УДК 377.5.02: 796.01
Коновалов Игорь Евгеньевич,
доктор педагогических наук, доцент Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МУЗЫКАНТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается значение психической подготовленности музыканта для публичных выступлений, т.е. концертной деятельности, как основного показателя его творческого мастерства и возможность применения средств физической культуры для эффективного развития профессионально важных психических качеств, необходимых исполнителю.
Ключевые слова: физическое воспитание музыкантов, психическая подготовка музыкантов, профессионально важные психические качества.
Konovalov Igor Evguenyevich,
PhD in Pedagogics, Associate Prof., Povolzhsk State Academy of Physical Culture, Sports and Travelling
OCCUPATION-RELEVANT MENTAL PROPERTIES IN MUSICIANS, THEIR DEVELOPMENT BY MEANS OF PHYSICAL
CULTURE
The paper considers importance of mental preparedness of musicians to perform in public, i.e. for taking part in concerts as the main indicator of somebody’s creative skill, and availability to apply physical training tools for an efficient development of occupation-relevant mental properties required for a performer.
Key words: physical culture for musicians, mental training of musicians, occupation-relevant mental properties.
Публичные выступления (концертная деятельность) являются одним из наиболее сложных и напряженных процессов проявления исполнительского мастерства музыкантом. В своей профессиональной деятельности музыкант затрачивает большое количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Исполнительская деятельность многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплексного проявления способностей музыканта [3].
По степени тяжести и напряженности музыкально-исполнительская деятельность связана со значительными функционально-двигательными нагрузками на задействованные в трудовом процессе системы организма, поэтому она относится ко второй категории - средняя тяжесть и напряженность труда. Это и разнообразные движения рук с умеренными нагрузками, и работа некоторых функциональных систем в условиях достаточно большой нагрузки в течение длительного времени, и длительная, большая эмоционально-интеллектуальная нагрузка. Сложность психофизической структуры музыкально-исполнительской деятельности определяет и сложность подходов к реализации процесса психофизической подготовки музыканта.
По степени вредности и опасности работ профессиональную деятельность музыкантов можно отнести ко второму классу - допустимые микроклиматические условия. Условия, в которых обычно происходит профессиональная деятельность музыкантов (место труда и его оборудование), приемлемые, но они часто не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Уровень освещенности, шума, вентиляция помещения - недостаточная или избыточная (сквозняк) - и некоторые другие факторы влияют на качество исполнительской деятельности, а также являются причиной возникновения у музыкантов различных заболеваний, в том числе профессиональных [4].
Каждой музыкальной специализации присуща своя рабочая поза. С физиологической точки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий. В профессиональной деятельности музыканта используются рабочие позы - стоя и сидя. Так, характерная сидячая поза музыканта, в которой он пребывает часами, предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. А вынужденная рабочая поза стоя с определенным положением головы, туловища и рук часто приводит к значительным перегрузкам различных отделов позвоночника и мышечных групп. Рабочая поза сидя менее утомительна, чем рабочая поза стоя, и в некоторых случаях может рассматриваться как более удобная. Однако длительная работа в положении сидя у музыкантов, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи часто приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины. Такая ограниченная двигательная активность
ухудшает профессиональную работоспособность, оказывает отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организма, приводит к большому количеству ошибок при игре на музыкальном инструменте.
Рабочей позой пианистов является положение сидя. С физиологической точки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий. Так, при игре на фортепиано основная нагрузка приходится на мышцы рук, плечевого пояса, спины и в незначительной степени - ног. Характерная поза, в которой пребывает пианист, предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. Их недостаточное развитие может привести к перенапряжению и преждевременному утомлению.
Длительная работа в положении сидя, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи, часто приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины. Последнее влечет за собой нарушение осанки, и наиболее распространенным ее дефектом является сутулость.
Правильно сформированная осанка предопределяет рабочую исполнительскую позу музыканта. Она позволяет музыканту принять и сохранить в процессе игры правильную непринужденную позу, особенно, правильную посадку за инструментом, что, в свою очередь, обеспечивает правильную постановку рук. Все это имеет огромное профессиональное значение. Правильная осанка обеспечивает раскрепощенность плечевого пояса, снимает многие трудности в становлении исполнительской техники.
Сутулость не только обезображивает фигуру, но и негативно сказывается на работе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и органов брюшной полости.
Рабочей позой исполнителей на народных клавишных инструментах является положение сидя. В структуре психофизической нагрузки у исполнителей на различных клавишных инструментах имеется много общего. Однако у исполнителей на народных клавишных инструментах (баян, аккордеон) есть своя специфика. Баян и аккордеон требуют значительной физической силы мышц верхнего плечевого пояса и силовой выносливости. Большая нагрузка ложится на левую руку, которая выполняет две функции: отведение и приведение руки при растягивании мехов и точные мелкие игровые движения пальцев. Сложный режим работы левой руки, когда верхние группы мышц работают в режиме макроусилий и силовой выносливости, а нижние, дистальные мышцы - в режиме микроусилий и беглости пальцев, предъявляет более высокие требования к качеству расслабления мышц, мышечной свободе, раскрепощению движений пальцев на фоне достаточно больших усилий плечевого пояса.
