13. Mosunova L.A. Struktura i psikhologicheskie usloviya razvitiya smyslovogo ponimaniya khudozhestvennykh tekstov. Avtoref. dokt. psikhol. nauk. M., MGU im. M.V.Lomonosova. 2006.
14. Potyemkina E. V. Kommentirovannoe chtenie khudozhestvennogo teksta v inostrannoy auditorii kak metod formirovaniya bigingval'noy lichnosti. Avtoref. dis. kand. pedagog. nauk.- M., MGU im. M.V.Lomonosova. 2015.
15. Spiewak Grzegorz «Critical Thinking as a core aspect of Modern Teaching» //«Sovremennaya paradigma yazykov ogo obrazovaniya: rasshirenie granits kompetentnostnogo podkhoda». Konferentsiya Rossiyskogo predstavitel'stva izdatel'stva «Makmillan», Tsentra yazykov i mezhkul'turnoy kommunikatsii kafedry inostrannykh yazykov Ekonomicheskogo fakul'teta MGU imeni M. V. Lomonosova i kompanii «Bukkhanter» M., MGU. 2015
15. Suter Martin. Abschalten. Die Business Class macht Ferien. Diogenes Verlag Zürich. 2012.
16. Yarmina T.N. Obuchenie inoyazychnoy sotsiokul'turnoy kompetentsii studentov-lingvistov na baze chteniya yumoristicheskoy literatury. Avtoref. dis. kand. pedagog. nauk.- Pyatigorsk. Pyatigorskiy gosudarstvennyy lingvisticheskiy universitet. 2008.
18. http://enc-dic.com/litved/Jumor-330/
Татьяна Людовик
Соискатель учёного звания кандидата наук по физическому воспитанию и спорту Национальный университет «Львивска политэхника» СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОНИКА, В ПРОЦЕСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Рассмотрены вопросы профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов технического профиля, специализирующихся по направлению микро- и наноэлектроники. На основе аналитического анализа теоретико-эмперических данных определены психофизиологические качества студентов технической группы, как детерминантов эффективности ППФП в системе высшего профессионального образования. Представлена авторская разработка профессиограммы студентов технической группы специальностей по направлению микро- и наноэлектроника, которая является модельно-целевой характеристикой для программирования занятий по физическому воспитанию.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, микро- и наноэлектроника, компетенции, профессиограмма, способности.
Tetyana Ludovik Postgraduate student National University «Lviv Polytechnic» THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE STUDENTS OF UNIVERITIES OF SPECIALIZING IN THE DIRECTION OF MICRO AND NANOELECTRONICS IN PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING SYSTEM IN ANALYTICAL APPROACH TO THE FORMATION
Abstract
The questions of professional-applied physical training of students of university a technical profile, specializing in the direction of micro- and nanoelectronics is considered. The professional readiness of specialists direction of micro- and nano-electronics is characterized by the formation of an integrative professional competencies of students, which is the best system ofpsychophysiological qualities, it was found. Professiogram аuthor's for students of technical specialties of the group in the direction of micro- and nanoelectronics, which is a model-performance targets for programming physical education classes is development.
Keywords: professionally applied physical training, micro- and nanoelectronics, competence, professiogram, professional ability.
Введение. Психофизическая готовность студентов к будущей профессиональной деятельности является результатом физической подготовки, воплощенной в достижение ее надлежащего уровня, необходимого в определенной профессии. Существенный вклад в достижение этой цели должна вносить профессионально-прикладная физическая подготовка (далее ППФП), которая является обязательной составляющей профессионального образования высших образовательных учреждений [1].
В условиях переориентации системы профессиональной подготовки специалистов на повышение ее качества для удовлетворения потребностей современного производства расширяется круг актуальных вопросов такого вида физической подготовки. Как считают специалисты отрасли [2-5], ППФП в высших образовательных учреждениях должна быть направлена главным образом на формирование профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных умений, необходимых работникам ряда профессий и составляющих перечень их профессиональных компетенций. Именно поэтому особую значимость приобретают вопросы формирования специфических компетенций выпускников вузов, обеспечивающих успешность их профессиональной деятельности.
