ЛИТЕРАТУРА
1. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки Ун-та им. П.Ф. Лесгафта.
- 2008. - № 3 (37). - С. 3-9.
2. Гребнев, Е.Г. Управление нововведения / Е.Г. Гребнев. - М. : Экономика, 1985. - 159 с.
3. Переверзин, И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. -М. : Советский спорт, 2004 - 416 с.
4. Постановление исполкома АМФР от 12.09.2003 г. «О введении в действие «Положение об аттестации мини-футбольных клубов высшего дивизиона, начиная с сезона 2003-2004гг.» // Делопроизводство АМФР (2003г).
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ СВЯЗИ
Оксана Станиславовна Бармина, аспирант,
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
Рассматривается проблема формирования средствами физической культуры профессионально важных психофизических качеств. Предлагается методика профессионально-прикладной физической подготовки операторов, которая позволяет улучшить показатели специальной подготовки и повысить уровень устойчивости к утомлению при несении дежурств.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, средства физической культуры, показатели специальной подготовки.
PARTICULARITIES OF APPLIED PROFFESIONAL PHISICAL TRAINING FOR MOBILE COMPLEXES' OPERATORS
Oksana Stanislavovna Barmina, postgraduate student,
The Far East State Academy of Physical Training Khabarovsk
Annotation
A problem of training the professionally important psychophysical traits by means of physical culture is analyzed. A methodology of applied professional physical training program of operators, that allows to improve the indicators of proficiency and increase fatigue resistance during duty time, is proposed.
Key words: applied professional physical training, means of physical culture, indicators of proficiency.
В современных условиях операторский труд характеризуется высоким нервноэмоциональным напряжением и низким уровнем двигательной активности. Поэтому важнейшей задачей физического воспитания, по мнению современных исследователей, является обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности специалистов, включающей в себя физическую подготовленность, высокую работоспособность, развитие профессионально значимых физических, личностных качеств и психомоторных способностей (Е.С. Гавриленко, 2007; М.И. Леднова, 1993; Ю. А. Мельникова, 2003; Л.В. Федотова, 2005 и др.).
По данным анкетирования с участием 120 операторов начальной подготовки «Центра управления в кризисных ситуациях Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС России», была выявлена последовательность возникновения признаков утомления операторов в процессе несения дежурства. В числе причин, отрицательно влияющих на выполнение должностных обязанностей, респонденты, в первую очередь, указывают на утомление слухового аппарата (37,5%), усталость пальцев рук
(14,1%), усталости мышц спины и шеи (17,4%), утомление глаз (12,8 %), а также на рассеянность внимания (10,2%) и сонливость (8,0%).
К негативным особенностям профессиональной деятельности респонденты отнесли: низкую двигательную активность (гиподинамия), длительное статическое поддержание рабочей позы (напряжение мышц шеи, верхнего плечевого пояса, поясничного отдела позвоночника); высокое нервно-эмоциональное напряжение; существенное утомление слухового и зрительного анализатора, а также ощущение усталости от однообразного монотонного труда.
Анкетирование позволило установить, что утомление принимает прогрессирующий характер в процессе несения дежурства, общее утомление испытывают более 90% респондентов. Данная закономерность прослеживается практически во время каждого дежурства.
В числе причин недостаточного развития профессионально важных психофизических качеств подавляющее большинство опрошенных указывают на отсутствие специальных физических упражнений.
Согласно полученным результатам изучения особенностей профессиональной деятельности, мы проследили динамику развития психофизических качеств у операторов мобильных комплексов связи на протяжении двух лет обучения, применив методики, направленные на оценку уровня физической подготовки, психических процессов и свойств личности.
В ходе изучения динамики было установлено, что в развитии психофизических качеств преобладает средний нормативный уровень, а процесс их физической подготовки преимущественно носит общефизический характер и не направлен на развитие профессионально важных качеств конкретных специалистов. Показатели тактикоспециальной подготовки были невысокими.
Исходя из проведенных исследований, было установлено, что профессионально важными качествами операторов мобильных комплексов связи являются:
- Физические: скоростно-силовые качества, координационные способности в перемещении вещей в пространстве, специальная выносливость.
- Психические процессы и свойства нервной системы: оперативная память, функции внимания: распределение, переключение, устойчивость и концентрация, помехоустойчивость, быстрота реакции на слуховой раздражитель.
- Свойства личности: эмоциональная устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, коллективизм, ответственность.
На основании профессиографического анализа особенностей профессиональной деятельности операторов мобильных комплексов связи была разработана методика ППФП.
Целью экспериментальной методики явилось повышение эффективности ППФП операторов мобильных комплексов связи.
В ходе исследования программы было выявлено, что мероприятия по спортивно-массовой работе и учебно-тренировочные занятия дублируют разделы основной программы и направлены на развитие общей физической подготовки. Поэтому в ППФП для развития профессионально важных психофизических качеств были использованы часы спортивно-массовой работы (100 часов).
Контрольная и экспериментальная группы на учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке занимались по темам основной программы. В разделе спортивно-массовой работы экспериментальная группа занималась по разработанной методике ППФП, направленной на развитие профессионально важных психофизических качеств операторов.
С целью экспериментального обоснования эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент в «Центре управления в кризисных ситуациях ДВРЦ МЧС России» с мая 2007 по май 2008 гг. В начале исследования контрольная и экспериментальная группы не имели достоверных различий по исследуе-
мым показателям.
