Научная статья на тему 'Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов ссуз'

Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов ссуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION / ПРОФЕССИОГРАММА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL FEATURES / МУЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL ACTIVITY / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е.

В статье рассматривается проблема улучшения качества физического воспитания музыкантов-инструменталистов через поиск пути использования внутренних потенциальных резервов, на примере оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки, конкретизируя составляющие ее компоненты и определяя основные направления реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASE OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF MUSICIANS-INSTRUMENTALIST AT COLLEGE

The article tells about the problem of musicians-instrumentalist physical preparation quality increasing throughout the inside potential usage. There is also the example of professional-applied physical preparation where there is concrete components and main ways to its improvement.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов ссуз»

«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ II СПОРТА» Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. № Эл №ФС77-27б59 от 26 марта 2007 г. '

№8 (3/2008)

УДК: 796.01

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ ССУЗ

И.Е. Коновалов, кандидат педагогических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма г. Набережные Челны

THEORETICAL BASE OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF MUSICIANS-INSTRUMENTALIST AT COLLEGE

I.E. Konovalov, Ph.D., associate professor Kama State Academy of Physical Culture ,Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: konovalov_igor@mail. ru

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиограмма, физические качества, музыкально-исполнительская деятельность.

Аннотация. В статье рассматривается проблема улучшения качества физического воспитания музыкантов-инструменталистов через поиск пути использования внутренних потенциальных резервов, на примере оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки, конкретизируя составляющие ее компоненты и определяя основные направления реализации.

Key words: physical culture, physical education, professional-applied physical preparation, program, physical features, musical activity.

Summary: The article tells about the problem of musicians-instrumentalist physical preparation quality increasing throughout the inside potential usage. There is also the example ofprofessional-applied physical preparation where there is concrete components and main ways to its improvement.

В настоящее время все больше внимания уделяется разработанности вопросов физического воспитания специалистов обучающихся в системе среднего профессионального образования. Особое значение при этом придается развитию

прикладной его функции, т.е. профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП).

Однако, несмотря на то, что существует большое количество литературы посвященной проблемам ППФП специалистов многих профессий, задействованных в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности, работ раскрывающих специфику ППФП музыкантов-инструменталистов, практически нет.

Действующие сегодня концептуальные подходы к ППФП музыкантов-инструменталистов во многом сформировались в рамках советской школы физического воспитания, когда эта ее часть, со стороны специалистов физической культуры и педагогов-музыкантов, имела декларативный характер. В настоящее время картина в целом не изменилась. Непонимание и недооценка музыкантами и их педагогами значения физической культуры в целом, и ППФП в частности, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в учебных заведениях музыкального профиля решать задачи ППФП музыканта, с другой, приводят к неоправданной потере использования потенциальных возможностей этого раздела физического воспитания.

Целью нашего исследования является конкретизация теоретических основ ППФП музыкантов-инструменталистов для дальнейшей ее реализации в практической плоскости.

ППФП представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями конкретной профессии. Термин «профессионально-прикладная» подчеркивает сугубо утилитарную профилированность части физического воспитания применительно к основной в жизни индивида и общества деятельности - к профессиональному труду.

Цель ППФП - содействие освоению конкретной профессии, через достижение необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к труду.

Задачи ППФП:

- способствовать улучшению тех психофизических качеств, которые, прежде всего, необходимы в конкретной профессиональной деятельности;

- расширять арсенал прикладных двигательных умений, которые активно участвуют в переносе и закреплении навыков;

- обеспечивать эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности: улучшать приспособляемость к микроклиматическим условиям, повышать устойчивость к профессиональным вредностям;

- увеличивать диапазон функциональных возможностей организма;

- осуществлять профилактику профессиональных отклонений в здоровье.

Профессия музыканта-инструменталиста со стороны психофизических требований

к личности можно отнести к наиболее сложным. Наряду с профессиональными способностями музыканты должны обладать хорошим здоровьем, развитыми психофизическими профессионально важными качествами. Развитие же этих качеств не возможно без теоретически обоснованной и методически правильно выстроенной ППФП.

