЕТЧИНГА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
В. Д. Иванов, Н. О. Мамаева
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Анализируются теоретические и практические аспекты нового направления в физической культуре — стретчинга. Рассматривается влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов. Описывается методика и особенности стретчинга, представляются результаты экспериментальной работы, свидетельствующие о его благотворном влиянии на здоровье студенток 18-19 лет.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая активность, фитнес, стретчинг, рястяж-ка, гибкость, спорт, здоровье.
Понимание феномена физической культуры, как важнейшего явления общественной жизни определило новый уровень осмысления физкультурно-оздоровительной практики, её роль в стремлении формирования универсума здоровья будущего высокопрофессионального специалиста в любой сфере деятельности [4; 9; 20].
На современном этапе развитие высшей школы в области физической культуры зависит от уровня активности и сознательности студентов, их отношения к физическому воспитанию как к учебной дисциплине [9]. Но вместе с тем существуют определённые издержки в организации учебного процесса, оказывающие негативное влияние на посещаемость студентами практических занятий [16].
Повышение эффективности физической культуры, рост физической подготовки студентов невозможно осуществить без использования инновационных оздоровительных и образовательных технологий. В связи с этим в последнее время всё больше внимания исследователями и преподавателями практиками уделяется новому направлению в области физической культуры и спорта — стретчингу в качестве эффективного средства как в тренировочный, так и в восстановительный периоды спортивной деятельности, как средству восстановления и оздоровления. Широкое применение в практической деятельности преподавателей и тренеров получили упражнения на растягивание — стретчинг [17]. Эти упражнения стали использовать не только с целью развития гибкости, но и как средство разминки и даже восстановления [5-7; 18; 25]. Выполнение упражнений на растяжку приводит к снижению мышечного напряжения, к улучшению эластичности мышц. В результате практически полностью исключаются боли и травмы при последующих занятиях спортом,
аэробикой, силовыми упражнениями. Поэтому растяжки полезны всем людям—занимающимся профессионально спортом или танцами, студентам и обычным гражданам, желающим прожить жизнь без излишних проблем со здоровьем [3; 10; 12].
Приятно ощущать своё тело подтянутым, гибким, лишённым скованности и боли в мышцах. Не меньшую радость доставляет и чувство расслабленности, умиротворения, гармонии с миром. Достичь такого состояния помогает стретчинг [2; 8; 19].
Стретчинг — физические упражнения, выделенные в отдельное течение фитнеса, которое отличается от ординарных занятий и является совокупностью разных типов растяжек, отличающихся друг от друга интенсивностью и целевой направленностью [14; 23; 25].
В переводе с английского языка слово stretching переводится как растягивание [2]. Данное спортивное направление включает в себя комплексные упражнения и специальные позы, которые способствуют контролируемому растягиванию связок, мышц, сухожилий конечностей и туловища. Целевой направленностью данного спортивного течения является не только приведение форм тела в идеальное состояние, но и оздоровительный эффект [4; 8; 19; 23].
Стретчинг является интенсивной и регулируемой растяжкой, которая стала известна ещё в середине XX в., однако своё признание растягивание завоевало только спустя два десятилетия, когда стало применяться во время всех спортивных тренировок с целью подготовки, расслабления и приведения в тонус мышц [13; 24].
Изначально данное течение фитнеса использовалось в совокупности с другими видами спорта для разминки мышц, подготовки их к интенсивным
нагрузкам. Получая положительные отзывы, стрет-чинг быстро завоевал расположение спортсменов и стал активно использоваться как самостоятельный тип занятий и как способ реабилитации мышц после повреждений. Сегодня же данное направление спортивных тренировок используется не только спортсменами, но и всеми желающими поддержать здоровье связок, сухожилий и мышц в прекрасной подвижной форме [1; 3; 7; 11; 13; 15; 24].
Стретчинг — это гибкость. Гибкостью называется способность суставов совершать движения с максимально возможной для них амплитудой. Это качество в первую очередь зависит от эластичности примыкающих к суставу мышц и их фасций (оболочек). Если мышцы и окружающие их ткани обладают высокой степенью эластичности, соответствующие им суставы способны совершать движения максимальной амплитуды. Если мышцы закрепощены, амплитуда движения суставов сокращается.
Гибкие мышцы и суставы помогают правильно выполнять упражнения, увеличивать амплитуду движений. Это в свою очередь приводит к повышению эффективности и интенсивности тренировки, быстрому сжиганию жира. Без достаточно развитой гибкости невозможно выполнить упражнения высокого уровня. Гибкость также помогает избежать наиболее распространённых спортивных травм: растяжений и надрывов сухожилий [21; 22].
Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системах массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре (особенно для коррекции двигательных расстройств и при нарушениях мышечного тонуса) [2].
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок. Таким образом, упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, что позволяет предупреждать многие заболевания: воздействие на позвоночник, внутренние органы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы вырабатывают естественную сопротивляемость организма.
Сочетание динамических и статических физических упражнений, характерных для стретчинга, наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений [2].
Статические упражнения стретчинга вызывают не только воздействие на глубинные мышцы ор-
ганизма, но также нормализуют и усиливают защитные реакции организма, благотворно влияют на свёртываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т. д. Всё это связано с изменением коркового процесса в связи с возникновением в коре головного мозга в области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой — возбуждениями, приходящими от работающих мышц [4].
Стретчинг является составной частью комплекса оздоровительной гимнастики, входит в анти-целлюлитную программу. Во время упражнений кратковременное напряжение мышц чередуется с их расслаблением. За счёт этого появляется возможность снять излишнее напряжение с мышц, восстановить силы и отдохнуть за считанные минуты. Важным моментом является то, что при смене интенсивности нагрузок и задействовании разнообразных видов растяжек и их комбинаций вовлечёнными в процесс оказываются почти все группы мышц [4].
Существенным плюсом является его близость к естественным движениям. Задумайтесь: когда мы пробуждаемся после сна, нет ничего приятнее, чем хорошо потянуться. Также приятно сделать это после длительной сидячей работы: когда мы потягиваемся, сонливость и утомление покидают наше тело! За счёт стимуляции работы мышц упражнения стретчинга улучшают подвижность суставов, увеличивают эластичность сухожилий и связок.
Положительный эффект стретчинга можно отметить уже спустя 2-3 недели тренировок. Изменения, которые наблюдаются после тренировок, отмечаются как в состоянии здоровья, так и во внешнем виде. Главный эффект занятия — интенсивное и плавное увеличение гибкости человека, а также улучшение его физических способностей. Эффективность стретчинга оценивается в зависимости от степени физического развития человека и развития его пластики.
Упражнения на растягивание мышц широко применяются в системах массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре (особенно для коррекции двигательных расстройств и при нарушениях мышечного тонуса).
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок. Таким образом, упражнения стретчинга рассчитаны на во-
влечение в работу всего организма, что позволяет предупреждать многие заболевания: воздействие на позвоночник, внутренние органы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы вырабатывают естественную сопротивляемость организма.
Стретчинг обязательно входит в состав комплексной подготовки профессиональных спортсменов. Он позволяет чередовать напряжение и расслабление мышечных тканей, способствуя быстрому снятию напряжения в мышцах и восстановлению сил.
Растяжка—это залог продуктивной тренировки. Только после стретчинга студенту разрешается перейти к более сложной нагрузке. В программу стретчинга на занятиях физической культуры входит растяжка ног, рук, спины, шеи, тазобедренных суставов и многое другое. Каждый преподаватель следит за тем, чтобы студенты качественно подошли к этому процессу.
Итак, в настоящее время существует огромный интерес к новому явлению в области физической культуры — стретчингу. На тему стретчинга опубликовано много материалов, но остаётся малоизученным влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье человека, в том числе и на студентов.
Цель и задачи. Целью данного исследования является выявление влияния стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов. Для этого необходимо изучить состояние данного вопроса в литературных источниках и на интернет-ресурсах, проведённые исследования по данной теме и провести экспериментальное изучение влияния стретчинга на студентов.
Ещё несколько лет назад о стретчинге мало говорили, но сейчас он находится на пике популяр -ности.
Слово «стретчинг» заимствовано из английского языка, где stretching означает растягивать [2]. Другими словами, стретчинг — это растяжка. Но в силу влияния моды на всё иностранное термин употребляется именно в английской форме.
Стретчингом называется система статических и динамических упражнений, которые способствуют развитию гибкости, повышению эластичности мышц и связок.
Стретчинг применяется не только в современных оздоровительных программах и фитнесе, но также и во время подготовки спортсменов во многих видах спорта [3; 7; 11; 13 и др.].
Стретчинг отличает максимальная близость к естественным движениям, а также то, что в данном направлении присутствует определённая система, которая состоит в том, что в ходе занятия сначала происходит кратковременное напряжение мышц, затем следует их расслабление. Такая система способствует снятию излишнего напряжения с мышц, а это в свою очередь даёт возможность увеличивать амплитуду растяжения и способствует значительно более быстрому восстановлению после интенсивной нагрузки.
