Литература
1. Бочков Н.П., Чеботарев А.Н. Наследственность человека и мутагены внешней среды. М.: Медицина. 1989. 272 с.
2. Порошенко Г.Г., Горькова С.Н. Экологические аспекты мутагенеза // Природа. 1989. № 3. С. 3-12.
3. Бекиш О.-Я.Л., Калинин Л.В., Степанов А.В. Паразитарный мутагенез // Роль наследственных факторов в патогенезе заболеваний человека. Сборник науч. труд. Витебск. 1992. С.58-62.
4. Бекиш О.-Я. Л., Калинин Л. В., Степанов А.В. Биомутагенное влияние нематод на кариотип соматических клеток хозяина //Актуальн. пробл. современной медицины. Материалы науч. конф. Витебск. 1994. С.61.
5. Milet R.G., Abt W., Gallegas D. Chromosome aberrations in toxoplasmosis // Lancet. 1976. Vol.1. P.1305-1306.
6. Manna G.K., Sadhukhan A., Datta S. Mutagenic potential of the human intestinal amoeba, Entamoeba histolytica assayed in mice as model // Cytologia. 1991. Vol.56. №4. P.613-619.
7. Manna G.K., Sarkar A.K. Mutagenic potential of human kalaazar hemoflagellate in mouce//Curr.Sci.(India). 1989. Vol.58. P.1268-1271.
8. Gillon John. Giardiasis: review of epidemiology, pathogenetic mechanisms and host responses//Quart. J. Med. 1984. 53. №209. P.29-39.
9. Астафьев Б.А., Яроцкий Л.С., Лебедева М.Н. Экспериментальные модели паразитозов в биологии и медицине. М.: Наука. 1989. 279 с.
10. Stevens David P. Giardiasis: host-pathogen biology // Rev. Infec. Diseases. 1982. №4. P.851-858.
11. Chavez B., Gonzales-Marisca I.L, Cedillo R., et al. Giardia lamblia: cytopathic effect of human isolates of carrier and symptomatic infections // Bull. Soc. fr. parasitol. 1990. 8. Suppl. №1. P.346.
12. Ford E.H.R., Woollam D.H.M. A study of the mitotic chromosomes of mice of the strong A line // Experimental Cell Research. 1963. Vol.32. №2. P.320-326.
УДК 796.071
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА.
Н. И. Соколовская, В. П. Пойманов, Ю. В. Миронов
Смоленская государственная медицинская академия
Физическая культура и спорт в ВУЗе выступают как важное средство социального и профессионального становления будущего специалиста, его физического и духовного развития. Основной формой направленного использования физической культуры в высшем учебном заведении являются обязательные учебные занятия. Однако не обеспечивают в полной мере качественное решение задач физического воспитания в основном учебном процессе. Перспективным путем повышения эффективности физического воспитания студентов являются самостоятельные занятия физическими упражнениями (Попенченко В. В., 1979; Даленко Ф. Л., Резцов С. И., Мостова Ф. И., 1982 и др.). Поэтому повышение эффективности таких занятий - одна из проблем в физическом воспитании студентов. Особую остроту она приобретает в связи с повышением требовании к самостоятельной работе студентов и усилением индивидуального подхода к развитию личности будущего специалиста.
Эффективность различных форм самостоятельных занятий не вызывает сомнений. Их целесообразность подчеркивается при подготовке к выполнению контрольных нормативов учебной программы (Гаджиев С. А., 1987, Ковтун Л. И., 1988 и др.). Однако необходимых знаний к подготовке самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов нет (Ким В.Г. 1987 и др.). В тех случаях, когда такие знания и умения имеются студенты более активно и сознательно занимаются физическими упражнениями. Изучение взаимосвязи самостоятельных и учебных занятий физической культурой в медицинском вузе и составляет цель нашей работы. Основным методом исследования было тестирование физической подготовленности юношей и девушек Смоленской государственной медицинской академии, поступивших на 1 курс в 1997 и 1999 годах. Так как исследование проводилось в рамках учебного процесса по общепринятой программе (Виленский М. Я., Ильинич В. И., Масляков В. А., Щербаков В. Г., 1994), мы сочли целесообразным использовать для оценки физической подготовленности некоторые тесты контрольного раздела данной программы по физическому воспитанию для ВУЗов.