Высокие требования предъявляются и к развитию двигательных качеств кисти правой руки. Кроме того, баянисту часто приходится играть стоя, переносить довольно тяжелый инструмент на значительные расстояния. При этом большая нагрузка ложится на мышцы спины и брюшного пресса. Поэтому для исполнителей на народных инструментах важно развитие силы и выносливости мышц верхнего плечевого пояса и туловища.
Рабочей позой исполнителей на струнных инструментах является положение стоя или сидя. В обоих случаях мышцы ног и туловища испытывают чрезмерную статическую нагрузку. В связи с этим исполнители на струнных инструментах должны обладать достаточной физической силой и статической выносливостью.
При исполнении в положении стоя необходимо качество вертикальной устойчивости. Постоянно наклоненная голова и вытянутые вперед руки приводят, как правило, к значительным перегрузкам шейно-грудного отдела позвоночника. А длительное напряжение мышц плечевого пояса, асимметричность позы при удержании инструмента в сочетании с другими факторами приводят к нарушению осанки, шейному остеохондрозу, сколиозу. В результате мышечного перенапряжения у струнников также возникают профессиональные заболевания мышечносвязочного аппарата кистей рук. Утомление наступает быстрее у физически неразвитых исполнителей, что проявляется в подгибании коленей, непроизвольных поворотах головы, треморе рук. Поэтому так важна правильная осанка, обеспечивающая раскрепощенность плечевого пояса, статическая выносливость мышц, удерживающих руки в поднятом положении.
Как говорилось ранее, рабочая поза сидя менее утомительна, однако длительная работа в этом положении, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи часто приводит к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой обла-
стях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины. Последнее влечет за собой нарушение осанки. Такая ограниченная двигательная активность ухудшает профессиональную работоспособность, оказывает отрицательное кумулятивное воздействие на жизненно важные функции и системы организма, приводит к большому количеству ошибок при игре на музыкальном инструменте. Это свидетельствует о важности выработки у музыкантов-струнников способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гипокинезии, а также о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, которые испытывают наибольшее напряжение во время малоподвижной работы.
Рабочей позой исполнителей на духовых инструментах является положение стоя или сидя. Духовые инструменты, как правило, имеют значительный вес, и длительное музицирование на них требует, наряду со свободой исполнения, еще и силовую и статическую выносливость мышц.
Рабочей позой исполнителей на ударных инструментах является положение стоя или сидя. Функционально-анатомический аппарат ударника делает видимым его музыкальноисполнительский замысел и художественную волю. Все части тела выполняют свои специфические задачи.
Характер движений музыканта отражает, прежде всего, функциональное содержание его труда и связанные с ним специфические особенности рабочих действий. К специфическим особенностям рабочих действий музыкантов можно отнести: тип движений - поднимающие, опускающие, нажимные, ударные и пр.; участвующие при этом рабочие органы - руки, кисти рук, пальцы, туловище; временные компоненты действий - быстродействие, быстрота реакции, длительность выполнения работы без снижения ее качества; пространственные компоненты действий - амплитуда движений, соразмерность движений по силе и скорости, согласованность одновременных и последовательных движений отдельными частями тела; силовые компоненты действий - силовая нагрузка на отдельные группы мышц [5].
Исполнительская техника музыканта тесно связана с функциональными, психофизическими, моторно-двигательными и личностными качествами.
Игра на инструменте рассматривается как двигательный процесс, естественный, свободный, без излишних напряжений. Достижение этого состояния связано со следующими аспектами: художественно-звуковыми представлениями, территориальной ориентацией на клавиатуре, соотношением конечного и рабочего темпов, способами тренировки, стремлением к автоматизации движений; характеристикой игровых движений, их силой, массой, скоростью, амплитудой, единством данного комплекса с художественным смыслом произведения; процессом предварительного осмысления движений, перераспределением и энергетической оптимизацией движений; сменой фаз утомления, положительным рабочим напряжением и отдыхом, расслаблением, релаксацией до допустимого предела, лаконичностью, точностью, эластичностью, гибкостью и интеграцией всего процесса в целом [3].
Концертные выступления являются квинтэссенцией всей профессиональной деятельности музыканта, а залогом успешности этих выступлений служат внешнее телесное состояние исполнителя и, особенно, его внутренняя психическая готовность.
