_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
3.Виханский О.С Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: «Высшая школа». С.44. 2004г. - 670с.
4.Жарковская Е.П. Антикризисное управление. - М.: Омега-Л, С. 9. 2004г. - 336с.
5.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Логос, 2000г. - С.103. - 279с.
6.Лукичева Л.И. Управление организацией. - М.: С.67. 2006г. - 360с.
7.Сорокина В.Н. Культура информационного общества / В.Н. Сорокина // Введение в культурологию. Курс лекций/Под ред. Ю.Н. Солониной, Е.Г. Соколиной. - СПб.: 2003г. - 290c.
8.Тейлор С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004г. - 580с.
© Вараксин В.Н., 2016г
УДК 796.035-055.2
Венгерова Наталья Николаевна
канд. пед. наук, доцент, профессор кафедры ФК СПбГЭУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
КОРРЕКЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК СРЕДСТВАМИ СТРЕТЧИНГА
Аннотация
Включение в традиционное занятие по физической культуре в высшей школе средств, заимствованных из физкультурно-оздоровительных технологий, позволяет осуществить коррекцию показателей функционального состояния девушек 17 лет до должных возрастно-половых значений. Обучение специфике техники дыхания при выполнении упражнений на растягивание способствует максимальному расслаблению и растягиванию мышц, и таким образом, развитию и проявлению гибкости у девушек.
Ключевые слова.
Функциональное состояние, девушки, физическое качество гибкость, стретчинг.
Современные условия высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к состоянию физического и психического здоровья студенческой молодёжи. Интенсивность процесса обучения, периодические стрессы сессионного периода, малоподвижный образ жизни - социальные факторы негативного воздействия внешней среды на организм обучающихся. Негативное влияние эмоционального фактора на состояние физического здоровья определено в проявлении головных болей, боли в суставах и мышцах. Психологическую адаптацию, как процесс приспособления к стрессовой нагрузки, можно оптимизировать не только специальной коррекцией, но и с использованием специальных физических упражнений [9].
Состояние соматического здоровья и профессиональной физической работоспособности девушек определяется совокупностью опосредованных кондиционных показателей. Показатели проявления подвижности суставов (гибкости) вообще, и в частности позвоночника, свидетельствуют о степени тугоподвижности и комфортности ощущений при выполнении амплитудных движений. Как известно, «гибкость» относится к группе генетически обусловленных физических качеств с выраженными благоприятными периодами развития и проявления [7]. Выявленную взаимосвязь между уровнем проявления гибкости и осанкой [8] можно рассматривать как закономерность возрастного проявления качества.
Многообразие видов проявления гибкости (статическая, динамическая, баллистическая, функциональная) и технологии её развития - неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса в сложно-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
координационных видах спорта. В технологиях современных физкультурно-оздоровительного занятий упражнения на растягивания являются неотъемлемой частью педагогического процесса, и используются или как фрагмент, или является отдельным трёхчастным занятием. Название направления - «стретчинг» - в полной мере отражает цели, задачи занятий, и характеризует особенности и правила используемых средств [5].
Методика. Стандартные условия проведения занятий по физическому воспитанию в высшей школе предполагает использование разнообразных средств с целью создания благоприятных условий протекания процесса адаптации студентов первого курса к новым условиям учебной деятельности. Включение в традиционные занятия современных физкультурно-оздоровительных технологий не противоречит основной Программе вузов по данной дисциплине. Контрольная (Гк. n=32) и экспериментальная (Гэ. n=30) группы сформированы свободным методом из студенток первого курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Занятия имели общие части (разминка, заключительная).
Экспериментальный комплекс упражнений на растягивание - «стретчинг»- проводился в период весеннего семестра (13 недель, 26 занятий) в основной части продолжительностью 50 минут на занятиях с девушками 17-18 лет. Комплекс стретчинга представлял собой набор упражнений, подобранных по анатомическому признаку при включении в работу от малых до больших мышечных групп, выполняемых последовательно и симметрично. Исходным положением последующего упражнения (позы) являлось конечное положение предыдущего. Переход из одного положения в другое осуществлялся медленно, без резких баллистических движений. Упражнения группировались в мини-блоки, выполняемые в положении стоя и в партере. Амплитуда движений регламентировалась педагогом в зависимости от успешности освоения техники. Первоначальная продолжительность удержания поз (1-2 занятие) не менее 10 секунд при том, что выполнение каждого упражнения рассчитывалось на 16 счётов: 2 счёта - «войти в позу»; 10 счётов - удержание; 4 счёта - «медленный выход». В конце эксперимента время удержания положений увеличилось до 32 счётов (примерно 30 секунд). При проведении комплекса упражнений стретчинга уделялось особое внимание технике дыхания, соблюдались основные правила растяжки. Дыхание при выполнении удержания положения при максимальном растягивании мышечной группы ритмичное, равномерное без задержки.
