Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированное физическое воспитание студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля'

Профессионально-ориентированное физическое воспитание студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич

Рассматривается специфика и особенности физического воспитания в средних специальных учебных заведениях (ссуз) музыкального профиля. Проводится анализ состояния физического воспитания студентов-музыкантов ссуза и всех его звеньев с целью определения новых подходов к разработке содержания образовательного процесса и выработки нового взгляда на роль педагога физической культуры в нем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the features of physical education at musical secondary vocational training institutions. The analysis of physical education of music students and its elements is carried out in order to identify new approaches to the development of educational process content and the elaboration of a new perspective on the role of physical culture teacher

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированное физическое воспитание студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля»

■ш

УДК 796.011:377.5.02

И. Е. Коновалов

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Рассматривается специфика и особенности физического воспитания в средних специальных учебных заведениях (ссуз) музыкального профиля. Проводится анализ состояния физического воспитания студентов-музыкантов ссуза и всех его звеньев с целью определения новых подходов к разработке содержания образовательного процесса и выработки нового взгляда на роль педагога физической культуры в нем.

This article considers the features of physical education at musical secondary vocational training institutions. The analysis of physical education of music students and its elements is carried out in order to identify new approaches to the development of educational process content and the elaboration of a new perspective on the role of physical culture teacher.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, профессиональная подготовка, компетенции.

Key words: physical education, physical culture, professional training, competence.

В рамках модернизации современной системы среднего музыкального профессионального образования существенное значение приобретают вопросы сохранения и укрепления здоровья личности, формирование ее мотивационно-ценностной ориентации, развития профессионально значимых психофизических и функциональных способностей, повышения качества профессионального обучения.

Для профессиональной подготовки музыканта-исполнителя требуется до 20 лет непрерывного обучения. В России этот период традиционно приходится на возраст примерно с 5 до 25 лет.

В настоящее время средние специальные учебные заведения в отечественной системе музыкального профессионального образования занимают одно из значительных мест, являясь, по сути, ключевым компонентом своеобразного кластера, который включает в себя детскую музыкальную школу (ДМШ) — среднее специальное учебное заведение (ссуз) — высшее учебное заведение (вуз). В ссузе нельзя получить качественное профессиональное образование, не пройдя его низовой уровень (ДМШ), где будущий исполнитель осваивает начальные азы музыкальной профессии. В свою очередь, не обучаясь в профильном среднем специальном учебном заведении (в отличие от прочих специальностей), невозможно обучаться в высшем учебном заведении.

Существующие в нашей стране традиционные принципы ранней профессионализации предполагают, что именно среднее профессиональное образование формирует у музыканта самодостаточный комплекс творческих и практических навыков, являющихся основой для начала самостоятельной трудовой деятельности и публичного проявления своих творческих успехов.

Один из факторов, способствующий повышению конкурентоспособности будущего специалиста, — это улучшение качества его профессиональной подготовки. Последнее, в свою очередь, может быть реализовано в том числе при эффективном использовании потенциальных возможностей физической культуры.

Физическая культура сопровождает музыканта всю его сознательную жизнь (в средней школе, средних и высших учебных заведениях) и от того, насколько осознанно он относится к формированию собственной культуры, в том числе физической культуры, зависит не только его здоровье — физическое, психическое и социальное, но и успешность его профессиональной деятельности.

Среднее профессиональное музыкальное образование охватывает возрастной период с 15 до 20 лет. Данный: возраст относится к двум группам: подростковый и юношеский. Продолжающийся онтогенез в эти возрастные периоды позволяет позитивно влиять не только на физическое здоровье обучающихся, но и через внедрение в учебный процесс современных форм, средств и методов физической культуры корректировать их исполнительскую технику, а также минимизировать различные отклонения здоровья, связанные с профессиональной деятельностью.

Непонимание и недооценка музыкантами значения физической культуры, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в профильных

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 126—133.

учебных заведениях решать задачи профессионально-ориентированной физической подготовки

— с другой, приводят к тому, что потенциальные возможности физического воспитания практически не используются.

Поэтому эффективное использование физической культуры в профессиональной подготовке музыкантов наталкивается на ряд проблем, которые не позволяют в полной мере применять весь потенциал для повышения качества образовательного процесса в ссузе.

