Научная статья на тему 'Роль профессионально-прикладной физической подготовки в самореализации личности студента'

Роль профессионально-прикладной физической подготовки в самореализации личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1844
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна, Савкина Наталья Валентиновна, Красникова Вера Владимировна

Профессионально-прикладная физическая подготовка играет важную роль в самореализации личности студента и подготовке к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демочкина Татьяна Николаевна, Савкина Наталья Валентиновна, Красникова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING IN THE SELF-REALIZATION OF THE STUDENT

Professionally-applied physical training plays an important role in the self-realization of the student and preparation for professional activities.

Текст научной работы на тему «Роль профессионально-прикладной физической подготовки в самореализации личности студента»

УДК 378:796.015

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Демочкина Татьяна Николаевна старший преподаватель Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия

Савкина Наталья Валентиновна старший преподаватель Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия

Красникова Вера Владимировна

студент

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

г. Орел, Россия

THE ROLE OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING IN THE

SELF-REALIZATION OF THE STUDENT

Demochkina Tatiana Nikolaevna

senior lecturer Orel State University, Orel, Russia

Savkina Natalia Valentinovna senior lecturer Orel State University, Orel, Russia

Krasnikova Vera Vladimirovna

Student

Orel State University, Orel, Russia

Аннотация. Профессионально-прикладная физическая подготовка играет важную роль в самореализации личности студента и подготовке к профессиональной деятельности.

Summary. Professionally-applied physical training plays an important role in the self-realization of the student and preparation for professional activities.

Ключевые слова. Профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, студент, деятельность.

Keywords. Professional-applied physical training, physical education, student activities.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (далее ППФП) непосредственно входит в совокупность основополагающих факторов, определяющих формирование целостной личности человека.

Она направлена на развитие и поддержание на оптимальном уровне психических и физических качеств, к которым предъявляются повышенные требования в связи с конкретной профессиональной деятельностью, а также вырабатывается функциональная устойчивость организма к условиям этой деятельности и формируются прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в связи с особыми внешними условиями труда. [1, с. 302 ]

Применение средств физической культуры в ППФП является необходимым условием и предпосылкой эффективной учебно-профессиональной деятельности, воспитанием профессиональной культуры будущего специалиста, его саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы [3, с. 8].

Такие составляющие, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и прочие психофизические свойства, определенно характеризуют двигательную работу человека и его трудовую активность. Признанно, что все эти компоненты так же, как и профессиональные характеристики личности, в конкретных условиях и пределах можно совершенствовать (тренировать). По некоторым психофизическим составляющим понятие "трудовая деятельность" аналогично понятию "спорт". Так же похожи принципиальные требования и условия их совершенствования (улучшения).

Психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры непосредственно опирается на точное содержание профессионально-прикладной физической подготовки. Благодаря данному тождеству на занятиях физической культурой возможно моделировать отдельные составляющие трудовых действий.

Конкретные задачи ППФП студентов определяющиеся особенностями их будущей профессиональной деятельности состоят в том, чтобы:

^ формировать физические способности, специфические для избранной профессиональной деятельности;

^ воспитывать профессионально важные для данной деятельности психические качества (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и т.п.);

^ формировать и совершенствовать профессионально-прикладные умения и навыки, связанные с особыми внешними условиями будущей деятельности;

^ повышать функциональную устойчивость организма к неблагоприятному воздействию специфических факторов трудовой деятельности (гипокинезия, высокая или низкая температура и её перепады, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

^ усвоение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применение приобретённых умений, навыков и качеств в трудовой деятельности. [1, с. 306]

Научно-теоретическое планирование и дальнейшее применение профессионально-прикладной физической подготовки обусловлено рядом

факторов профессиональной деятельности. К основным факторам относят (Б. И. Загорский, 1984) характер основных рабочих движений, особые внешние условия и особенностей информационного обеспечения деятельности (загрузкой зрительного, слухового, двигательного и других анализаторов).

К дополнительным факторам, определяющим содержание ППФП относятся персональные отличительные черты будущих специалистов, также географо-климатические условия района, где предстоит трудиться будущему специалисту.

Отличия в физической и специальной подготовленности различных людей играют важную роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность изучения и подготовки человека к профессиональной деятельности находится в зависимости от его физиологической и эмоциональной пригодности к этому виду труда, то есть от его возможностей. Способности - устойчивые характеристики личности, которые в ходе воспитания могут изменяться. В следствии этого необходимо совершенствовать их методом целенаправленной тренировки, учитывая личные особенности.

