Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа успешной трудовой деятельности выпускника вуза'

Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа успешной трудовой деятельности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СРЕДСТВА ППФП / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОГРАММА / WORK ACTIVITY / GRADUATE / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIOGRAME / STUDENT TRAINING / PROFESSIONAL ACADEMIC PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Г.Л., Эбботт Э.А.

В работе дается обоснование необходимости внедрения в учебный процесс: профессионально-прикладной физической подготовки студентов, приводятся задачи и средства ППФП в вузе, дается обоснование необходимости изучения профессиограмм каждой специальности для лучшего освоения изучаемой категории работ в предстоящей деятельности. Основным содержанием ППФП является развитие общей физической подготовки как базы для приобретения профессионально-прикладных умений и навыков и психофизической готовности, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Важным средством ППФП специалистов-аграриев являются занятия прикладными видами спорта, то есть такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, для студентов полевых специальностей (биологов, работников сельского хозяйства и т. д.) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. Учитывая особенности той или иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и индивидуальный набор средств ППФП. Основные виды спорта, определяющие ППФП специалистов сельского хозяйства: ходьба, спортивная ходьба; бег на средние и длинные дистанции; кроссовая подготовка; плавание; лыжная подготовка; гребля; велосипедный спорт; пулевая стрельба; атлетическая гимнастика; конный спорт; естественные силы природы и гигиенические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATCHING PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES TO THE NEEDS OF STUDENTS IN DIFFERENT ACADEMY PROFESSIONAL PROGRAMS

This paper presents the rationale for a program of physical education that matches specific training recommendations to the needs of different professional academic programs. Recommended training programs can take into account the physical capabilities and activities that students will undertake in different professional careers related to their professional academic training areas. Training programs need to consider physical capabilities as well as development of teamwork and interpersonal skills that can result from team sports activities. For agricultural professionals, major areas of training might include walking, running both middle and long distance, cross-point training, swimming, ski training, boating, cycling, marksmanship, gymnastics, and equestrian sports. Team sports can enhance abilities to coordinate activities and improve interpersonal skills needed in professional careers. While recommendations should be developed that are suited to different agricultural professional career areas, there also is a need for consideration of individual level capabilities and needs.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа успешной трудовой деятельности выпускника вуза»

УДК 378:796.015

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Г. Л. МИРОНОВА,

кандидат биологических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63),

Э. А. ЭББОТТ,

профессор, Университет штата Айова

(50011, США, Гамильтон Холл, 204B, Университет штата Айова; e-mail: eabbott@iastate.edu)

Ключевые слова: трудовая деятельность, выпускник вуза, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства ППФП, физическая культура, профессиограмма.

В работе дается обоснование необходимости внедрения в учебный процесс: профессионально-прикладной физической подготовки студентов, приводятся задачи и средства ППФП в вузе, дается обоснование необходимости изучения профессиограмм каждой специальности для лучшего освоения изучаемой категории работ в предстоящей деятельности. Основным содержанием ППФП является развитие общей физической подготовки как базы для приобретения профессионально-прикладных умений и навыков и психофизической готовности, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Важным средством ППФП специалистов-аграриев являются занятия прикладными видами спорта, то есть такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, для студентов полевых специальностей (биологов, работников сельского хозяйства и т. д.) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. Учитывая особенности той или иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и индивидуальный набор средств ППФП. Основные виды спорта, определяющие ППФП специалистов сельского хозяйства: ходьба, спортивная ходьба; бег на средние и длинные дистанции; кроссовая подготовка; плавание; лыжная подготовка; гребля; велосипедный спорт; пулевая стрельба; атлетическая гимнастика; конный спорт; естественные силы природы и гигиенические факторы.

MATCHING PHYSICAL EDUCATION ACTIVITIES TO THE NEEDS OF STUDENTS IN DIFFERENT ACADEMY PROFESSIONAL PROGRAMS

G. L. MIRONOVA,

professor, Ural State Agrarian University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63),

E. A. ABBOTT,

professor, Iowa State University

(204B Hamilton Hall, Ames Iowa University, 50011, USA; e-mail: eabbott@iastate.edu)

Keywords : work activity, graduate, student training, professional academic programs, physical education, professiograme. This paper presents the rationale for a program of physical education that matches specific training recommendations to the needs of different professional academic programs. Recommended training programs can take into account the physical capabilities and activities that students will undertake in different professional careers related to their professional academic training areas. Training programs need to consider physical capabilities as well as development of teamwork and interpersonal skills that can result from team sports activities. For agricultural professionals, major areas of training might include walking, running both middle and long distance, cross-point training, swimming, ski training, boating, cycling, marksmanship, gymnastics, and equestrian sports. Team sports can enhance abilities to coordinate activities and improve interpersonal skills needed in professional careers. While recommendations should be developed that are suited to different agricultural professional career areas, there also is a need for consideration of individual level capabilities and needs.

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, проректором по научной работе и инновациям Уральского государственного аграрного университета.