Первая проблема — слабая учебно-методическая обеспеченность предмета «Физическая культура» в ссузе музыкального профиля. Недостаточное учебно-методическое обеспечение учебного процесса физического воспитания музыкантов отражается на реализации основного посыла современной средней профессиональной школы — повышение качества профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста. Это происходит прежде всего из-за того, что студент не получает в полном объеме того минимума информации о потенциальных возможностях физической культуры, а именно: сохранение и укрепление собственного здоровья, диагностика и профилактика профессиональных заболеваний, интеграция физической и профессиональной (в функциональной ее части) подготовки, минимизация негативных воздействий трудовой деятельности, адаптация к физическим и психоэмоциональным нагрузкам и пр.

Например, типовая учебная программа по физической культуре для ссуза дает общее направление физическому воспитанию студентов и практически не отражает конкретные задачи профессионально-ориентированной физической подготовки в учебных заведениях различного профиля.

Существующие программы в основной их части для ссузов музыкального профиля практически невыполнимы. Это связанно, прежде всего, со слабой (как правило) физической подготовленностью студентов и спецификой их профессиональной деятельности.

Деятельность музыкантов-инструменталистов требует большого нервно-эмоционального напряжения, повышенного внимания, физической работоспособности и всегда — значительных усилий и выносливости. В работе музыкантов особенно важны показатели психомоторики, которые связаны со зрительно-моторной и слуховой реакциями, им необходимы координационные связи и развитый нервно-мышечный аппарат, а также выраженная подвижность нервных процессов.

Однако, учитывая, что профессиональная деятельность музыкантов-исполнителей очень сложна, их нельзя объединять в одну группу и проводить учебные занятия по физической культуре по общей программе. Каждая музыкальная специальность диктует свой уровень развития психофизических качеств и функциональных способностей, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Эффективность их труда и безопасность прямо пропорциональны комплексу физических и психических качеств, двигательных умений, специальных знаний, связанных с особенностями избранной музыкальной специальности.

Музыкальные специальности можно разделить на две основные группы, где содержание занятий по физической культуре должны отличаться друг от друга.

Первая группа — исполнители на духовых инструментах. Для данной категории музыкантов преподавание физической культуры должно проводиться, прежде всего, на основе глубоких знаний механизмов дыхания, структуры дыхательного аппарата и других особенностях исполнительского дыхания. У музыкантов этой специальности особо значение имеют функции внешнего дыхания (вдоха и выдоха) при их исполнительской деятельности. На занятиях необходимо обращать внимание на развитие силовых и координационных способностей. Держание инструмента и одновременная игра на нем требует от музыкантов определенного уровня развития силы. А умение координировать напряжение и расслабление в нужный момент определенной группы мышц позволяет музыканту отодвигать порог утомления и играть на инструменте раскованно и без излишнего напряжения.

Вторая группа — пианисты, струнники, исполнители на народных и ударных инструментах. В этой группе специальности имеют много общего, но при этом у каждой есть своя специфика. Профессиональная деятельность этой категории музыкантов связана с двигательной рабочей деятельностью, которая требует концентрации и устойчивости внимания, координации движений и мышечных усилий, умения расслаблять мышцы, высокой точности и реакции на объект, большой подвижности нервных процессов. Поэтому на занятиях физической культурой, при выполнении студентами соответствующих физических упражнений, необходимо обращать внимание на развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, сила, координация, проявление которых в той или иной мере является профессионально значимыми.

Программа по физической культуре, на наш взгляд, должна быть разделена на четыре этапа, каждый из которых решает свои конкретно поставленные задачи.

Так, на 1-м курсе (этап здоровьесбережения) решаются оздоровительные задачи, которые приоритетно направлены на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной деятельности (резкое увеличение учебной нагрузки, стрессовое состояние в период зачетно-экзаменационной сессии и прочие отрицательные явления учебного процесса), и минимизацию негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления. На этом этапе применяются наиболее доступные физические упражнения.

