Научная статья на тему 'Кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре'

Кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ELECTIVE / АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ / ACTIVE AND PASSIVE FLEXIBILITY / ФИЗИЧЕСКАЯ КОНДИЦИЯ / PHYSICAL CONDITION / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Венгерова Наталья Николаевна, Кудашова Людмила Тимофеевна

Разделение учебной программы по физической культуре в высшей школе подразумевает два раздела: теоретический «базовый», практический «элективный курс». Реализация элективного курса осуществляется на кафедрах физической культуры с учётом материально-технической базы, интереса студентов и уровня квалификации преподавательского состава. Использование современных средств физкультурно-оздоровительных технологий в качестве кондиционных тренингов со студентками обуславливает повышение уровня развития и проявления физических качеств вообще и, в частности, активной и пассивной гибкости. Выполнение упражнений стретчинга и адаптированной йоги под музыку способствует развитию не только гибкости, но и повышению уровня функциональной подготовленности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венгерова Наталья Николаевна, Кудашова Людмила Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certified training and development of flexibility of students within the elective course of physical culture

The division of educational programs on physical culture at higher school involves 2 sections: theoretical basic and practical «elective course». Implementation of the elective course is carried out in the departments of physical culture taking into account the material-technical base of students ‘ interest and level of qualification of the teaching staff. The use of modern means of physical health-improving technologies as certified trainings with students causes the increase in the level of development and manifestation of physical qualities in General and, in particular, active and passive flexibility. Execution means adapted stretching and yoga music promotes not only flexibility, but also to increase the level of functional fitness.

Текст научной работы на тему «Кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре»

3. Берулава, Г.А. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Педагогика. -2012. - №4. - С. 11-20.

4. Берулава Г.А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности - М., Изд-во «Гуманитарная наука», 2010.

5. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Berulava G. Psychology in Practice. - Seattle, USA, 2008.

публикации победителей и лауреатов всероссийского конкурса на лучшую научную книгу года

Венгерова Н.Н., Кудашова Л. Т.

кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре

Состояние соматического здоровья и профессиональной физической работоспособности человека опосредованно определяется уровнем развития кондиционных качеств, в частности гибкости. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции, скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, а также повышает уровень травмоопасности опорно-двигательного аппарата.

Человек, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, пластичностью и легкостью. Хорошая растяжка улучшает мышечный баланс и снижает риск получения различного рода травм.

Существует целый ряд факторов, которые могут влиять на потенциальный уровень гибкости. К ним относятся возраст, пол, масса тела, пропорции тела, формы суставов, толщина суставного хряща, эластичность мышц, сухожилий, связок и суставных сумок; способность человека сочетать сокращение агонистов и расслабление антогонистов и множество других внешних условий. Кроме того, «гибкость» относится к группе генетически обусловленных физических качеств с выраженными благоприятными периодами развития и проявления [10]. В то же время, регулярное выполнение упражнений на растягивание позволяют

человеку изменить не только границы своих возможностей, но и протестировать себя физиологически.

Показатели проявления подвижности суставов (гибкости) свидетельствуют о степени тугоподвижности и комфортности ощущений при выполнении амплитудных движений. Выявленную взаимосвязь между уровнем проявления гибкости и осанкой можно рассматривать как закономерность возрастного проявления данного качества.

Положительное влияние программы развития гибкости определяется двумя факторами: индивидуальными целями или задачами, контекст которых может быть биологическим, психологическим, социологическим или философским, и средствами (методами и способами) достижения поставленных целей [2].

Учитывая, что современные условия высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к состоянию физического и психического здоровья студенческой молодёжи (повышение интенсивности процесса обучения, стрессы, психологическая адаптация и т.д.), то специальные физические упражнения, двигательные программы, современные физкультурно-оздоровительные технологии можно успешно использовать для оптимизации состояния здоровья студентов [9].

А.А. Горелов [3] с соавторами сформулировали понятие «физкультурно-оздоровительные технологии» (ФОТ), которое подразумевает не только частные методики, но и комплекс научно-теоретических, практических знаний в применении средств, предназначенных для реализации двигательного потенциала человека с целью поддержания здоровья, улучшения кондиционных показателей и психологического состояния.

Цель нашего исследования заключалась в разработке и применении на практике тренингов (двигательных программ) с использованием средств физкультурно-оздоровительных технологий, направленных не только на развитие и совершенствование физического качества гибкость у студенток младших курсов высшей школы, но и улучшение их функционального состояния.

