Научная статья на тему 'Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов'

Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL MASTERY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич

В статье рассматривается проблема улучшения качества физического воспитания музыкантов-инструменталистов через поиск пути использования внутренних потенциальных резервов на примере оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки, конкретизируя ее составляющие и определяя основные направления реализацииI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author considers an actual problem of improvement of the quality of physical education of musicians-instrumentalists, through the use of optimization of professional-applied physical training, concretizing its theoretical components and defining the general directions of realization in practical surface.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов»

11. Шпикалова Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», изд-во «Весть», 2006.

12. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. ... докт. пед. наук / Т. Я. Шпикалова. - М., 1988.

И. Е. Коновалов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

В статье рассматривается проблема улучшения качества физического воспитания музыкантов-инструменталистов через поиск пути использования внутренних потенциальных резервов на примере оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки, конкретизируя ее составляющие и определяя основные направления реализации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, физическое воспитание, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества, музыкально-исполнительская деятельность.

In this article the author considers an actual problem of improvement of the quality of physical education of musicians-instrumentalists, through the use of optimization of professional-applied physical training, concretizing its theoretical components and defining the general directions of realization in practical surface. Keywords: liberal education, physical education, physical culture, professional-applied physical training, physical qualities, musical -mastery activity.

В последнее время все больше внимания уделяется оптимизации процесса физического воспитания специалистов, обучающихся в системе профессионального образования. Особое значение при этом придается развитию прикладной его функции, например, профессионально-прикладной физической подготовке.

Действующее сегодня понимание профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов во многом сформировалось в рамках советской школы физического воспитания, когда эта ее часть со стороны специалистов физической культуры имела декларативный характер. Непонимание и недооценка музыкантами значения профессионально-прикладной физической подготовки, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в профильных учебных заведениях решать задачи профессионально-прикладной физической подготовки, - с другой, привели к тому, что потенциаль-

ные возможности этого раздела физического воспитания практически не используются.

Обращает на себя внимание тот факт, что в вузах физкультурного профиля по-прежнему не только не готовят преподавателей для учебных заведений различного профиля, но и не даётся практически никакого представления о специфике различных профессий и специальностей. Полученные в процессе профессиональной подготовки умения и навыки позволяют выпускнику эффективно проводить, по сути, только общую физическую подготовку обучающихся. То есть физическая культура, по сути своей, имеет узкое направление, где специальная физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка), особенно в средних специальных учебных заведениях музыкального профиля, отражающая специфику профессиональной деятельности будущих специалистов, носит декларативный или эпизодический характер.

В то же время нельзя не отметить, что практическое содержание профессионально-прикладной физической подготовки (средства и методы) музыкантов-инструменталистов не может быть эффективным без ее теоретического осмысления и конкретизации особенностей профессиональной деятельности обучающихся, - таких, например, как рабочая поза, характер движений, степень тяжести и напряженности действий, развития профессионально значимых психофизических качеств.

Деятельность музыканта-инструменталиста со стороны психофизических требований к профессии можно отнести к наиболее сложным. В своей профессиональной деятельности исполнитель затрачивает большое количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Музыкально-исполнительская деятельность многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Поэтому наряду с исполнительскими способностями музыканты-инструменталисты должны обладать определенным уровнем развития профессионально важных психофизических качеств и способностей.

Каждой музыкальной профессии присуща своя рабочая поза. С физиологической точки зрения состояние позы представляет собой исходное положение для активных действий, в профессиональной деятельности музыканта используются рабочие позы «стоя» или «сидя». Так, характерная сидячая поза музыканта, в которой он пребывает часами (как правило, от 4 до 6 часов в день), предъявляет определенные требования к силе мышц рук, плечевого пояса и туловища. А вынужденная рабочая поза «стоя» с определенным положением головы, туловища и рук часто приводит к значительным перегрузкам различных отделов позвоночника и мышечных групп. Рабочая поза «сидя» менее утомительна, чем рабочая поза «стоя» и в некоторых случаях может рассматри-

ваться как более удобная. Однако длительная работа в положении «сидя» у музыкантов, особенно с наклоненным туловищем, кроме усталости мышц спины и шеи, часто приводят к развитию застойных явлений в нижних конечностях, брюшной и тазовой областях, а также к растягиванию и ослаблению мышц плечевого пояса и разгибателей спины.