В современном мире физическая культура и спорт, как грани общечеловеческой культуры, играют огромную роль в формировании физически, духовно и нравственно здорового человека. Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

В аграрном университете организация профессионально-прикладной физической подготовки студентов строится в соответствии с требованиями к определенной профессии (агроном, технолог, кинолог, ветеринарный врач, специалист в области механизации, транспорта и сервиса, инженер, товаровед и др.). Современное положение на рынке труда требует новых подходов к подготовке будущих специалистов, обладающих большим комплексом физических, психофизиологических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной профессии.

Становится все более актуальным научно и методически обоснованным применение физической культуры и спорта в процессе подготовки работников агропромышленного комплекса к конкретным видам труда. Изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физического воспитания, соответствующих требованиям научно-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практики физкультурного движения.

Предприятиям нужны всесторонне развитые специалисты, способные к постоянному совершенствованию в профессиональной деятельности. В настоящее время полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов, которые могут быть приобретены ими при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.

Основу успешной подготовки студентов к высокопроизводительному труду в условиях рыночной экономики составляют процесс планомерной учебно-тренировочной работы и формирование профессионально-прикладных физических качеств и свойств личности на всем протяжении обучения студентов в вузе. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий характера их к предстоящей профессиональной деятельности. Необходимо использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов профессионально необходимых физических качеств, навыков, знаний, а также для повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды. В связи с этим, ППФП включена самостоятельным разделом в программу физического воспитания студентов высших учебных заведений.

Основным содержанием ППФП является развитие общей физической подготовки как базы для приобретения профессионально-прикладных умений и навыков и психофизической готовности, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности (Ильинич, 2008).

Подбор средств ППФП проводится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП можно объединить в следующие группы: прикладные виды спорта; прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность (профессиональные тренажеры, специальные технические приспособления). Задачи ППФП направлены на:

— всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности обучающихся;

— преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

— формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

— подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности выпускников вуза;

— воспитание специфических волевых качеств;

— содействие повышению производительности труда работающих;

— способствование ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду;

— создание условий для активного отдыха трудящихся, обеспечение профилактики производственного травматизма и борьбы с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.

Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса, физической культуры и спорта. Благодаря этому на учебных занятиях можно моделировать отдельные элементы трудовых процессов. Все это дает возможность подбирать оптимальные средства физической культуры с учетом специфики будущей профессиональной деятельности выпускников.

К основным факторам, определяющим содержание ППФП, относятся: условия и формы труда; режим труда и отдыха; характер труда; особенности динамики работоспособности специалистов в трудовом процессе. Режим труда и отдыха — один из факторов, определяющий ППФП будущих специалистов АПК. Рациональным режимом труда и отдыха считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся. Характер труда также определяет содержание ППФП. Необходимо учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля в одних и тех же условиях может быть разным, если они испытывают неодинаковые психофизические нагрузки.

При подборе средств ППФП необходимо знать особенности динамики работоспособности специа-

листов при выполнении различных видов профессиональных работ. При проведении профессиональной подготовки необходимо учитывать климатические условия регионов, в которых будут трудиться выпускники вуза. Совершенствование физических и психологических качеств должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей.

Организация ППФП студентов в вузах предполагает использование специализированной подготовки в учебное и свободное время, при этом необходимо учитывать особенности будущей профессии студентов каждого факультета и материально-технические возможности вуза.

Программой физического воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которой — вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета.

Теоретический материал по ППФП доводится до студентов не только на занятиях по теории, но и во время проведения практических занятий. В частности, в ряде случаев вопросы, связанные с техникой безопасности, более целесообразно объяснить на практических, а не на теоретических занятиях.

Одной из форм ППФП являются спортивно-массовые, оздоровительные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутриву-зовских соревнований между учебными группами, курсами и факультетами. Насыщение, программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП.

Следует особо указать, что отдельные разделы (элементы) ППФП студентов могут быть реализованы в учебные часы, отводимые на специальные предметы. Из курса физического воспитания необходимо исключать те разделы или элементы ППФП, которые осваиваются на профилирующих кафедрах.

Известно, что эффективность выполнения работником многих производственных операций в немалой степени зависит от развития и успешного функционирования его организма, от подготовленности его к трудовой деятельности. Без всестороннего глубокого знания требований, предъявляемых к той или иной профессией, к физической подготовленности специалистов, невозможно определить задачи ППФП.

Соответствие возможностей организма человека выполняемой им работе выявляется с помощью про-фессиограммы, в состав которой наряду с трудовой экспертизой входит профессиональная подготовка, профессиональная гигиена и организация труда.

Под профессиографией понимается совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристике различных профессий. В то же время профессиогра-фия — это один из методических приемов изучения трудовых процессов, психологическое описание профессии, отражающее цели и задачи данного вида

труда, его условия и организацию, а также психофизиологические особенности отдельных этапов трудовой деятельности. При этом профессиограмма должна быть динамичной и учитывать возможность развития профессионально важных функций; в ней должно быть предусмотрено и описание специальных способностей, без которых невозможно выполнение данной работы.

