Научная статья на тему 'Эффективность подготовки студентов к трудовой деятельности методами профессионально-прокладной физической подготовки'

Эффективность подготовки студентов к трудовой деятельности методами профессионально-прокладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
744
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КОНДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочетков Иван Иванович

Физическая подготовленность студентов к будущей трудовой деятельности предполагает развитие у них таких важных качеств, как сила, выносливость, развитие психомоторных способностей. Актуальность проблемы заключается в том, что профессионально важные качества (ПВК) развиваются у молодых людей под влиянием комплекса физических нагрузок и упражнений, которые предусмотрены в программах профессионально прикладной физической подготовки. Целью исследования явилось изучение эффективности проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), направленных на повышение физической подготовленности студентов к будущей профессиональной трудовой деятельности. Материалом для исследований послужили данные учета развития физических показателей студентов, занимающихся по дифференцированным программам профессионально прикладной физической подготовки. Были сформированы группы студентов, которым были предложены на выбор занятия в группах подготовки. Для изучения степени эффективности применяемых систем профессионально прикладной физической подготовки были поставлены такие задачи: сформировать учебные группы студентов, в каждой из которых для ППФП применяются различные виды физических тренировок в соответствии с классификацией А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова; выявить, на основании тестовых измерений показатели физического развития студентов в динамике; оценить преимущества и недостатки показателей физического и психомоторного развития студентов в зависимости от видов предлагаемых нагрузок. После того как группы студентов были сформированы, они приступили к занятиям по разработанным программам. Перед началом занятий по ППФП в каждой группе проводилось тестирование физических параметров юношей и девушек. Как оказалось, студенты всех учебных групп повысили свои результаты по отношению к первоначальным. Лучшие результаты по показателям силы и выносливости оказались в группе 3 (силовая группа). Почти не изменились показатели юношей и девушек в 5 группе (интеллектуальная группа), что свидетельствует о недостаточности физических нагрузок в этом направлении ППФП. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов проводилась в соответствии с разработанными методиками и рекомендациями, что привело к повышению показателей физического развития у студентов во всех учебных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочетков Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of preparation of students for practical activity by methods of professionally-applied physical training

The physical preparedness of students for future employment involves the development of such important qualities as strength, endurance, and the development of psychomotor skills. The urgency of the problem lies in the fact that professionally important qualities develop in young people under the influence of a complex of physical activities and exercises that are provided in programs of professionally applied physical training. The purpose of the study was to study the effectiveness of conducting classes in vocational and physical training aimed at increasing the physical preparedness of students for future professional work. The data on the development of physical indicators of students engaged in differentiated programs of professionally applied physical training served as a material for the research. Formed groups of students were offered a choice of classes in training groups. To study the degree of effectiveness of the applied systems of professionally applied physical training, such tasks were set: to form student groups in which different types of physical training in accordance with the classification of A. Gandelsman and K. Smirnov are applied for professional-applied physical training; to reveal indicators of students' physical development in dynamics on the basis of test measurements; to evaluate the advantages and disadvantages of indicators of the physical and psychomotor development of students, depending on the types of loads offered. After the groups of students were formed, they began to study the developed programs. Before the beginning of the classes on the professionally-applied physical training in each group, the physical parameters of the boys and girls were tested. As it turned out, students of all study groups increased their results in relation to the initial ones. The best results in terms of strength and endurance were found in group 3 (power group). Indicators of boys and girls in group 5 (intellectual group) almost did not change, which indicates the lack of physical exertion in this direction of professional and physical training. Professionally applied physical training of students was carried out in accordance with the developed methods and recommendations, which led to an increase in the indicators of physical development in students in all study groups.

Текст научной работы на тему «Эффективность подготовки студентов к трудовой деятельности методами профессионально-прокладной физической подготовки»