Положительным фактором при занятии стретчингом является то, что в ходе смены интенсивности нагрузок и задействовании разных видов растяжек и их комбинаций в процесс занятия вовлекаются практические все группы мышц [16].
Выделим плюсы занятий данным направлением оздоровительной гимнастики:
1. Стретчинг стимулирует циркуляцию лимфы и крови в организме.
2. Упражнения стретчинга, завершающие любую тренировку, дают возможность мышцам намного быстрее восстановиться, что обусловлено возвратом от сокращённого состояния к изначальной длине (в состоянии покоя).
3. Стретчинг помогает мышцам расслабиться, поэтому с его помощью можно уменьшить боли, вызванные нервным напряжением или стрессом.
4. При регулярных занятиях стретчингом мышцы сохраняют свою эластичность и наиболее полноценно снабжаются питательными веществами и кровью.
5. Занятия стретчингом формируют правильную осанку благодаря тому, что улучшается состояние мышечного корсета.
6. Данный вид нагрузок является одним из наиболее эффективных способов борьбы с солевыми отложениями, поэтому он применяется для профилактики развития остеопороза и гипокинезии, являющихся следствием преждевременной декальцинации и старения костей [1. С. 104].
Стретчинг причисляют к видам пассивного растягивания. В ходе занятий стретчингом мышцы приводятся в состояние максимального растягивания медленно и осторожно, далее такое состояние стараются удержать в течение продолжительного времени. У специалистов на этот счёт нет единого мнения, поэтому в литературе встречаются разные рекомендации по продолжительности растягивания — в некоторых упражнениях 30 с, а в других — 5 мин.
Однако существует и иной вид стретчинга, который именуется АС-стретчинг и подразумевает под собой активно-статическое растягивание. Главное его отличие от статического стретчинга состоит в том, что здесь при одновременном максимальном напряжении мышц-антагонистов осуществляется растягивание целевой мышцы. Мышцы-антагонисты напрягаются, их длина при этом остаётся неизменной, а взаимное торможение приводит к рефлекторному расслаблению растягиваемой мышцы [20. С. 24].
Главный вопрос состоит в том, каким образом стретчинг оказывает влияние на уровень пластичности мышц и сухожилий, почему они становятся менее жёсткими после регулярных растягиваний.
Благодаря многочисленным исследованиям специалисты установили, что если мышца в ходе статичного растягивания находится в состоянии покоя, то со временем, в силу естественного сопротивления мышц, эффект растяжки ослабевает или совсем пропадает. Но если регулярно растягивать мышцы и сухожилия, то они становятся более податливыми, более мягкими и пластичными [14. С. 108].
Многочисленные исследования врачей, практика применения стретчинга профессиональными спортсменами свидетельствуют о его эффективности в укреплении связочного и суставного аппарата. При регулярном занятии стретчингом существенно повышается устойчивость сухожилий к нагрузке, что в свою очередь способствует снижению риска травм и времени восстановления после тренировок. Кроме того, амплитуда движений в суставах после занятий стретчингом значительно увеличивается и является причиной того, что повышается безопасность физических нагрузок [9. С. 98].
Кроме того, стретчинг является отличным подспорьем в борьбе с целлюлитом и лишним весом, поскольку увеличивается лимфоотток.
В настоящее время отмечается большое разнообразие направлений стретчинга. Можно выделить пять разновидностей стретчинга [1; 4; 6]:
Статический стретчинг — предполагает довольно медленные движения, во время которых нужно принять конкретную позу и удерживать её на протяжении 10-30 с. Мышцы, которые растягиваются, можно напрягать постоянно или время от времени. В целом это классический вариант стретчинга, с которого и началось данное направление фитнеса. Статический стретчинг является
самым эффективным для укрепления и растяжки мышц.
Медленный стретчинг—отличный вариант для разминки, им занимаются в крайне медленном темпе. При помощи медленного стретчинга можно добиться растяжения мышц на максимально возможную длину.
Парный стретчинг выполняется с партнёром, который выступает в роли противодействия растяжению.
Динамический стретчинг — это плавные (ни в коем случае не резкие), медленные, пружинящие движения. Заканчивая упражнение, необходимо на несколько секунд задержаться в наивысшей точке растяжения.
Баллистический стретчинг (иными словами— махи) представляет собой активный вид нагрузки. Он предполагает выполнение махов ногами и руками, а также сгибание и разгибание туловища с большой амплитудой и скоростью. При баллистическом стретчинге те или иные группы мышц удлиняются на короткое время. Их удлинение продолжается столько, сколько длится сгибание или мах, при этом скорость растягивания соответствует скорости наклонов или маха.
