Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной работы по разработке методики применения игровых упражнений в занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы'

Результаты экспериментальной работы по разработке методики применения игровых упражнений в занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПОДВИЖНЫЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СПОРТИВНЫХ ИГР / SPECIAL MEDICAL GROUP / STUDENTS WITH CARDIOVASCULAR SYSTEM DISABILITIES / TRAINING PHYSICAL EDUCATION CLASSES / MOVING ACTIVITY ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева Марина Владимировна, Румба Ольга Геннадьевна

Статья посвящена решению проблемы разработки эффективной методики применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях по физической культуре со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы. Исследование проводилось в четыре этапа: поисковый, первый экспериментальный, второй экспериментальный, заключительный. С помощью анкетирования и анализа журналов учета учебной работы установлено, что применение спортивных и подвижных игр вызывает у студентов интерес и способствует повышению мотивации к двигательной активности. С целью обоснования возможности применения игровых упражнений в ходе физкультурных занятий со студентами с ограниченными возможностями сердечнососудистой системы проведена их адаптация путем изменения пульсовой стоимости. Полученные модификации игровых упражнений условно разделены на три группы: игры в зоне ЧСС до 110 уд./мин, игры в зоне ЧСС 110-130 уд./мин, игры в зоне ЧСС 130-150 уд./мин. Первый вариант экспериментальной методики, базирующейся на играх в зоне ЧСС до 110 и 110-130 уд./мин, оказался малоэффективным для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы студентов. Скорректированная экспериментальная методика, базирующаяся на чередовании и равноценном соотношении подвижных и элементов спортивных игр, вызывающих увеличение ЧСС до 130-150 уд./мин, доказала высокую эффективность с позиции улучшения функционального состояния сердечнососудистой системы испытуемых (p ≤ 0,05), повышения общего уровня соматического здоровья (p ≤ 0,05), улучшения самочувствия, активности, настроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалева Марина Владимировна, Румба Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of the experimental work on method preparation of the application of active gaming exercises in physical education classes for special medical group students with cardiovascular system disabilities

The article is devoted to the solution of the problem of preparation of an effective method of the application of moving activity exercises and sports games elements in physical education classes for special medical group students with cardiovascular system disabilities. The study was carried out in four stages: search stage, 1st experimental stage, 2nd experimental stage and final stage. It was determined by means of student questioning and education registry books analysis that application of moving activity exercises and sports games elements provokes interest and increases motivation for motion activity. In order to justify the possibilities of moving activity exercises application in physical education classes for special medical group students with cardiovascular system disabilities the adaptation of the students was conducted by changing their sphygmic value. The received modifications of playing exercises were divided into three groups: games resulting in heart rate until 100 bpm; games resulting in heart rate in the range of 110-130 bpm and 130-150 bpm respectively. The first variant of the experimental method based on the games resulting in heart rate in the range of 110-130 bpm showed to have little effect for reliable positive change in functional condition of the student’s cardiovascular system. The adjusted variant of the experimental method based on the interchange and parity of moving activity exercises and sports games elements resulting in heart rate increase in the range of 130-150 bpm, proved its high efficiency for cardiovascular system functional improvement of the probationers (p ≤ 0,05), general somatic health level increase (p ≤ 0,05), making students feel more active and in high spirits.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной работы по разработке методики применения игровых упражнений в занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы»

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ СМГ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

М.В. КОВАЛЕВА, О.Г. РУМБА, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация

Статья посвящена решению проблемы разработки эффективной методики применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях по физической культуре со студентами специальных медицинских групп с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы. Исследование проводилось в четыре этапа: поисковый, первый экспериментальный, второй экспериментальный, заключительный. С помощью анкетирования и анализа журналов учета учебной работы установлено, что применение спортивных и подвижных игр вызывает у студентов интерес и способствует повышению мотивации к двигательной активности. С целью обоснования возможности применения игровых упражнений в ходе физкультурных занятий со студентами с ограниченными возможностями сердечнососудистой системы проведена их адаптация путем изменения пульсовой стоимости. Полученные модификации игровых упражнений условно разделены на три группы: игры в зоне ЧСС до 110 уд/мин, игры в зоне ЧСС 110-130 уд./мин, игры в зоне ЧСС 130-150 уд./мин. Первый вариант экспериментальной методики, базирующейся на играх в зоне ЧСС до 110 и 110-130 уд./мин, оказался малоэффективным для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы студентов. Скорректированная экспериментальная методика, базирующаяся на чередовании и равноценном соотношении подвижных и элементов спортивных игр, вызывающих увеличение ЧСС до 130-150 уд./мин, доказала высокую эффективность с позиции улучшения функционального состояния сердечнососудистой системы испытуемых (р < 0,05), повышения общего уровня соматического здоровья (р < 0,05), улучшения самочувствия, активности,

настроения.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы, учебно-тренировочные занятия по физической культуре, подвижные и элементы спортивных игр.

Abstract

The article is devoted to the solution of the problem of preparation of an effective method of the application of moving activity exercises and sports games elements in physical education classes for special medical group students with cardiovascular system disabilities. The study was carried out in four stages: search stage, 1st experimental stage, 2nd experimental stage and final stage. It was determined by means of student questioning and education registry books analysis that application of moving activity exercises and sports games elements provokes interest and increases motivation for motion activity. In order to justify the possibilities of moving activity exercises application in physical education classes for special medical group students with cardiovascular system disabilities the adaptation of the students was conducted by changing their sphygmic value. The received modifications of playing exercises were divided into three groups: games resulting in heart rate until 100 bpm; games resulting in heart rate in the range of 110-130 bpm and 130-150 bpm respectively. The first variant of the experimental method based on the games resulting in heart rate in the range of 110-130 bpm showed to have little effect for reliable positive change in functional condition of the student's cardiovascular system. The adjusted variant of the experimental method based on the interchange and parity of moving activity exercises and sports games elements resulting in heart rate increase in the range of 130-150 bpm, proved its high efficiency for cardiovascular system functional improvement of the probationers (p < 0,05), general somatic health level increase(p < 0,05), making students feel more active and in high spirits.

Key words: special medical group, students with cardiovascular system disabilities, training physical education classes, moving activity elements.

Введение

В настоящее время специалистами отмечается практически равное соотношение количества студентов основного и специального учебных отделений в большинстве вузов РФ [6], что существенно повышает значимость решения проблемы разработки и внедрения в образовательный процесс кафедр физического воспитания учебно-методического сопровождения дисциплины «Физическая культура», адресованного студентам различных нозологических групп.

К числу основных разделов Примерной программы дисциплины «Физическая культура» (2000, 2011) относится раздел спортивных игр, по свидетельству специалистов пользующийся у студентов повышенным интересом [9, 3]. Однако если для ОУО арсенал применяемых игр и методики их преподавания являются неоднократно апробированными и достаточно наработанными, то для СУО вопрос методического сопровождения данного раздела программы до настоящего времени остается не до конца изученным.

В частности, крайне осторожное отношение к применению игровых упражнений в принципе наблюдается у преподавателей, проводящих занятия со студентами специальных медицинских групп (СМГ) с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы (ССС), что в основном объясняется сложностью дозирования физической нагрузки в данном виде деятельности по причине его высокой эмоциональности. Вместе с тем многие специалисты по лечебной и оздоровительной физической культуре свидетельствуют о положительном влиянии занятий подвижными и спортивными играми на общее состояние ССС, указывая, что определяющим в таких занятиях является соблюдение оптимальных величин физической нагрузки, соответствующих коридору 50-75% от ЧСС тах [8, 5, 4 и др.].

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки эффективной методики применения подвижных и элементов спортивных игр, по величине физической нагрузки адекватных нозологическим характеристикам студентов с ограниченными возможностями ССС. Дополнительным аргументом, свидетельствующим о практической значимости такой методики, является тот факт, что разного рода сердечно-сосудистые нарушения диагностируются у 40-60% студентов, входящих в состав СМГ [1, 2].

Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа:

1) поисковый этап (январь - июнь 2008 г.) - выявление специфики построения процесса физического воспитания студентов СМГ; изучение особенностей применения игровых упражнений в занятиях с лицами, имеющими ограниченные возможности ССС; исследование интереса студентов к физической культуре;

2) первый экспериментальный этап (июль 2008 -июнь 2009 г.) - разработка экспериментальной методики применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС и проверка их эффективности;

3) второй экспериментальный этап (июль 2009 -июнь 2010 г.) - коррекция экспериментальной методики применения подвижных и элементов спортивных игр на занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС и проверка эффективности внесенных корректировок;

4) заключительный этап (июль 2010-декабрь 2011 г.) - анализ и обобщение результатов исследования.

Результаты и их обсуждение

Обобщение результатов анонимного анкетирования студентов НИУ «БелГУ» (всего 480 опрошенных) и анализа журналов учета учебной работы (данные по 2480 студентам) позволило установить, что применение спортивных и подвижных игр в рамках УТЗ по физической культуре вызывает у студентов интерес и способствует повышению мотивации к двигательной активности.

Так, игровая деятельность в наибольшей степени привлекает 71,7% юношей и 41,4% девушек ОУО; 49,7% юношей и 32,2% девушек СУО. Кроме того, данный раздел программы характеризуется наименьшим количеством пропусков учебных занятий - в среднем 7%, в то время как разделы легкая атлетика и плавание - 8,7 и 11,1% соответственно. Увеличить объем спортивных игр хотели бы 95,7% юношей и 82,4% девушек ОУО; 74% юношей и 70,3% девушек СУО. Включить в содержание занятий подвижные игры хотели бы 95,7% юношей и 88,1% девушек ОУО; 90,7% юношей и 78,7% девушек СУО.

С целью обоснования возможности применения игровых упражнений в ходе физкультурных занятий со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС была проведена их адаптация путем изменения пульсовой стоимости. Для этого были использованы следующие основные приемы:

- уменьшение продолжительности игры;

- включение пауз отдыха в процесс игры;

- уменьшение размеров игровой площадки;

- изменение количества участвующих в игре;

- изменение условий игры в соответствии с самочувствием игроков;

- замена игровых двигательных действий на менее активные;

- исключение кратковременных напряжений и резких переключений.

С целью исключения опасности скачкообразного изменения пульса в ходе выполнения игровых упражнений из числа отобранных и адаптированных были проведены исследования, направленные на определение их пульсовых кривых методом непрерывной регистрации ЧСС с использованием прибора «Polar RS300X». Мониторинг ЧСС по каждой игре был проведен на 20 студентах с ограниченными возможностями ССС (10 девушек, 10 юношей). В ходе проведения аппаратной пульсоме-трии превышений ЧСС выше 150 уд./мин ни у одного из испытуемых выявлено не было. На основании анализа полученных пульсовых кривых отобранные игровые упражнения и их модификации были условно разделены на три группы: игры в зоне ЧСС до 110 уд./мин; игры

в зоне ЧСС 110-130 уд./мин; игры в зоне ЧСС 130-150 уд./мин (табл. 1). Данное распределение было обусловлено целесообразностью последовательного подведения организма занимающихся к игровой нагрузке в первой тренировочной зоне интенсивности (130-150 уд./мин).

Ключевым при разработке экспериментальной методики являлся вопрос дозирования физической нагрузки. Решение данного вопроса, с одной стороны, должно было учитывать допустимые для лиц соответствующей нозологической группы параметры величины нагрузки; с другой - опираться на конкретные способы ее дозирования, подходящие для игровых упражнений. Основополагающим фактором здесь выступила теория дозирования физической нагрузки, представленная в учебнике «Теория и методика физического воспитания» под общей ред.