В технологиях современных физкультурно-оздоровительный занятий упражнения на растягивания являются неотъемлемой частью педагогического процесса по физической культуре и используются либо как его фрагмент (стретчинг), либо проводятся отдельным занятием. Название направления -«стретчинг» - в полной мере отражает цели, задачи занятий и характеризует особенности и правила использования соответствующих средств.

Стандартные условия проведения занятий по физическому воспитанию в высшей школе предполагают использование разнообразных средств с целью создания благоприятных условий протекания процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям учебной деятельности. Включение в традиционные занятия современных физкультурно-оздоровительных технологий помогает удовлетворять разнообразные потребности студентов при формировании их индивидуальных образовательных траекторий.

На занятиях по элективному курсу физической культуры со студентками

первого курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета реализовывалась программа по общей физической подготовке (Гк - контрольная группа п = 45 девушек) с использованием средств стретчинга [7] и адаптированной йоги (Гэ - экспериментальная группа п = 48 девушек). В качестве музыкального сопровождения использовалась спокойная, медленная музыка с выраженной темой и элементами аутентичности звукам природы, способствующая созданию эмоциональных образов. Специальные упражнения выполнялись на протяжении трёх месяцев занятий (частота занятий - 2 раза в неделю; продолжительность - 55 минут).

Кондиционный тренинг представлял собой разработанную двигательную программу при соразмерном сочетании средств стретчинга и адаптированной йоги с учётом исходных показателей проявления активной и пассивной гибкости студенток [5]. Эффективность включения физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс определялась по динамике результатов двигательных тестовых заданий: проявления активной и пассивной гибкости позвоночника (глубина наклона вперёд, «мост» из исходного положения лёжа на спине) [6].

Степень тугоподвижности позвоночника рассматривалась как результат, определяющий эффективности использования специальных физических упражнений.

Первоначальные средние показатели (6±2см; 7±2см) проявления активной гибкости (глубина наклона) девушек 18-19 лет значительно (в 2 раза) отличаются от значений возрастной нормы (13 см) в худшую сторону.

Итоговые значения выполнения данного тестового задания составили 33,3% и 85,7% (контрольной и экспериментальной группах, соответственно).

Проявление активной гибкости у девушек, выполняющих комплекс упражнений стретчинга, стало соответствовать значениям возрастно-половой нормы, и описывается уравнениями линейной регрессии с соответствующими коэффициентами корреляции (таблица 1). Это позволило осуществить рассчёт прогнозируемых значений показателей проявления качества гибкость при условии выполнения предложенных тренингов на протяжении трёх месяцев занятий (таблица 2).

таблица 1

Уравнения линейной регрессии, описывающие процесс развития активной гибкости у студенток 18-19 лет

Группа/Качество Контрольная Экспериментальна

уравнение г уравнение г

Гибкость 1,2+х 0,9 6,6+0,9х 0,8

Таблица 2

Педагогическое прогнозирование изменения (%) показателей проявления активной гибкости у девушек 18-19 лет

Группа Исходный уровень (см)

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Гк. 20,0 16,7 14,3 12,5 11,1 10,0 9,0 8,3 7,6 7,1 6,7 6,2

Гэ. 120 100 85,7 75,0 66,7 70,0 63,6 50,0 38,5 26,3 33,3 31,2

При выполнении «мостика» из положения лёжа замерялось расстояние между задней стороны стопы (пяткой) и кистями рук, которое составило в среднем: Гк.- 72±3см; Гэ.-70±4см. Изменение результата выполнения тестового задания в экспериментальной группе по абсолютной величине составило 58±2см. а в контрольной группе показатели остались прежними.

Положительную динамику проявления пассивной гибкости у девушек (Гэ.) можно объяснить включением специальных упражнений на растягивание связок и сухожилий плечевого сустава и основных мышечных групп, участвующих в выполнении «мостика». Между показателями проявления активной и пассивной гибкости студенток данной группы выявлена корреляционная зависимость, описываемая коэффициентом - 0,8.

Отмеченные изменения в проявлении активной гибкости в контрольной группе обусловлены выполнением общеразвивающих гимнастических упражнений, включенных в разминку. Отсутствие специальных упражнений для развития гибкости позвоночника девушек негативно сказалось на результативности выполнения второго тестового задания.

Использование кондиционных тренингов с использованием средств современных физкультурно-оздоровительных технологий в рамках элективного курса по физической культуре позволяет не только направленно воздействовать на развитие физических качеств, но в большей мере реализовывать оздоровительную функцию в учебном процессе.

