Литература
1. Баркар Н. Д.//Медицинские новости; 1997.- 2.
2. Записная книжка практического врача.-1997.^ 1.-С.21-23.
3. Квиличи Дж. Вергнес Х.//Биология жителей высокогорья./Под ред. Бейкера.- М.: Мир, 1981.- С.211-242.
4. Смирнова Л.А.//Медицинские новости; N 2, 1997.
5. Записная книжка практического врача.- 1997-Ш- С. 17-20.
УДК 612.45
О ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ. Н. И. Соколовская
Смоленская государственная медицинская академия
Проблема укрепления здоровья и продолжительности жизни населения всегда была предметом внимания специалистов, общественности, государства. Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация выводит ее на уровень проблемы первостепенного значения. Общеизвестно, что физическая культура и спорт оказывают серьезное позитивное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека, на его ценностные ориентации. Поэтому, важной представляется задача приобщения студенческой молодежи к ценностям физической культуры, здоровому образу жизни, активной профессиональной деятельности. Решение этой задачи в определенной мере зависит от уровня физической подготовленности молодежи.
Оценка уровня физического развития и физической подготовленности - проблема, наиболее часто решаемая научно-исследовательской работы специалистов высшей школы (Майоров В. В., Га-поненко П.Г.,1989, Новиков Б. И., Федоткин В. В.,1988, Маркин Н. Н.,1984 и др.). При этом детально изучаются следующие основные вопросы: уровень физического развития и физической подготовленности школьников, поступивших на 1 курс ВУЗа (Антонов А. И., Шубин Л.С.,1984, Адамович Э.А., 1974 и др.); динамика показателей физической подготовленности и здоровья в целом по годам обучения (Данилов Ю. Г., 1977, Кулагин В. П., Федулов В. К., 1973 и др.); соотношение (классификация) студентов (в зависимости от уровня физического развития, двигательной подготовленности и здоровья) к конкретной медицинской группе -основной, подготовительной, специальной (Розенфельд Ю. П. 1988 и др.). Некоторые исследователи считают, что перспективным путем повышения эффективности физического воспитания являются самостоятельные занятия физической культурой и спортом (Копина Н.Ф., 1985, Третьяков Н. А., 1984, Мина-швили Г. В., 1987 и др.).
Анализ научно-методической литературы, посвященной самостоятельным занятиям физическими упражнениями, дает основание считать, что их основной организационно-методической формой являются специально разработанные самостоятельные задания по физической культуре (Плотников К. Г., 1970, Залетаев И. П., 1971, Васильев А. А., 1982, Огородников С. С., 1988 и др.). Они представляют собой физические упражнения или комплексы упражнений, позволяющие решать различные педагогические задачи. Изучение взаимосвязи самостоятельных и учебных занятий физической культурой в медицинских вузах и составляет цель данной работы. Одним из методов нашего исследования было тестирование подготовленности юношей Смоленской государственной медицинской академии. Поскольку исследование проводилось в рамках учебного процесса мы сочли целесообразным использовать для оценки в динамике физической подготовленности ряда студентов тесты контрольного раздела учебной программы по физическому воспитанию для вуза (Виленский М. Я., Ильинич В. И.,1994 и др.).
Оценочными показателями уровня развития физических качеств были: скоростных - бег на 100 м; приседания; скоростно-силовых - прыжки в длину с места; силовой выносливости - сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Некоторые сводные данные характеризующие физическую подготовленность студентов по данным выполнения нормативов приведена в таб. 1.
Таблица 1. Результаты тестовых упражнений юношей 1-2 курсов СГМА
Тесты
1999-2000 уч.г. 1 курс
2000-2001 уч.г. 2 курс
1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр
Бег 100 м. 14,20±0,26 0,97 6,86 14,09 ±0,23 0,88 6,24 14,27 ±0,25 0,95 6,68 14,27 ±0,28 1,05 7,34
Прыжки в длину с места 225,47±4,76 17,80 7,89 235,67 ±5,05 18,89 8,01 229,27±4,84 18,12 7,90 232,07 ±5,33 19,95 8,60
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 30,0 ±3,07 11,50 38,32 34,53 ±3,66 13,71 39,69 32,80 ±3,80 14,21 43,32 32,07 ±3,20 11,98 37,36
Приседание 56,27 ±1,53 5,73 10,18 56,67 ±1,62 6,04 10,66 55,93 ±1,81 6,77 12,10 57,47 ±1,30 4,85 8,45
Первая строка М ±т ; вторая - а; третья - КВ.