УДК 378

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

И. И. Кочетков

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Физическая подготовленность студентов к будущей трудовой деятельности предполагает развитие у них таких важных качеств, как сила, выносливость, развитие психомоторных способностей. Актуальность проблемы заключается в том, что профессионально важные качества (ПВК) развиваются у молодых людей под влиянием комплекса физических нагрузок и упражнений, которые предусмотрены в программах профессионально прикладной физической подготовки. Целью исследования явилось изучение эффективности проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), направленных на повышение физической подготовленности студентов к будущей профессиональной трудовой деятельности. Материалом для исследований послужили данные учета развития физических показателей студентов, занимающихся по дифференцированным программам профессионально прикладной физической подготовки. Были сформированы группы студентов, которым были предложены на выбор занятия в группах подготовки. Для изучения степени эффективности применяемых систем профессионально прикладной физической подготовки были поставлены такие задачи: сформировать учебные группы студентов, в каждой из которых для ППФП применяются различные виды физических тренировок в соответствии с классификацией А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова; выявить, на основании тестовых измерений показатели физического развития студентов в динамике; оценить преимущества и недостатки показателей физического и психомоторного развития студентов в зависимости от видов предлагаемых нагрузок. После того как группы студентов были сформированы, они приступили к занятиям по разработанным программам. Перед началом занятий по ППФП в каждой группе проводилось тестирование физических параметров юношей и девушек. Как оказалось, студенты всех учебных групп повысили свои результаты по отношению к первоначальным. Лучшие результаты по показателям силы и выносливости оказались в группе 3 (силовая группа). Почти не изменились показатели юношей и девушек в 5 группе (интеллектуальная группа), что свидетельствует о недостаточности физических нагрузок в этом направлении ППФП. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов проводилась в соответствии с разработанными методиками и рекомендациями, что привело к повышению показателей физического развития у студентов во всех учебных группах.

Ключевые слова: физическая подготовленность, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессионально важные качества, студенты, физические кондиции.

EFFICIENCY OF PREPARATION OF STUDENTS FOR PRACTICAL ACTIVITY BY METHODS OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING

1.1. Kochetkov

Mari State University, Yoshkar-Ola

The physical preparedness of students for future employment involves the development of such important qualities as strength, endurance, and the development of psychomotor skills. The urgency of the problem lies in the fact that professionally important qualities develop in young people under the influence of a complex of physical activities and exercises that are provided in programs of professionally applied physical training. The purpose of the study was to study the effectiveness of conducting classes in vocational and physical training aimed at increasing the physical preparedness of students for future professional work. The data on the development of physical indicators of students engaged in differentiated programs of professionally applied physical training served as a material for the research. Formed groups of students were offered a choice of classes in training groups. To study the degree of effectiveness of the applied systems of professionally applied physical training, such tasks were set: to form student groups in which different types of physical training in accordance with the classification of A. Gandelsman and K. Smirnov are applied for professional-applied physical training; to reveal indicators of students' physical development in dynamics on the basis of test measurements; to evaluate the advantages

© Кочетков И. И., 2017

and disadvantages of indicators of the physical and psychomotor development of students, depending on the types of loads offered. After the groups of students were formed, they began to study the developed programs. Before the beginning of the classes on the professionally-applied physical training in each group, the physical parameters of the boys and girls were tested. As it turned out, students of all study groups increased their results in relation to the initial ones. The best results in terms of strength and endurance were found in group 3 (power group). Indicators of boys and girls in group 5 (intellectual group) almost did not change, which indicates the lack of physical exertion in this direction of professional and physical training. Professionally applied physical training of students was carried out in accordance with the developed methods and recommendations, which led to an increase in the indicators of physical development in students in all study groups.

Keywords: physical preparedness, professional applied physical preparation, professionally important qualities of students, physical conditions.

Занятия студентов по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в МарГУ проводятся в соответствии с разработанными рабочими программами [11]. Для того чтобы подготовить студентов к будущей трудовой деятельности, необходимо развить у них такие важные качества, как сила, выносливость, психомоторные способности. Обучаясь в вузе, студенты различных профилей испытывают психоэмоциональные перегрузки, которые можно устранить занятиями спортом.

Овладевая профессиональными компетенциями по своей будущей профессии, студенты испытывают дефицит двигательной активности, что негативно сказывается на их трудоспособности. Актуальность проблемы заключается в том, что профессионально важные качества (ПВК) развиваются у молодых людей занятиями, которые предусмотрены в программах профессионально-прикладной физической подготовки [5], в соответствии с теорией переноса, так как типовые занятия физической культурой не позволяют достичь нужной эффективности. Такие программы дополнительных занятий разрабатываются исходя из специфики будущей профессиональной деятельности [7; 8]. Адаптационный период, который проходят все выпускники вузов, приступая к работе, продолжается у них от года до 5 лет и зависит от тех физических кондиций, которые были сформированы при обучении в вузе. Эффективное повышение функциональных возможностей молодых людей при обучении профессии, чтобы стать профессионально пригодными, позволяет сократить сроки адаптации. Профессионально-прикладная физическая подготовка развивает и совершенствует природные задатки молодых людей, их физические функциональные возможности, позволяет в короткие сроки освоить профессиональные требования, предъявляемые на рабочем месте [2].

Целью исследования явилось изучение эффективности проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке студентов к будущей профессиональной трудовой деятельности. Для изучения степени эффективности применяемых систем тренировок были поставлены такие задачи:

1. Сформировать учебные группы студентов, в каждой из которых для ППФП применяются различные виды физических тренировок в соответствии с классификацией А. Б. Гандельсмана и К. М. Смирнова [1].