Результаты эксперимента выявили достоверное улучшение показателей в тестах, определяющих профессионально важные качества у операторов экспериментальной группы: скоростно-силовые качества - на 14,7% (Р<0,05), скоростные способности
- на 13,0% (Р<0,05) и координационные способности - на 8,6% (Р<0,05); скорость простой двигательной реакции достоверно улучшилась к концу исследования: в экспериментальной группе - на 25,8% (Р<0,05) по сравнению с контрольной группой, устойчивость и распределение внимания - на 14,6% и 10,7% (Р<0,05), соответственно.
У испытуемых экспериментальной группы повысились эмоциональная устойчивость (на 19,4%), чувство коллективизма (на 14,9%), нормативность поведения (на 13,8%), самоконтроль (на 9,3%), снизились показатели тревожности (на 12,6%), напряженности (на 15,0%). В контрольной группе изменения были незначительными.
Анализ данных исследований психических качеств, свойств личности и нервной системы указывает на положительную динамику их изменения в экспериментальной группе.
Об эффективности разработанной методики судили также по анализу результатов тактико-специальной подготовки, который показал, что испытуемые экспериментальной группы по большинству исследуемых показателей превосходят испытуемых контрольной группы (рис. 1).
контрольная группа —■— экспериментальная группа
Условные обозначения: 1 - развертывание дизельной ЭСД, 2 - развертывание системы заземления аппаратной машины, 3 - сборка и установка колен антенны-мачты, 4 - развертывание проводов антенны, 5 - развертывание проводов нагрузок, 6 - подключение фидеров в машину, 7 -контрольный осмотр развернутых антенн и заземления, устранение недочётов, 8 - прогрев аппаратуры машины.
Рис. 1. Разница показателей тактико-специальной подготовки между «успешными» операторами (модельный уровень), контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента
Анкетирование, проведенное в конце исследования, позволило установить, что 94% испытуемых обратили внимание на отсутствие признаков утомления слухового и зрительного анализатора в процессе несения дежурства. Утомления опорнодвигательного аппарата и неприятное ощущение в области запястья и пальцев рук при работе на специальной аппаратуре отсутствовали практически у 90% операторов экспериментальной группы.
Таким образом, целенаправленное использование разработанной методики ППФП в процессе физкультурной деятельности оказало положительное воздействие на развитие профессионально важных психофизических качеств операторов мобильных комплексов связи МЧС России, существенно улучшив показатели специальной подготовки и повысив уровень устойчивости к утомлению при несении дежурств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гавриленко, Е.С. Психолого-педагогические особенности профессиональноприкладной физической подготовки спасателей МЧС [Текст] / Е.С. Гавриленко // Пси-
хология обучения. - 2007. - № 3. - С. 100-108.
2. Леднова, М. И. Влияние монотонии и утомления на деятельность операторов [Текст] / М. И. Леднова ; [Рост. гос. мед. ин-т]. - Ростов-на-Дону : [б. и.], 1993. -
27 с.
3. Федотова, Л.В. Роль физических упражнений в развитии профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность деятельности будущих менеджеров государственной службы [Текст] / Л.В. Федотова // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции. - Хабаровск, 2005. - С. 389-393. - ISBN 5-8028-0029-1.
4. Мельникова, Ю. А. Основы прикладной физической культуры : учебное пособие [Текст] / Ю. А. Мельникова, Л. Б. Спиридонова ; Сиб. гос. ун-т физ. культуры и спорта. - Омск : [б.и.], 2003. - 68 с.
ИЗМЕНЕНИЕ ВЗРЫВНОЙ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ СПОРТМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫПОЛНЕННОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Аннотация
В работе исследовано изменение взрывной силы мышц спортсменов с помощью тензоп-латформы при выполнении тренировочной нагрузки. Определена корреляционная зависимость между изменением взрывной силы мышц и тренировочной нагрузкой в осенне-зимнем тренировочном периоде.
Ключевые слова: взрывная сила мышц, функциональное состояние организма, нервномышечный аппарат, градиент силы, тренировочная нагрузка.
ATHLETES' BURST MUSCLE SRENGTH'S MEASURING DEPENDING ON PERFORMED TRAINING LOAD
Victor Mikhajlovich Bashkin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,
managing faculty,
The St.-Petersburg State University of Space Instrument Making
Annotation
The study researched the athletes burst muscle strength’s measuring with help of tension platform under the conditions of performing the training load. Correlation dependence between burst muscle strength changing and training load during autumn and winter training period is defined.
Key words: burst muscle strength, functional body strength, neuromuscular apparatus, strength gradient, training load.
ВВЕДЕНИЕ
Гибкое и оперативное управление ходом тренировочного процесса возможно лишь на основе точной информации о производимой физической работе и вызываемом изменении в функциональном состоянии организма спортсмена [4].
В последнее время в связи с бурным распространением портативных компьютеров стало возможным применение их в тренировочном процессе для сбора и экспресс-анализа физиологических и биомеханических параметрах о спортсмене [5].
Как известно, взрывная сила мышц является одним из важнейших факторов, определяющих состояние нервно-мышечного аппарата спринтеров и прыгунов в длину [3]. Взрывная сила характеризует способность спортсмена к быстрому проявлению мышечной силы. В качестве показателя взрывной силы используется градиент силы, т. е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимальной проявляемой силы ко времени ее достижения [1].