Одни спортсмены и тренеры специализируются на растяжении конкретных групп мышц (например, многочисленные школы шпагата), другие используют специальное оборудование (например, аэростретчинг — растяжка на специальных полотнах, подвешенных к потолку). Среди всего разнообразия каждый может найти направление стретчинга по своему вкусу, требованиям и предпочтениям. Столь активное распространение стретчинга также обусловлено и тем фактом, что заниматься растяжкой собственных мышц можно и без применения специального оборудования в домашних условиях.
Организация и проведение эксперимента. Стандартные условия проведения занятий по физическому воспитанию в высшей школе предполагают использование разнообразных средств с целью создания благоприятных условий протекания процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям учебной деятельности. Включение в традиционные занятия современных физкультурно-оздоровительных технологий не противоречит основной программе вузов по данной дисциплине. Контрольная (Кгр, n = 32) и экспериментальная (Эгр, n = 30) группы сформированы свободным методом из студенток второго
курса Челябинского государственного университета. Занятия имели общие части (разминка, заключительная часть).
Экспериментальный комплекс упражнений на растягивание — стретчинг — проводился в период осеннего семестра 2017/2018 учебного года (16 недель, 32 ч занятий) в основной части продолжительностью 50 мин на занятиях с девушками 18-19 лет. Комплекс стретчинга представлял собой набор упражнений, подобранных по анатомическому признаку при включении в работу от малых до больших мышечных групп, выполняемых последовательно и симметрично. Исходным положением последующего упражнения (позы) являлось конечное положение предыдущего. Переход из одного положения в другое осуществлялся медленно, без резких баллистических движений. Упражнения группировались в мини-блоки, выполняемые в положении стоя и в партере. Амплитуда движений регламентировалась педагогом в зависимости от успешности освоения техники. Первоначальная продолжительность удержания поз (1-2-е занятие) не менее 10 с при том, что выполнение каждого упражнения рассчитывалось на 16 счётов: 2 счёта — «войти в позу»; 10 счётов — удержание; 4 счёта — «медленный выход». В конце эксперимента время удержания положений увеличилось до 32 счётов (примерно 30 с). При проведении комплекса упражнений стретчинга уделялось особое внимание технике дыхания, соблюдались основные правила растяжки. Дыхание при выполнении удержания положения при максимальном растягивании мышечной группы ритмичное, равномерное без задержки.
В качестве музыкального сопровождения использовалась спокойная, медленная музыка с выраженной темой и элементами аутентичности звукам природы, способствующая созданию эмоциональных образов.
Занятия в контрольной группе проводились в традиционном формате. В основной части ис-
пользовались упражнения общей физической подготовки и традиционной гимнастики.
Результаты и их обсуждение. Эффективность включения физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс определялся по динамике результатов двигательных тестовых заданий: проявления активной и пассивной гибкости позвоночника (глубина наклона вперёд, «мост» из исходного положения лёжа на спине) [14].
При оценке физического развития использовались наиболее распространённые методики определения антропометрических параметров (длина и масса тела, жизненная ёмкость лёгких — ЖЕЛ), показателей функционирования сердечно-сосудистой системы (артериальное давление — АД, частота сердечных сокращений — ЧСС, пульсовое давление — ПД), рассчитывался индекс массы тела (индекс Кетле) [1; 9; 20].
Используя известную формулу [21] рассчитывали величину ЖЕЛ. Однородность выборок определена ¿-критерием Стьюдента по основным показателям: возраст (лет), уровень физического развития и проявления качества «гибкость».
В результате систематических занятий физическими упражнениями у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной групп отмечены изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы (таблица).
Снижение показателя общей массы тела у студенток экспериментальной группы повлияло на изменение показателя индекса Кетли до значения верхнего предела нормы для данной возрастной группы.
Теоретически расчётная величина показателя должной ЖЕЛ при учёте величины роста (см) для занимающихся составила: 4 175±75 и 4 150±75 мл в контрольной и экспериментальной соответственно, что на 45,9±1,4 % выше реальных значений. Учитывая, что норма показателя ЖЕЛ не должна отличаться от должной на 15,0-20,0 %, то первоначальные значения,
Изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек 18-18 лет
Группа Рост, см Масса, кг Индекс Кетли ЖЕЛ, мл ЧСС в покое
Х, % Х, % Х, % Х. %
Кгр 168±2 65±2,0 1,5 24,0 23,3 2200±180 18,1 82 -3,7
Эгр 167±3 64±2,5 7,8 23,7 21,8 2 300±200 39,1 80 -15,0
очевидно, не соответствуют возрастным нормам.
