Научная статья на тему 'Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Татарстан)'

Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT-MUSICIAN / PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Игорь Евгеньевич

В статье рассматривается вопрос улучшения качества физического воспитания музыкантов ССУЗов через диверсификацию его форм, структуры и содержания при создании условий для воспитания у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечении предпосылки совершенствования их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundation of modern conception of physical education of musicians of secondary special educational institutions (the Republic of Tatarstan)

The article deals with theproblem of qualitative improvement of physical education of musicians of secondary special educational institutions through the diversification of its forms, structure and content, creating conditions for training students to have motivating-value attitude to their own health and lessons of physical culture, and also providing requisites for perfection of their general and professional-applied physical qualification.

Текст научной работы на тему «Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Татарстан)»

Литература

1. Физическая культура и спорт в Забайкалье: история и современность. - Чита: Изд-во Заб. гос. гум.-пед. ун-та, 2008. - 108 с.

2. Государственный архив Забайкальского края. Ф.Р.-17. Д. 259. 264 с.

3. ГАЗК. Ф.Р.- 17. Д. 378. 160 с.

4. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 435. 275 с.

5. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 499. 223 с.

6. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 508. 145 с.

7. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 524. 183 с.

УДК 37.037

8. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 577. 134 с.

9. ГАЗК. Ф.Р. - 17. Д. 635. 96 с.

Колькина Елена Анатольевна - ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.

Н.Г. Чернышевского, Чита

Kol’kina Elena Anatolievna, senior teacher of department of physical education, N.G. Chernyshevskiy Zabaikalian State Humanitarian and Pedagogical University.

Рк 8-914-501-3000.

ИЕ Коновалов

Методологические основы современной концепции физического воспитания музыкантов средних специальных учебных заведений (Республика Татарстан)

В статье рассматривается вопрос улучшения качества физического воспитания музыкантов ССУЗов через диверсификацию его форм, структуры и содержания при создании условий для воспитания у студентов мотивационно-ценностного отношения к собственному здоровью и занятиям физической культурой, а также обеспечении предпосылки совершенствования их общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.

Ключевые слова: физическое воспитание студента-музыканта, физическая культура, физические качества.

IE Konova/ov

Methodological foundation of modern conception of physical education of musicians of secondary special educational institutions (the Republic of Tatarstan)

The article deals with theproblem of qualitative improvement of physical education of musicians of secondary special educational institutions through the diversification of its forms, structure and content, creating conditions for training students to have mo-tivating-value attitude to their own health and lessons of physical culture, and also providing requisites for perfection of their general and professional-applied physical qualification.

Key words: physical education of student-musician, physical culture, physical qualities.

Физическая культура в ССУЗах музыкального профиля, являясь частью гуманитарного цикла образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, методов и средств общей и специальной подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной подготовки. Однако если исследования вопросов физического воспитания музыкантов в вузах периодически проводятся, разрабатываются и применяются современные методики и технологии обучения, то в СПО их практически нет.

Проведенное нами исследование состояния физического воспитания в музыкальных ССУЗах РТ показывает, что существует острая потребность диверсификации формы, структуры и содержания физической культуры музыкантов ССУЗов. В связи с этим целью нашего исследования является реализация современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗов, которая отвечает возрастающим требованиям общества к конкурентоспособному спе-

циалисту сферы культуры и искусств.

Практическая значимость исследования заключается в простоте его внедрения в учебный процесс ССУЗа практически любого профиля, а также в легкости трансформации структуры и содержания в зависимости от особенностей учебной и профессиональной деятельности обучающегося контингента.

Исследование проводилось на базе Набереж-ночелнинского колледжа искусств. В эксперименте приняли участие 80 студентов-музыкантов.

Современная концепция ФВ музыкантов ССУЗов как любое целостное педагогическое явление имеет не только цель и задачи, но и структуру (табл. 1). В качестве элементов структуры можно выделить формы занятий, период обучения, этапы и их краткую характеристику по направлениям деятельности. Поскольку все элементы структуры отражают отдельные стороны одного процесса, который по своему существу един и лишь условно может рассматриваться с отдельной позиции, их взаимозависимость неоспорима.

2010/13

Таблица 1

Структура современной концепции физического воспитания музыкантов ССУЗов

Организованные формы занятий физической культурой Самостоятельные занятия физической культурой

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

V I 1 1

Этап здоровьесбережения Этап здоровьеформирования Этап профессионального формирования Этап профессионального становления

Адаптация к изменяющимся условиям учебной деятельности, минимизация умственного, физического и психического переутомления Создание коммулятивного эффекта систематического вариативного использования средств физической культуры и спорта Формирование и развитие профессионально значимых физических качеств, функциональных пособ-ностей и психических свойств личности Достижение высокого уровня подготовленности, профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к исполнительской деятельности

Для эффективной реализации содержательной составляющей концепции нами была разработана и внедрена программа с вариативным использованием физических упражнений.

Базовой частью программы мы определили виды легкой атлетики (55-60% учебного времени) циклического и ациклического характера с вариативной (оздоровительной, образовательной, тренировочной) направленностью. Во вспомогательную часть программы (40-45% учебного времени) были выбраны следующие виды спорта: аэробика, разновидности гимнастики, спортивные игры, подвижные игры и эстафеты. Некоторые виды спорта не изучались, т.к. они травмоопасны для музыкантов.

