Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в опорных вузах'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в опорных вузах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2850
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ТРУД / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE / STUDENT / WORK / SPECIALTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич

Цель ППФП определяется еще и такими факторами, как: обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущего специалиста; обеспечение психофизической надежности будущего специалиста в избранном виде профессионального труда, то есть, понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую подготовленность, которая в свою очередь, зависит от уровня физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN SUPPORTING UNIVERSITIES

The Purpose PPFP and more determined by such factors as: ensuring a high level of intensity and the individual productivity of a future specialist; ensuring psycho-physical reliability of a future specialist in the chosen kind of professional labor, that is, the term "specialist" includes not only the knowledge and skills in the professional sphere, but also psycho-physical preparedness, which in turn depends on the level of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов в опорных вузах»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СТУДЕНТОВ В ОПОРНЫХ ВУЗАХ

PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN SUPPORTING

UNIVERSITIES

Парфенов Александр Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия

Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph. D., associate Professo«Appiied physical cuiture»> Orel State University named after I.S. Turgenev,

Orel, Russia

Аннотация. Цель ППФП определяется еще и такими факторами, как: обеспечение вы^/сокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущего специалиста; обеспечение психофизической надежности будущего специалиста в избранном виде профессионального труда, то есть, понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую подготовленность, которая в свою очередь, зависит от уровня физической подготовленности.

Abstract. The Purpose PPFP and more determined by such factors as: ensuring a high level of intensity and the individual productivity of a future specialist; ensuring psycho-physical reliability of a future specialist in the chosen kind of professional labor, that is, the term ""specialist"" includes not only the knowledge and skills in the professional sphere, but also psycho-physical preparedness, which in turn depends on the level of physical fitness.

Ключевые слова: физическая культура, студент, труд, специальность

Keywords: physical culture, student, work, specialty

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. В любой сфере современного труда требуется значительное напряжение умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работником, именно так каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, то есть, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

г ii ite

Целью ППФП является психофизическая готовность человека к успешной профессиональной деятельности. Сформулированная цель предмета -физическая культура студента, обусловлена рядом общих положений:

исторически сложившимися системообразующими направлениями использования средств физической культуры (физических упражнений) для подготовки к труду, для быстрого и качественного приобретения профессиональных навыков;

личной и социально-экономической необходимостью специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях (СП-ФП).

Влияние современной автоматизации труда и быта на жизнедеятельность человека, искусственная техническая среда в ряде случаев отрицательно сказывается не только на здоровье специалиста, но и качестве его профессиональной работоспособности, вызывая детренированность организма из-за недостатка двигательной активности (гиподинамии) и повышенной эмоциональной напряженности. Отсюда - нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.

Изменение места и функциональной роли специалиста в современном производственном процессе обусловлено уменьшением доли простого физического труда, которая не снижает требовательности к психофизической подготовленности работников, но изменяет её структуру. Объясняется это тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса задавал сам человек через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, в которой человек должен приспосабливать свой труд. Использование в процессе производства все более усложняющихся машин, автоматических систем и их постоянное совершенствование значительно повышает ответственность человека за результаты труда.

Постоянно повышается потребность в переквалификации, переподготовке и смене специальности. Смена деятельности требует как разносторонних способностей, так и физического совершенства, которого можно достичь только благодаря СП-ФП: двигательной культуры, определенных знаний и функциональных возможностей.

Изменение структуры трудовых условий повысило требования к чувственно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высокой квалификации руководит не только техникой, но и высококвалифицированными людьми, что утомляет больше всего.

Все это предъявляет дополнительные требования к активному формированию психофизических способностей посредством направленного использования физических упражнений. Спорт, спортивные игры и др. моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок, воспитывает не только необходимые физические качества, но и такие свойства личности, которые способствуют адаптации молодых людей в коллективе, выполнению в нем роли лидера, руководителя.

Цель ППФП определяется еще и такими факторами, как: обеспечение высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда

будущего специалиста; обеспечение психофизической надежности будущего специалиста в избранном виде профессионального труда, то есть, понятие «качество специалиста» включает не только знания, умения в профессиональной сфере, но и психофизическую подготовленность, которая в свою очередь, зависит от уровня физической подготовленности.