Т.Ю. Круцевич [7] со ссылками на работы М.И. Фо-нарева; Л.П. Матвеева, Ф.З. Меерсона, В.Н. Платонова и др. Учитывая рекомендации авторов, за основу был взят принцип тренирующей дозировки, который заключается в постепенном увеличении физической нагрузки от занятия к занятию до состояния легкого утомления. В качестве наиболее подходящих способов дозирования нагрузки были отобраны следующие: два основных (по сложности и продолжительности выполнения) и два дополнительных (по наличию эмоционального фактора и использованию предметов). Продолжительность выполнения измерялась в минутах; сложность выражалась в характере и интенсивности двигательных действий; степень эмоциональности зависела от объема игровой нагрузки и наличия элемента соревновательности.

Таблица 1

Систематизация игровых упражнений, адаптированных под величины физической нагрузки, рекомендованные студентам СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы

Игры в зоне ЧСС до 110 уд./мин Игры в зоне ЧСС 110-130 уд./мин Игры в зоне ЧСС 130-150 уд./мин

Подвижные игры

«Ловкий перемах», «Поединок с ракетками», «Удержи палку», «Успей подобрать», «Номера», «Слалом», «Молекулы», «Передай мяч» и др. «Летучий голландец», «Лабиринт», «Пустое место», «Быстрее перенеси», «Салки», «Борьба за мяч», «Передача мяча со сменой мест», «Школа мяча», «Мяч в круг» и др. «Третий лишний», «Бег командами», «Защити товарища», «Перестрелка», «Салки с передачей мяча», «Цепочка», «Ловля парами», «Охотники и утки», «Мяч в ворота» и др.

Элементы спортивных игр

- настольный теннис - элементы игры; - волейбол - элементы игры; - бадминтон - элементы игры - настольный теннис - элементы игры; - настольный теннис - игра по упрощенным правилам; - волейбол - элементы игры; - волейбол - игра по упрощенным правилам; - бадминтон - элементы игры; - бадминтон - игра по упрощенным правилам; - эстафеты - настольный теннис - элементы игры; - настольный теннис - игра по упрощенным правилам; - волейбол - элементы игры; - волейбол - игра по упрощенным правилам; - бадминтон - элементы игры; - бадминтон - игра по упрощенным правилам; - эстафеты

Распределение нагрузки происходило в соответствии с общепринятой трехчастной структурой, предполагающей наличие подготовительной, основной, заключительной частей. С целью обеспечения комплексного решения всех задач занятия и более удобного распределения учебного материала каждая часть состояла из нескольких блоков:

- подготовительная часть включала три блока - блок ходьбы, блок ОРУ, блок переменного бега;

- основная часть варьировалась по содержанию и включала:

вариант а: два блока - игровой блок и блок упражнений на развитие физических качеств;

вариант б: три блока - игровой блок, блок упражнений на развитие физических качеств, блок упражнений ЛФК при нарушениях ССС и дыхательных упражнений;

- заключительная часть включала блок упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания.

Таким образом, подвижные и элементы спортивных игр низкой и умеренной интенсивности являлись основным средством коррекции состояния ССС занимающихся. Объем и интенсивность игровых упражнений постепенно увеличивались в соответствии с принципом тренирующей дозировки.

Сравнительный педагогический эксперимент, проведенный на кафедре физического воспитания № 1 НИУ «БелГУ» с сентября 2008 по июнь 2009 г. (п = 50 девушек; 30 юношей), показал, что разработанный вариант методики, базирующейся на играх низкой и умеренной интенсивности, оказался малоэффективным для возникновения достоверных положительных изменений в функциональном состоянии ССС студентов СМГ, что может быть связано с недостаточностью физической нагрузки в зоне интенсивности ЧСС 100-130 уд./мин.

С целью доведения ЧСС студентов до рекомендованных специалистами максимальных значений, соответ-

Массовая физическая культура и оздоровление населения

ствующих 130-150 уд./мин, были выбраны три способа коррекции игрового блока:

- увеличение интенсивности подвижных игр;

- увеличение объема применения элементов спортивных игр;

- дифференцирование включения подвижных и элементов спортивных игр в игровой блок (одно занятие в неделю - подвижные игры; другое занятие - элементы спортивных игр).