2. Выявить на основании тестовых измерений показатели физического развития студентов в динамике.

3. Оценить преимущества и недостатки показателей физического и психомоторного развития студентов в зависимости от видов предлагаемых нагрузок.

Материалом для исследований послужили данные учета развития физических показателей студентов, занимающихся по дифференцированным программам профессионально-прикладной физической подготовки. Были сформированы группы студентов, которым были предложены на выбор занятия в таких группах подготовки:

1. Группа координации. Тренировки направлены на совершенствование координации движений. Студенты в этой группе занимаются упражнениями по программам аэробики с элементами спортивной и художественной гимнастики. Программы занятий были адаптированы для совершенствования мышечных групп и развития способности передвигаться с быстрыми перемещениями тела. Занятия в этой группе развивают выносливость и координацию движений, которые востребованы будущей профессией. Тренировки в группе способствуют развитию силы, скорости скоординированных движений.

2. Группа скорости. В этой группе основные занятия приходятся на беговые упражнения, велосипедный спорт. Отрабатываются циклические упражнения и скоростная выносливость. Достигается способность преодолевать утомление. Совершенствование в беговых упражнениях развивает как скоростные качества, так и выносливость.

3. Силовая группа. Тренировки предназначается для развития силы и быстроты движений [2]. В этой группе занимаются юноши, так как при выполнении упражнений скелетные мышцы испытывают значительные физические нагрузки. Применяются два вида движений, занятия тяжелой атлетикой и метательные упражнения в легкой атлетике. Занятия со штангой и метательные упражнения требуют значительной силы и быстроты движений.

4. Группа спортивной борьбы. В этой группе практикуется применение единоборств и групповых состязаний в игровых видах спорта. Студенты здесь занимаются по программам борцовской подготовки, где тренируются такие ациклические упражнения, как непосредственная борьба с противником, тренировка умения быстро переключать внимание и темп движений. Тренируется эмоциональная сфера, способность к внезапному изменению диапазона движений, выносливость и целеустремленность. Игровой компонент тренировок совершенствует умение действовать для достижения групповой цели с учетов действий соперников и коллег.

5. Интеллектуальная группа. В этой группе совершенствуются длительные нервно-мышечные нагрузки невысокой интенсивности, однако требующие значительных затрат нервной энергии, концентрации внимания, способности управлять своим внутренним состоянием, психоэмоциональной устойчивости. В этой группе студенты практикуются в стрельбе и игре в шахматы.

6. Группа полиатлона. В этой группе происходит тренировка способности к переключениям видов деятельности, воспитание волевых качеств, выносливости, способности преодолевать утомление. Кроме того, происходит тренировка развития многофункциональных мышц, устойчивости к смене видов деятельности. Это самая полифункциональная группа, где применяют: спринтерский бег; стайерский бег; плавание; метание мяча и гранаты; стрельба из малокалиберного и пневматического оружия; подтягивание на перекладине (у мужчин); отжимания в упоре лежа (у женщин).

Сущность профессионально-прикладной подготовки для повышения физических кондиций [5]

заключается в выработке динамических стереотипов, которые, согласно теории переноса, повышают эффективность профессиональной деятельности.

Значение профессионально-прикладной физической подготовки студентов заключается в избирательной направленности специально подобранных средств тренировок, предназначенных для гармоничного физического развития [3].

У студентов, которые занимались в группах скорости и силовой группе, возросла скорость реакции, выносливость и сила, которые тестировались после проведения всего цикла тренировок. Отмечено, что студенты, которые занимались в группах поли-атлона и спортивной борьбы, стали лучше решать нестандартные задачи. Интеллектуальная группа способствовала повышению выносливости при решении сложных задач длительное время.

Трудовая деятельность отличается от учебной значительными психофизиологическими нагрузками, которые обусловлены отраслевой спецификой [7]. Прикладные умения и навыки или компетенции являются специфическими для каждой профессии, поэтому успешная трудовая деятельность требует от будущего специалиста определенного уровня подготовки. Эта подготовка осуществляется для следующих целей:

• для более быстрого усвоения профессиональных компетенций;

• для повышения работоспособности;

• для избегания возможности профессиональных болезней, поддержания здоровья;

• для применения методов и средств, стимулирующих восстановление работоспособности после нагрузок;

• для повышения эффективности умственного труда и эффективности усвоения прикладных компетенций;

• для воспитания психофизических параметров применительно к профессии;

• для специальных тренировок профессиональных физических качеств.

