УДК 378.016:796.8.85
М.В. Грязев, д-р техн. наук, проф., ректор, 8-962-277-66-11, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), С.А. Архипова, канд. пед. наук, доц., 8-953-422-72-99, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Рассматривается профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания в высших учебных заведениях. Приводится классификация профессий и группировка видов спорта с целью комплексного решения задач профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Ключевые слова: учебная дисциплина «Физическая культура», физическое воспитание студентов, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессии; физические упражнения.
Глобальные общественно-политические, социально-экономические преобразования, охватившие российское общество, обусловливают фундаментальные изменения в системе в целом. В соответствии с определенными требованиями Болонской декларации главным аспектом прикладной сферы профессионального образования является личностная парадигма образования, направленная на развитие потенциальных возможностей каждого. В системе подготовки специалистов, на наш взгляд, можно выделить физическое воспитание как фактор и условие развития личностного потенциала студентов.
Эффективность труда будущих специалистов, которых готовят в системе высшего образования, зависит от комплекса физических и психофизиологических качеств, специальных знаний, умений, навыков по физическому развитию, двигательных действий, связанных с особенностями выбранной профессии. В связи с этим физическое воспитание, в целом, и профессионально-прикладная физическая подготовка, в частности, являются необходимым факторами в системе профессиональной подготовки студентов.
Поэтому поиск новых направлений улучшения качества процесса профессионально-прикладной физической подготовки на основе различных средств и сейчас остается значимым для теории и методики физического воспитания студенческой молодежи.
Современное производство характеризуется не только уменьшением удельного весе физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой
концентрации внимания от рабочих и специалистов. Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением стоит задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов, организацией учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе. Но полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культуры и спортом.
Исследования ряда ученых показывают, что общая физическая подготовка специалистов не может полностью решить этих задач, так как современный высококвалифицированный труд требует определенного профилирования физического воспитания в соответствии с особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в высшей школе имеет свои специфические особенности: конкретная направленность его как предмета учебного плана определяется не только общими социальными задачами и требованиями, предъявляемыми специальностью, к которой готовят студента, но и с необходимости учета условий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит, оно содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а так же для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Содержание учебной программы для вузов по физической культуре определятся «Требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания уровня подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию. Результатом образования по завершении обучения в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования ее средств и методов, достижение установленного уровня психофизической подготовленности.
На основе стандартной программы кафедры физического воспитания разрабатывают рабочие программы, в которые могут вносить научно-обоснованные изменения и дополнения (сверх требований федерального компонента) в формы организации, содержание учебного материала, подведение итогов его освоения.
Учебная дисциплина «Физическая культура» включает в качестве обязательного минимума дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:
- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
- социально - биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа и стиля жизни;
- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы
дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
- теоретический - раздел, формирующий знания и отношения к физической культуре;
- практический - раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей студента, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
- контрольный - раздел, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Основной организационной формой учебного процесса для всех студентов является групповое и индивидуальное занятие продолжительностью 90 минут. Занятия строятся по общепринятой схеме: занятие состоит из трех частей - подготовительной, основной, заключительной.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все разделы программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функцию.
Таким образом, программа физического воспитания вуза содержит раздел профессионально-прикладной физической подготовки, который должен опираться на особенности будущей профессиональной деятельности. В зависимости от профиля будущей специальности могут быть востребованы как самые разнообразные физические качества (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация и т.д.), так и способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция по принятию решений и другие психофизические качества [3].
В действующей программе по физическому воспитанию студентов кафедрам физического воспитания предоставлено право определять объем и содержание материала по профессионально-прикладной физической подготовке студентов, с учетом особенностей труда выпускаемых специалистов.
В качестве разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.