Структура УТЗ, его содержание, порядок применения и система дозирования нагрузки во всех блоках, кроме игрового, остались без изменений.

Таблица 2

Оценка соматического здоровья девушек ЭГ (п = 25) и КГ (п = 25) до и после второго педагогического эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГКГ КГ

индекс М ± т баллы М ± т Р индекс М ± т баллы М ± т Р

Индекс массы (по Кетле) до 17,25±0,37 17,35±0,4 17,38±0,45 17,6±0,45

после -1,16±0,15 -1,16±0,1 -1,28±0,16 -1,24±0,17

Силовой индекс до 36,12±1,15 36,89±1,0 35,83±1,51 34,79±1,3

после -0,76±0,09 -0,76±0,1 -0,72±0,09 -0,88±0,09

Жизненный индекс до 47,70±0,44 51,53±1,3 47,94±1,98 51,25±1,5

после 0,96±0,25 1,48±0,22 1,04±0,29 1,52±0,25

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, выполненных за 30 с (мин) до 117,2±10,03 114,8±9,8 124,4±7,28 142,8±6,9

после 1,92±0,52 1,92±0,52 1,4±0,36 0,88±0,32

Индекс Робинсона до 100,76±2,77 91,71±2,4 * ** 101,3±2,85 88,27±3,5 *

после -0,72±0,17 -0,24±0,2 -0,76±0,19 0,12±0,22

Сумма балов до 0,24±0,53 -0,32±0,42

после 1,24±0,49 0,40±0,43

Уровень здоровья до низкий низкий

после низкий низкий

Таблица 3

Оценка соматического здоровья юношей ЭГ (п = 15) и КГ (п = 15) до и после второго педагогического эксперимента

Показатели Порядок тестирования ЭГ Р ЭГКГ КГ

индекс М ± т баллы М ± т Р индекс М ± т баллы М ± т Р

Индекс массы (по Кетле) до 21,43±0,65 21,48±0,6 20,75±0,85 20,99±0,8

после -0,40±0,21 -0,4±0,16 -0,80±0,30 -0,73±0,28

Силовой индекс до 51,36±3,05 60,49±2,0 * 53,22±4,02 50,9±2,76

после -0,93±0,07 -0,07±0,3 -0,33±0,29 -0,73±0,21

Жизненный индекс до 52,67±2,67 61,2±1,69 ** * 56,97±2,92 53,86±2,4

после 0,40±0,35 1,67±0,33 0,80±0,40 0,40±0,39

Время восстановления ЧСС после 20 приседаний, выполненных за 30 с (мин) до 98,00±9,01 78,0±5,71 ** * 108,0±7,05 126,0±8,4

после 2,87±0,41 3,80±0,42 2,07±0,38 1,53±0,36

Второй педагогический эксперимент, проведенный на кафедре физического воспитания № 1 НИУ «БелГУ» с сентября 2009 по июнь 2010 г. (его условия были аналогичны условиям первого эксперимента), доказал правильность внесенных корректировок. У студентов экспериментальной группы было отмечено улучшение функционального состояния ССС (р < 0,05), повышение общего уровня соматического здоровья (р < 0,05), улучшение самочувствия, активности, настроения (табл. 2, 3).

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Окончание табл. 3

Порядок тестирования ЭГ Р ЭГ-КГ КГ

Показатели индекс M ± m баллы M ± m Р индекс M ± m баллы M ± m Р

Индекс Робинсона до 116,82±3,65 100,1±2,9 * 115,2±3,43 109,2±3,3

после -1,67±0,19 -0,67±0,2 -1,53±0,17 -1,20±0,17

Сумма балов до 0,27±0,63 * 0,21±0,55

после 4,33±0,72 -0,73±0,65

Уровень здоровья до низкий низкий

после ниже среднего низкий

* Различия достоверны по критерию Стьюдента (р < 0,05). ** Различия достоверны по критерию Фишера (р < 0,05). *** Различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р < 0,05).