На 2-м курсе (этап здоровьеформирования) решаются образовательные задачи через достижения коммулятивного эффекта систематического вариативного использования широкого арсенала средств физической культуры. Учебный процесс носит выраженно образовательно-тренировочный характер, где активно используются ранее не применяемые физические упражнения или выполнение ранее освоенных упражнений в более усложненных условиях. На этом этапе предполагается значительное расширение личного опыта студентов применения на практике различных средств физической культуры.

На 3-м курсе (этап профессионального формирования) решаются профессионально значимые задачи, учебный процесс носит выраженный тренировочный характер, активно используются ранее освоенные средства физической культуры, позволяющие целенаправленно воздействовать на необходимые в профессиональной деятельности физические качества, функциональные способности и психические свойства личности. Применяются средства, позволяющие решать задачи не только общей физической, но и специальной (профессионально-ориентированной) подготовленности.

На 4-м курсе (этап профессионального становления) решаются профессионально значимые задачи, совершенствования общей и специальной (профессионально-ориентированной) физической подготовленности, достижение высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к исполнительской деятельности. На данном этапе учебный процесс носит ярко выраженный тренировочный характер, где активно используется личный опыт студентов применения на практике различных средств физической культуры, направленных на совершенствование необходимых в профессиональной деятельности психофизических качеств и функциональных способностей.

Все обозначенные выше этапы помимо решения оздоровительных, образовательных и прикладных задач решают еще одну немаловажную задачу — воспитательную.

Таким образом, в рамках решения первой проблемы следует создавать программу по физической культуре, в которой в полной мере была бы отражена специфика профессиональной деятельности музыкантов ссуза, а также разрабатывать учебно-методическое сопровождение к ней. Но кто будет разрабатывать данный образовательный продукт? И здесь мы сталкиваемся с другой архиважной проблемой — проблемой подготовки квалифицированных физкультурных кадров.

В настоящее время все вузы физической культуры и спорта готовят тренеров по различным видам спорта, менеджеров сферы физической культуры, а также преподавателей физической культуры для учебных заведений различного уровня и профиля. Однако, как показало наше исследование, выпускники имеют слабое представление о специфике профессиональной деятельности обучающегося контингента того или иного учебного заведения, в том числе и ссуза музыкального профиля.

Физическое воспитание студентов-музыкантов ссуза более сложный процесс, чем в других учебных заведениях средней профессиональной школы, и требует от педагога не только познаний в области теории и методики физической культуры, педагогики, психологии, физиологии и др., но и знаний специфики профессиональной деятельности студентов музыкальных ссузов. Работа преподавателя в этих учебных заведениях связана, с одной стороны, с тем, чтобы не допустить отрицательного воздействия физических упражнений на профессиональную составляющую подготовки студентов-музыкантов, с другой — создать условия через достижение оптимального уровня физического, психического и функционального состояния, формирования, развития и совершенствования профессионально значимых психофизических качеств и функциональных способностей.

Профессиональная деятельность современного преподавателя физической культуры должна быть направлена на создание в педагогическом процессе благоприятных для студентов как внешних, так и внутренних факторов, затрагивающих личностный уровень регуляции деятельности. Формирование последних в значительной мере зависит от степени осознания студентами стоящих перед ними задач. Осмысленность предполагает понимание и принятие обучающимися того, чего от них хотят, а также наличие условий для самостоятельных действий. Только выполнения двигательных действий недостаточно. Важнейшим требованием к успешному овладению знаниями, умениями и навыками в области физической культуры является осуществление деятельностного подхода в обучении. Его суть заключается в том, чтобы препода-

ватель во время занятий ориентировал обучающихся не только на усвоение уже готовых знаний и умений, но и на формирование творческого подхода к выполнению упражнения. При реализации деятельностного подхода преподавателю необходимо согласовывать свои действия с возможностями и способностями студентов-музыкантов к выполнению физической нагрузки.

Основа учебно-воспитательного процесса, а физкультурная деятельность таковой и является, это педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие это не только обмен информацией во время общения, это и момент установления связей и отношений, от которых зависит эффективность совместной деятельности, с помощью которых повышается интерес обучающихся к физкультурным занятиям, активизируется их саморазвитие и самосовершенствование. Однако даже самые совершенные методы и приемы при их частом применении теряют привлекательность и эффективность своего воздействия. Поэтому преподавателю необходимо анализировать собственную деятельность и находить новые методики, расширять арсенал используемых средств, то есть быть в постоянном творческом поиске.