Прикладные знания по физическому совершенствованию необходимы, так как в современных условиях от работника требуются как интеллектуальная, так и физическая подготовленность к длительным психоэмоциональным нагрузкам. Востребованные на практике психологические и физические кондиции, которые студент усваивает в процессе обучения, формируются по мере тренированности по программам физической подготовки [6]. Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет разнообразить виды тренировок и подобрать для каждого

студента программу в соответствии с требованиями профессии.

Например, игровые виды спорта развивают ловкость, скорость движений, способность взаимодействовать с другими людьми. Тяжелая атлетика и метание в легкой атлетике способствуют развитию мышечной силы, скорости, способности к усилиям [9]. Занятия полиатлоном формируют такие качества, как способность быстро менять виды деятельности за короткое время. Задача ППФП заключается в формировании таких качеств, которые требуются для профессиональной деятельности. Заблаговременное формирование психофизиологических качеств способствует профессиональной компетенции [9].

Перечень психофизических качеств, которые необходимы для конкретной группы профессий определяются требованиями к профессии. Одновременно с формированием физических параметров личности при занятиях прикладной физической подготовкой происходит становление личностных качеств, которые востребованы профессией [10]. Такие качества, как смелость, решительность, целеустремленность, упорство при достижении цели воспитываются опосредованно при занятиях по спортивной прикладной физической подготовке.

Существующие методики позволяют подобрать такие виды спорта, которые воспитывают личностные качества, необходимые не только для успешного выполнения специалистом своих служебных обязанностей, но и способствуют карьерному росту [11]. Спортивные упражнения способны моделировать будущие психофизические ситуации, с которыми сталкивается профессиональный работник. Участие в спортивных играх формирует у будущего специалиста трудолюбие, дисциплину, ощущение принадлежности к коллективу, самодисциплину. Индивидуальные спортивные занятия способствуют целеполагающему способу действий и целеустремленности. Спортивные занятия закаляют молодых людей, учат преодолевать временные трудности и неудачи, тренируют волю и интеллектуальную деятельность в стрессовых ситуациях. Профессионально-прикладная физическая подготовка, благодаря методу переноса [8], способствует преодолению препятствий, утомления, вырабатывает умение владеть своим телом в стрессовых ситуациях. Для будущей профессии студент приобретает при занятиях спортом такие навыки и умения, которые невозможно приобрести каким-либо другим способом.

После того как группы студентов были сформированы, они приступили к занятиям по разра-

ботанным программам. Перед началом занятий по ППФП в каждой группе проводилось тестирование [6; 9] физических параметров юношей и девушек по такому тесту:

Нормативы оценки физической подготовленности студентов

Показатель нагрузки Норматив показателя

юноши девушки

Бег 3000 м 12 мин 50 с

Бег 2000 м - 11 мин

Бег 100 м 13,5 сек 16,2 сек

Подтягивание на перекладине 8 раз -

Отжимание в упоре лежа 30 раз 10 раз

Прыжок в длину с места 210 см 180 см

Метание гранаты 35 м 16 м

Лыжная гонка 10 км 1 час 1 час 10 мин

Выполнимость тестовых заданий в каждой группе студентов достигала уровня в 80-90 %, то есть общий уровень их физической подготовленности составил удовлетворительное значение. Повторные тесты проводились в этих же группах учащихся после годового цикла занятий. Как оказалось, студенты всех учебных групп повысили свои результаты относительно исходных. Лучшие результаты по показателям силы и выносливости оказались в группе 3 (силовая группа). Почти не изменились показатели юношей и девушек в 5 группе (интеллектуальная группа), что свидетельствует о недостаточности физических нагрузок в этом направлении ППФП.

На основании проведенных нами исследований и наблюдений, которые проводились в учебных группах студентов, можно сделать такие выводы:

1. Для проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке были сформированы 6 групп с различными видами физических тренировок.

2. Были проведены тестовые измерения физических параметров студентов в учебных группах, которые подтвердили эффективность предложенных тренировок.

3. Показатели физического и психологического развития студентов определяются типом тренировок по программе профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов позволяет целенаправленно повысить показатели физического развития у студентов во всех учебных группах. В соответствии

с теорией переноса, занятия по ППФП способствуют эффективной подготовке студентов к трудовой деятельности.

Литература

1. Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1970. 232 с. черт.; 21 см.

2. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь. М.: Феникс, 2014. 908 с.

3. Коваль В. И., Родионова Т. А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Academia, 2013. 320 с.

4. Кузнецов С. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 164 с.

5. Кузнецов С. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту. М.; СПб. [и др.]: Питер, 2015. 164 с.