Таблица 1. Динамика физической подготовленности студентов 1 курса в констатирующем эксперименте (1997-1998 уч. год)
Тесты Пол 1997 г. 1 семестр 1998 г. 2 семестр г, р
Бег 100 м (сек) Юн. 14.16±0.11 0.33 2.36 14.27±0.15 0.45 3.17 3.86 < 0.01
Дев. 17.32±0.33 1.13 6.54 17.44±0.27 0.95 5.44 0.01
Прыжок в длину с места (см) Юн. 222.7±5.47 16.41 7.57 223.2±5.97 15.22 6.82 2.97 < 0.05
Дев. 171.92±3.77 13.05 7.59 174.54±3.73 12.91 7.40 3.67 < 0.01
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Юн. 30.4±2.86 8.57 22.31 30.0±3.04 9.12 23.38 3.06 < 0.05
Дев. 5.08±0.28 0.95 7.30 4.77±0.36 1.24 9.67 4.09 < 0.01
Приседания (кол-во раз в мин.) Юн. 56.5±2.18 3.21 5.48 55.4±1.52 4.55 7.93 1.73 < 0.01
Дев. 51.54±2.18 7.57 14.68 48.69±1.6 5.53 11.35 3.2 < 0.01
Первая строка: ср. арифметическая величина ±ошибка ср (М±т), вторая строка: ср. квадр. откл.(о); третья строка: коэффициент вариации (V).
Из таблицы 1 видно, что поступившие на 1 курс студенты имеют низкий уровень физической подготовленности. Особые затруднения у них вызывали тесты на силовую выносливость (сгибание и разгибание рук в упоре лежа и приседания). В тестах на отжимание в упоре лежа и приседаниях результаты 2 семестра ниже, чем 1 семестра. Например, при отжимании показатели уменьшились у юношей на 1.3%, у девушек на 6.1%, при приседании у юношей - на 2.0%, у девушек - на 5.5%. Достоверность различий наблюдается во всех 4-х тестах. Вероятно, программный материал и учебно-тренировочный процесс не оказали должного внимания на развитие физических качеств, например на силовую выносливость. Двигательные возможности значительной части студентов остаются на низком уровне, что также указывает на недостаточную эффективность традиционно используемых методов педагогического воздействия. Следовательно, становится очевидной дальнейшая необходимость изучения и поиска дополнительных более эффективных средств и методов в системе физического воспитания студентов медицинских ВУЗов.
В 1 (осеннем) семестре (проверочного эксперимента), после сдачи контрольных тестов, студенты занимались по учебной программе физического воспитания (Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г. 1994), но основная часть занятий была направлена на развитие силовой выносливости. Во 2 (весеннем) семестре наряду с дальнейшим совершенствованием спортивных навыков развивался скоростно-силовой потенциал занимающихся, но продолжалось и развитие силовой выносливости (Лотоненко А. В., 1997 и др.).
Нами были проведены лекции, даны консультации и разработаны комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий физической культурой. Студенты, которые имели затруднения при сдаче тестов, для улучшения своих результатов получали индивидуально ориентированные комплексы физических упражнений. По ним они занимались самостоятельно. Из таблицы 2 видно, что затруднения, как у юношей, так и у девушек продолжали вызывать тесты на силовую выносливость (сгибание и разгибание рук в упоре лежа и приседания). Практически у 70% студентов при сдаче теста на отжимание показатели ниже должных величин, причем 20% студентов вообще не справились с заданием, однако примерно 10% выполнили тесты легко, показав высокие результаты. Из этого следует, что данные показатели являются чувствительными при контроле за индивидуальным уровнем развития скоростно-силовой выносливости студентов ( на что указывает высокий У=38,32% у юношей, У=72,40% у девушек).