Для эффективного применения средств ППФП, крайне важно уметь грамотно составить профессиограмму, в которой, как минимум, должно быть отражено: характеристика факторов, определяющих содержание и виды труда музыканта - рабочие позы и действия; санитарно-гигиенические условия рабочего места и его оборудование; требования к психофизическим качествам.

Каждой музыкальной специальности присуща своя рабочая поза. В профессиональной деятельности музыканта-инструменталиста используются в основном рабочие позы стоя или сидя. Так, характерная сидячая поза музыканта, в которой он пребывает часами (как правило, от 4 до 6 часов в день), предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. А вынужденная рабочая поза стоя с определенным положением головы, туловища и рук, часто приводит к значительным перегрузкам различных отделов позвоночника и мышечных групп. Рабочая поза сидя менее утомительна, чем рабочая поза стоя, и в некоторых случаях может рассматриваться, как более удобная. Однако длительная работа в положении сидя у музыкантов, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи, часто приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины. Такая ограниченная двигательная активность ухудшает профессиональную работоспособность, оказывает отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организма, приводит к большому количеству ошибок при игре на музыкальном инструменте.

Характер движений музыканта отражает, прежде всего, функциональное содержание его труда и связанные с ним специфические особенности рабочих действий. По степени тяжести и напряженности музыкально-исполнительская деятельность связана со значительными функционально-двигательными нагрузками на задействованные в

трудовом процессе системы организма, поэтому она относится ко второй категории -средняя тяжесть и напряженность труда. Это и разнообразные движения рук с умеренными нагрузками, и работа некоторых функциональных систем в условиях достаточно большой нагрузки в течение длительного времени, а так же длительная и большая эмоционально-интеллектуальная нагрузка.

Исполнительская техника музыканта состоит из компонентов, которые соответствуют основным физическим качествам, эффективность овладения техникой зависит от уровня развития этих качеств, которые в свою очередь тесно взаимосвязаны с исполнительским аппаратом.

Быстрота. Быстрота это способность выполнения определенных действий за минимальный промежуток времени. Быстрота имеет большое значение для музыкантов-инструменталистов. Наряду с высокой степенью подвижности рук и плечевого сустава музыкантам необходима быстрота движений и в особенности плеча, предплечья, кистей и пальцев.

Это качество проявляется в быстроте двигательной реакции, одиночного движения и частоте (темпе) движений.

На частоту движений в суставах кисти влияют многие факторы, в том числе и умение расслаблять мышцы кисти и предплечья. Одной из причин недостаточной профессиональной подвижности и быстроты является закрепощенность кисти. Совершенствование центральной регуляции движениями, повышение возбудимости и лабильности мышечного аппарата, способствуют ускорению моторных актов, например таких, как быстрота движения плевого пояса, предплечий, кистей и частота движений пальцев рук.

Кроме того, техника игры на музыкальных инструментах предъявляет высокие требования к быстроте двигательной реакции, которая находит свое отражение в соответствующих изменениях характеристик произвольного внимания, например при территориальной ориентации на клавиатуре.

Выносливость. Выносливость - это способность к выполнению какой-либо определенной деятельности без снижения ее эффективности. Многие музыкальные произведения при их исполнении требуют длительной, часто изнурительной работы и профессиональной выносливости. Выносливость музыканта специфична, она проявляется в его способности продолжительное время сохранять исполнительскую позу, в необходимости качеств локальной выносливости мышц и систем организма, участвующих в исполнительском процессе, а также продолжительное время переносить физические и психические напряжения, связанные с упражнениями на музыкальном инструменте.

Выносливость это способность противостоять утомлению. В зависимости от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое. Длительная игра на музыкальном инструменте с ее эмоциональным напряжением, меняющимся темпом, силой звучания, при постоянном зрительно-слуховом контроле исполнителя приводит к комплексному утомлению. Поэтому необходимо формирование исполнительской выносливости, которая во многом воспитывается регулярными занятиями. Важным компонентом в профилактике исполнительского утомления является общая выносливость. Увеличение уровня общей выносливости проявляется в росте аэробной и анаэробной производительности.