6. Николаев В. Т. Оптимизация двигательных нагрузок в учебном процессе по физической культуре в вузе на основе показателей биоэмпидансометрии // Совершенствование учебного и тренировочного процессов в системе образования: материалы Междунар. науч.-практич. конф. Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2014. С. 254-257.

7. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки. URL: https://multiurok.ru/files/ piedagogichieskiie-osnovy-profiessional-no-priklad.html (дата обращения 20.03.2017).

8. Полянский В. П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и форм) в современном обществе: дис. ... д-ра наук. М., 1999. 354 с.

9. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма. URL: http://biofile.ru/chel/14654.html (дата обращения 22.03.2017).

10. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.: Либроком, 2013. 232 с.

11. Физиологические основы подготовки квалифицированных спортсменов: учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры / С. Е. Павлов; МГАФК. Малаховка, 2009. 50 с.

References

1. Gandel'sman A. B., Smirnov R. M. Fiziologkheskie os-novy metodiki sportivnoi trenirovki [Physiologkal bases of the methods of sport training]. Moskow: Fizkul'tura i sport, 1970, 232 p. Лет!; 21 sm.

2. Grishina Yu.I. Obshchaya fizicheskaya podgotovka. Znat' i umet' [General physical preparation. Know and be able to]. Moskow: Feniks, 2014, 908 p.

3. Koval' V. I., Rodionova T. A. Gigiena fizicheskogo vospitaniya i sporta [Hygiene of physical education and sport]. Moskow: Academia, 2013, 320 p.

4. Kuznetsov S. Podgotovka budushchikh spetsialistov po fi-zicheskoi kul'ture i sportu [Training of future specialists in physical culture and sports]. Moskow: LAP Lambert Academic Publishing, 2011, 164 p.

5. Kuznetsov S. Podgotovka budushchikh spetsialistov po fizi-cheskoi kul'ture i sportu [Training of future specialists in physical culture and sports]. Moskow; SPb. [i dr.]: Piter, 2015, 164 p.

6. Nikolaev V T. Optimizatsiya dvigatel'nykh nagruzok v ucheb-nom protsesse po fizicheskoi kul'ture v vuze na osnove poka-zatelei bioempidansometrii [Optimization of motor loads in the teaching process in physical culture in university based on bio-empedanceometry]. Sovershenstvovanie uchebnogo i treni-rovochnogo protsessov v sisteme obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi nauch.-praktich. konf. = Perfection of educational and training processes in the education system: materials of the International Scientific and Practical Conference. Ul'yanovsk: Izd-vo UlGTU, 2014, pp. 254-257.

7. Pedagogicheskie osnovy professional"no-prikladnoi fizi-cheskoi podgotovki [Pedagogical foundation of professionalapplied physical preparation]. URL: https://multiurok.ru/files/ piedagogichieskiie-osnovy-profiessional-no-priklad.html (accessed 20.03.2017).

8. Polyanskii V. P. Teoretiko-metodicheskie osnovy sover-shenstvovaniya prikladnoi fizicheskoi kul'tury (ee soderzhaniya i form) v sovremennom obshchestve [Teoretiko-methodical bases of perfection of applied physical culture (its maintenance and forms) in a modern society]: dis. ... d-ra nauk. Moskow, 1999, 354 p.

9. Rol' uprazhnenii i funktsional'nye pokazateli trenirovannosti organizma Role of exercises and acclimatization of functional parameters of the organism]. URL: http://biofile.ru/chel/14654.html (data obrashcheniya 22.03.2017).

10. Spenser G. Vospitanie umstvennoe, nravstvennoe i fiziches-koe [Mental, moral and physical education]. Moskow: Librokom, 2013, 232 p.

11. Pavlov S. E. Fiziologicheskie osnovy podgotovki kvalifitsi-rovannykh sportsmenov: uchebnoe posobie dlya studentov VUZov fizicheskoi kul'tury [Physiological basis for the preparation of qualified athletes: a textbook for students of universities of physical culture]. MGAFK. Malakhovka, 2009. 50 p.22.03.2017).

Статья поступила в редакцию 17.02.2017 г.

Submitted 17.02.2017.

Для цитирования: Кочетков И. И. Эффективность подготовки студентов к трудовой деятельности методами профессионально-прокладной физической подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 2 (26). С. 24-28.

Citation for an article: Kochetkov I. I. Efficiency of preparation of students for practical activity by methods of professionally-applied physical training. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 2 (26), pp. 24-28.

Кочетков Иван Иванович, старший Ivan I. Kochetkov, senior lecturer,

преподаватель, Марийский государст- Mari State University, Ioshkar-Ola,

венный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected] cochetkov. iw@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.