По степени тяжести и напряженности музыкально-исполнительская деятельность связана со значительными функционально-двигательными нагрузками, поэтому она относится ко второй категории - средняя тяжесть и напряженность труда. Это и разнообразные движения рук с умеренными нагрузками, это и работа некоторых функциональных систем в условиях достаточно большой нагрузки в течение длительного времени, это и длительная большая эмоционально-интеллектуальная нагрузка. Сложность психофизической структуры музыкально-исполнительской деятельности определяет и сложность подходов к реализации процесса психофизической подготовки музыканта.

Характер движений музыканта отражает, прежде всего, функциональное содержание его труда и связанные с ним специфические особенности рабочих действий. К специфическим особенностям рабочих действий музыкантов можно отнести: тип движений — поднимающие, опускающие, нажимные, ударные и пр.; участвующие при этом рабочие органы — руки, кисти рук, пальцы, туловище; временные компоненты действий — быстродействие, быстрота реакции, длительность выполнения работы без снижения ее качества; пространственные компоненты действий — амплитуда движений, соразмерность движений по силе и скорости, согласованность одновременных и последовательных движений отдельными частями тела; силовые компоненты действий — силовая нагрузка на отдельные группы мышц.

По степени вредности и опасности работ профессиональную деятельность музыкантов можно отнести ко второму

классу — допустимые микроклиматические условия. Условия, в которых обычно происходит профессиональная деятельность музыкантов (место труда и его оборудование), можно назвать как приемлемые, но они часто не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. Уровень освещенности, шума, вентиляция помещения (недостаточная или избыточная (сквозняк)) и некоторые другие факторы влияют на качество исполнительской деятельности, а также являются причиной возникновения у музыкантов различных заболеваний, в том числе профессиональных.

Исполнительская техника музыканта состоит из компонентов, соответствующих основным физическим качествам, а качество овладения техникой зависит от уровня развития этих качеств, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с исполнительским аппаратом.

Пространственный компонент проявляется в координации движений и гибкости исполнительского аппарата, в умении музыканта управлять своими движениями и соразмерять их.

Силовой компонент исполнительской техники проявляется в мышечной силе исполнительского аппарата музыканта, когда ему приходится преодолевать сопротивление инструмента за счет мышечных сокращений. От мышечной силы исполнителя зависит мощность и качество звука.

Временной компонент проявляется в быстроте движений и выносливости, которая позволяет длительно выполнять работу без снижения ее качества. Наряду с высокой степенью подвижности рук и плечевого сустава музыкантам необходима быстрота движений и, особенно, плеча, предплечья, кистей и пальцев.

Быстрота — это способность выполнения определенных действий за минимальный промежуток времени. Это качество проявляется в быстроте двигательной реакции и одиночного движения, частоте (темпе) движений.

На частоту движений в суставах кисти влияют многие факторы, в том числе

и умение расслаблять мышцы кисти и предплечья. Одной из причин недостаточной профессиональной подвижности и быстроты является закрепощенность кисти. Совершенствование центральной регуляции движениями и повышение возбудимости и лабильности мышечного аппарата способствуют ускорению моторных актов, например достигается таким образом быстрота движений плевого пояса, предплечий, кистей и частота движений пальцев рук.

Кроме того, техника игры на музыкальных инструментах предъявляет высокие требования к быстроте двигательной реакции, которая находит свое отражение в соответствующих изменениях характеристик произвольного внимания, например при территориальной ориентации на клавиатуре.

Многие музыкальные произведения при их исполнении требуют длительной, часто изнурительной работы и профессиональной выносливости. Выносливость — это способность к выполнению какой-либо определенной деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость музыканта специфична, она проявляется в его способности продолжительное время сохранять исполнительскую позу, в необходимости наличия качеств локальной выносливости мышц и систем организма, участвующих в исполнительском процессе, а также в способности продолжительное время переносить физические и психические напряжения, связанные с упражнениями на музыкальном инструменте и с эмоциональным переживанием, заложенным в музыкальном произведении.

Как известно, выносливость лежит в основе высокой работоспособности всех органов и систем. Систематическое развитие этого физического качества приводит к повышению работоспособности организма и, следовательно, имеет большое значение для успешной деятельности музыкантов.