В процессе концертной деятельности музыкант находится «на острие творчества», поэтому он должен уметь обеспечивать в различных ситуациях стабильную творческую готовность. Одним из факторов, нарушающих нормальное течение творческого процесса, являются так называемые экстрасигнальные раздражители, негативно воздействующие на исполнителя. Чем более неустойчив творческий процесс, тем меньшая энергия экстрасигнального раздражителя требуется для нарушения нормального протекания творчества. В профессиональной деятельности музыканта чрезвычайно важное значение имеет психическая подготовка. Речь идет о стрессовых и пограничных состояниях, о значительном психическом напряжении, о последствиях многократной сублимации и трансформирования состояний, о кризисах творчества и пиках артистической деятельности [1,2].
Для успешных публичных выступлений исполнителю необходимы здоровая нервная система, ощущение внутреннего равновесия, мощные механизмы активизации и торможения нервной системы, для того чтобы в условиях различных экстрасигнальных раздражителей реализовать свой творческий потенциал, т.е. музыкант для управления внутренними процессами должен обладать хорошим уровнем психической подготовленности.
В профессиональной деятельности музыканта чрезвычайно большое значение имеет психическая подготовка. Так перед выступлением музыканты часто испытывают сценическое волнение, сходное с предстартовым состоянием спортсмена, которое вызывает значительное нервно-психическое утомление и ряд связанных с ним отрицательных явлений, к числу которых, прежде всего, необходимо отнести провалы памяти и потерю концентрации внимания. В свою очередь после концертного выступления исполнителю требуется довольно длительное время, для того чтобы естественным образом нормализовать сценическое возбуждение. Таким образом, для достижения исполнительского мастерства музыканту, помимо хорошего физического здоровья и физической подготовленности, необходимо иметь достаточный уровень развития психических качеств.
В настоящее время крайне мало внимания уделяют психической подготовке музыкантов в процессе его профессионального обучения. Практически отсутствуют или редко используются методики целенаправленного воздействия на психическое состояние исполнителя, в том числе и средствами физической культуры, которые являются наиболее эффективным инструментом развития профессионально значимых психических качеств музыканта.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, целью нашего исследования явилось изучение возможности использования средств физической культуры для развития профессионально значимых психических качеств музыканта.
Задачей исследования является изучения изменения степени развития профессионально значимых психических качеств у музыкантов после применения средств физической культуры.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; математико-статистическая обработка полученных результатов.
Базой исследования являлись средние специальные учебные заведения Республики Татарстан. Для проведения исследования были выбраны две экспериментальные и две контрольные группы. В группах девушек количество студентов составило по 70 человек в каждой, юношей - по 30 человек. Исследование проводилось в 4 этапа, в контрольной группе психическая подготовка проводилась в рамках профессионального обучения, а в экспериментальной группе -дополнительно на учебных занятиях по физической культуре, с применением таких видов спорта, как легкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры.
Результаты исследования. Основными психическими качествами, которые рассматриваются в проводимом нами исследовании, являются память и внимание.
Память в музыкальной профессиональной деятельности имеет важное значение, так, например, при работе с музыкальным материалом, в процессе заучивания информация поступает в долговременную память через своеобразный «буфер» оперативной памяти. В процессе разучивания музыкального материала постепенно происходит понижение требований к этому «буферу» оперативной памяти и повышение их к долговременной памяти. Другим важным проявлением этого качества в профессиональной музыкальной деятельности является двигательная память, которая является основой для постановки исполнительского аппарата.
В музыкальной профессиональной деятельности внимание занимает ключевое место. На этапах профессиональной подготовки придается важное значение ее объему, распределению, устойчивости и переключаемости внимания.
При проведении исследования показателей профессионально значимых психических качеств мы использовали следующую тесты: внимание - тест «Шульте» (объем и распределение внимания); память - тест «Оперативная память».
Тестирование показателей профессионально значимых психических качеств проводилось согласно общепринятой методике тестирования.
Статистические показатели результатов в тесте «Шульте» на 1-м этапе у девушек экспериментальной и контрольной групп составили 34,9±5,6 и 34,8±5,5 с. При выполнении данного теста результаты исследуемых групп отличались несущественно (р>0,05). Дальнейшие исследования изменения данного показателя у девушек позволили выявить следующую динамику: в экспериментальной группе - 2-й этап - 33,81 ±5,78 с, 3 этап - 31,84±4,65 с, 4 этап - 27,9±3,8 с; и в контрольной группе - 33,63±5,74, 31,97±4,70 и 30,03±4,2 с соответственно.
Прирост за период исследования в данном показателе в экспериментальной группе составил 6,94 с, а в контрольной группе - 4,76 с. Увеличение разности между среднеарифметическими показателями исследуемых групп к концу эксперимента достигло 2,1 с. Разница в результатах исследуемых групп на конец эксперимента является статистически достоверной (р<0,05).