Исследование причин, оказывающих большое влияние на жизнедеятельность специалиста в области труда, психофизических действий, сопровождающих всевозможные виды профессиональной деятельности, разрешает обнаружить подходящий раздел профессиональной диаграммы специалиста, то есть тот размер и список требуемых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специализированных свойств, которые гарантируют надежность и успешность профессиональной работы.

При подборе отдельных прикладных физических упражнений необходимо, чтобы их психофизиологическое действие было направлено на формирование физических и особых качеств, присущих той или иной специальности.

При акцентированном воспитании физических достоинств в содержании учебных занятий обыкновенно повышается размер особых упражнений, развивающих одно или же немного свойств и устанавливаются подходящие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и составляющих из отдельных видов спорта наиболее часто изготавливается опытным методом по типу соотношения их отличительным чертам профессиональных свойств и умений.

Знаменитый кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, собственно взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего проявляется через выносливость. База выносливости - превосходно функционирующий механизм кислородного обеспечения, оказывающий позитивное влияние на центральную нервную систему, которая четче согласовывает работу физиологических систем, именно тем увеличивая совместную и профессиональную трудоспособность, доводя до совершенства здоровье.

В содержании ППФП основная роль в обеспечении высочайшей профессиональной трудоспособности принадлежит выносливости. Поэтому при подборе упражнений прикладной направленности необходимо уделить особенное внимание средствам, направленным "на выносливость". Большая часть исследователей показывают, что высокой производительности при воспитании профессионально-прикладных физических свойств можно достичь при помощи очень многообразных средств физической культуры и спорта. Специализированные прикладные упражнения — это физические упражнения, собранные и санкционированные в полном согласовании с задачами ППФП.

Любой вид спорта содействует совершенствованию конкретных физических и психических свойств. И когда данные качества, умения и навыки, осваиваемые в процессе спортивного улучшения, схожи с профессиональными, то эти виды спорта являются профессионально-прикладными. Соревновательные составляющие, сопряженные с завышенными физическими и психическими перегрузками, позволяют обширно применять спорт в ходе улучшения профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов.

Каждая профессия предъявляет свои требования к психическим качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми. С помощью занятий профессионально-прикладной направленности можно развивать практически все психические качества. Конечно наиболее эффективно такие качества развиваются при систематических занятиях спортом. Боевые единоборства: бокс, каратэ, борьба способствуют выработке таких черт характера, как отвага и решительность. Занятия легкой атлетикой, лыжным спортом и плаванием вырабатывают стойкость и силу воли. Профессиональные занятия спортом способствуют развитию личностных качеств таких, как инициативность, смелость и решительность, стойкость, эмоциональная устойчивость и оперативное мышление. Самым эффективным средством для развития общительности (коммуникабельности) и организаторских способностей являются преимущественно спортивные игры: баскетбол, волейбол, гандбол и футбол.

Физическая подготовка в Вузах должна осуществляться с учетом требований вида деятельности, дальнейшей профессии и реализовываться на учебных занятиях и в свободное время. Целесообразно наиболее дифференцированно использовать средства и методы физического воспитания в целях ППФП, что даст возможность наиболее нацелено и избирательно применять их в ходе учебного процесса.

Группами средств ППФП возможно считать: прикладные физические упражнения и отдельные составляющие из разных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические причины; дополнительные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу профессионально-прикладной физической подготовки. Именно они способны обеспечить воспитание прикладных физических и специализированных качеств и свойств будущего специалиста. Наличие высокого уровня ППФП способствует наиболее эффективной подготовке студента к дальнейшей самореализации в различных сферах деятельности, и в первую очередь в профессиональной. В дальнейшем молодой человек способен осуществить свои возможности и мечты, проявить себя, успешно применить свои таланты и самоутвердиться.

СП

'X Список литературы

1. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.- Москва:

Издательский центр"Академия", 2000. - 480 с.

2. Физическая культура студента : учебник / Под ред. В.И . Ильинича.-Москва: Гардарики, 2000. — 448 с.

3. Физическая культура : учебник / коллектив авторов; под ред. М. Я. Виленского. - Москва : КНОРУС, 2012. - 424 с.

References

1. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Theory and methods of physical education and sport: textbook for students of higher educational institutions. - Moscow: Publishing center"Academy", 2000. - 480 p.

2. Physical education student: Textbook / Under the editorship of V. I. Ilyinich. -Moscow : Gardariki, 2000. - 448 p.

3. Physical culture: textbook /group of authors; under the editorship of M. Y. Vilensky. - Moscow: KNORUS, 2012. - 424 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.