Научная статья на тему 'Профессиограмма как основа профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов'

Профессиограмма как основа профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП) / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING (PPFP) / CASE-STUDY TECHNIQUE / PROFESSIOGRAPHIC METHOD / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Ирина Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна, Иващенко Валерий Павлович

В статье рассматривается использование профессиографического метода в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов-медиков. В данной работе для определения задач профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) составлялась профессиограмма. Представлены результаты применения профессиографического метода для самоанализа предстоящей профессиональной деятельности студентов педиатрического факультета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и лечебного факультета Северо-западного государственного медицинского университета им. Мечникова. Практическая значимость работы заключается в обеспечении более полного формирования у студентов медицинских вузов компетенции ОК-6, а именно способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Склярова Ирина Вячеславовна, Халилова Лилия Ирековна, Иващенко Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professiogram as the basis of professional-applied physical training of students of medical higher education institutions

The article discusses the use of the professiographic method in the framework of professionally applied physical training of medical students. In this article, to define the tasks of professionally applied physical training, the professiogram was compiled. The results have been presented for the practical application of the professiographic method for introspection of the upcoming professional activities of students of the pediatric faculty of St. Petersburg State Medical University and the medical faculty of North-Western State Medical University named after Mechnikov. The practical significance of the research is to ensure more complete formation of the competence of ОК-6 among the students of medical universities, namely, the ability to use the methods and means of physical culture to ensure full social and professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма как основа профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов»

REFERENCES

1. Abaskalova, N.P. and Pyzhyanova, N.N. (2002), "Functional interhemispheric asymmetry, training and health", Pedagogical University Bulletin of Altai, No 1, pp. 23-34.

2. Aleksandrova, V.A. (2012), "The use of classical (basic) aerobics to assess the coordination abilities of dancers of sports ballroom dancing", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 11.

3. Serikova, Yu.N. and Aleksandrova, V.A. (2017), "Analysis of the level of coordination abilities of female students of an unsportsmanlike university 18-20 years old", materials of the scientific conference: interregional final scientific conferences of students "Student Science" and "Young Scientists of SCOLIPE" March 15-17, 2017, April 12-14, 2017, Moscow, pp. 240-244.

4. Bragina, N.N and Dobrohotova, T.A. (1988), The functional asymmetry of the human, Medicine, Moscow.

5. Mazikin, I.M., Lapkin, M.M., Voshinina, N.A., and Proshlyakov, V.D. (2016), "Influence of the brain lateral organization profile on effectiveness of sporting activity of a human and methods of its identification", I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald, pp. 117-126.

6. Efimova, I.V. (1996), "Hemispheric asymmetry of the brain and motor skills", Human physiology, No 22 (1), pp. 35-39.

7. Maksimenko, A.M. (2001), Bases of the theory and methods ofphysical culture: textbook for university students, 4-y filial Voenizdata, Moscow.

8. Matveev, L.P. (2008), The theory and methods of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

9. Matova, M.A. (1980) Functional asymmetry and symmetry of spatial perception in athletes of different specialties, Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 2-5.

10. Platonov, V.N. and Bulatova, M.M. (2002). Coordination of the athlete and methods for improving it, Kiev.

11. Sologub, E.B and Taymazov, V.A. (2000), Sports Genetics: tutorial, Terra-Sport, Moscow.

12. Homskaya, E.D. (2005), Neuropsychology, Peter, St. Petersburg.

13. Fudin, N.A., Klassina, S.Ya. and Pigareva, S.N. (2014), "Features of the system organization of physiological functions at various stages of increasing physical activity by persons engaged in physical culture and sports", Sports Medicine: Science and Practice, No.3, pp.14-18.

14. Annet, M. (1995), "The right shift theory of a genetic balanced polymorphism for cerebral dominance and cognitive processing", CurrentPhychol. Cognit., Vol. 14 No. 5, pp. 427-480.