Координация. Музыкантам помимо подвижности и частоты движений в суставах кисти, руки и плечевого пояса необходимо работать над развитием координации во всех ее проявлениях. В деятельности музыкантов-исполнителей координация проявляется в согласованности движений рук и в способности переключаться от одних двигательных действий и движений к другим. Координация проявляется в простом понимании своего тела: умении преодолевать нерациональное мышечное напряжение, правильно держаться и двигаться, общем самочувствии тела во время игры на музыкальном инструменте. Координация предусматривает «перенос» сферы навыка - способность менять в определенных пределах параметры выработанного движения, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпа-ритма в другой, варьировать скорость выполнения общей пространственной координации.

Профессиональная деятельность музыкантов-инструменталистов требует высокой степени координации движений, особенно ловкости рук, в основе которой лежат высокая степень согласованности и точности движений.

Гибкость. Профессиональная деятельность большинства музыкантов-инструменталистов непосредственно связана с высокой степенью подвижности рук, и, прежде всего, в локтевом, лучезапястном и пястно-фаланговом суставах. Достаточный уровень развития гибкости, обеспечивая подвижность суставов, позволяет играть точно, быстро, с желаемой интонацией и выражением.

Музыкальная интонация никогда не теряет связи с мимикой (пантомимой) человеческого тела. Любой музыкально-пластический знак или интонация - это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. Вокальное «подстраивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой определенности. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные

музыкальные элементы и, тем самым, отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, ее интуитивное понимание.

Сила. Длительные и многообразные двигательные акты рук требуют определенных мышечных усилий, связанных с проявлением физического качества - силы. Сила обеспечивает возможность держать инструмент на весу и играть на нем. Сила мышц плечевого пояса и силовая выносливость необходима при сохранении требований к беглости и ловкости пальцев. Практика показывает, что для музыкантов характерна дисгармония в развитии силы различных мышечных групп. Так, например, у них достаточно хорошо развита сила мышц сгибателей предплечья и разгибателей плеча, в то время как мышцы, не принимающие непосредственное участие в исполнительском процессе, значительно отстают в своем развитии. К ним, прежде всего, относятся мышцы нижних конечностей (сгибателей и разгибателей бедра) в меньшей степени туловища (разгибатели туловища).

От мышечной силы исполнительского аппарата зависит сила и качество звука. Определение глубины нажима или силы удара, мера и дозировка движений возможны благодаря профессиональной выработке мышечного чувства. Мышечное чувство это сумма ощущений, сопровождающих всякое движение. В связи с этим у музыкантов есть такие понятия, как туше и чувство клавиатуры.

Квинтэссенцией профессиональной деятельности музыканта являются концертные выступления. Залогом успешности этих выступлений являются внешнее телесное состояние исполнителя (эстетика тела: подтянутость, красота, грация, легкость движений, осанка и пр.), а также его внутреннее психическое самочувствие.

Музыканту-исполнителю необходима здоровая нервная система, он должен уметь управлять внутренним равновесием, мощными активизирующими и тормозными процессами, для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал в условиях различных экстрасигнальных раздражителей. Уровень развития психических качеств в творческом процессе музыканта имеет важное значение, он выражается в чередовании механизмов утомления и восстановления, стрессового и пограничного состояния, значительного психического напряжения, кризиса творчества и пика артистической деятельности, а также последствий многократной сублимации и трансформации различных состояний.

Перед выступлением музыканты часто испытывают сценическое волнение, сходное с предстартовым состоянием спортсмена, которое вызывает значительное нервно-психическое утомление и ряд связанных с ним отрицательных явлений: нарушение координации движений, снижение тактильной чувствительности, провалы памяти,

ухудшение физического состояния, работоспособности, обильная потливость, сухость в горле. Это приводит к снижению качества исполнения, а иногда является причиной вынужденного отказа от выступления.