Анализ материалов, приведенных в таб. 1, отчетливо свидетельствует о следующих фактах:-студенты, поступившие в вуз, имеют низкий уровень физической подготовленности относительно нормативных требований программы по физическому воспитанию; традиционно существующая практика физического воспитания студентов не обеспечивает необходимого повышения, поддержания на должном уровне показателей физической подготовленности. Одной из причин низкой физической подготовленности определенной части студентов - явно недостаточный объем занятий физическими упражнениями (4 часа в неделю на 1 курсе, 2 часа на 2 курсе) не позволяющий в их процесс подготовить всех студентов к сдаче контрольных нормативов, предусмотренных программой (Назаров П.А., 1973, Протасов В.Ф.,1973, Молчанова В.И.1974 и др.). При сравнении показателей тестов юношей СГМА по четырем семестрам (таб. 2) достоверные различия обнаружены во всех четырех тестах: бег на 100 м; прыжки в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания. При сравнении показателей во 2-м и 3-м семестрах выявлены достоверные различия (от Р<0,05 до Р< 0,01) в результатах практически по всем тестовым упражнениям. Снижение результатов в этих семестрах, на наш взгляд, зависит от уменьшения количества часов в неделю для занятия физической культурой в 3-ем семестре.
Таблица 2. Различие показателей тестов юношей СГМА
Тесты Достоверность различий
1 -2 семестры 2 - 3 семестры 3 - 4 семестры
Т Р Т Р < Р
Бег на 100 м. 5,17 <0,01 5,89 < 0,01 4,27 <0,01
Прыжки в длину с места 2,89 <0,05 5,35 < 0,01 2,47 <0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 2,53 <0,05 2,69 < 0,05 2,27 <0,05
Приседание 6,51 <0,01 4,09 < 0,01 2,67 <0,05
Главный резерв совершенствования процесса физического воспитания в вузе большинство исследователей видят в физическом самовоспитании студентов (Беляева В., 1979, Матвеева Н., 1984 и др.). Самовоспитание - это педагогический процесс, в котором воспитуемый выступает одновременно и объектом и субъектом воспитания, сознательно, целеустремленно и умело совершенствует самого себя. Он самостоятельно приобретает необходимые знания, вырабатывает у себя полезные умения и навыки, направленно воздействует на свои качества и способности, устанавливает и
выполняет рациональный режим жизни, подчиняется строгому расписанию занятий, дисциплине. По данным В. Беляевой (1979), у студентов, занимающихся физическим самовоспитанием, улучшение результатов в беге на 100м произошло на 1,7сек., т.е. почти в два раза лучше, чем у не занимающихся, а в прыжке в длину с места- почти в 4 раза. Эти данные в основном согласуются с данными и других авторов (Зинченко В. А., 1982, Кулик Я. И.,1980 и др.), которые утверждают, что самостоятельные занятия студентов стимулируют развитие волевых качеств, вырабатывают способность к самоанализу. Такие студенты, как правило, отличаются от своих товарищей более высокими результатами при выполнении контрольных нормативов. Практика самостоятельных занятий физическими упражнениями - это деятельность, сущность которой выражается в проявлении двигательной активности в сфере физической культуры, осуществляемая человеком в свободное время, самостоятельные занятия физической культурой как высшее проявление сознательной активности в сфере физической культуры характеризуется целенаправленностью и независимостью.
Всё вышеуказанное позволяет сделать следующее заключение: вопрос содержания и организации самостоятельной деятельности студентов является сложным процессом и может успешно решаться только при комплексном сочетании методов, средств и условий формирования самостоятельности у студентов; существуют обьективные недостатки в планировании учебно-воспитательного процесса вуза: неразработанность теоретических основ самостоятельной деятельности (содержание, организационные формы и методы этой деятельности); неразработанность критериев оценки уровня самостоятельности; слабое освещение опыта работы в этой области в педагогической печати.
Литература
1. Антонов А. И., Шубин Л.Е. Динамика физической подготовленности студентов 1-2 курсов в 1981-1983 уч. гг., Научно-методическая конференция по проблемам физического воспитания и спортивной медицины на севере. Архангельск, 1984, С. 64.
2. Беляева В. А. Физическое самовоспитание как средство оптимизации учебно-воспиательного процесса - в кн.:Физическая культура в научной организации учебного труда студентов педагогического института: Сборник научных трудов МГПИ им. В.И.Ленина / Под ред. М. Л. Виленского. М.,1979. вып.4 с.3-18.
3. Виленский М. Я., Ильинич В. И., Масляков В. А., Щербаков В. Г. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. М. 1994. -54 с.
4. Данилов Ю. Г. Структура, изменение и пути совершенствования физической подготовленности студентов: автореферат дисс... канд. педнаук. М., 1977.- 19 с.
5. Куланин Б. Д. Влияние специальных занятий, убеждений и потребностей на практику самостоятельных занятий физической культурой студенческой молодежию. Автореферат дисс. канд. педнаук. М., 1986.-21с.
6. Зайтендинов М.А. Индивидуализация самостоятельной работы как фактор совершенствования процесса физического воспитания студентов очного учебного отделения нефтяных вузов. Дисс..канд. педнаук.-С.-Петербург. 1993г.
7. Тихонова Т. К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию. Диссертация канд. педнаук - М. 2000.
8. Якубенко Ю. Л. Сочетание учебных и самостоятельных занятий обеспечивающее должный уровень двигательной активности и физической подготовленности студентов. Автореферат дисс.канд. педнаук. - М. 1990-18 с.