Реализовать эти задачи может только компетентный преподаватель физической культуры. Для определения его компетентности нами выявлены основные структурные компетенции, без которых, на наш взгляд, осуществление качественной педагогической деятельности в современной средней профессиональной школе становится затруднительным и неэффективным.

1. Личностные компетенции:

— готовность к здоровьесбережению: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности вредных привычек; знание и соблюдение правил личной гигиены; свобода и ответственность выбора образа жизни;

— готовность к ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, культуры (во всех ее проявлениях), науки, производства; история цивилизаций и собственной страны;

— готовность к гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за государство, бережное отношение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

— готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, саморазвитию; смысл жизни; профессиональный рост и развитие.

2. Профессиональные компетенции:

— готовность к профессиональной деятельности: знание теоретического и практического материала, постановка и решение образовательных и воспитательных задач; нестандартные и творческие решения, духовное развитие, физическая, психическая и функциональная подготовленность, имидж, интеллектуальная деятельность;

— готовность к педагогической деятельности: коммуникативность, содержательное

сотрудничество, субъект-субъектные отношения; средства, способы и формы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в различных смежных видах деятельности;

— готовность к инновационной деятельности: передовой зарубежный и отечественный опыт; здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии; трансформация педагогических методик в процесс физкультурного образования;

— готовность к интеграционной деятельности: межпредметные и внутрипредметные взаимосвязи, структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, взаимодействие накопленных знаний;

— готовность к использованию информационных технологий: прием, переработка и передача информации; владение компьютерной грамотностью и интернет-технологией.

3. Рефлексивные компетенции:

— готовность к анализу собственной деятельности: правильная постановка цели, «перевод» ее в конкретные задачи, адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности студентов поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;

— готовность к осмыслению опыта своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями;

— готовность к адекватной оценки себя, как личности, профессионала, а также к определению основных направлений самосовершенствования по вопросам формирования мотивации и устойчивого, активного интереса обучающихся к физической культуре.

4. Социальные компетенции:

— готовность к социальному взаимодействию: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение, мобильность;

— готовность к общению: устному, письменному, диалогу, ' монологу, производство и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета; межнациональное общение и пр.

Все названные компетенции, которые составляют в целом компетентность, тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую модель специалиста, определяя его личностно-деятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии — профессии педагога.

Таким образом, для решения второй проблемы необходимо выработать критериальные показатели уровня компетентности педагога физической культуры современной системы музыкального среднего профессионального образования, так как его личностные качества и социальная позиция активно влияют на эмоциональный климат на занятиях и в учебных группах, а степень его профессионализма и наличие рефлексивных умений непосредственно отражаются на качестве проведения и содержания занятий физической культурой, а также на отношении студентов к ним.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Профессиональная направленность физической культуры в ссузе музыкального профиля может быть интеграционной основой, которая объединяет все остальные компоненты профессиональной подготовки студентов, потому что в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее социальную целостность.

2. Потенциальные возможности физической культуры позволяют эффективно решать

следующие вопросы: развитие профессионально значимых психофизических качеств

(формирование исполнительского аппарата, становление моторно-двигательных способностей музыканта, подготовка к публичным выступлениям и пр.); улучшение адаптационных возможностей организма, повышение физической работоспособности (подготовка организма противостоять высоким физическим и психическим нагрузкам, которые присущи профессии — музыкант-исполнитель).

3. Содержание предмета «Физическая культура» в ссузе музыкального профиля необходимо разрабатывать с учетом специфики и в соответствии с особенностями профессиональной деятельности обучающегося контингента.

4. Преподаватель физической культуры, осуществляющий свою профессиональную деятельность в музыкальных ссузах, должен иметь требуемый уровень сформированности определенных компетенций (личностные, профессиональные, рефлексивные, социальные), которые в свою очередь составляют в целом его компетентность.

Об авторе

Игорь Евгеньевич Коновалов — канд. пед. наук, доц., Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, e-mail: igko2006@mail.ru

About author

Dr. Igor Ye. Konovalov, Associate Professor, Volga Region State Academy of Physical Training, Sports and Tourism, e-mail: igko2006@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.