Улучшение функции респираторной системы определено включением в содержание структурных единиц занятий специальных упражнений для развития аэробной выносливости. Выполнение беговых упражнений с пульсовой стоимостью 125±5 уд./мин продолжительностью 10 мин являлись обязательным фрагментом занятий (разминка) в группах. Обучение и применение техники дыхательных упражнений, сопряжённо выполняемых с элементами стретчинга, определили динамику изменения показателя ЖЕЛ и частоты сердечных сокращений. Средние групповые показатели пульса в покое значительно превышают (24,2±4,2 %) принятую норму (60-70 уд./мин). В экспериментальной группе динамика изменения показателя ЧСС в покое по окончании цикла занятий в три раза выше, чем в контрольной группе.
Первоначальные значения артериального давления (128/80) превышают расчётное возрастное значение на 13,3 % — систолического (СД) и на 14,3 % — диастолического (ДД) в контрольной группе, и на 10,6 % (СД) у девушек экспериментальной группы. Значение ДД соответствует норме. В группах средняя величина пульсового давления (ПД) составляет 53±2. По окончании педагогического исследования изменений значений артериального давления в контрольной группе не отмечено, тогда как в экспериментальной отмечено соответствие норме.
Степень тугоподвижности позвоночника рассматривалась как результат, определяющий эффективность использования средств физической культуры. Как известно, по состоянию позвоночника и его подвижности можно судить о соматическом здоровье человека, уменьшении риска получения травм спины. Сохранение и увеличение подвижности позвоночника является профилактической мерой против возникновения болевых ощущений.
Первоначальные средние показатели (6±2 см; 7±2 см) проявления активной гибкости (глубина наклона) девушек 18-19 лет значительно (в 2 раза) отличаются от значений возрастной нормы (13 см). Итоговые значения выполнения тестового задания составили 33,3 и 85,7 % в контрольной и экспериментальной группе соответственно. Проявление активной гибкости у девушек, выполнявших комплекс упражнений стретчинга, стало соответствовать значениям возрастно-половой норме.
При выполнении «мостика» из положения лёжа замерялось расстояние между задней стороной стопы (пяткой) и кистями рук, которое составило в среднем: Кгр — 72±3 см; Эгр — 70±4 см. Изменение результата выполнения тестового задания в экспериментальной группе по абсолютной величине составило 58±2 см, а в контрольной группе показатели остались прежними.
Положительную динамику проявления пассивной гибкости у девушек (Эгр) можно объяснить включением упражнений на растягивание связок и сухожилий плечевого сустава, основных мышечных групп, участвующих в выполнении «мостика». Между показателями проявления активной и пассивной гибкости студенток данной группы выявлена корреляционная зависимость, описываемая коэффициентом 0,8.
Отмеченные изменения в проявлении активной гибкости в контрольной группе обусловлены выполнением общеразвивающих гимнастических упражнений, включённых в разминку. Отсутствие специальных упражнений для развития гибкости позвоночника девушек в направлении прогиба назад негативно сказалось на результативности выполнения второго тестового задания.
Таким образом, по результатам анализа литературы и проведённого эксперимента можно сделать вывод, что стретчинг самым благотворным образом влияет на функциональное состояние и здоровье студентов.
Вывод. Использование средств стретчинга и техник дыхательной гимнастики, включённых в формат традиционного занятия по физическому воспитанию в высшей школе, благоприятно сказывается не только на результативности выполнения тестовых заданий для проявления активной и пассивной гибкости, но и на изменении показателей общей массы тела, индекса Кетли, а также на функциональных показателях (жизненной ёмкости лёгких, артериальном давлении, частоте сердечных сокращений в покое) и их коррекции до значений принятой нормы. Указанные изменения опосредованно влияют на изменение соматического здоровья студенток и повышение качества их жизни.
Список литературы
1. Алансари, А. М. Совершенствование школьных программ по физической культуре на основе исследования физического развития : дис. ... канд. пед. наук / А. М. Алансари. — СПб., 2000. — 114 с.
2. Анатомия стретчинга / под ред. Н. А. Татарен-ко. — М. : Эксмо, 2017. — 224 с.
3. Афтимичук, О. Е. Профилактика травматизма спортсменов, специализирующихся в теннисе, посредством использования стретч-упражнений / О. Е. Афтимичук, А. И. Лукин // Спортив. медицина. — 2014. — № 1. — С. 137-140.
4. Венгерова, Н. Н. Физкультурно-оздоровительные технологии кондиционной направленности : учеб. пособие / Н. Н. Венгерова, Л. Т. Кудашова, Л. В. Люйк. — СПб. : Амфора, 2015. — 207 с.