Проведенный анализ ситуации в исследованиях этого вопроса [1-5] дает основания сделать вывод, что готовность студентов использовать усвоенные профессиональные компетенции в конкретной профессиональной деятельности для решения практических и теоретических задач, определяется как интегрированный результат формирования психофизиологических качеств. Одним из путей решения вопроса успешного формирования таких качеств у
студентов вузов считается поиск путей оптимизации ППФП в процессе физического воспитания, которая способствует их формированию относительно профиля будущей профессии.
Однако, на сегодня в теории и практике ППФП недостаточно обоснованные и разработаны основные концептуальные требования ко всем направлениям подготовки специалистов, что существенно снижает эффективность подготовки специалистов в вузе. В частности, эти вопросы относительно ППФП студентов, осваивающих группу профессий, связанных с малоподвижным трудом, в том числе специальности микро- и наноэлектроника, довольно дискретно рассмотрены в существующем научном наследии. В тоже время, эта относительно новая научно-техническая отрасль на данный момент - одна из основных отраслей мировой экономики, уровень развития которой определяет облик современной цивилизации. Как новое научное направление она становится все более распространенной среди направлений профессиональной специализации в вузах технического профиля в ракурсе современных тенденций трансформации отрасли.
Актуальность вопроса формирования специфических профессиональных компетенций у студентов вузов технического профиля, специализирующихся по направлению микро- и наноэлектроника обусловлена тем, что при наличии большого количества работ методической направленности ППФП, определенные конкретные вопросы не подвергались экспериментальному исследованию.
Цель работы - определить психофизиологические качества студентов технической группы, которые специализируются по направлению микро- и наноэлектроника, как детерминантов эффективности ППФП в системе высшего профессионального образования.
Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, определяется не тем, что она обеспечивает приспособление работника к какой-либо одной заданной профессиональной формы деятельности. Считается, что он обусловливается тем, насколько качественно она будет создавать необходимые предпосылки для освоения способов ее эффективной реализации [3]. При этом такая подготовка должна гарантировать интегральное повышение общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, формировать фонд двигательных умений и навыков, способствующих овладению новых и усовершенствованию ранее усвоенных форм рабочих движений. Всё это и составляет фонд профессиональных компетенций квалифицированного специалиста [2].
Программа ППФП студентов технического вуза по направлению микро- и наноэлектроника должна быть построена на основе определения требований к личности специалиста и, прежде всего, к состоянию его психофизической подготовленности. Последние, в свою очередь, обусловлено факторами, которые определены спецификой профессиональной деятельности. При этом, как отмечают учёные, следует учитывать реалии этих специальностей и ориентироваться на перспективы развития профессии. Это и является базовой основой формирования качественно новой системы ППФП, которая способна обеспечить подготовку высококачественных профессиональных специалистов. Такая ППФП требует научно обоснованного профилирования специализированной физической подготовки в процессе физического воспитания студентов вузов, соответствующей в полной мере требованиям современного производства.
Согласно классификации предложенной специалистами [2, 3] определено, что студенты специальности микро - и наноэлектроника относятся к «Технической группы специальностей» для которой характерны преимущественно производственные технологии. Конечно, такая классификация является условной и в силу специфики современного производства, постоянно трансформирует технико-технологические основы деятельности специалиста технического профиля. Кроме того, в этом смысле отметим, что мобильность профессии микро- и наноэлектроника требует от выпускников вузов готовности к изменению особенностей профессиограммы в связи с НТР.
На основе теоретического анализа [1-5] и обобщения практического опыта установлено, что информационную и методическую основу системы ППФП для обеспечения необходимого формирования профессиональных способностей у студентов определенной специальности составляют глубокие знания содержания и условий профессиональной деятельности, правильные представления о требованиях профессии к психофизиологическим и личностным качествам. Последние в совокупности формируют профессиональные компетенции. Наряду с этим необходима оценка индивидуально-психологических особенностей и сравнение полученных результатов с требованиями различных видов деятельности к личности работника. Все перечисленные факторы определяют конкретность, целеустремленность и научно-методическую обеспеченность профессиональной ориентации системы ППФП специализации микро- и наноэлектроника. Система ППФП не может быть целенаправленной и эффективной без четких, научно обоснованных данных о специфике профессий и их требований к личностным и психофизиологическим качествам будущих квалифицированных специалистов.