Другими словами, выносливость — это способность противостоять утомлению. В зависимости от специфики видов

деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное и физическое. Длительная игра на музыкальном инструменте с ее эмоциональным напряжением, меняющимся темпом, силой звучания, при постоянном зрительно-слуховом контроле исполнителя приводит к комплексному утомлению. Поэтому необходимо формирование исполнительской выносливости, которая во многом воспитывается регулярными занятиями. Важным компонентом в профилактике исполнительского утомления является повышение общей выносливости. Увеличение уровня общей выносливости проявляется в росте аэробной и анаэробной производительности.

Музыкантам, помимо подвижности и частоты движений в суставах кисти, руки и плечевого пояса, необходимо работать над развитием координации во всех ее проявлениях. В деятельности музыкантов-исполнителей координация проявляется в согласованности движений рук и в способности переключаться от одних двигательных действий и движений к другим. Профессиональная деятельность музыкантов-инструменталистов требует высокой степени координации движений, особенно ловкости рук, в основе которой лежат высокая степень согласованности и точности движений. Координация проявляется в простом понимании своего тела: умении преодолевать нерациональное мышечное напряжение (напряжены или расслаблены в конкретном действии необходимые мышцы), правильно держаться и двигаться, в общем самочувствии тела во время игры на музыкальном инструменте. Координация предусматривает «перенос» сферы навыка - способность менять в определенных пределах параметры выработанного движения, умение выдерживать определенную скорость движения, переключаясь из одного темпа-ритма в другой, варьировать скорость выполнения общей пространственной координации.

Профессиональная деятельность

большинства инструменталистов непосредственно связана с высокой степенью подвижности рук, и прежде всего в локтевом, лучезапястном и пястно-фаланго-вом суставах. Достаточный уровень развития гибкости, обеспечивая подвижность суставов, позволяет играть точно, быстро, с желаемой интонацией и выражением.

Музыкальная интонация никогда не теряет связи с мимикой (пантомимой) человеческого тела. Любой музыкально-пластический знак или интонация - это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца. Вокальное «под-страивание» к интонационной выразительности музыкального образа позволяет ощутить многообразие оттенков интонации, способствует выявлению его смысловой определенности. Интонирующее движение-жест интегрирует в себе различные музыкальные элементы и тем самым отражает внутреннее ощущение (представление) музыки, ее интуитивное понимание.

Длительные и многообразные двигательные акты рук требуют определенных двигательных мышечных усилий, связанных с проявлением физического качества силы. Сила обеспечивает возможности держать инструмент на весу и играть на нем. Сила мышц плечевого пояса и силовая выносливость необходима при сохранении требований к беглости и ловкости пальцев. Практика показывает, что для музыкантов характерна дисгармония в развитии силы различных мышечных групп. Так, например, у них достаточно хорошо развита сила мышц сгибателей предплечья и разгибателей плеча, в то время как мышцы, не принимающие непосредственное участие в исполнительском процессе, значительно отстают в своем развитии. К ним, прежде всего, относятся мышцы нижних конечностей (сгибателей и разгибателей бедра) и, в меньшей степени, туловища (разгибатели туловища).

От мышечной силы исполнительского аппарата зависит сила и качество звука. Определение глубины нажима или

силы удара, мера и дозировка движений возможны именно благодаря профессиональной выработке мышечного чувства. Мышечное чувство — это сумма ощущений, сопровождающих всякое движение. В связи с этим у музыкантов есть такие понятия, как туше и чувство клавиатуры.

Двигательная деятельность музыканта часто сопряжена с выполнением разнообразных скоростно-силовых действий. Одни из них требуют от исполнителя максимальных мышечных и психических напряжений, другие — большой экономности и надежности мышечных затрат, третьи зависят от точности и своевременности мышечных импульсов по времени.

Уровень силы также характеризует определенное морфофункциональное состояние мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции — корсетную, обменную и насосную. Обменная функция отвечает за обменные процессы в мышцах, а насосная — за передвижение крови по направлению к сердцу. Корсетная функция состоит в том, что только при достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка. От постановки исполнительской техники (положения головы, плеч, рук, корпуса) также зависит состояние осанки и степень ее нарушения. Как известно, нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов, снижением физиологических резервов и нарушением адаптационных возможностей организма, неблагоприятно отражается на функционировании сердечнососудистой и дыхательной систем.