Тест - бег 100м студенты сдали легко, без особых затруднений. Вероятно, студенты 1 курса за период обучения в школе, на занятиях по физической культуре получали неравноценную нагрузку по развитию физических качеств. По результатам тестов видно, что хорошо развиты у студентов такие физические качества как
быстрота, скоростно-силовые способности (бег 100 м - 14.0, У=6,86% у юношей, а у девушек - 17.54, У=5,31%; прыжок в длину с места у юношей- 230.47, У=7,35%, у девушек - 171.47, У= 7,89%). Достоверность различий обнаружена во всех 2 тестах. Это связано, видимо, с большим количеством часов школьной программы, затраченных на легкую атлетику и спортивные игры. Как известно, эти виды спорта преимущественно развивают эти физические качества (Портных Ю.И. 1986 и др.).
Таблица 2. Динамика физической подготовленности студентов 1 курса в проверочном эксперименте (1999 - 2000 уч. год.)
Тесты Пол 1999 г. - осень 1 семестр 2000 г. - весна 2 семестр г, р
Бег 100 м (сек) Юн. 14.0±0.26 0.97 6.98 14.0±0.23 0.88 6.24 5.17 < 0.01
Дев. 17.54±0.24 0.95 5.91 17.0±0.21 0.82 4.69 5.26 < 0.05
Прыжок в длину с места (см) Юн. 230.47±4.76 17.8 7.89 235.67±5.05 18.89 8.01 2.89 < 0.05
Дев. 171.47±3.15 12.6 7.35 178.24±3.44 13.77 7.95 2.66 < 0.05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Юн. 40.0±3.07 11.5 38.32 44.53±3.66 13.71 39.69 2.53 < 0.05
Дев. 12.18±1.3 5.2 72.44 14.53±1.18 4.73 72.47 3.43< 0.01
Приседания (кол-во раз в мин) Юн. 56.27±1.53 5.73 10.18 58.67±1.64 6.04 10.66 6.51 < 0.01
Дев. 51.29±1.61 6.42 12.52 59.71±1.35 5.38 10.83 3.67 < 0.01
Первая строка: ср. арифметическая .величина ± ошибка ср. (М±т); Вторая строка: ср.квадр. откл.(а); третья строка: коэф. вариации (V).
Организованная таким образом учебная деятельность позволила в итоге (2 семестр) повысить силовой и ско-ростно-силовой потенциал студентов, расширить их функциональную базу. Об этом говорят результаты тестов во 2 семестре, показатели по ним практически все улучшились. Так например, в прыжках в длину с места результаты увеличились на 10,3% р< 0.05, в тесте сгибаний и разгибание рук в упоре лежа - на 11,12% р< 0.05, при приседании на 10,4% р< 0.01. Без изменений остался контрольный тест - бег 100м. Видимо для развития такого физического качества как быстрота одного семестра недостаточно. Вероятно также, что в этом возрасте качество быстроты развивается медленно, а для его улучшения требуется большая по объему специализированная работа.
Значительный интерес представляет сравнение вторых семестров 1998 и 2000 гг. В 1998 году учебные занятия по физической культуре проводились по общепринятой программе для ВУЗов, а в 2000 году - по разработанной нами программе, включающей самостоятельные занятия физическими упражнениями. Улучшение результатов 2 семестра 2000 года произошло во всех 4-х тестах, чего не скажешь о 2 семестре 1998 года, здесь только в 2-х тестах результаты улучшились. При сравнении этих 2-х семестров видно, что показатели в тесте бег 100 м увеличились на 9.8% у юношей, а у девушек 9.7%, в прыжке в длину с места у юношей 10.5%, у девушек 10.2%, в отжимании 14.8% у юношей, а у девушек 30.4%, в приседании 10.5% у юношей, 12.2% у девушек. По мнению Беляева В. (1979), Матвеева Н.,(1984), Виленского М. (1985) главным резервом совершенствования процесса физического воспитания в вузе является физическое самовоспитание студентов. Самовоспитание - это процесс, в котором воспитуемый выступает одновременно и объектом и субъектом воспитания, сознательно, целеустремленно и умело совершенствует самого себя. Он самостоятельно
приобретает необходимые знания, вырабатывает у себя полезные умения, направленно воздействует на свои качества и способности.