С учетом всего вышеприведенного, основываясь на результатах конструктивного аналитического анализа профессиональной деятельности по специализации микро- и наноэлектроника, используя результаты факторного анализа профессиональных компетенций специалистов технического профиля, экспертных оценок и анкетирования специалистов, определен перечень профессионально значимых психофизических качеств для конкретного контингента студентов. На этой основе и с учетом специфики профессиональной деятельности специалистов в области микро- и наноэлектроника, разработана профессиограмма (рис. 1). Профессиограмма в виде семантической модели представляет комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупности значимых в ней профессиональных способностей [2, 4]. Прикладное значение профессиограммы заключается в том, что она используется как модельно-целевая характеристика для программирования занятий по физическому воспитанию студентов.
Результатом проведенного исследования стал перечень ведущих профессиональных компетенций, которые определяют успешность профессиональной деятельности специалистов микро- и наноэлектроника. Отметим, что в процесс развития профессиональных компетенций органично интегрирован с развитием специализированных свойств, необходимых для успешного овладения профессией студентов, специализирующихся по определенному
направлению [5]. Таким образом установлено, что ведущим фактором, который конкретизирует содержание ППФП студентов, специализирующихся по направлению микро- и наноэлектроника, является динамика работоспособности преимущественно умственного труда, которая определяется на основе фиксированных изменений параметров психофизического состояния: ЧСС, АД, мышечной силы, показателей внимания, скорости зрительно-слухо-моторных и психических реакций, и т. д. Кроме этих параметров учтены суточные колебания работоспособности и индивидуальные особенности будущих специалистов специализации микро - и наноэлектроника.
Специфика профессиональной деятельности специалистов технической группы
Профессиограмма Психофизиологичес кне способности
Функции зрительного анализатора i к Способность к скоростной выносливости (алактатной)
Способность к удержанию равновесия Способность к гибкости
Способность к координации движении Способность к статической силовои выносливости
Скорость реакции: простой и сложной Способность к силовой выносливости
Способность к выносливости (специальной) Способность к выносливости (общей)
Рис. 1 - Профессиограмма для студентов «Технической группы» специальности микро- и наноэлектроника
При разработке профессиограммы прежде всего определялись ведущие задачи специалистов, реализация которых обеспечивает успешную профессиональную деятельность по направлению микро- и наноэлектроника. Эти задачи можно условно разделить на постоянные и переменные. Профессиональные задачи характеризуют целевое назначение специалиста и его основные профессиональные качества. Комплекс важнейших задач и функций специалиста создает целостное представление о его деятельности и является основанием для разработки содержания подготовки профессиональных специалистов в вузах.
На основе теоретической модели, с учетом многокомпонентной структуры профессионально значимых качеств, определены значимые параметры физического развития специалистов микро- и наноэлектроника: 100 %-е зрение, высокий уровень функционирования и адаптации организма, центральной нервной, кардиореспираторной и мышечной систем; зрительного анализатора; слухового аппарата, температурного и кинестетического анализаторов.
Вместе с тем, определен перечень значимых профессиональных компетенций будущих специалистов микро - и наноэлектроника. Среди общих физических способностей: общая силовая и статическая выносливость всего тела, сила плечевого пояса. гибкость, чувство равновесия, выносливость, умение оптимизировать свое состояние условиях длительной гиподинамии.
Перечень специальных физических способностей специалистов микро- и наноэлектроника составили: скоростная выносливость, сенсомоторная координация, общая ловкость, ловкость рук и кистей пальцев, выносливость мышц зрительного анализатора. Ведущее значение отводим специальной выносливости, которая заключается в:
- способности сохранять высокий уровень работоспособности под воздействием стрессовых, аварийных, межличностных ситуаций;
- способности длительное время выполнять производственные операции в условиях длительной гиподинамии и незначительной физической нагрузки;
- умению дозировать небольшие усилия с необходимой амплитудой и точностью;
- согласованному чередованию напряжения и усилий.