В качестве музыкального сопровождения использовалась спокойная, медленная музыка с выраженной темой и элементами аутентичности звукам природы, способствующая созданию эмоциональных образов.
Занятия в контрольной группе проводились в традиционном формате. В основной части использовались упражнения общей физической подготовки и спортивных игр (волейбол).
Результаты и их обсуждение. Эффективность включения физкультурно-оздоровительных технологий в учебный процесс определялся по динамике результатов двигательных тестовых заданий: проявления активной и пассивной гибкости позвоночника (глубина наклона вперёд, «мост» из исходного положения лёжа на спине) [4].
При оценке физического развития использовались наиболее распространенные методики определения антропометрических параметров (длина и масса тела, жизненная ёмкость лёгких - ЖЕЛ), показателей функционирования сердечно-сосудистой системы (артериальное давление - АД, частота сердечных сокращений - ЧСС, пульсовое давление - ПД), рассчитывался индекс массы тела (индекс Кетле) [1; 2; 3]. Использую известную формулу [6] рассчитывалась должная величина ЖЕЛ.
Однородность выборок определена t-критерием Стьюдента по основным показателям: возраст (лет), уровень физического развития и проявления качества «гибкость».
В результате систематических занятий физическими упражнениями у занимающихся как контрольной, так и экспериментальной групп отмечены изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы (таблица 1).
Таблица 1
Изменения показателей физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы девушек 17-18 лет
Группа Рост (см) Масса (кг) Индекс Кетли ЖЕЛ (мл) ЧСС покой
Х1 % Х1 % Х1 % Х1 %
Гк. 167±2 65 ± 2,0 1,5 24,0 23,3 2200±180 18,1 82 - 3,7
Гэк. 166±3 64± 2,5 7,8 23,7 21,8 2300 ± 200 39,1 80 - 15,0
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Снижение показателя общей массы тела у студенток экспериментальной группы повлияло на изменение показателя индекса Кетли до значения верхнего предела нормы для данной возрастной группы.
Теоретически расчётная величина показателя должной ЖЕЛ при учёте величины роста (см) для занимающихся составил: 4175±75 (мл) и 4150±75 (мл) в контрольной и экспериментальной (соответственно), что на 45,9±1,4% выше реальных значений. Учитывая, что норма показателя ЖЕЛ не должна отличаться от должной на 15,0-20,0%, то первоначальные значения, очевидно, не соответствуют возрастным нормам.
Улучшение функции респираторной системы определено включением в содержание структурных единиц занятий специальных упражнений для развития аэробной выносливости. Выполнение беговых упражнений с пульсовой стоимостью 125±5 уд/мин продолжительностью 10 минут являлись обязательным фрагментом занятий (разминка) в группах. Обучение и применение техники дыхательных упражнений, сопряжено выполняемых с элементами стретчинга, определило динамику изменения показателя ЖЕЛ и частоты сердечных сокращение. Средние групповые показатели пульса в покое значительно превышают (24,2±4,2%) принятой норму (60-70 уд/мин). В экспериментальной группе динамика изменения показателя ЧСС в покое по окончанию цикла занятий в три раза выше, чем в контрольной группе.
Первоначальные значения артериального давления (128/80) превышает расчётное возрастное значение на 13,3% - систолического (СД) и на 14,3% - диастолического (ДД)) в контрольной группе, и на 10,6% (СД) у девушек экспериментальной группы. Значение ДД соответствует норме. В группах средняя величина пульсового давление (ПД) составляет 53±2. По окончанию педагогического исследования изменений значений артериального давления в контрольной группе не отмечено, тогда, как в экспериментальной отмечено соответствие норме.
Степень тугоподвижности позвоночника рассматривалась как результат, определяющий эффективности использования средств физической культуры. Как известно, по состоянию позвоночника и его подвижности можно судить о соматическом здоровье человека, уменьшением риска получения травм спины. Сохранение и увеличение подвижности позвоночника является профилактической мерой против возникновения болевых ощущений.