В физическом воспитании самовоспитание начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребность физического совершенствования, которая воплощается в самостоятельных действиях, направленных на достижение соответствующих результатов (Матвеев Л.П., 1993). Физическое самовоспитание может помочь в подготовке студентов к сознательному построению здорового образа и стиля жизни, а также повысить свою физическую подготовленность.
Реализация разработанной нами программы физического воспитания, включающей самостоятельные занятия, обеспечила: значительный подъем уровня физической подготовленности (таблица 2) знаниями и умениями для самостоятельных занятий физической культурой. Однако сложившиеся за последние годы подход и система организации занятий по физическому воспитанию в ВУЗе не способствуют широкому и активному вовлечению студентов в самостоятельную физкультурную практику. Это дополнительно указывает на необходимость дальнейшего и более глубокого изучения проблемы приобщения студентов к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Литература
1. Беляева В.А. Педагогические основы физического самовоспитания студентов: Дис.... канд. пед. наук - Рязань, 1978-151с.
2. Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В.А., Щербаков В.Г. Физическая культура: Примерная программа для высших учебных заведений.- М., 1994.- 54с.
3. Виленский М.Я., Беляева В.А. Физическая культура в самовоспитании личности будущего учителя: учебное пособие / Под общ. ред. В.А.Сластенина - М., МГПИ им. В .И. Ленина, 1985.- 57с.
4. Гаджиев С.А. Физическое воспитание студентов с учетом региональных особенностей физического развития и подготовленности (на примере регионов АЗССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1987.- 18с.
5. Доленко Ф.П., Резцов С.И., Молостова Ф.И. Пути повышения эффективности физического воспитания в ВУЗе// Теория и практика физической культуры.- М., 1982.- №9.- С.38-40.
6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры.- М.: ФиС., 1993- С.-338.
УДК 616.12 - 009.72 - 036.86
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ
ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА
С.Н. Пузин, Л.Е. Кузьмишин, А.А. Бетремеев
Федеральный научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, Москва
В процессе осуществления реабилитационных мероприятий важное значение имеет субъективное ощущение больным своего физического, психического и социального благополучия, способности функционировать в обществе соответственно своему положению в нем и получать удовлетворение от жизни, а именно то, что принято именовать качеством жизни (КЖ) и рассматривать его именно в том качестве, в каком ВОЗ дает определение понятию «здоровье» [1 ].
Адекватно определенный показатель КЖ будет играть не последнюю роль в оценке реабилитационных мероприятий больных вследствие ишемической болезни сердца (ИБС) [2, 3]. Степень тяжести сердечнососудистого заболевания, а также последующая эффективность проведенных мероприятий определяются на основании изучения объективных данных (величины артериального давления, частоты сердечных сокращений, показателей электрокардиограммы). Однако данные показатели не дают представления о влиянии методов лечения на жизнь больного.
Нами проводилось изучение показателей КЖ пациентов, прошедших курс восстановительного лечения в отделении реабилитации кардиологического санатория «Красный Бор» Смоленской области. Было опрошено 272 больных (в т.ч. 79,4% мужчин и 20,6% женщин) с острым инфарктом миокарда (ОИМ) и стабильной стенокардией напряжения (СН) при поступлении на восстановительное лечение и при выписке с помощью специального опросника, включающего 20 вопросов. Каждый вопрос оценивался по 6-ти балльной системе (от 0 - отсутствие влияния до 5 баллов - максимальное влияние). Максимально возможная сумма по итогам опроса составляет 100 баллов, что свидетельствует о наихудшем «качестве жизни» пациентов. В опросник были включены вопросы, касающиеся физических возможностей больных (шкала 1), вопросы, связанные с социальными возможностями больных (шкала 2) и их психо-эмоциональным статусом (шкала 3).