Интегральная оценка роли и надежности личного фактора в профессиональной деятельности характеризуется влиянием профессии на личность через высокую напряженность производственных процессов и их специфику. Перечень психофизиологических функций специалистов микро- и наноэлектроника составляют: простая сенсомоторная реакция, реакция различения, реакция выбора, реакция на движущийся объект, реакция слежения, ощущение времени, пространства, формы, наблюдательности; переключение, распределение, концентрация, объем внимания, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, долговременная и оперативная память, дисциплинированность, целеустремленность, исполнительность, дисциплина, самостоятельность, ответственность, инициативность, смелость, решительность, выдержка, самообладание, настойчивость, умение самостоятельно оптимизировать психофизиологическое состояние.
Выполненное нами профессиографическое исследования в современных условиях труда специалистов микро- и наноэлектроники дало возможность установить основные факторы, которые негативно влияют на уровень их работоспособности и состояния здоровья. На основании выявления профессиональных компетенций, необходимых для освоения конкретной профессии направления микро- и наноэлектроника, их тщательного изучения и формируются научно-обоснованные методические основы ППФП. При этом, как считают специалисты, необходимо учитывать не только сегодняшнее состояние и систему производства исследуемой отрасли, но и предусматривать перспективы развития профессиональных условий и требований, связанных с развитием технологий по специальности. Соответственно, наряду с усовершенствованием технологии разработки ППФП, такие меры будут направлены на рационализацию целостного педагогического процесса в соответствии с требованиями образовательно-квалификационных характеристик специалистов направления микро- и наноэлектроника.
Выводы. ППФП в вузе должна обеспечивать эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности, путем направления образовательного процесса на обеспечение готовности выпускников высшей школы к продуктивной профессиональной деятельности с учетом современных трансформаций промышленности.
По результатам проведенного исследования установлено, что профессиональная деятельность направления микро-и наноэлектроника предъявляет высокие требования к развитию профессиональных компетенций будущих специалистов, которые определяются уровнем психофизической готовности специалистов. С учетом всех значимых факторов в определенном аспекте разработана профессиограмма специалиста микро- и наноэлектроники, которая является модельно-целевой характеристикой для программирования занятий по физическому воспитанию. На основе анализа содержания и структуры профессиограммы «Технической группы специальностей» определен перечень основных психофизических качеств, целенаправленное развитие которых детерминирует успешность будущей профессиональной деятельности студентов специальности микро- и наноэлектроника.
Литература
1. Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи : науч.-метод. пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский, А. Э. Буров. - М. : Советский спорт, 2010. - 296 с.
2. Пилипей Л. П. Системний шдхвд до створення професшно -прикладно1 ф1зично1 подготовки студенпв ВНЗ / Л. П. Пилипей // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного виховання i спорту. - 2007. - № 4. - С. 119-124.
3. Пилипей Л. П. Професшно-прикладна фiзична тдготовка студенпв [Текст] : монографiя / Л. П. Пилипей. -Суми : ДВНЗ «УАБС НБУ», 2009. - 312 с.
4. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка : монография / Р. Т. Раевский, С. М. Канишевский . - О. : Наука и техника, 2008. - 224 с.
5. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2005. - 136 с.
References
1. Kabachkov V. A. Professy'onaFnaya fy'zy'cheskaya kuFtura v sy'steme neprerbivnogo obrazovanyya molodezhy4 : nauch.-metod. posoby'e. M. : Sovetskyj sport, 2010, 296 s.
2. Pylypey L. P. Systemnyy pidkhid do stvorennya profesiyno-prykladnoyi fizychnoyi pidhotovky studentiv VNZ. Pedahohika, psykholohiya ta medyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovannya i sportu, 2007, № 4, S. 119-124.
3. Pylypey L. P. Profesiyno-prykladna fizychna pidhotovka studentiv [Tekst] : monohrafiya. Sumy : DVNZ «UABS NBU», 2009, 312 s.
4. Raevsky j R. T. ProfessyonaTno-pry'kladnaya fy'zy'cheskaya podgotovka : [monografiya]. O. : Nauka y' texny'ka, 2008, 224 s.
5. Raevsky j R. T. Professyonal'no-prykladnaya fyzycheskaya podhotovka studentov tekhnycheskykh vuzov: ucheb. posobye. M.: Visshaya shkola, 2005, 136 s.