Для целей ППФП должна составляться профес-сиограмма, в которой на основании характеристики условий и характера труда определяется комплекс требований к организму, включающий требования к физическим качествам, двигательным навыкам и психофизиологическим функциям. При этом про-фессиограмма должна выявлять те психофизиологические и физические свойства организма, которые подвержены значительному развитию в процессе профессионального труда и совершенствуются в наибольшей степени.

Для исследования процесса обучения профессии и эффективности трудовой деятельности могут быть использованы различные методы такие, как методы полного и выборочного хронометража, циклография, тензометрия, фото и киносъемка, метод проб и заданий и др.

С помощью циклографии и тензометрии фиксируются пространственно-временные характеристики профессиональных движений. Существуют способы регистрации траектории, скорости и амплитуды этих движений, определяющие их ритм, темп, форму и т. д.

Наиболее объективный и распространенный метод исследования трудовых процессов — хронометраж. При хронометраже производственные операции изучаются путем наблюдения и измерения времени, затрачиваемого на выполнение отдельных повторяющихся элементов.

Наиболее всесторонним и точным является комплексное изучение степени овладения трудом, позволяющее углубленно анализировать производственный процесс, дающее возможность объективно установить уровень умений учащихся на любой стадии обучения (Раевский, 1985).

Профессия вырабатывает у человека определенные качества, по которым часто можно определить его профессиональную принадлежность.

Достижение физической и психологической готовности, приобретение прикладных знаний, умений и навыков, повышение устойчивости организма к неблагоприятным природным факторам с помощью ППФП будущих специалистов особенно важны для работы в полевых и экспедиционных условиях.

Важным средством ППФП специалистов-аграриев являются занятия прикладными видами спорта, то есть такими, в которых совершенствование отдельных физических качеств, навыков и умений в процессе тренировок совпадает с профессиональными задачами избранной специальности. Так, для студентов полевых специальностей (биологов, работников сельского хозяйства и т. д.) больше всего подходят занятия туризмом, альпинизмом, спортивным ориентированием. К числу необходимых компонентов ППФП инженеров, бакалавров различного профиля часто относят различные умственные, двигательные, волевые, педагогические и организаторские навыки и умения. Развитию этих качеств во мно-

гом способствуют занятия спортом и физическими упражнениями.

Учитывая особенности той или иной профессии, а также индивидуальные особенности каждого человека, необходим в целом и индивидуальный набор средств ППФП. Основные виды спорта, определяющие ППФП специалистов сельского хозяйства: ходьба, спортивная ходьба; бег на средние и длинные дистанции; кроссовая подготовка; плавание; лыжная подготовка; гребля; велосипедный спорт; пулевая стрельба; атлетическая гимнастика; конный спорт; естественные силы природы и гигиенические факторы.

В целях ППФП используется также туризм и спортивное ориентирование. Спортивное ориентирование вырабатывает оперативное мышление, логику действий в быстро изменяющихся природных условиях, а также высокую работоспособность в различных негативных природных и климатических условиях. Для прохождения длинных и сложных по характеру местности дистанций в спортивном ориентировании необходимо иметь хорошую физическую подготовку, направленную на развитие способности к многочасовым нагрузкам во время непрерывного передвижения по пересеченной местности.

Таким образом, использование данных видов спорта в ППФП приводит к увеличению функциональных возможностей организма, расширению диапазона двигательных умений и навыков, повышению устойчивости организма к психическому стрессу и умственному перенапряжению.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы — одни из основных средств ППФП студентов, обеспечивающих продуктивную работу в различных географических и климатических условиях. С помощью различных приемов закаливания ор-

ганизма можно достичь повышенной устойчивости человека к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это средство в большей степени необходимо применять студентам полевых специальностей, основная часть работы которых проходит вне помещения.

При этом необходимо отметить, что использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов проводится, как правило, самостоятельно и индивидуально. Невозможно обеспечить на учебных занятиях элементы закаливания, водных процедур, посещение бани, сауны. Поэтому студенты должны проявлять в этом вопросе большую самостоятельность, заинтересованность и сознательность. Рекомендуется больше физических упражнений проводить на открытом воздухе в любую погоду.

Содержание ППФП студентов должно быть связано с развитием тех функций и качеств, которые наилучшим образом соответствуют критерию пригодности человека к этой профессии. При этом необходимо учитывать, что воспитание и совершенствование основных физических качеств человека может происходить на всех возрастных этапах жизни.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности — это одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду.

Литература

1. Ильинич В. И. и др. Физическая культура студента : учебник. М. : Гардарики, 2008. 448 с.

2. Раевский Р. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1985. 268 с.

References

1. Ilyinich V I. et al. Physical Education of students : tutorial. M. : Gardariki, 2008. 448 p.

2. Raevskii R. M. Professionally applied physical training of students of technical colleges : textbook. M. : Graduate School, 1985. 268 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.