УДК 378.146
Л.В. Митенкова, О.А.Комиссарова, Л.И. Халилова, Шигабудинов А.В.
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Резюме. В работе приведена сравнительная характеристика контрольных нормативов физической подготовленности студентов педиатрического университета. Показаны изменения результатов по оценочной системе зачетных нормативов по учебной программе дисциплины «Физическая культура». Ключевые слова. Студенты, физическая подготовленность, контрольные нормативы.
Summary. L.V. Mitenkova , O.A. Komissarova, L. I. Khalilova, A.V. Shiqabudinov Dynamics of physical preparedness indicators based on changes in the results of control standards
The work presents a comparative characteristic of control standards of physical preparation of students of pediatric university. Changes in the results of the evaluation system of credit standards for the curriculum of the discipline «Physical culture» are shown.
Key words. Students, physical preparation, control standards. Введение.
Систематическое и последовательное планирование учебного материала по дисциплине «Физическая культура» предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на занятиях [2,4,6,8,13]. Составляя учебный план занятий, следует отводить на каждую тему практических занятий, столько времени, сколько требуется для обучения двигательным навыкам, общей подготовки и развитием физических качеств [5,10,12,16].
Последовательное усложнение и постепенное увеличение количества базовых упражнений- непременное условие успеха в физическом воспитании [1,7]. Когда прочно усвоен предыдущий материал, и студент уверенно справляется с объемом и интенсивностью тренировочных занятий, нагрузка
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».
К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. может быть увеличена [9,14,15]. Проверкой развития физических качеств
является сдача контрольных нормативов, на основе которой можно отследить
эффективность общей физической подготовки в течении учебного года [3,
11,17].
Целью настоящего исследования явилось определение оценочной динамики результатов нормативов в течении трехгодичного цикла занятий.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень физической подготовленности студентов на начальном этапе обучения.
2. Провести статистический анализ показателей физической подготовленности студентов.
3. Выявить динамику изменения показателей физических качеств на основе изменения результатов контрольных нормативов.
Материалы и методы. Эксперимент состоялся на базе СПбГПМУ, в котором принимали участие 360 студентов (106 юношей и 254 девушки) 1, 2, 3 курса факультетов: педиатрического (ПФ), лечебного (ЛФ), медико-профилактического дела (МПД), медицинской биофизики (МБ), стоматологического (СФ) и клинической психологии (КП). Эксперимент проводился на протяжении трехлетнего периода обучения по дисциплине «Физическая культура». Результаты нормативов фиксировались в конце семестров на 1, 2 и 3 курсах [].
В процессе решения задач исследования применялись следующие методы: обобщение научно-методической литературы, методы математической статистики, определение физических качеств по контрольным нормативам в бальной системе.
В качестве оценивания эффективности практических занятий по дисциплине «Физическая культура» применялись обязательные тесты по физической подготовке для студентов основной медицинской группы, разработанные кафедрой физической культуры СПбГПМУ.
Результаты исследования. Статистическому анализу были подвергнуты данные тестирования показателей физической подготовленности в течение трехлетнего наблюдения. Студенты СПбГПМУ выполняли зачетные требования, предусмотренные учебной программой по «Физической культуре» с учетом оценки результатов физической подготовленности.
Анализ динамики показателей тестов у студентов показал следующие
897
изменения (табл.1).
Средние результаты дистанций 100 м бег у юношей (тест на скоростно-силовую подготовленность) и 1000 м (тест на общую и специальную выносливость) улучшились незначительно, что констатирует о плохом развитии этих физических качеств у студентов за исследуемый период.
Так, с первого на второй курс наблюдался рост скоростной выносливости на дистанции 100 м на 2,7%. Аналогично улучшился результат на третьем курсе. Средний показатель результата в беге на 1000 м в начале семестра на первом курсе, конце второго и третьего года обучения остался без изменений.
Тест, определяющих силу мышц рук «отжимание из упора лежа», по результатам на втором курсе улучшился на 18,6%, а на третьем курсе практически не изменился.
По нормативу «подтягивание на перекладине» в конце четвертого и шестого семестра темпы роста силы мышц плечевого пояса не так явно выражены, и составили 4,4% и 8% соответственно.
Скоростно-силовая выносливость мышц брюшного пресса по тесту поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги зафиксированы, руки за головой, к концу второго года обучения выросла на 16,4%. В конце третьего курса вновь наблюдается тенденция значительного улучшения результатов на 14,4%.