Заключение

Проведенные исследования доказали целесообразность включения в содержание УТЗ по физической культуре со студентами СМГ, имеющими ограниченные возможности ССС, игровых упражнений, пульсовая стоимость которых не превышает 150 уд./мин. Большинство игровых упражнений, применяемых в практике физи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческого воспитания студентов, возможно адаптировать под величины физической нагрузки, подходящие лицам с ограниченными возможностями ССС. При этом наибольшим оздоровительным эффектом обладают игры, обеспечивающие повышение физической нагрузки до первой тренировочной зоны интенсивности (ЧСС 130-150 уд./мин).

Литература

1. Андриевский А.А. Организационно-методические условия совершенствования физического воспитания студентов специальной медицинской группы на Крайнем Севере / А.А. Андриевский, Г.Н. Вольская // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 6. - С. 24-26.

2. Богоева М.Д. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Мария Дмитриевна Богоева. - СПб., 2011. - 253 с.

3. Горелов А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи: монография /

A.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2011. - 101 с.

4. Дубровский В.И. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебник для высш. и средн. учеб. завед. по ФК /

B.И. Дубровский, А.В. Дубровская. - М.: БИНОМ, 2010. -448 с.

5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В.А. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 586 с.

6. Румба О.Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография / О.Г. Румба. - Белгород: ЛитКараВан, 2011. - 460 с.

7. Теория и методика физического воспитания: учебник для вузов физ. восп. и спорта: в 2 т. / под ред. Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с. (т.1), 392 с. (т. 2).

8. Тёмкин И.Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов кровообращения / И.Б. Тёмкин, Л.Д. Змиевская. - Ставрополь, 1977. - 96 с.

9. Усатов А.Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 1. - С. 45-50.

References

1. Andriyevskiy A.A. Method-organizational conditions for the improvement of physical education of the students of a special medical group of the Extreme North / A.A. Andriyevskiy, G.N. Volskaya // Theory and method of physical culture. - 2005. - № 6. - P. 24-26.

2. Bogoyeva M.D. Physical education process design for the special medical group students with cardiovascular

system disabilities: thesis of candidate of pedagogic sciences. 13.00.04 / M.D. Bogoyeva. - SPb., 2011. - 253 p.

3. Gorelov A.A. Mental work, physical efficiency, motion activity and student youth health: monograph / A.A. Gorelov, V.L. Kondakov, A.N. Usatov. - Belgorod: Polyterra, 2011. - 101 p.

4. Dubrovskiy V.I. Physical rehabilitation of physically challenged people and people with health problems: manual for higher and secondary educational establishments on physical culture / V.I. Dubrovskiy, A.V. Dubrovskaya. - M.: BINOM, 2010. - 448 p.

5. Yepifanov V.A. Therapeutic physical training: manual / V. A. Yepifanov. - M.: GEOTAR-Media, 2006. -586 p.

6. Rumba O.G. System mechanisms of motion activity regulation of special medical group students: monograph / O.G. Rumba. - Belgorod: LitKaraVan, 2011. - 460 p.

7. Theory and methods of physical education: manual for higher educational establishments of physical education and sport (2 vol.) / edit. T.Ju. Krutcevich. - Kiev: Olimpiyskaya literatura, 2003. - 424 p. (V. 1), 392 p. (V. 2).

8. Tyomkin I.B. Therapeutic physical training for people with blood-vascular organs diseases / I.B. Tyomkin, L.D. Zmiyevskaya. - Stavropol, 1977. - 96 p.

9. Usatov A.N. Additional classes of physical culture as a factor for students' motion activity increase / A.N. Usatov, V.N. Usatov // Herald of sports science. - 2009. -№ 1. - P. 45-50.

Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта № 6.2093.2011 «Кинезиотерапия в системе оздоровления студентов вузов», выполняемого в рамках Государственного задания Минобрнауки России подведомственным вузам на выполнение НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.