В соответствии со структурой концепции современного физического воспитания музыкантов с помощью разработанной нами программы мы решали конкретные задачи по годам обучения.

Так, на 1 курсе (этап здоровьесбережения) применялись средства, позволяющие решать оздоровительные задачи, которые приоритетно направлены на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной деятельности (резкое увеличение учебной нагрузки, стрессовое состояние в период зачетно-экзаменационной сессии и прочие отрицательные явления учебного процесса) и минимизацию негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления.

На 2 курсе (этап здоровьеформирования) решались задачи достижения коммулятивного эффекта систематического вариативного использования широкого арсенала средств физической культуры, т.е. учебный процесс носил выраженно образовательно-тренировочный характер. В учебном процессе активно использовались ранее не применяемые физические упражнения или выполнялись ранее освоенные упражнения в более сложных условиях. На этом этапе предполагается значительное расширение личного опыта студентов применения на практике различных средств физической культуры и спорта.

На 3 курсе (этап профессионального формирования) применялись средства, позволяющие решать задачи не только общей физической, но и специальной (профессионально-прикладной) подготовленности. На данном этапе учебный процесс носил выраженный тренировочный характер, активно использовались ранее освоенные средства физической культуры, позволяющие целенаправленно воздействовать на необходимые в профессиональной деятельности физические качества, функциональные способности и психические свойства личности.

На 4 курсе (этап профессионального становления) решались задачи совершенствования общей и специальной (профессионально-

прикладной) физической подготовленности, достижения высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функцио-

нальной готовности к исполнительской деятельности. На данном этапе учебный процесс носил ярко выраженный тренировочный характер, где активно использовался личный опыт студентов применения на практике различных средств физической культуры, направленных на совершенствование необходимых в профессиональной деятельности психофизических качеств и функциональных способностей.

На всех этапах обучения предполагалось систематическое участие не только в учебном процессе, но и в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Оценка эффективности реализации концепции проводилась на основании мониторинга физической подготовленности музыкантов ССУ-Зов. Физическая подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма и проявляется в физических качествах: быстрота, координация, гибкость, сила и выносливость.

Быстрота. Прирост этого показателя от начала к концу исследований у девушек обеих исследуемых групп несколько выше, чем у юношей. Если у девушек прирост составил в экспериментальной группе 18,05 и 7,68% - в контрольной, то у юношей данный показатель ниже, он равнялся 12,79 и 5,8% - соответственно.

Координационные способности. Прирост

этого показателя у юношей в экспериментальной группе составил 8,86% и в контрольной группе - 6,89%. В экспериментальной группе девушек наблюдается положительная динамика этого показателя, прирост составил 6,83%, а у их сверстниц из контрольной группы этот показатель не изменился.

Гибкость. Динамика изменения этого показателя в группах девушек на протяжении всего исследования наблюдалась незначительная, в конце эксперимента прирост этого показателя составил в экспериментальной группе 7,99%, в контрольной группе - 5,40%. В группах юношей наблюдался более значимый прирост этого показателя по сравнению с девушками - 36,99% в экспериментальной и 27,40% в контрольной группе.

Сила. У юношей в экспериментальной группе прирост этого показателя 40,50%, в контрольной группе - 27,10%. У девушек он составил в экспериментальной группе 42,70%, в контрольной группе - 23,70%. Анализ результатов первого

года исследований показал низкий уровень развития данного качества у музыкантов всех групп, однако в конце эксперимента нами зафиксировано значительное увеличение этого показателя. Это объясняется низким начальным значением результата, который в дальнейшем существенно увеличился.

Выносливость. Результаты, показанные во всех исследуемых группах, соответствовали низкому уровню для своей возрастной группы, и тем не менее их прирост от первого года к концу исследований у девушек экспериментальной группы составил 22,86%, а у их сверстниц, входящих в контрольную группу, равнялся 7,77%. У юношей прирост этого показателя в экспериментальной группе составил 20,44% и в контрольной группе - 13,05%.

Таким образом, исходя из данных, полученных нами, можно утверждать, что если общий уровень физической подготовленности студентов в начале был низким, то к его концу он достиг среднего уровня. Отставание от уровня физической подготовленности для данной возрастной группы значительно сократилось, что доказывает эффективность применения предложенной нами концепции современного физического воспитания музыкантов ССУЗов.

Литература

1. Астахов А. М. Физическая подготовка студентов вузов культуры: учебное пособие. - М. : МГИК, 1992. - 117 с.

2. Вороханов Б. М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий: учебное пособие. - М.: МГК, 1982. - 93 с.

3. Галичаев М. П. Здоровье и физическая культура музыканта: учебное пособие. - Ростов н/Д: РГК, 2005. - 248 с.

4. Коновалов И.Е., Волович Л.А., Мутаева И.Ш. Интеграция физической подготовки и инструментальноисполнительской техники музыкантов ССУЗов. - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2005. - 143 c.

5. Кабачков В.А., Стародубцев М.В., Рязанцев А.А. Физическое воспитание в музыкальных учебных заведениях: метод. реком. - М. : ВНИИФК, 1986. - 23 с.

Коновалов Игорь Евгеньевич - канд. пед. наук, доцент циклических видов спорта Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны

Konovalov Igor’ Evgenievich - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of department of cyclic kinds of sport of Kamsk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Naberezhnye Chelny

e-mail: igko2006@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.