Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности форм и методов организации физического воспитания студентов'

Пути повышения эффективности форм и методов организации физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ДИНАМИКА НАГРУЗОЧНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / ПРОБА РУФЬЕ / LEVEL OF PHYSICALFITNESS / MOTIVATION / DYNAMIC LOAD IMPACTS / RUFE TEST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витько Сергей Юрьевич, Кондраков Геннадий Борисович

Представлена научно-исследовательская работа «Физкультурнооздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников РЭУ», выполненная в рамках внутреннего гранта из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Дано теоретическое обоснование авторских форм и методов организации физического воспитания студентов с целевыми установками на повышение уровня физической подготовленности, дифференциацию физической нагрузки в зависимости от кондиционных способностей, гендерных различий, а также альтернативных форм физического воспитания для студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья и представителей специальной медицинской группы. В результате педагогического эксперимента представлена динамика физической подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витько Сергей Юрьевич, Кондраков Геннадий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WA YS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FORMS AND METHODS OF ORGANISA TION PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS

This article presents a research project "Sport and health technology in enhancing the health of students and staff RG", made in the framework of the internal grant of funds Plekhanov Russian University of Economics. This article contains a theoretical justification of copyright forms and methods of physical training of students, with the target settings to increase the level of physical fitness, the differentiation of exercise, depending on the conditional abilities, gender differences, as well as alternative forms of physical education for students exempted from practical training for health and representatives of special medical group. As a result of the pedagogical experiment shows the dynamics of the physical preparedness of students.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности форм и методов организации физического воспитания студентов»

УДК 796.011.3

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

С.Ю. Витько, Г.Б. Кондраков

Представлена научно-исследовательская работа «Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении состояния здоровья студентов и сотрудников РЭУ», выполненная в рамках внутреннего гранта из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Дано теоретическое обоснование авторских форм и методов организации физического воспитания студентов с целевыми установками на повышение уровня физической подготовленности, дифференциацию физической нагрузки в зависимости от кондиционных способностей, гендерных различий, а также альтернативных форм физического воспитания для студентов, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья и представителей специальной медицинской группы. В результате педагогического эксперимента представлена динамика физической подготовленности студентов.

Ключевые слова: уровень физической подготовленности, мотивация, динамика нагрузочных воздействий, проба Руфье.

В настоящее время система физического воспитания студентов требует модернизации, осмысления ее компонентов, содержания, ценностных ориентиров, направленности, задач, форм, методов, педагогических технологий, способных гарантировать улучшение физической подготовленности, формирование ценностного отношения к своему телу и приобщение к регулярным занятиям физической культурой [1, 2, 5, 6]. Также не только недостаточно выяснены вопросы построения и содержания учебного занятия со студентами, имеющими низкий уровень физической подготовленности, но и не уточнены критерии нагрузки выполняемых заданий, не выявлена эффективность их воздействия на организм занимающихся [5].

К сожалению, значительная часть студентов, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье, одна из причин - это недостаток соответствующих знаний и методических умений [3].

Поэтому не случайно рекомендуемые программы учебной дисциплины «Физическая культура», наряду с учебно-тренировочными занятиями, предусматривают теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей

личности [1, 6]. Физическая культура представляет собой часть общенациональной культуры, в виде совокупности ценностей и знаний, создаваемых и востребованных обществом. Так, в современном обществе актуализированы дифференцированные программы физического воспитания, отвечающие мотивационным потребностям юношей и девушек, отличающиеся личностно-ориентированной направленностью,

вариативностью [8, 9].

Анализ статистических данных и исследования отечественных ученых за последнее десятилетие свидетельствуют о том, что поступающие в вуз абитуриенты характеризуются низким исходным уровнем физической подготовленности и отсутствием понимания необходимости достижения её на требуемом уровне [5]. Признание такого факта формирует объективную потребность в коррекции уровня физической подготовленности студентов вузов. В противном случае говорить о формировании физической культуры личности как целевой установки физического воспитания не имеет смысла. Следовательно, необходимы новые формы и методы организации физического воспитания [3, 8, 9], включающие инновационные методики на урочных занятиях и внеурочные формы в виде «спортивного рейтинга» студента, мотивации к выполнению комплекса ГТО, дополнительные занятия в спортивных секция, корпоративные спортивные мероприятия «Неделя здоровья», «Плехановский кросс», «Плехановская лыжня», участие в программе мониторинга состояния здоровья.

Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания на основе внедрения физкультурно-оздоровительных технологий.

Задачи исследования: разработка путей повышения эффективности форм и методов организации физического воспитания, учитывая гендерные особенности студентов, разработку «спортивного рейтинга», организацию выполнения комплекса ГТО, внедрение современных физкультурно-оздоровительных и фитнес-технологий в урочной форме.

Разработанное преобразование физического воспитания должно способствовать коррекции низкого уровня физической подготовленности для обеспечения нормальной жизнедеятельности в настоящем и будущем; совершенствованию теоретической подготовки в виде семинарских занятий, теоретического проекта «Спортивная наука» (для освобожденных от практических занятий и специальных медицинских групп), интеграции теоретических основ физической культуры и практических комплексов упражнений с выделением укрепляемых мышц, видов физической нагрузки, направленности упражнений; формированию компетенций по физической культуре, которые бы детализировали, раскрывали средства физической культуры в повседневной жизни в спортивной практике [2, 4].

Организация исследования: научно-исследовательская работа в рамках внутреннего гранта университета «РЭУ им. Г.В. Плеханова» реализована в течение 2016 года со студентами 1-3 курсов по дисциплине «Физическая культура». Педагогический эксперимент содержал исходный мониторинг физической подготовленности и физического состояния студентов (рост, масса тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ, проба Руфье-Диксона); разработку критериев для выставления зачета, учитывая «спортивный рейтинг» (выполнение комплекса ГТО, посещение спортивных мероприятий, посещение спортивных секций); совершенствование методики проведения практических занятий, применяя средства бильярда и плавания для студентов специальных медицинских групп, внедряя аэробные виды физической нагрузки в виде функционального тренинга, фитнеса, плавания и аквафитнеса, а также атлетическую гимнастику и общую физическую подготовку [8, 9]. Помимо этого, нами разработана единая компьютерная программа по систематизации данных посещаемости занятий, выполнении контрольных упражнений, исходных мониторинговых исследований.

Планирование уровня физической нагрузки с 1-го по 3-й курс на учебных занятиях осуществлялось следующим образом:

1-й курс:

1-й семестр - подготовительный этап;

2-й семестр - адаптационный этап;

2-й курс:

3-й семестр - тренирующий этап;

4-й семестр - тренирующий этап;

3-й курс:

5-й семестр - поддерживающий этап;

6-й семестр - поддерживающий этап.

Распределение работы по развитию двигательных качеств осуществлялось следующим образом: на нечётных семестрах -направленность занятий заключалась в развитии общей и силовой выносливости; на чётных семестрах - решались преимущественно задачи развития силы, ловкости и скоростно-силовой выносливости. В целях контроля качества прохождения программы в конце каждого семестра обучающие сдали контрольные нормативы. Соотношение затрачиваемого времени на развитие и поддержание уровня двигательных качеств в системе физического воспитания студентов были следующее: силовая подготовка -15-20 %; скоростно-силовая - 10-15 %; гибкость и координационные способности - 5-10 %; общая выносливость - от 40 до 60 %.

Содержательное обеспечение отдельного занятия включало унифицированный состав средств и зависело места проведения занятий и уровня подготовки занимающихся. По отношению к нему происходило

увеличение нагрузки в процессе занятий. От уровня к уровню воздействие нагрузки увеличивалось на 5-10 %, по сравнению с предыдущей в течение всего семестра. Как правило, это: ходьба, бег (5-15 мин); общеразвивающие упражнения (10-15 мин); скоростно-силовые упражнения (8-10 мин); специальные упражнения (10-15 мин); спортивные и подвижные игры (20-30 мин); релаксация (3-5 мин).