Анализ научно - методической литературы показал, что ее содержание понятия ППФП не однозначно, но всегда подчеркивает ее специфическую направленность. В одних случаях это связывается с достаточно узкой специализацией ее содержания. Так, в трудах Б.И. Загородского прослеживается непосредственно прикладной эффект целенаправленных физических упражнений о прямом «переносе» формируемых двигательных навыков и достигаемых сдвигов в развитии физических качеств на сферу профессионального труда [1]. В то же время многие специалисты не ограничивают ППФП достижением лишь непосредственно прикладного эффекта и предполагают ее в рамках решения задач более широкого действия:
- воспитание профессионально важных для данной деятельности волевых и других психических качеств, повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда;
- ускорение профессионального обучения, выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе;
- повышение и поддержание работоспособности, профилактическое и корректирующее противодействие неблагоприятному влиянию факторов производства, закрепление знаний о ППФП, привитие интереса и привычки к самостоятельным знаниям, содействие в формировании интереса к осваиваемой профессии;
- сообщение учащимся знаний, необходимых для успешного применения приобретаемых умений, навыков и качеств в будущей трудовой деятельности;
Таким образом, содержание ППФП студентов в вузах определяет ее основные задачи:
- овладение прикладными умениями и навыками, являющимися элементами отдельных видов спорта;
- развитие ведущих для данной профессии физических качеств;
- формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;
- повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
- воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
- повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);
- содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.
Однако невозможно четко определить задачи ППФП без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых той или иной профессией к физической подготовленности будущих специалистов. Так как эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности.
Соответствие возможностей организма человека выполняемой им работе выявляется с помощью профессиологии, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиография, профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.
Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристике различных профессий. В то же время профессиография -это один из методических приемов изучения трудовых процессов, психологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение данной работы.
Профессиограмма состоит на основе классификационных признаков трудовой деятельности: содержание труда, средства труда, условия труда, организация труда, требования, предъявляемые к субъекту труда.
Для ППФП особо важным в оценке профессиональной деятельности является выявление степени напряжения организма и отдельных его систем и функций. В итоге изучения профессии для целей ППФП должна составляться профессиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требований к организму, включающий требования к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическими функциям. При этом профессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному
развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.
В настоящее время насчитываются десятки тысяч профессий и невозможно составить рекомендации для специалистов по каждой из них. Это привело к необходимости их классифицировать.
Классификация должна охватывать весь диапазон профессий, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях, учитывать особенности существующей системы профессиональной подготовки учащихся, сложности реального дифференцирования физической подготовки в многопрофильных учебных заведениях и иметь четкую структуру.
В классификации профессий выделено 5 основных групп профессий [2]:
1. Профессии автоматизированного труда, для которых характерны повышенное внимание, быстрота принятия решения и общая гиподинамия.
2. Профессии механизированного труда и ремонта, требующие особой координации движений, характеризующиеся пребыванием в вынужденных позах.
3. Профессии ручного физического труда, требующие от работника физической силы, выносливости и координации.
4. Профессии тонких и точных работ, требующих предельной точности и высокой координации микро движений.
5. Профессии расширенного функционального труда с основными требованиями к психической устойчивости, вниманию и общей выносливости.
Существует ряд профессий, которые требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе трудовой деятельности - это профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности, испытатели транспортно-скоростной техники, военнослужащие и т.д. Однако в большинстве видов профессионального труда требования к физическим возможностям рабочих далеки от максимального уровня. Так, по данным М.И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной.
Многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как общие, так и специфические требования и для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.
В этих группировках классифицируются разные признаки. Если имеется уже разработанная программа ППФП для какой-либо профессии, то, зная определяющие признаки, можно средства ППФП одной профессии перенести на другую.
Сущность ППФП различных специальностей состоит в оптимальном использовании средств физического воспитания с целью достижения и поддержания на базе общей физической подготовки преимущественного развития психических и физических качеств, к которым предъявляют повышенные требования в процессе обучения и освоении профессии.
Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой концентрации. Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений, в свою очередь, делятся на упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для всех движений состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.
Работы ряда исследователей показали возможности использования соответствующих классификаций для рекомендации отдельных видов спорта с целью комплексного решения задач ППФП студентов. На наш взгляд, наиболее обобщенная характеристика и группировка видов спорта и спортивных упражнений следующая [4]:
1-я группа — преимущественное совершенствование координации движений. К этой группе относятся акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и подобные виды спорта. Упражнения 1-й группы развивают и совершенствуют у человека «мышечное чувство», двигательный анализатор, способность к полной ориентировке в пространстве при самых необычных перемещениях тела, способствуют развитию отдельных групп мышц. К спортсменам этой группы предъявляются разносторонние требования в проявлении силы, быстроты, гибкости.