Гибкость и подвижность суставов определялась по результатам измерения расстояния при наклоне стоя на гимнастической скамье. На 1 курсе активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов в наклоне вперед-вниз у юношей составляла 8,8 см, на 2 курсе наблюдается стабилизация результатов в этом физическом качестве, в конце 3 происходит незначительное улучшение.
Отслеживая выполнение контрольных нормативов у девушек, были получены следующие результаты. На 2 курсе результат в беге ухудшился на 4,1%, на 3 курсе остался практически без изменений.
Средний показатель прохождения дистанции 500 м констатирует о плохом развитии общей выносливости за исследуемый период. Ухудшение результатов происходило на целом цикле обучения.
Для оценки силовой выносливости мышц нижних конечностей по тесту «приседания ноги на ширине плеч, руки вперед», за период обучения достоверных изменений в результатах не обнаружено, хотя с 1 по 3 курс наблюдается тенденция к росту: 2 курс на 6,1%, 3 курс 4,6% соответственно.
С 1 - 2 курс силовая выносливость мышц плечевого пояса по тесту
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. «отжимание из положения упора лежа на коленях» возрастает на 28,4%, на 3
курсе наблюдается повышение результата на 11,7%.
Таблица 1
Показатели контрольных нормативов за экспериментальный период
Тесты 1 курс 2 курс 3 курс
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
бег 100 м (сек) 14,6±1,5 16,8±1,6 14,2±1,3 17,5±1,2 13,8±0,4 17,2±1,3
бег 500 м (мин/сек.) - 2,11±0,12 - 2,08±0,11 - 2,14±0,15
бег 1000 м (мин/сек.) 3,41±0,11 - 3,43±0,09 - 3,46±0,07 -
приседан ие (к-во раз за 1 мин.) 42,6±2,4 45,2±1,8 47,3±2,1
отжиман ия (муж.) (к-во раз); отжиман ия (жен.), (к-во раз) 28,4±2,1 16,5±2,4 33,7±1,8 21,2±2,6 34,8±2,3 23,7±1,9
подтягив ание (к-во раз) 7,6±2,8 8,7±1,6 9,4±1,9
брюшной пресс (к-во раз) 65,4±3,2 44,2±3,1 69,5±2,8 49,3±2,6 73,8±3,7 51,4±3,5
гибкость (см) 8,8±1,0 15,4±1,5 9,0±1,6 17,4±2,1 11,2±0,8 18,6±1,2
Тест на мышцы брюшного пресса при плановом измерении на 2 курсе
изменился на 11,5%, в конце 3 курса продолжилась положительная динамика, но
составила только 4,2%.
За время обучения наблюдается постепенное улучшение норматива
«гибкость» на 12,9% и 7% соответственно на 1 и 2 курсах.
899
Сравнение результатов контрольных нормативов по оценочной системе представлено в таблице (табл.2.).
Таблица 2
Изменение результатов контрольных нормативов в трехгодичном цикле по
шкале оценок
юноши девушки
Контрольные Год обучения Контрольные Год обучения
нормативы 2016 2017 2018 нормативы 2016 2017 2018
оценки оценки
Бег 100 м (сек.) 3 3 4 Бег 100 м 3 3 3
Бег 1000 м (м/сек) 3 3 3 Бег 500 3 3 3
Подтягивание (к- 3 3 3 Приседание (к-во 4 5 5
во раз) раз)
Брюшной пресс 4 4 4 Брюшной пресс 4 4 5
(к-во раз) (к-во раз)
Отжимания (к-во 4 5 5 Отжимания (к-во 4 4 4
раз) раз)
Гибкость (см) 3 3 4 Гибкость (см) 4 4 5
Выводы.
1. Ухудшение результатов в беге на дистанции 100 м и 500 м у девушек, 100 м и 1000 м у юношей констатирует о плохом развитии скоростных качеств и общей выносливости за исследуемый период, что объясняется недостаточным уровнем легкоатлетической подготовки.
2. С каждым годом обучения в университете увеличивается число студентов, не способных преодолеть средние беговые дистанции по причине ухудшения самочувствия.
3. Сравнительный анализ развития физических качеств показал положительную динамику прироста результатов только по тестам «приседание» у девушек и «отжимание» у юношей.
4. Анализируя результаты эксперимента, можно рекомендовать преподавателям проводить консультации для студентов по подбору средств повышения уровня физической подготовленности во внеучебное время.
Литература
1. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Митенкова Л.В. Использование компьютерных
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. технологий в системе самостоятельной подготовки студенток, занимающихся
аэробикой // Физическая культура, спорт и здоровье «Виртуаль 25». - Йошкар-
Ола, 2015, №25.- С.38-41.
2. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г. Поддержание высокого уровня физического здоровья студентов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды IX Всерос.науч.-практ.конф.с междунар.участием. -СПб. 2014 Т.9, в 2-х. частях - С.395-400.
3. Бушма Т.В., Митенкова Л.В., Халилова Л.И. Структура и содержание учебных занятий по физической культуре со студентами педиатрического университета // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. С.1194-1202.
4. Варзин С.А., Пискун О.Е., Петрова Н.Н. Сравнительная оценка личностно-психических характеристик и психического состояния студентов младших курсов //Теория и практика физической культуры.2014. № 7. С.20-22.
5. Волкова Л.М., Волков В.Ю., Устинова О.Н., Бякова Т.Г., Митенкова Л.В., Мусатова Е.В., Пискун Т.М., Рулева С.В., Туганова М.П. Организация физического воспитания студентов на специальном отделении// СПб, СПбПУ, 2014, 254с.
6. Иващенко В.П. Портретная характеристика абитуриента-студента 2016 педиатрического медицинского университета. //Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2017.С.251-254.
7. Иващенко В.П., Плотникова С.С., Яичников И.К. Подходы к индивидуализации учебно-тренировочных занятий студентов-медиков специализации обучения "Клинической психологии и дефектологии"//Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта: образование, наука, практика, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С.122-124.
8. Иващенко В.П., Яичников И.К. Подходы к разработке здоровьесберегающих алгоритмов здоровья физической культуры студентов-медиков //Современные проблемы теории и методики адаптивной физической культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерства спорта Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга,
901
Комитета по физической культуры и спорта, Национальный Государственный университет физической культуры, спорта, здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург. 2016. С. 29-32.
9. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2018. -№ 2 (156). -С. 126-130.
10. Митенкова Л.В. Использование компьютерного моделирования в образовательном процессе //Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием . 2016.С.51-53.
11. Митенкова Л.В. Использование компьютерного комплекса в образовательном процессе по дисциплине "Физическая культура" автореф. дис____к.п.н.. СПб., 2004.
12. Митенкова Л.В., Волкова Л.М., Голубев А.А. Влияние мониторинга физического состояния студентов на результативность ученого процесса //Здоровье- основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017.Т.12 №1 (12).С.338-340.
13. Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Варзин С.А. Подходы к индивидуализации занятий физической культурой в вузе //Стратегические направления вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2012. С. 293-296.
14. Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Комиссарова О.Н. Динамика показателей здоровья студентов педиатрического университета // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. Т.11, часть 2. С. 442-447.
15. Халилова Л.И., Митенкова Л.В. Индивидуализация режимов физической активности на основе самоконтроля //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. Т.2. №3. Челябинский государственный университет. -Челябинск. 2017. С.7-10.
16. Халилова Л.И., Сименчук Р.В., Халилов Р.Ф. Профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом //Физическая культура студентов: материалы научно-практической конференции. 2019. С.238-241.
17. Ярчиковская Л.В., Коваленко В.Н., Миронова О.В., Токарева А.В., Устинова О.Н. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. процессе занятий физической культурой// Теория и практика физической
культуры. 2018. № 2. С. 85-87.
А.К. Намазов, К.А. Намазов
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,
Санкт-Петербург, [email protected]
Аннотация: Рассматривается роль физической реабилитации в восстановлении организма путём применения физических упражнений соответственно полученной травме.
Ключевые слова: медицинская реабилитация, физическая реабилитация, травма, физическая культура, здоровье, трудоспособность.
Abstract.
A.K. Namazov, K.A. Namazov Physical rehabilitation as an important component in the system of medical rehabilitation / Peter the Great Polytechnic University of St. Petersburg, St. Petersburg.
The role of physical rehabilitation in body recovery is considered by application of physical exercises according to the obtained trauma.
Key words: medical rehabilitation, physical rehabilitation, trauma, physical education, health, disability.
Введение. Каждый человек хоть раз в жизни болел или получал травмы. Однако далеко не у всех были случаи, при которых имела место быть тяжёлая форма этого недуга. Выздоровление при этом занимает куда больше времени, и иногда организму требуется помощь после получения травмы или переноса тяжёлого заболевания. Тогда на помощь приходит медицинская реабилитация, основной составляющей которой является физкультурная часть [3].
Физическая реабилитация - это комплекс мер, направленный на восстановление организма путём применения упражнений в процессе его выздоровления. Определение форм воздействия производится на основе