Разработанный алгоритм организации дифференцированной направленности обеспечения процесса физического воспитания студентов включал следующие действия: привлечение внимания к необходимости достижения социально задаваемых физических кондиций; постановку индивидуальных целей в этой связи; информационное обеспечение решения задач коррекции уровня физической подготовленности; выбор средств; разработка программ коррекции; оперативная информация о ходе процесса коррекции; регулирование содержания программ; рефлексия. Исходя из задач данного исследования, по величине отклонения, были выделены три уровня физической работоспособности студентов вуза: средний, нижесредний, низкий.

Результаты исследования: эксперимент показал (табл. 1, 2), что студенты достоверно повысили результаты физической подготовленности (Р<0,05).

Таблица 1

Результаты общей физической подготовленности девушек 1-го курса

Контрольные упражнения 1-й семестр (Х ±о) 2-й семестр (Х ±о)

1-й модуль 2-й модуль 3-й модуль 4-й модуль

1. Подъем туловища лежа на спине (кол-во раз) 30,1±5,8 37,5±7,0 39,5±7,3* 45,5±9,7*

2. Челночный бег 4*10м (с) 12,2±2,2 11,5±1,6 11,0± 1,5 10,9±0,9*

3. Подъем спины, лежа на животе (кол-во раз) 36,4±6,9 47,3±7,3 50,3±6,8 56,8±7,0*

4. Приседание за 30 с (кол-во раз) 24,2±4,5 28,9±3,6 28,9±3,6 29,5±3,1*

5. Сгибание и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз) 8,3±6,4 12,4±4,1 14,3±5,0 16,6±3,8*

6. Упражнение «планка» (с) 35±14,3 58,6±12,0* 70,8±8,4* 86,7±13,4*

7. Техника приседаний с бодибаром 3-5 кг (экспертная оценка, 10 баллов) 4,1±1,2 6,8±1,4* 7,6±0,9 8,8±1,2*

8. Прыжки на скакалке 1 мин (кол-во раз) 115,4±14,8 124±17,1 131,5±13,2 140,6±9,8*

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение;* - достоверность различий (Р<0,05), «планка» - комплексное статическое упражнение, в упоре лежа, на предплечья.

Таблица 2

Результаты общей физической подготовленности юношей 1-го курса

Контрольные упражнения 1-й семестр (Х ±о) 2-й семестр (Х ±о)

1-й модуль 2-й модуль 3-й модуль 4-й модуль

1. Подтягивания на перекладине (кол-во раз) 8,0±3,7 11,7±3,6 11,7±3,6 14,3±4,0*

2. Сгибания и разгибания рук на брусьях (кол-во раз) 17,0±4,2 20,1±4,9 22,6±5,1 26,4±5,1*

3. Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 35,6±8,7 40,2±5,9 44,2±6,4 46,2±9,6*

4. Выпрыгивания из приседа (кол-во раз) 29,4±8,4 40,2±7,1 40,2±7,1 46,9±6,1*

5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз) 29,5±11,5 36,8±8,5 40,8±6,4 53,5±10,8*

6. Упражнение «планка» (с) 45,3±10,8 66,2±12,3 90,0±8,8* 115,3±15,0*

7. Техника приседаний с бодибаром 10 кг (экспертная оценка, 10 баллов) 5,7±0,9 7,1±0,8* 8,6±1,0* 9,2±0,7*

9. Прыжки на скакалке 1 мин (кол-во раз) 90,6±18,2 98,5±15,3 115,8±14,9* 128,6±16,0*

Примечание: Х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение;* - достоверность различий (Р<0,05), «планка» - комплексное статическое упражнение, в упоре лежа, на предплечья.

В течение года студенты 1-го курса, как девушки, так и юноши достигли высоких результатов в упражнениях, характеризующих скоростно-силовые качества, координацию движений, силу, статическую выносливость. Физкультурно-оздоровительные технологии позволили повысить подготовленность юношей и девушек по всем контрольным упражнениям (Р<0,05), особенно в упражнении «планка» от 45 до 115 с (юноши), подтягиваниях, выпрыгиваниях из положения присед от 29 раз до 53 раз (юноши), «отжиманиях», чему способствовали оптимально подобранные и смоделированные фитнес-нагрузки, их сочетание с традиционными видами спорта. Следовательно, доказана эффективность физкультурно-оздоровительных технологий в повышении физической подготовленности студентов на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Список литературы

1. Аверясова Ю.О., Кондраков Г.Б., Витько С.Ю. Профессионально-личностное развитие специалистов по физической культуре и спорту в период модернизации высшего образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. С. 73-75.