Поэтому проблема заблаговременной профессиональной направленной психофизической подготовки является актуальной.

Чтобы обеспечить психофизическую готовность к успешной профессиональной деятельности, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки готовности:

- к ускорению профессионального обучения;

- к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

- к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма;

- к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

- к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Задачи ППФП студентов, в этой связи определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

- формировать необходимые прикладные знания;

- осваивать прикладные умения и навыки;

- воспитывать прикладные психофизические качества;

- воспитывать прикладные специальные качества.

Смысловое содержание поставленных задач означает усиливающуюся связь знаний, полученных студентами в процессе физического воспитания, во время лекций, бесед, установок на медико-практических и учебно-тренировочных занятиях и путем самостоятельного изучения литературы со специфическими знаниями других дисциплин (техники безопасности производства; общих закономерностях повышения физической работоспособности организма и т.д.), для поддержания высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда. Привести пример о знаниях из спортивной практики альпиниста для производства строительно-ремонтных работ высотных сооружений.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному решению производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, управление автотранспортными средствами и др.), естественнее и доступнее переходят в специфику профессиональной деятельности того студента, который занимался прикладными видами спорта.

Прикладные психофизические качества для каждой профессиональной группы означают — заблаговременное, акцентированное их формирование: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, где специалистам для качественного выполнения работы требуется их повышенное проявление.

Прикладные психические качества и свойства личности необходимо формировать направленным подбором упражнений, видов спорта, выполнением контрольных профессиональных обязанностей. Многие спортивно-игровые моменты могут моделировать возможные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной практике привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносится в повседневную жизнь и профессиональную деятельность специалиста. Сознательное преодоление трудностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.

Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на воде и в воздухе, недостаточного доступа воздуха и др. Эти способности развиваются путем закаливания, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, упражнениями на выносливость, развитием мышц брюшного пресса, оказывающих непосредственное воздействие на внутренние органы организма.

Содержание ППФП определяется в зависимости от факторов: основных — формы (вида) труда специалистов данного профиля; условия и характер труда; режим труда и отдыха; особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфики их профессионального утомления и заболеваемости. Дополнительных факторов, таких как: индивидуальные особенности будущих специалистов и географо-климатические условия.

Трудовая активность человека определяется мышечной силой, выносливостью, способностью к концентрированному и устойчивому вниманию, реакциями выбора и другими компонентами. Все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенной мере и условиях тренируемы.

Условное разделение труда на «физический» и «умственный» необходим для облегчения изучения динамики работоспособности специалистов течение рабочего дня, а также для подбора средств и методов физической культуры.

Условия труда — продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы также влияют на работоспособность и определяют конкретное содержание ППФП специалистов.

Характер труда — во многом определяет подбор средств ФК и спорта для развития профессиональных качеств специалистов одного и того же профиля, но с неодинаковыми исполнениями служебных и других функций. При этом

и I и V/ и /"

важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д.

Режим труда и отдыха. Рациональным РТ и отдыха на любом предприятии считается тот, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и состояние здоровья трудящегося. Поэтому при составлении рекомендаций по ППФП необходимо учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса — анализ рабочего и нерабочего времени.

Динамика работоспособности специалистов в процессе труда -интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать элементы процесса труда путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ. Для этого нужно построить «кривую» работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей.

Прием информации. Преобладающие виды сигналов: оптические, звуковые, кинестетические, тактильные и другие; требуемый уровень опознания сигналов.

Развитие каких анализаторов особенности необходимо для работы (зрительного, слухового, мышечно-двигательного, вестибулярного, тактильного, температурного)? Степень загрузки анализаторов и требования к уровню их функционирования и надежности.