Статистические показатели результатов в тесте на оперативную память на 1-м этапе у девушек из экспериментальной и контрольной групп равнялись 4,7±1,5 и 4,5±1,5 чис. Результаты при выполнении данного теста отличались несущественно (р>0,05). Два следующих этапа также не выявили преимущество в развитии данного показателя у девушек экспериментальной группы - 6,0±1,9 и 6,9±1,6 чис., по сравнению с девушками контрольной - 6,0±1,9 и 7,2±2,2 чис. Разница в результатах является статистически незначимой (р>0,05). Продолжение экспериментальной работы с девушками на 4-м этапе привело к выраженному приросту этого показателя. Так, среднегрупповые результаты в экспериментальной группе составили 9,0±1,5 чис., а в контрольной группе - всего 7,9±1,9 чис. Показатель оперативной памяти у девушек экспериментальной группы вырос более значимо и с высокой степенью достоверности (р<0,05).
Улучшение за период исследования в данном показателе в экспериментальной группе составило 4,4 чис., а в контрольной группе - 3,4 чис. Увеличение разности между среднеарифметическими показателями исследуемых групп к концу эксперимента достигло 1,1 чис., что является статистически значимым (р<0,05).
У юношей статистические показатели результатов в тесте «Шульте» (объем и распределение внимания) на 1-м этапе в экспериментальной и контрольной группах составили 35,0±7,8 и 35,2±6,8 с. При выполнении данного теста результаты исследуемых групп отличались несущественно (р>0,05). На 2-м и 3-м этапе в показателе объема и распределения внимания у юношей экспериментальной и контрольной групп также не выявили статистически достоверных различий в результатах (р>0,05). 4-м этапе были получены следующие результаты: в экспериментальной группе - 25,6±5,6 с, и в контрольной группе - 28,9±3,6 с. Прирост за период исследования в данном показателе в экспериментальной группе составил 9,40 с, а в контрольной группе - 6,30 с.
Увеличение разности между среднеарифметическими показателями исследуемых групп к концу эксперимента достигло 3,3 с. Таким образом, на конец эксперимента выявлено достоверное статистическое различие между группами по данному показателю, и оно является значимым (р<0,05).
У юношей статистические показатели результатов в тесте на оперативную память на 1м этапе в экспериментальной и контрольной группах равнялись 4,7±1,7 и 4,8±2,3 чис. Результаты при выполнении данного теста отличались несущественно (р>0,05). Два следующих этапа также не выявили преимущества в развитии данного показателя у юношей экспериментальной группы - 6,1 ±1,6 и 7,2±2,1 чис., по сравнению с юношами контрольной группы - 6,0±1,6 и 7,1±0,6 чис. Разница в результатах является статистически незначимой (р>0,05). На 4-м этапе исследования продолжение экспериментальной работы с юношами привело к выраженному приросту этого показателя. Так, среднегрупповые результаты в экспериментальной группе составили 9,4±1,0 чис., а в контрольной группе - 7,9±1,1 чис. Показатель оперативной памяти у юношей экспериментальной группы вырос более значимо и с высокой степенью достоверности (р<0,05).
Улучшение за период исследования в данном показателе в экспериментальной группе составило 4,7 чис., а в контрольной группе - 3,2 чис. Увеличение разности между среднеарифметическими показателями исследуемых групп к концу эксперимента достигло 1,5 чис. Разница в результатах исследуемых групп на конец эксперимента является статистически значимой (р<0,05).
Таким образом, на основании изложенного выше можно сделать вывод, что прирост показателей психических качеств «внимание» и «память» произошел во всех группах, однако в экспериментальных группах - более выраженно, и это в первую очередь связано с применением широкого арсенала средств физической культуры, направленных на развитие психических качеств, как наиболее эффективного инструмента профессиональной подготовки музыканта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Батарее X. М. Физическая культура как один из факторов уменьшения отрицательных показателей сценического волнения / Х. М. Батарее, А. А. Рязанцев // Материалы заседания секции физического воспитания вузов
культуры и искусства РСФСР. - Петрозаводск, 1989. - С. 36-40.
2. Гоибанова Е. Ф. К вопросу психофизиологического анализа состояния исполнителя на эстраде / Е. Ф. Грибанова. - Ашхабад, 1982. - 116 с.
3. Коновалов И. Е. Профессионально-прикладная физическая подготовка музыкантов: учебное пособие / И.Е. Коновалов, З.М. Кузнецова, И.Ш. Мутаева. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. - 132 с.
4. Коновалов И.Е. Физическое воспитание музыкантов ССУЗ, современная концепция [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - Режим доступа: http: // kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
5. Коновалов И. Е. Специфика физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ : коллективная монография «Профессиональное образование: модернизационные аспекты». - Ростов-на-Дону : Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2013. Т.1. Глава 3. - С.69-88.