15. Bishop, D. (1990), Handedness and developmental disorders, Mac Keith press, London.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.011.3

ПРОФЕССИОГРАММА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Ирина Вячеславовна Склярова, кандидат химических наук, доцент, Северо-западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова, Санкт-Петербург; Лилия Ирековна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Павлович

Иващенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Аннотация

В статье рассматривается использование профессиографического метода в рамках профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов-медиков. В данной работе для определения задач профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) составлялась профес-сиограмма. Представлены результаты применения профессиографического метода для самоанализа предстоящей профессиональной деятельности студентов педиатрического факультета Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета и лечебного факультета Северо-западного государственного медицинского университета им. Мечникова. Практическая значимость работы заключается в обеспечении более полного формирования у студентов медицинских

вузов компетенции ОК-6, а именно - способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), профес-сиографический метод, профессиограмма.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p353-357

PROFESSIOGRAM AS THE BASIS OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS Irina Vyacheslavovna Sklyarova, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, NorthWest State Medical University named after 1.1. Mechnikov, St. Petersburg; Lilia Irekovna Kha-lilova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeri Pavlovich Ivashchenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State Pediatric Medical University

Abstract

The article discusses the use of the professiographic method in the framework of professionally applied physical training of medical students. In this article, to define the tasks of professionally applied physical training, the professiogram was compiled. The results have been presented for the practical application of the professiographic method for introspection of the upcoming professional activities of students of the pediatric faculty of St. Petersburg State Medical University and the medical faculty of North-Western State Medical University named after Mechnikov. The practical significance of the research is to ensure more complete formation of the competence of ОК-6 among the students of medical universities, namely, the ability to use the methods and means of physical culture to ensure full social and professional activity.

Keywords: professionally applied physical training (PPFP), case-study technique, professiographic method, professiogram.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность профессиографического метода заключается в обеспечении более полного формирования ОК-6, а именно, способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [2]. За время обучения в вузе будущий врач должен приобрести все необходимые профессионально-важные физические и психические качества [1]. Формирование психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности обеспечивает ППФП [4]. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей, что осложняет составление профессиограммы для всех врачебных специализаций. Имеющийся в литературе дефицит сведений о соответствующих качествах личности, предъявляемых к различным направлениям подготовки студентов-медиков, обуславливает необходимость обучения будущих специалистов методики составления профессиограмм для конкретного вида деятельности. В ходе самоанализа содержания профессиограммы можно подобрать как можно более подходящий комплекс упражнений для той или иной медицинской профессии.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования было проведено изучение и анализ специальной литературы, использовался метод опроса, профессиографический метод.

В связи с особенностями обучения и напряженностью учебного плана по основным дисциплинам в СПБГПМУ, предмет «Физическая культура» включен в расписание с 1-го по 3-й курс, а раздел ППФП на 6 курсе.

Исследование проводилось в несколько этапов:

• Анкетирование студентов 1-3 курсов СЗГМУ им. Мечникова;

Для студентов 6 курса СПБГПМУ:

• Изучение основных закономерностей составления профессиограммы;

• Составление стандартной профессиограммы и на ее основе определение задач и подбор средств, обеспечивающих решение поставленных задач ППФП;

• Самостоятельное составление профессиограммы по выбранной врачебной специализации и составление соответствующего комплекса упражнений ППФП;

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В целях выявления осведомленности студентов в вопросе ППФП, было произведено анкетирование студентов 1-3 курсов СЗГМУ им. И. И. Мечникова, которое показало, что:

- 56% респондентов занимаются физической нагрузкой, не менее 3 раз в неделю;

- 54% отметили, что сознательно используют разные виды спорта для борьбы со стрессом (йога, плавание, бег, танцы);

- 5% считают, что ведут здоровый и активный образ жизни, исключая вредные привычки.

Однако лишь 45 % опрошенных студентов указали, что знают, что такое ППФП [3].

На первом этапе исследования в СПБГПМУ проводилось изучение основных принципов и закономерностей составления профессиограммы, руководствуясь определением термина [1] и предложенной схемой (рисунок 1).

Профессиограмма, включает описание формы, условий и характера труда, режима труда и отдыха, особенности динамики работоспособности в течение рабочего дня, вред-

структура профессиограммы

тип профессии I— форма труда

общие сведения о характер и условия труда

профессии

доминирующие виды деятельности — динамика работоспособности

качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

область применения профессиональных знаний

Рисунок 1 - Структура профессиограммы

На втором этапе исследования проводилось изучение и анализ профессиограммы конкретной врачебной специализации. Для примера был выбран врач хирург, как один из наиболее физически и эмоционально напряженных видов медицинской деятельности. Определив на основании «Профессиограммы врача хирурга» главные задачи ППФП, подбирались средства для решения поставленных задач.

На третьем этапе исследования студентам СПБГПМУ было предложено самостоятельно составить профессиограмму для любой врачебной специализации и на основании нее предложить комплекс упражнений ППФП.