Первоначальные средние показатели (6±2 см; 7±2см) проявления активной гибкости (глубина наклона) девушек 17-18 лет значительно (в 2 раза) отличаются от значений возрастной нормы (13 см). Итоговые значения выполнения тестового задания составили 33,3% и 85,7% (контрольной и экспериментальной группе соответственно). Проявление активной гибкости у девушек, выполняющие комплекс упражнений стретчинга стало соответствовать значениям возрастно-половой норме.
При выполнении «мостика» из положения лёжа замерялось расстояние между задней стороны стопы (пяткой) и кистями рук, которое составило в среднем: Гк. - 72±3см; Гэ.- 70±4см. Изменение результата выполнения тестового задания в экспериментальной группе по абсолютной величине составило 58±2см., а в контрольной группе показатели остались прежними.
Положительную динамику проявления пассивной гибкости у девушек (Гэ.) можно объяснить включением упражнений на растягивание связок и сухожилий плечевого сустава, основных мышечных групп, участвующих в выполнении «мостика». Между показателями проявления активной и пассивной гибкости студенток данной группы выявлена корреляционная зависимость, описываемая коэффициентом -0,8.
Отмеченные изменения в проявлении активной гибкости в контрольной группе обусловлены выполнением общеразвивающих гимнастических упражнений, включение в разминку. Отсутствие специальных упражнений для развития гибкости позвоночника девушек в направлении прогиба назад негативно сказалось на результативность выполнения второго тестового задания.
Вывод. Таким образом, использование средств стретчинга и техник дыхательной гимнастики, включённые в формат традиционного занятия по физическому воспитанию в высшей школе, благоприятно сказывается не только на результативность выполнения тестовых заданий для проявления активной и пассивной гибкости, но и на изменение показателей общей массы тела, индекса Кетли, а также на функциональные показатели (жизненная ёмкость лёгких, артериальное давление, частота сердечных сокращений в покое) и их коррекции до значений принятой нормы. Указанные изменения опосредованно
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
влияют на изменение соматического здоровья студенток и повышение качества их жизни. Список использованной литературы:
1. Алансари, А.М. Совершенствование школьных программ по физической культуре на основе исследования физического развития: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04 / А.М. Алансари [РГПУ им. А.И. Герцена]. - СПб., 2000. - 114 с.
2. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - М.: Советский спорт, 2005. - 195 с. - ISBN 5-9718-0076-0.
3. Петренко, Е.Б. Возрастные аспекты физического воспитания человека / Е.Б. Петренко. - М.: Спорт, 2002. - С. 12-26.
4. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики/ И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова.- СПб.: Сова; М.: ЭКСМО, 2003.- С. 58-59.
5. Освальд, К. Стретчинг для всех/ К. Освальд, С. Баско.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 192с.
6. Синяков, А.Ф. Самоконтроль физкультурника/А.Ф. Синяков.- М.: Знание,1987.- №1.- С. 12-15.
7. Сологуб, Е.Б. Спортивная генетика// Учебное пособие/ Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов.- М.: Терра-Спорт, 2000.- 127с.
8. Crawford H.J., Jull G.A. The influence of thoracic posture and movement on range of arm elevation. Physiotherapy Theory and Practice, 1993, 9(3), 143-148.
9. Christiansen C., Baum C. Performance deficits as sources of stress. In C. Christiansen and C. Baum, (Eds.), Occupational therapy: Overcoming human performance deficits (pp. 68-96). Thorofare, NJ: Slack, 1991.
© Венгерова Н.Н., 2016
УДК 37.02
Воронина Евгения Владимировна
Канд. пед. наук, доцент ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, г. Ишим, РФ
Е-mail: [email protected] Малюгина Марина Валентиновна зам.директора по УВР учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №7, г. Ишим, РФ Е-mail: [email protected] Идрисова Елена Сергеевна учитель истории и обществознания МАОУ Стрехнинская СОШ, Ишимский р-н, РФ Е-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье представлены критерии, показатели и диагностические материалы изучения психологического климата в детском коллективе. Благоприятный психологический климат способствует саморазвитию каждой личности.
Ключевые слова
Психологический климат, коллектив, социометрия, диагностика.