Основные психические процессы, участвующие в приеме информации: зрительные ощущения (отражение красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого, фиолетового цветов со всеми их оттенками между ними, световых контрастов, других световых ощущений); слуховые ощущения (отражение высоты, громкости, тембра звуков); мышечно-двигательные ощущения (отражение положения тела в пространстве, взаимного расположения всех его частей, движения тела и его частей, тонуса, растяжения и сокращения мышц); тактильные ощущения (отражение механических свойств предмета: гладкости, шероховатости, давления, веса); температурные ощущения (отражение тепла, холода, их изменений); органические ощущения (отражение состояния внутренних органов — бодрости, усталости, удушья, переохлаждения, перегревания, мышечного утомления, ускорений, равновесия, вестибулярные ощущения и др.); чувствительность и пороги всех ощущений (нижний, верхний); восприятие пространства (протяженных свойств предмета; формы, величины, объема); расстояния между предметами, их положения среди других предметов, удаленности предмета от наблюдения (глубинное зрение), восприятие времени (сравнение отрезков времени, темпа, ритма, скорости процессов); восприятие движения, другие виды восприятий; наблюдения: вид (зрительное, слуховое и т.д.), объект, функции наблюдения (исследующая, регулирующая, контролирующая и др.); представления: зрительные, слуховые, осязательные, двигательные и др.

Хранение и переработка информации. Психические процессы, в наибольшей степени участвующие в хранении и переработке информации: память, мышление.

Особенности памяти: преобладающие процессы памяти (непреднамеренное и преднамеренное запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание); виды памяти, имеющие наибольшее значение в деятельности: образная память (память на представление, зрительные картины, звуки, прикосновения, запахи, вкусы и т.п.), двигательная память (запоминание, сохранение, воспроизведение различных движений), эмоциональная память (память на чувства); долговременная, кратковременная, оперативная память; непроизвольная, произвольная память.

Преобладающие виды мышления: наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практическое действие; наглядно образное мышление — процесс трансформации образов и представлений объектов, словесно — логическое, понятийное мышление, теоретическое мышление, оперативное мышление. Преобладающие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация.

Особенности принятия решений. Виды задач, требующие принятия решения: простые, сложные, статические, динамические, детерминистские, нерискованные (в которых решение принимается в условиях определенности) и рискованные, вероятностные (когда работник, решающий задачу, не знает точно, какого результата он достигнет после принятия решения). Доля этих задач в деятельности инженера.

Преимущественно используемая стратегия выбора варианта решения: алгоритмическая, эвристическая.

Характер ситуаций, в которых принимается большинство решений: нормальные, трудные (связанные с воздействиями экстремальных факторов внешней среды, психической напряженностью, физическим утомлением).

Моторные действия. Степень значимости моторных действий в структуре трудового процесса в целом (высокая, средняя, незначительная).

Объем моторного поля и рабочих движений (дать количественную оценку).

Преобладающие двигательные акты: сенсомоторные реакции (простые, с выбором на движущийся объект, серийные, с разными видами слежения, переключения, речевые, экспрессивные — мимика, жесты, другие виды реакции, указать доминирующие среди них); простые или сложные моторные акты, связанные с воздействиями на орудия труда (обработка, изготовление, монтаж, регулирование); автоматизмы, которые включаются в другие действия как вспомогательные компоненты (ходьба, бег, лазание, передвижения по ограниченной опоре и т.д.).

Особенности содержания моторных действий: изменчивость двигательных задач и вариативность двигательного состава действий (высокая степень осознанности двигательных актов, исключающая автоматизмы); стабильность двигательных задач, требующая повторения одних и тех же движений с высокой степенью их автоматизма.

Основные факторы, имеющие первостепенное значение при регуляции действий: непосредственное восприятие объекта и орудий труда, представление объекта и условий труда, словесные указания, распоряжения, инструкции.

Рабочие органы, преимущественно участвующие в моторных действиях: речевой аппарат; руки (вся рука, кисть руки, пальцы руки, только правая рука, обе руки); ноги; другие части тела. Указать количество двигательных действий, их длительность, частоту, работа каких органов доминирует, характер движений (крупные, мелкие), тип выполняемых движений (ударные, нажимные, толкающие, поднимающие, графические).

Характеристика пространственных, временных, силовых компонентов моторных действий: траектория, амплитуда, направление движения, регуляция движения по пространственным параметрам, дифференцировки пространственных параметров движений, управления ими (указать степень требуемой точности); темп, особенности ритма, повторяемость движений,

регуляция движений по временным параметрам; величина мышечных усилий, необходимых в работе (в кг).