5. Воротилова, Н. Н. Стретчинг — инновационный подход к занятиям по физической культуре и спорту / Н. Н. Воротилова // Современные направления развития системы физкультурного и технологического образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Саратов, 2016. — С. 91-96.
6. Горбунова, Ю. В. Стретчинг и его влияние на развитие мышечной системы человека / Ю. В. Горбунова, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Мин-сельхоза России : материалы IV Междунар. межвуз., учеб.-метод. и науч.-практ. конф. — Саратов, 2016. — С. 103-106.
7. Гуторова, Г. А. Развитие подвижности суставов (гибкости) у юношей 17-20 лет, занимающихся баскетболом, средствами стретчинга / Г. А. Гуторова, Ю. А. Украинцева, С. А. Дайнеко // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 13-16.
8. Жердева, Л. В. Стретчинг и методика его использования в различных фитнес-программах / Л. В. Жердяева, М. Ю. Ростовцева // Физ. культура. — 2013. — № 7. — С. 22-25.
9. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С. И. Изаак. — М. : Совет. спорт, 2005. — 195 с.
10. Костина, Е. А. Стретчинг — один из путей привлечения молодёжи к занятиям физической культурой / Е. А. Костина // Физ. воспитание и спорт. — 2015. — № 9. — С. 237-238.
11. Мельникова, Т. И. Стретчинг как средство профилактики травматизма у волейболистов / Т. И. Мельникова, О. Г. Морозов, Л. В. Морозова // Науч. тр. Сев.-Запад. ин-та упр. — 2014. — Т. 5, № 2 (14). — С. 245-248.
12. Кулагина, Е. В. Стретчинг на уроках физической культуры и спорта / Е. В. Кулагина, А. А. Мама-това, А. Часовская // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика : сб. науч. тр. — Горно-Алтайск, 2015. — С. 275-276.
13. Мартынов, А. А. Использование методов стретчинга и постизометрической релаксации для развития гибкости в тхэквондо / А. А. Мартынов,
И. А. Селезнёв, И. А. Калинин // Успехи соврем. науки. — 2016. — Т. 1, № 9. — С. 91-93.
14. Милюкова, И. В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. — СПб. : Сова ; М. : Эксмо, 2003. — С. 58-59.
15. Неретин, А. В. Влияние различных вариантов стретчинга на выполнение высокоскоростных упражнений в тренировках профессиональных футболистов / А. В. Неретин, Д. В. Таможников, С. А. Кормилин, И. В. Мананников // Соврем. проблемы науки и образования. — 2016. — № 2. — С. 229.
16. Освальд, К. Стретчинг для всех / К. Освальд, С. Баско. — М. : Эксмо-Пресс, 2001. — 192 с.
17. Панасенко, О. А. Игровой стретчинг как одна из эффективных форм современных физкультурно-оздоровительных технологий / О. А. Панасен-ко, А. В. Кийкова, Е. В. Прус // Инновац. наука. — 2016. — № 5-3 (17). — С. 160-162.
18. Панкратович, Т. М. Игровой стретчинг как средство воспитания гибкости у студентов на занятиях физической культурой / Т. М. Панкратович,
B. Г. Купцова, Ю. Г. Панкратович // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. — Оренбург, 2016. — С. 3327-3332.
19. Пармузина, Н. В. Стретчинг как необходимая составная часть занятия по оздоровительной аэробике / Н. В. Пармузина, Ю. В. Стукалова // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры : сб. рник материалов V Междунар. студен. науч.-практ. конф. — Волгоград, 2016. —
C. 73-76.
20. Петренко, Е. Б. Возрастные аспекты физического воспитания человека / Е. Б. Петренко. — М. : Спорт, 2002. — С. 12-26.
21. Синяков, А. Ф. Самоконтроль физкультурника / А. Ф. Синяков. — М. : Знание,1987. — С. 12-15.
22. Теория и практика стретчинга [Электронный ресурс] // Myjane. — URL: https://www.myjane.ru/ article s/text/?id= 8157
23. Стретчинг — делаем тело гибким и стройным. Что такое стретчинг [Электронный ресурс] // Ваш спорт. — URL: http://vashsport.com/chto-takoe-stretching/
24. Хугаев, А. Р. Влияние стретчинга в тренировках профессиональных футболистов / А. Р. Хугаев, А. Г. Маловичко, М. В. Денисов // Дискурс. — 2016. — № 1 (1). — С. 122-127.
25. Чураков, А. А. Стретчинг как система упражнений, способствующих повышению эластичности мышц / А. А. Чураков, А. А. Зайцев // Соврем. тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 5-4. — С. 155-156.