2. Ежегодный мониторинг физической подготовленности военнослужащих, призванных на военную службу; кандидатов, поступающих в военно-учебные заведения, выпускников военно-учебных заведений и довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации: этапный отчёт о НИР: Шифр «Молодое пополнение» / рук. работы Б.В. Ендальцев; исполн.: С.А. Малашенко [и др.]. СПб.: ВИФК ВМедА, 2014.

3. Интеграция традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 9. С. 19-22.

4. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов. / К.Э. Столяр [и др.] // Теория и практика физической культуры и спорта. 2016. № 9. С. 9-11.

5. Организационно-методическое обеспечение процесса коррекции низкого уровня физической подготовленности студентов вуза / Е.В. Тарабарина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.

6. Столяр К.Э., Логинов О.Н. Занятия по физической культуре как средство обеспечения личной безопасности // Двигательная активность учащейся молодёжи в современном образовательном пространстве: сб. матер. Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Йошкар-Ола: Изд-во Поволжский государственный технологический университет, 2015. С.128-130.

7. Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе: учеб. пособие / В.М. Богданов [и др.]. Самара: Изд-во СГАУ, 2007. 328 с.

8. Физическое воспитание как основа развития, совершенствования и гармонизации человека в условиях технического прогресса / С.Ю. Витько [и др.] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: сб. матер. VII Междунар. науч.-практ. конф.: Чебоксары. Изд-во «ООО ЦНС Интерактивная наука», 2016. С. 103-106.

9. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием / ред. кол.: Е.В. Старкова (глав. ред.), Т.А. Полякова (науч. ред.). Пермь, 2016. С.135-139.

Витько Сергей Юрьевич, старший преподаватель, kfizvosp@,mail.т. Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Кондраков Геннадий Борисович, зав. кафедрой, kfizvosp@,mail. ги, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

WA YS TO INCREASE THE EFFICIENCY OF FORMS AND METHODS OF ORGANISA TION

PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS

S.Y. Vitko, G.P. Kondrakov

This article presents a research project "Sport and health technology in enhancing the health of students and staff RG", made in the framework of the internal grant of funds Plekhanov Russian University of Economics. This article contains a theoretical justification of copyright forms and methods of physical training of students, with the target settings to increase the level of physical fitness, the differentiation of exercise, depending on the conditional abilities, gender differences, as well as alternative forms of physical education for students exempted from practical training for health and representatives of special medical group. As a result of the pedagogical experiment shows the dynamics of the physical preparedness of students.

Key words: level of physicalfitness, motivation, dynamic load impacts, Rufe test.

Vitko Sergey Yuryevich, senior lecturer, kfizvospamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,

Kondrakov Gennady Borisovich, head of Department, kfizvospamail. ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

УДК 796.011

НАПРАВЛЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБУЧЕНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В.А. Громов, Р.Г. Шайхетдинов, Е. Джим, В.В. Епишев

Представлена модульная двухступенчатая программа профессионально-прикладной физической подготовки студентов, разработанная на основе выявления профессиональных качеств и причин, влияющих на решение производственных задач.

Ключевые слова: студент, профессиональные прикладные физические упражнения, двухступенчатое модульное обучение.

Профессиональная прикладная физическая подготовка (ППФП) является одной из основных направлений системы физического воспитания. Задачи ППФП определены и призваны подготовить человека к конкретной практической производительной деятельности [3, 9, 10]. Идея использования средств физической культуры в процессе подготовки человека к труду и военной службе не является принципиально новой. Данный раздел подготовки предполагает последовательное решение дидактических задач по овладению основными способами техники выполнения физических упражнений прикладного характера в течение длительного времени, необходимого для прочного усвоения изучаемого двигательного действия. Физические упражнения, аналогичные по форме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.