Характеристика моторных действий по требованиям к психофизическим качествам: быстрота, точные движения пальцев при работе с мелкими деталями и предметами в условиях строго регламентированной или переменной программы действий, требующих проявления координации или ловкости пальцев; искусные соразмеренные движения рук в целом, требующие проявления координации или ловкости рук; согласованные движения рук и ног в различных сочетаниях; согласованность движения с процессом восприятия, требующая сенсомоторной координации. Двигательные действия скоростного характера, требующие проявления быстроты; действия, характеризующиеся максимальной мощностью усилий, требующие силы и силовой выносливости; продолжительные динамические действия средней или умеренной интенсивности с систематической загрузкой 2/3 мышечного аппарата, требующие общей выносливости.

Нагрузка на отдельные органы и физиологические системы. Органы и физиологические системы, испытывающие в работе (в течение рабочего дня, недели, года) значительные нагрузки, напряжения, перенапряжения: центральная нервная система, сердечнососудистая система, система терморегуляции, дыхательные органы, опорно-двигательный аппарат, мышечная система (какие мышечные группы), зрительные, слуховые органы, вестибулярный аппарат, другие органы. Заключение основывается на субъективных данных работающих и данных специальных исследований изменения психофизиологических показателей в динамике работы.

Эмоциональное состояние. Преимущественно эмоциональные возбуждения — состояния, характеризующиеся активацией различных функций организма, повышением готовности к различным неожиданным действиям и ответ на эмоциогенные факторы: состояния, характеризующиеся активацией различных функций организма в связи с конкретными волевыми актами, с выполнением активной целенаправленной деятельности или подготовки к ней, а также с ожиданием какой-либо опасности; стресс — неблагоприятное эмоциональное состояние, характеризующееся временным понижением устойчивости психических функций (памяти, внимания и др.) ухудшением координации движений и работоспособности.

Утомляемость и динамика работоспособности. Насколько ладится или не ладится работа в начале смены. Устают в течение дня сильно, средне, незначительно. Наблюдается преимущественно умственное, нервное, физическое, смешанное утомление; больше всего утомляются нервная система, сердечнососудистая, дыхательная системы; мышцы рук, ног, туловища; глаза, другие органы, наблюдается общее утомление. Отмечается наступление утомления, снижение работоспособности после 1,2,3,.. 8-го часа работы. Указать точно, как быстро проходит утомление. В каком состоянии обычно приступают к трудовой деятельности на следующий день (хорошо, средне, недостаточно отдохнувшие). Устают в течение рабочей недели сильно, средне, незначительно. Наблюдается преимущественно умственное, нервное, физическое, смешанное утомление.

Список литературы

1. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. - М.: Высшая школа, 1985.

2. Ильинич В. И. Физическая культура студента. - М.: ГАРДАРИКИ, 1999.

3. Маслякова В. А. Массовая физическая культура в вузе /В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. - М.: Высшая школа. -1991.

4. Научно-методологические проблемы высшего образования на рубеже третьего тысячелетия. - Сб. научных трудов. / под ред. В. Е. Павлова. - МПС. Р.Ф. ПГУПС. - Санкт-Петербург, 1995.

5. Черников Н. Г. Военно-прикладная направленность физической подготовки в системе военно-профессионального отбора и адаптации курсантов к обучению в вузе /Н. Г. Черников, А. В. Зюкин. - Л., 1989.

Refernces

1. Raevskiy R. T. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov tekhnicheskikh vuzov [Professional-applied physical training of students of technical universities]. Moscow, Higher School Publ., 1985.

2. Il'inich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical training of a student]. Moscow, GARDARIKI Publ, 1999.

3. Maslyakova V. A., Matyazhova B. C. Massovaya fizicheskaya kul'tura v vuze [Mass physical culture in the university]. Moscow, Higher School Publ. 1991.

4. Nauchno-metodologicheskie problemy vysshego obrazovaniya na rubezhe tret'ego tysyacheletiya. Sb. nauchnykh trudov [Scientific and methodological problems of higher education at the turn of the third millennium. Sat. Scientific works]. St. Peterburg, MPS. R.F. PGUPS Publ, 1995.

5. Chernikov N. G., Zyukin A. V. Voenno-prikladnaya napravlennost' fizicheskoy podgotovki v sisteme voenno - professional'nogo otbora i adaptatsii kursantov k obucheniyu v vuze [Military-applied orientation of physical training in the system of military-professional selection and adaptation of cadets to higher education]. Leningrad, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.