При оценке физического развития испытуемых использовались наиболее распространенные методики определения антропометрических параметров (длина и масса тела, жизненная ёмкость лёгких - ЖЕЛ), показателей функционирования сердечно-сосудистой системы (артериальное давление - АД, частота сердечных сокращений - ЧСС, пульсовое давление - ПД), рассчитывался индекс массы тела (индекс Кетле) [1; 4; 7]. Используя известную формулу [8], рассчитывалась должная величина ЖЕЛ. Однородность выборок определена ^критерием Стьюдента по основным показателям: возраст (лет), уровень физического развития и проявления качества «гибкость».

В результате занятий кондиционным тренингом у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной групп отмечены изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой

системы (таблица 3), но в различной степени.

Таблица 3

Изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток первого курса

Рост Масса Индекс ЖЕЛ ЧСС

Группа (см) (кг) Кетли (мл) покой

Х1 % Х1 Х2 Х1 % Х1 %

Контр. 167±2 65±2 1,5 24,0 23,3 2200±180 18,1 82 3,7

Экспер. 166±3 64±2,5 7,8 23,7 21,8 2300±200 39,1 80 15,0

Снижение общей массы тела у студенток экспериментальной группы повлияло на изменение показателя индекса Кетле до значения верхнего предела нормы для данной возрастной группы.

Теоретически расчётная величина показателя должной ЖЕЛ при учёте величины роста (см) для занимающихся составила: 4175±75 (мл) и 4150±75 (мл) в контрольной и экспериментальной группах (соответственно), что на 45,9±1,4% выше реальных значений. Учитывая, что норма показателя ЖЕЛ не должна отличаться от должной на 15,0-20,0%, то первоначальные значения, очевидно, не соответствуют возрастным нормам.

Улучшение функции респираторной системы определено включением в содержание занятий специальных упражнений для развития аэробной выносливости. Выполнение беговых упражнений с пульсовой стоимостью 125±5 уд/мин продолжительностью 10 минут являлось обязательным фрагментом занятий (разминка) в группах. Обучение и применение техники дыхательных упражнений, сопряженно выполняемых с элементами стретчинга, определило динамику изменения показателя ЖЕЛ и частоты сердечных сокращений. Средние групповые показатели пульса в покое значительно превышают (24,2±4,2%) показатели принятой нормы (60-70 уд/мин).

Первоначальное значение артериального давления (128/80 мм рт. ст.) превышает расчётные возрастные значения: на 13,3% - систолическое (СД) и на 14,3% - диастолическое (ДД) в контрольной группе; у девушек экспериментальной группы превышает на 10,6% (СД), значение ДД у них соответствует норме. В обеих группах средняя величина пульсового давления (ПД) составляет 53±2. По окончании педагогического исследования изменений значений артериального давления в контрольной группе не отмечено, тогда, как в экспериментальной отмечено соответствие норме.

Таким образом, использование средств стретчинга и адаптированной йоги, включённых в формат традиционного занятия по физическому воспитанию студенток, благоприятно сказывается не только на результативности проявления активной и пассивной гибкости, но и на изменении показателей общей массы

тела, индекс Кетле, а также на функциональные показатели (жизненная ёмкость лёгких, артериальное давление, частота сердечных сокращений в покое) и их коррекцию до значений принятой нормы. Указанные изменения опосредованно влияют на изменение соматического здоровья студенток и повышение качества их жизни.

Использование кондиционных тренингов с использованием средств современных физкультурно-оздоровительных технологий (стретчига и адаптированной йоги), направленных на повышение уровня гибкости, не только улучшает качество и результативность учебного процесса, но и вызывает повышенный интерес занимающихся к проводимым занятиям. Сбалансированное по нагрузочной стоимости практическое занятие в рамках элективного курса по физической культуре позволяет в большей мере прогнозировать оздоровительную эффективность учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алансари, А.М. Совершенствование школьных программ по физической культуре на основе исследования физического развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / А.М. Алансари - РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2000. - 114 с.

2. Алтер М.Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер. - Киев: Олимпийская литература, 2001.- 420 с.

3. Горелов, А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, О.Г. Румба // Физическое воспитание студентов: научно-теор. журнал. - Харьков: ХГАДИ, 2012. - С. 47-51.

4. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 195 с.

5. Кудашова, Л.Т. Современные подходы к развитию гибкости студентов: учебное пособие / Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк.- СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.- 127 с.

6. Петренко, Е.Б. Возрастные аспекты физического воспитания человека / Е.Б. Петренко. - М.: Спорт, 2002. - С. 12-26.

7. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова.- СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003.- С. 58-59.

8. Освальд, К. Стретчинг для всех / К. Освальд, С. Баско.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 192с.

9. Синяков, А.Ф. Самоконтроль физкультурника /А.Ф. Синяков.- М.: Знание,1987.- №1.- С. 12-15.

10. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика: учебное пособие/ Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.