После концертного выступления исполнителю требуется довольно длительное время, для того чтобы естественным образом нормализовать сценическое возбуждение. Высокая психоэмоциональная нагрузка приводит к нервному перенапряжению, что зачастую является причиной нестабильного поведения и нарушения сна. Таким образом, для минимизации негативных последствий психоэмоциональной нагрузки музыкант должен владеть методами коррекции своих состояний, которые поддаются тренировке, в том числе средствами ППФП.

Обобщая все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

1. Практическое осуществление ППФП музыкантов-инструменталистов не может быть качественным без ее теоретического обоснования, конкретизации особенностей и специфики профессиональной деятельности.

2. Для эффективного применения средств ППФП, крайне важно уметь грамотно составить профессиограмму, в которой, как минимум, должно быть отражено: характеристика факторов, определяющих содержание и виды труда; санитарно-гигиенические условия рабочего места и его оборудование; требования к психофизическим качествам.

3. Сложность психофизической структуры музыкально-исполнительской деятельности предопределяет ППФП, как наиболее приемлемую форму реализации процесса физической, функциональной и психической подготовки музыканта.

Литература

1. Астахов, А.М. Физическая подготовка студентов вузов культуры / А.М. Астахов. - М.: МГИК, 1992. - 117 с.

2. Виленский, М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский, Р.С. Сафин. - М., 1989. - 164 с.

3. Вороханов, Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий / Б.М. Вороханов. - М.: МГК, 1982. - 93 с.

4. Галичаев, М.П. Здоровье и физическая культура музыканта: учебное пособие / М.П. Галичаев. -Ростов н/Д: РГК, 2005. - 248 с.

5. Кабачков, В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: метод. пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М.: Высш. шк., 1982. - 176 с.

6. Коновалов, И.Е. Программа формирования профессионально-прикладной физической культуры музыкантов-инструменталистов ССУЗ: учебно-методическая разработка / И.Е. Коновалов. - Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - 56 с.

7. Михневич, О.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов и учащихся музыкальных заведений / О. А. Михневич - Минск, 1990. - 122 с.

8. Физическое воспитание в музыкальных учебных заведениях: метод. реком. для преп. физ. воспит. средних муз. учеб. зав., консерваторий и вузов культуры и искусств / сост. В.А. Кабачков, М.В. Стародубцев, А. А. Рязанцев. - М.: ВНИИФК, 1986. - 23 с.

Glossary

1. Astakhov, A.M. Physical preparation of students of high schools of culture / A.M. Astakhov. - М.: MGIK, 1992. - 117 with.

2. Vilensky, M.J. Professional an orientation of physical training of students of pedagogical specialities / M.J. Vilensky, R.S. Safin.-, 1989. - 164 with.

3. Vorohanov, B.M. physical preparation of students of conservatories / B.M. Vorohanov. - М.: MGIK, 1982. - 93 with.

4. Galichaev, M.P. Health and physical training of the musician: the manual / M.P. Galichaev. - Rostov to Don: RGK, 2005. - 248 with.

5. Kabachkov, V.A. Physical preparation of pupils in average TECHNICAL TRAINING COLLEGES: a method. The manual / V.A. Kabachkov, S.A. Polievsky. - М.: Hoch school, 1982. - 176 with.

6. Konovalov, I.E. Program of formation of is professional-applied physical training of musicians-instrumentalists ССУЗ: yne6ro-methodical development / I.E. Konovalov. - Naberezhnye Chelny: KamGIFK, 2007. - 56 with.

7. Michnevich, O.A. physical preparation of students and pupils of musical institutions / O.A. Mihnevich -Minsk, 1990. - 122 with.

8. Physical training in musical educational institutions: a method. recommendations for teacher of physical training Average muses. Studies. Manager., conservatories and high schools of culture and arts / avtor. V.A. Kabachkov, M.V. Starodubtsev, A.A. Ryazantsev. - M.: VNNIFK, 1986. - 23 with.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.