Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка как этап формирования будущего специалиста в области экономики'

Профессионально-прикладная физическая подготовка как этап формирования будущего специалиста в области экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1316
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИЯ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL CULTURE / PROFESSION / GENERAL PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утяшева Ирина Мунировна

На сегодняшний день стабильно растет значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов университета как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности. Физическая культура в вузах представляет собой обязательную подготовку будущих специалистов для всех направлений, она одно из средств создания всесторонне развитых личностей, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утяшева Ирина Мунировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING AS THE STAGE OF FORMING OF FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF ECONOMY

Today steadily the value of the professional and applied physical training of students of the university as effective remedy of optimization of work grows. The physical culture in higher education institutions represents obligatory training of future specialists for all directions, it one of tools for comprehensively developed persons, optimization of physical and psychological state of students in the course of their professional and applied physical training.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка как этап формирования будущего специалиста в области экономики»

4. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде. //Интеграция образования, 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456-467.

5. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Ктрпичник А.Г. и др. Современные технологии воспитания: опорные точки дискуссии.// Сибирский педагогический журнал, 2018. № 6. С. 7-17.

6. Сергеева Б.В., Козырева И.В. Формирование информационной культуры младших школьников. // Молодой ученый, 2016. № 11 (115). С. 1546-1550.

7. Пшиканокова З.Т. Профильная модель готовности будущего педагога к социально-правовой защите детства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 15 с.

8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации.//Инновационные проекты и программы в образовании, 2009. № 2. С. 103-111.

9. Чепель Т.Л., Яковенко Т.Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации.// Инновации в педагогическом образовании, 2007. С. 154-163.

10. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация. // Научно-методологический электронный журнал Концепт, 2016. № 1. С. 22.

11. Лопаткин Е.В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов.//Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2017. № 2. С. 92-97.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ Утяшева И.М. Email: [email protected]

Утяшева Ирина Мунировна — старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Аннотация: на сегодняшний день стабильно растет значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов университета как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности. Физическая культура в вузах представляет собой обязательную подготовку будущих специалистов для всех направлений, она - одно из средств создания всесторонне развитых личностей, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, профессия, общая физическая подготовка, профессиональная деятельность, трудовая деятельность.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING AS THE STAGE OF FORMING OF FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF ECONOMY

Utyasheva I.M.

Utyasheva Irina Munirovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT PHYSICAL CULTURE AND SPORT, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IRKUTSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: today steadily the value of the professional and applied physical training of students of the university as effective remedy of optimization of work grows. The physical culture in higher education institutions represents obligatory training of future specialists for all directions, it one of tools for comprehensively developed persons, optimization ofphysical and psychological state of students in the course of their professional and applied physical training.

Keywords: professionally-applied physical training, physical culture, profession, general physical training, professional activity, labor activity.

УДК 378.147

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное применение средств физической культуры и спорта для подготовки людей к определенной профессиональной квалифицированной деятельности [1, с. 18].

ППФП представляет собой составную часть физического воспитания, которая призвана решать на основе общей физической подготовки специальные задачи: формирование физических способностей, соответствующих требованиям избранной профессиональной деятельности; улучшение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию отличительных условий квалифицированной деятельности; формирование волевых и психофизических качеств, требующихся в выбранной профессии [3, с 156].

Цель занятий профессионально-прикладной физической подготовки - предоставить будущим специалистам все нужные им прикладные знания и умения, позволяющие сознательно и методически правильно пользоваться всеми средства физической культуры и спорта для подготовки будущих специалистов и реализации готовности к сбережению своего здоровья. Для этого нужно сформировать у будущих профессионалов готовность: к ускорению профессиональной подготовки, результату производительного труда в выбранной профессии, предотвращению профессиональных болезней и травматизма.

Каждая профессия должна предполагать наличие у будущих специалистов физических и психических умений и навыков, которые чаще всего должны быть применимы в комплексе. Таким образом, появляется потребность в профилировании в физическом воспитании студентов при подготовке их к трудовой деятельности, которая выражается в сочетании общей физической подготовки с профессионально-прикладной физической подготовкой.

При определении общей направленности содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих студентов в различных сферах нужно уметь учитывать требования и условия труда к данной профессии, такие как навыки методики закаливания, профилактики профессиональных болезней и травм, с помощью средств физической культуры; формирование общей стойкости и способности к выполнению работ на свежем воздухе в течение года [6, с. 198].