Квинтэссенцией профессиональной деятельности музыканта является концертные выступления. Залогом успешности этих выступлений являются внешнее телесное состояние исполнителя (эстетика тела: подтянутость, красота, грация, легкость движений, осанка и пр.), а также его внутреннее психическое самочувствие.

Музыканту-исполнителю необходима здоровая нервная система, он должен уметь управлять внутренним равновесием, мощными активизирующими и тормозными процессами, чтобы реализовать свой творческий потенциал в условиях различных экстрасигнальных раздражителей. Уровень развития психических качеств в творческом процессе музыканта имеет большое значение, он выражается в чередовании механизмов утомления и восстановления, стрессового и пограничного состояния, значительного психического напряжения, кризиса творчества и пика артистической деятельности, а также последствий многократной сублимации и трансформации различных состояний.

Перед выступлением музыканты часто испытывают сценическое волнение, сходное с предстартовым состоянием спортсмена, которое вызывает значительное нервно-психическое утомление и ряд связанных с ним отрицательных явлений: нарушение координации движений, снижение тактильной чувствительности, провалы памяти, ухудшение физического состояния, работоспособности, обильную потливость, сухость в горле. Это приводит к снижению качества исполнения, а иногда является причиной вынужденного отказа от выступления. После концертного выступления исполнителю требуется довольно много времени, чтобы естественным образом нормализовать сценическое возбуждение. Высокая психоэмоциональная нагрузка приводит к нервному перенапряжению, что зачастую обусловливает нестабильность поведения и нарушения сна. Таким образом, для минимизации негативных последствий психоэмоциональной нагрузки музыкант должен владеть методами коррекции своих состояний, которые поддаются тренировке, в том числе средствами профессионально-прикладной физической подготовки.

Итак, подведем итоги.

Практическое осуществление ППФП музыкантов-инструменталистов не может быть эффективным без ее теорети-

ческого осмысления и конкретизации особенностей и специфики профессиональной деятельности.

Теоретические основы ППФП музыкантов включают в себя рассмотрение некоторых факторов, позволяющих добиться наибольшего качества их труда. К таким факторам можно отнести следующие: рабочая поза, характер движе-

Примечания

1. Астахов А. М. Физическая подготовка студентов вузов культуры: учебное пособие / А. М. Астахов. — М. : МГИК, 1992. — 117 с.

2. Вороханов Б. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий: учебное пособие / Б. М. Вороханов. — М. : МГК, 1982. — 93 с.

3. Галичаев М. П. Здоровье и физическая культура музыканта: учебное пособие / М. П. Галичаев. — Ростов н/Д: РГК, 2005. — 248 с.

4. Кабачков В. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ: методическое пособие / В. А. Кабачков, С. А. Полиевский. — М. : Высш. шк., 1982. — 176 с, ил.

5. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учебное пособие / Р. Т. Раевский. — М. : Высшая школа, 1985. — 136 с., ил.

6. Физическое воспитание в музыкальных учебных заведениях: [метод. реком. для преп. физ. воспит. средних муз. учеб. зав, консерваторий и вузов культуры и искусств] / В. А. Кабачков, М. В. Стародубцев, А. А. Рязанцев. — М. : ВНИИФК, 1986. — 23 с.

ний, степень тяжести и напряженности действий, развития профессионально значимых психофизических качеств.

Сложность структуры музыкально-исполнительской деятельности предопределяет ППФП как наиболее приемлемую форму реализации процесса специальной физической и психической подготовки музыканта.

3

_Образование в сфере культуры_

Исследования молодых ученых

Л. М. Балданова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам применения акмеологического подхода в системе общего и профессионального образования. В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования на основе акмеологического подхода, перспективы развития образовательных систем в русле акмеологии. Ключевые слова: образование в сфере культуры, акмеология, образование, качество образования, педагогическая психология.

This article is devoted to the problems of application of akmeological approach in the system of common and professional education. In the article the questions of upgrading education on the basis of akmeologicheskogo approach are analyzing as well as the perspectives of development of the educational systems in the way of akmeological approach. Keywords: liberal education, akmeology, education, quality of education, pedagogical psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.