Анализ полученных данных привел к неожиданному результату: лишь 33% студентов шестого курса педиатрического факультета (более 300 человек) выбрали для самоанализа профессию врача педиатра, а 66% студентов выбрали другие врачебные специальности (рисунок 2).

врач-педиатр другие

сециальности

6% 6%

38%

19%

дерматолог

хирург

анастеолог

офтальмолог

ревматолог

генетик

неонатолог

Рисунок 3 - Распределение профессионального интереса

Рисунок 2 - Самоанализ профессиограмм

На рисунке 3 приведено распределение профессионального интереса выпускников педиатрического факультета к другим областям медицины.

Следует отметить, что некоторые студенты составили профессиограммы для нескольких врачебных специализаций и предложили многочисленные варианты комплексов ППФП, обеспечивающих повышение общей и специальной физической работоспособности, снятия нервного и психического напряжения, развивающегося в результате напряженной профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

Полученный результат позволяет предположить, что: самоанализ профессиограмм заставил задуматься студентов-медиков о выборе направления для дальнейшей врачебной специализации и профессионального роста в рамках ординатуры или аспирантуры; знания о закономерностях составления профессиограммы, позволит будущему специалисту по мере освоения профессии корректировать профессиограммы, а значит с помощью грамотного использования средств и методов физической культуры формировать необходимое развитие и совершенствование профессионально значимых физических и психофизических качеств, обеспечивающих профессиональный рост и карьерный успех.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буйкова, О.М. Профессионально-прикладная физическая культура студентов медицинского вуза : учебное пособие / О. М. Буйкова. - Иркутск : [б. и.], 2016. - 31 с.

2. Венгерова, Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-15.

3. Склярова, И.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Профессио-грамма врача / И.В. Склярова, А. А. Журавлёв, В.Е. Иванова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием (Санкт-Петербург, 14 июня 2017 г.). - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2017. - С. 391-395.

4. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -Москва : Советский спорт, 2010. - 464 с.

REFERENCES

1. Buykova, O.M. (2016), Professionally-applied physical culture of students of a medical university: textbook, Irkutsk.

2. Vengerova, N.N, Luyuk, L.V. and Piskun, O.E. (2016), "Implementation of GEF "3+" on physical education in high school", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 12-15.

3. Sklyarova, I.V., Zhuravlev, A.A. and Ivanova, V.E. (2017) "Professionally Applied Physical Training. Doctor's professiogram", Strategic directions for reforming the university system ofphysical education: Sat. scientific Vseros. Scientific-practical conf. from the international participation, St. Petersburg, Polytechnic-Press, pp.391-395.

4. Kuramshin, Yu.F. (ed.), (2010), Theory and methods of physical education: textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.02.2020

УДК 796.41

ПРИНЦИП МЕТОДИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ И АТЛЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Константин Сергеевич Смазнов, кандидат педагогических наук, докторант, Михаил Тимофеевич Лобжа, доктор педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Кислый, кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт физической

культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена вопросам обоснования принципа методической направленности гимнастики и атлетической подготовки, как одного из основных в формировании и совершенствовании методического мастерства руководителя занятия; обоснованы и раскрыты дидактические условия принципа методической направленности гимнастики: приоритетность методических заданий по гимнастике, личный пример при обучении методическим заданиям, универсальность гимнастической терминологии, главенство методических приемов оказания помощи и страховки.

Ключевые слова: организаторско-методическая подготовка, командно-методические навыки, общий принцип методической направленности гимнастики и атлетической подготовки, дидактические условия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p357-362

PRINCIPLE OF METHODICAL ORIENTATION OF GYMNASTICS AND ATHLETIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TRAINING

Konstantin Sergeevich Smaznov, the candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate, Mikhail Timofeevich Lobzha, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Niko-layevich Kislyi, the candidate of pedagogical sciences, professor, Military institute of physical

training, St. Petersburg

Abstract

The article is devoted to the issues of justification of the principle of methodical orientation of the gymnastics and athletic training, as one of the main in formation and improvement of the methodical skill of the head of class; the didactic conditions of the principle of methodical orientation of gymnastics are justified and revealed: the priority of methodical tasks in gymnastics, personal example when teaching methodical tasks, universality of gymnastics terminology, primacy of methodical methods of assistance and insurance.

Keywords: organizational and methodical training, command and methodical skills, general principle of methodical orientation of gymnastics and athletic training, didactic conditions.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическую основу организации и проведения занятий по физической подготовке составляют принципы общей, военной дидактики и принципы физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.