Прикладные знания - это нужные знания для выбранной в будущем профессиональной деятельности, которые можно приобрести в процессе постоянных занятий физической культуры и отдельными видами спорта особенно профессионально-прикладными [1, с. 21].

Прикладные качества в физической культуре - это общеизвестные качества (скорость, сила, выносливость, гибкость, ловкость, координация), в наибольшей мере нужные в той или иной профессии. Выбор наиболее важных физических качеств определяется на основании изучения профессиональной деятельности работников [1, с. 12].

Для каждой профессии существует своя специфика и свои требованиями психофизической подготовки специалистов.

Для таких специальностей, как менеджер, инженер, юрист, экономист, которые характеризуются небольшой или малой подвижностью и продолжительным пребыванием в вынужденном статическом положении, необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих большое напряжения во время малоподвижной работы.

Профессия экономиста относятся к умственному труду, так как её производительная деятельности позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда. Труд у экономистов имеет свою специфику, которая связана с цифрами, различными подсчетами, с воспроизведением и срочной переработкой большого количества информации, документов и ответственностью, лежащей на работнике, поскольку экономист - профессия материально-ответственная. Кроме того, согласно классификации вредных производственных факторов, работа за компьютером относится к вредным условиям труда [4, с. 5].

Как показывают исследования, постоянные нагрузки у представителей выбранной профессии достаточно часто приводят к появлению болей в мышцах шеи, рук, сухожилиях кисти и пальцев [5, с. 164]. Нередко боли становятся хроническим и даже заставляют человека сменить профессию. В таких случаях надежным профилактическим средством будет, является самомассаж, специальная физическая подготовка, которые поспособствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальцев, повышается работоспособность человека.

Проведя опрос среди студентов двух групп специальностей «Экономика», «Менеджмент» получили следующие данные: 60% опрошенных отмечают боль в шее, головные боли к концу учебного дня, у 40% таких проблем не возникало; тяжесть в руках возникают у 40% опрошенных. Причем, все проблемы со здоровьем увеличиваются при наступлении экзаменационной сессии. Во время проведения исследований одной учебной группе в течение 10 учебных дней было предложено проводить 15 -минутную

гимнастическую разминку, вторая группа занималась в прежнем режиме. В результате, в группе, которая выполняла упражнения, количество опрошенных с жалобами на головные боли и боли в шее уменьшилось на 59%, тяжесть в руках уменьшилась на 30% по сравнению с группой, где такая разминка не проводилась.

Таким образом, главной задачей обучения в вузе должно быть не только формирование компетентного специалиста согласно номенклатуре специальности, но и формирование основ здорового образа жизни для поддержания здоровья на должном уровне с учетом выбранной специальности для будущей профессиональной деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность любого специалиста в наше время устанавливает ему довольно высокие требования к физическим и психическим качествам, знаниям и навыкам.

Практически всегда специалистам разных сфер нужны специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Решение задач профессионально-прикладной физической подготовки для определенной профессии возможно только после разработки специальной профессиональной программы, которая состоит из системы признаков, опирающихся на ту или иную профессию, а также включающих в себя требования, предъявляемые этой профессией. В ее основу включается детальное описание всех условий труда, его характера и специфики.

Подводя итог, в очередной раз можно подчеркнуть важность развития профессиональной прикладной физической подготовки для деятельности студентов, как будущих опытных специалистов в своей профессии.

Список литературы / References

1. Кабачков В.А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи [Текст]: [научно-методическое пособие] / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. Москва: Советский спорт, 2010. 295 с.

2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка [Текст]: знать и уметь: учебное пособие для студентов вузов / Ю.И. Гришина. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 248 с.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 06.02.2018) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 № 22111). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120902/ (дата обращения: 03.06.2019).

4. Краснощёкова Е.А. Состояния и актуальные задачи в области охраны труда на российских предприятиях [Текст] / Е.А. Краснощёкова // Вестник Поволжской Академии государственной службы, 2011. № 1 (26). С. 196-200.

5. Несмеянов А.И., Демчик А.В., Утяшева И.М., Хомяков Г.К., Наталевич Л.Ф. Совершенствование физических качеств упражнением "становая тяга" [Текст] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017. № 12 (154). С. 198-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.