Поступила в редакцию 15 декабря 2017 г.
Для цитирования: Иванов, В. Д. Влияние стретчинга на функциональное состояние и здоровье студентов / В. Д. Иванов, Н. О. Мамаева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 23-31.
Сведения об авторах
Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru
Мамаева Наталья Олеговна — студент Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. mamaeva0455@gmail.com
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 1, pp. 23-31.
The effect of stretching on the functional state and health of students
V.D. Ivanov1, N.O. Mamaeva2
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia 1 vdy-55@mail.ru,2mamaeva0455@gmail.com
The article presents the analysis of the state in theory and practice, new directions in physical education — stretching. Examines the influence of stretching on the functional state and health of students. The paper describes the methodology and features of stretching, presented the results of experimental work indicating beneficial effects on the health of female students of 18-19 years.
Keywords: healthy lifestyle, physical activity, fitness, stretching, rastyazhka, flexibility, sports, health.
References
1. Alansari, A. M. Sovershenstvovaniye shkol'nykh programm po fizicheskoy kul 'ture na osnove issledovani-ya fizicheskogo razvitiya [Perfection of school programs on physical culture on the basis of research of physical development. Thesis]. St. Petersburg, 2000. 114 p. (In Russ.).
2. Tatarenko N.A. Anatomiya stretching [Anatomy of stretching]. Moscow, 2017. 224 p. (In Russ.).
3. Aftimichuk O.E., Lukin A.I. Profilaktika travma-tizma sportsmenov, spetsializiruyushchikhsya v tennise, posredstvom ispolzovaniya stretch-uprazhneniy [Prevention of traumatism of sportsmen specializing in tennis, using the use of stretch exercises]. Sportivna meditsi-na [Sports medicine], 2014, no. 1, pp. 137-140. (In Russ.).
4. Vengerova N.N., Kudashova L.T., Lyuyk L.V. Fizkul 'turno-ozdorovitel 'nyye tekhnologii konditsionnoy napravlennosti [Physical culture and health-improving technologies for conditioning]. St. Petersburg, 2015. 207 p. (In Russ.).
5. Vorotilova N.N. Stretching — innovatsionnyy podkhod k zanyatiyam po fizicheskoy kul'ture i sportu [Stretching — an innovative approach to physical training and sports]. Sovremennyye napravleniya razvitiya sistemy fizkul 'turnogo i tekhnologicheskogo obrazovani-ya [Modern trends in the development of the system of
physical culture and technology education]. Saratov, 2016. Pp. 91-96. (In Russ.).
6. Gorbunova Yu.V., Panina O.V., Shishkina T.G. Stretching i yego vliyaniye na razvitiye myshech-noy sistemy cheloveka [Stretching and its influence on the development of the human muscular system]. Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoy kul 'tury i sporta v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Minsel'khoza Rossii: sbornik statey po materialam IV Mezhdunarodnoy, mezhvuzovskoy, uchebno-metodiches-koy i nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual prob-lems and prospects for the development of physical culture and sports in higher educational institutions of the Ministry of Agriculture of Russia: a collection of articles on materials of the IV international, intercollegiate, educational-methodical and scientific-practical conference]. Saratov, 2016. Pp. 103-106. (In Russ.).
7. Gutorova G.A., Ukraintseva Yu.A., Dayneko S.A. Razvitiye podvizhnosti sustavov (gibkosti) u yunoshey 17-20 let, zanimayushchikhsya basketbolom, sredst-vami stretchinga [The development of mobility of joints (flexibility) in young men aged 17-20 years, engaged in basketball, stretching means]. Mir nauki, kul'tury, ob-razovaniya [The world of science, culture, education], 2016, no. 2 (57), pp. 13-16. (In Russ.).
8. Zherdyayeva L.V., Rostovtseva M.Yu. Stretching i metodika yego ispol'zovaniya v razlichnykh fitnes-pro-grammakh [Stretching and methods of its use in various fitness programs]. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture], 2013, no. 7, pp. 22-25. (In Russ.).
9. Izaak S.I. Monitoring fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti: teoriya i praktika [Monitoring of physical development and physical readiness: theory and practice]. Moscow, 2005. 195 p. (In Russ.).
10. Kostina Ye.A. Stretching — odin iz putey priv-lecheniya molodyozhi k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Stretching is one of the ways to attract young people to physical training]. Fizicheskoye vospitaniye i sport [Physical education and sport], 2015, no. 9, pp. 237-238. (In Russ.).
11. Mel'nikova T.I., Morozov O.G., Morozova L.V. Stretching kak sredstvo profilaktiki travmatizma u voleybolistov [Stretching as a means of preventing traumatism in volleyball players]. Nauchnyye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya [Scientific works of the North-Western Institute of Management], 2014, vol. 5, no. 2 (14), pp. 245-248. (In Russ.).