2-я группа - преимущественное достижение высокой скорости в циклических движениях. В эту группу упражнений входят
легкоатлетический бег, бег на коньках, велосипедный спорт и т.д. Главная направленность этих видов спорта — достижение высокой скорости передвижения. Скорость передвижения по дистанции в каждом из видов второй группы зависит не только от совершенствования самих циклических движений (техники), но и от способности спортсмена преодолевать утомление.
3-я группа - совершенствование силы и быстроты движения. Физические упражнения этой группы отличаются направленностью на достижение максимальной величины силы. При их выполнении наибольшие нагрузки (и соответственное развитие) испытывает двигательный аппарат спортсменов. Это осуществляется в двух крайних вариантах. Первый - за счет совершенствования способности к максимальному увеличению перемещаемой при движениях массы, что характерно, например, для занятий тяжелой атлетикой. Второй - путем максимального увеличения ускорения при известной величине перемещаемых масс (метание, прыжки в легкой атлетике).
4-я группа - совершенствование движений в обстановке непосредственной борьбы с соперником. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс, борьба, фехтование и т. п.), входящие в данную группу ациклических упражнений, направлены на совершенствование функций анализаторов, быстрого «освоения» широкого диапазона меняющейся информации в процессе непосредственной борьбы со спортивным противником. Постепенно совершенствуется комплекс физических качеств и способность к внезапным действиям студентов в этих видах. Физиологические нагрузки в процессе упражнений весьма переменны, но в целом они довольно значительны. Эмоции, связанные с упражнениями, требуют специального внимания, поскольку они значительно усиливают влияние физических нагрузок на организм.
5-я группа - совершенствование управления различными средствами передвижения. Эта группа упражнений (мотоциклетный, водной моторный, конный спорт и др.) изучена в физиологическом отношении крайне недостаточно, хотя и имеет прикладное значение. Сами двигательные действия спортсменов являются ациклическими, преимущественно малой мощности, требующими для своего выполнения значительного напряжения центральной нервной системы из-за необходимости опережающих действий по отношению текущих движений и ситуаций. Эти упражнения воспитывают выдержку, хладнокровие, смелость, инициативу и для своего выполнения требуют достаточного проявления координации, быстроты, силы и выносливости.
6-я группа - совершенствование предельно напряженной центральной нервной деятельности при весьма малых физических нагрузках. Строго говоря, упражнения этой группы не являются физическими упражнениями (стрельба, шахматы и др.), поскольку
двигательный компонент в них выражен в малой степени (при весьма малых энергетических затратах и небольшом диапазоне ациклических движений). Однако упражнения этой группы вызывают напряженность функций центральной нервной системы. В процессе этих упражнений развивается способность сосредоточения внимания на решении задач в короткие отрезки времени при чередовании различных действий, с управлением действиями вообще.
7-я группа — воспитание способности к переключениям в многоборье (современное пятиборье, биатлон и др.). Физиологическое и педагогическое значение компонентов разнообразных многоборий не может быть сведено к простому суммированию эффекта от каждой из составляющих частей многоборья.
Опираясь на данную классификацию и основные методические положения, определяющие совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание физических и специальных качеств, кафедры физического воспитания вузов могут обоснованно проводить направленный подбор видов спорта в целях решения проблемы ППФП студентов различных факультетов.
Список литературы
1.Загородский Б.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка в советской системе физического воспитания. М.: ГЦОЛИФК, 1981.-179 с.
2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. М: Высшая школа, 2005. 206 с.
3. Крылов А.И. Профессионально-прикладная психофизическая подготовка студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов / Петерб. ГУ путей сообщ. (ЛИИЖТ). СПб.: Б.и., 2003. 128 с
4. Физиологические основы методики спортивной тренировки / под ред. А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. М.: Физкультура и спорт, 2007. 232 с.
М. V. Gryazev.S. A. Archipova
PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
In the article considers professional applied physical training in the system of physical training in the institutes of the higher education. The author gives the classification qfprqffesions and grouping of kind of sport with the aim cf complex decision of problems in the sphere ofprofessional applied physical student's training.
Keywords: educational discipline "physical training", physical breeding of student's, professional applied physical training, professions, physical exercises.
Получено 30.10.2011 г.