12. Kulagina Ye.V., Mamatova A.A., Chasovskaya A. Stretching na urokakh fizicheskoy kul'tury i sporta [Stretching at the lessons of physical culture and sports]. Aktual'nyye voprosy prepodavaniya v vysshey shkole: teoriya i praktika: sbornik nauchnykh trudov [Actual problems of teaching in higher education: theory and practice Collected scientific works]. Gorno-Altaisk, 2015. Pp. 275-276. (In Russ.).
13. Martynov A.A., Seleznyov I.A., Kalinin I.A. Ispol'zovaniye metodov stretchinga i postizometriches-koy relaksatsii dlya razvitiya gibkosti v tkhekvondo [Use of stretching methods and post-isometric relaxation for the development of flexibility in taekwondo]. Uspekhi sovremennoy nauki [Advances in modern science], 2016, vol. 1, no. 9, pp. 91-93. (In Russ.).
14. Milyukova I.V., Yevdokimova T.A. Polnaya en-tsiklopediya lechebnoy gimnastiki [Full encyclopedia of medical gymnastics]. St. Petersburg, 2003. Pp. 58-59. (In Russ.).
15. Neretin A.V., Tamozhnikov D.V., Kormilin S.A., Manannikov I.V. Vliyaniye razlichnykh variantov stretchinga na vypolneniye vysokoskorostnykh uprazh-neniy v trenirovkakh professional'nykh futbolistov [Influence of various variants of stretching on the performance of high-speed exercises in the training of professional football players]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 2, p. 229. (In Russ.).
16. Osval'd K., Basko S. Stretching dlya vsekh [Stretching for all]. Moscow, 2001. 192 p. (In Russ.).
17. Panasenko O.A., Kiykova A.V., Prus Ye.V. Igro-voy stretching kak odna iz effektivnykh form sovremen-
nykh fizkul'turno-ozdorovitelnykh tekhnologiy [Game stretching as one of the effective forms of modern physical culture and health technologies]. Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2016. no. 5-3 (17), pp. 160162. (In Russ.).
18. Pankratovich T.M., Kuptsova V.G., Pankra-tovich Yu.G. Igrovoy stretching kak sredstvo vospi-taniya gibkosti u studuntov na zanyatiyakh fizicheskoy kul'turoy [Gaming stretching as a means of fostering flexibility in the students at physical education classes]. Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kultury: materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii [University complex as a regional center for education, science and culture: proceedings of the all-russian scientific and methodological conference]. Orenburg, 2016. Pp. 3327-3332. (In Russ.).
19. Parmuzina N.V., Stukalova Yu.V. Stretching, kak neobkhodimaya sostavnaya chast' zanyatiya po ozdorovitel'noy aerobike [Stretching, as a necessary part of the lesson on health aerobics]. Aktual'nyye prob-lemy ozdorovitel'noy i adaptivnoy fizicheskoy kul'tury: sbornik materialov V Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of improving and adaptive physical culture: a collection of materials of the V International student scientific and practical conference]. Volgograd, 2016. Pp. 73-76. (In Russ.).
20. Petrenko Ye.B. Vozrastnyye aspekty fizicheskogo vospitaniya cheloveka [Age aspects of the physical education of man]. Moscow, 2002. Pp. 12-26. (In Russ.).
21. Sinyakov A.F. Samokontrol' fizkul'turnika [Self-control of a sportsman]. Moscow, 1987. Pp. 12-15. (In Russ.).
22. Teoriya i praktika stretching [Theory and practice of stretching]. Myjane [Myjane]. Available at: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=8157 (In Russ.).
23. Stretching — delayem telo gibkim i stroynym. Chto takoye stretching [Stretching — make the body flexible and slender what stretching is]. Your sport [Your sport]. Available at: http://vashsport.com/chto-takoe-stretching (In Russ.).
24. Khugayev A.R., Malovichko A.G., Denisov M.V. Vliyaniye stretchinga v trenirovkakh professional'nykh futbolistov [The influence of stretching in the training of professional football players]. Diskurs [Scientific Journal Discourse], 2016, no. 1 (1), pp. 122-127. (In Russ.).
25. Churakov A.A., Zaytsev A.A. Stretching kak sistema uprazhneniy, sposobstvuyushchikh povysheniyu elastichnosti myshts [Stratching as a system of exercises that promote muscle elasticity increase]. Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy [Modern trends in the development of science and technology], 2016, no. 5-4, pp. 155-156. (In Russ.).