Научная статья на тему 'Выявление основных средств и методов развития силы у студентов, занимающихся физической подготовкой'

Выявление основных средств и методов развития силы у студентов, занимающихся физической подготовкой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / силовая выносливость / нормативы / мотивация / физическая подготовленность / общая физическая подготовка. / students / strength endurance / standards / motivation / physical fitness / general physical fitness.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Патаркацишвили Николай Юрьевич, Завьялов Дмитрий Александрович

Выявлены основные средства и методы развития силы на учебных занятиях по физической культуре у студентов основной медицинской группы здоровья, необходимые в подготовке к выполнению зачетных нормативов. Проведено анкетирование с целью определения отношения студентов к физической культуре и спорту и основных причин спортивного интереса к занятиям в группе общей физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF FUNDAMENTALS AND METHODS OF STRENGTH DEVELOPMENT IN STUDENTS IN PHYSICAL TRAINING

The main means and methods of strength development at physical culture lessons for students of the main medical group of health, necessary in preparation for the fulfillment of test standards, have been revealed. A questionnaire was conducted to determine the attitude of students to physical culture and sports and the main reasons for sports interest in classes in the group of general physical training.

Текст научной работы на тему «Выявление основных средств и методов развития силы у студентов, занимающихся физической подготовкой»

УДК 796.011.3

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10906

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ

РАЗВИТИЯ СИЛЫ У СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ

Н.Ю. Патаркацишвили, Д.А. Завьялов

Выявлены основные средства и методы развития силы на учебных занятиях по физической культуре у студентов основной медицинской группы здоровья, необходимые в подготовке к выполнению зачетных нормативов. Проведено анкетирование с целью определения отношения студентов к физической культуре и спорту и основных причин спортивного интереса к занятиям в группе общей физической подготовки.

Ключевые слова: студенты, силовая выносливость, нормативы, мотивация, физическая подготовленность, общая физическая подготовка.

IDENTIFICA TION OF FUNDAMENTALS AND METHODS OF STRENGTH DEVELOPMENT IN STUDENTS IN PHYSICAL TRAINING

N.Yu. Patarkatsishvili, senior lecturer, npu-tinccv@mail.ru. Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University, D.A. Zavyalov, doctor of pedagogical sciences, professor, biopedagog@yandex.ru, Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. As-tafieva

The main means and methods of strength development at physical culture lessons for students of the main medical group of health, necessary in preparation for the fulfillment of test standards, have been revealed. A questionnaire was conducted to determine the attitude of students to physical culture and sports and the main reasons for sports interest in classes in the group of general physical training.

Key words: students, strength endurance, standards, motivation, physical fitness, general physical fitness.

Патаркацишвили Николай Юрьевич, старший преподаватель, приПпссуУ/. mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский федеральный университет,

Завьялов Дмитрий Александрович, д-р пед. наук, проф., biopedagoаШапёсх.ги, Россия, Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Специалисты в области физического воспитания указывают на негативные показатели ухудшения уровня физического развития и физической подготовленности современных студентов вузов [2, 6-8].

Повышение общей и специальной работоспособности, а также спортивных результатов обычно связывают с совершенствованием физических качеств. Вместе с тем это позволяет существенно повысить еще не исчерпанные резервы, от которых зависит повышение эффективности технико-тактических действий на занятии, тренировке, и подготовить к

соревновательным условиям [2, 4, 7].

В системе специальной физической подготовки (СФП) силовая подготовка и спортивная техника должны рассматриваться в неразрывном единстве подготовленности студентов к сдаче нормативов. Сила отражает способность спортсмена к быстрому наращиванию рабочего напряжения мышц до возможного максимума. В условиях реального занятия или тренинга постоянно происходит смена ситуаций, в связи с чем требуются мышечные усилия [1-4, 7].

Важную роль в развитии силы на занятии и в тренинге играет нагрузка, которая должна распределяться на все мышцы, чтобы в результате достичь согласованности (межмышечной координации) в работе большого количества мышечных групп.

В 2019/20 г. нами было проведено наблюдение с целью выявления основных средств и методов развития силы, используемых в основных группах общей физической подготовки (ОФП) для сдачи зачетных нормативов. В наблюдении приняли участие студенты разных курсов и институтов Сибирского федерального университета, занимающиеся в основной группе здоровья на специализации ОФП. Общее количество исследуемых составило 104 чел.

В начале исследования студенты анонимно ответили на вопросы анкетирования, такие как: пригодятся ли им занятия по ФК в дальнейшей профессиональной деятельности или только для поддержания здорового образа жизни; хотели бы они попробовать свои силы в тестах ВФСК «ГТО»; удовлетворяет ли их та нагрузка, которую они получают на занятиях физической культурой в вузе; уделяют ли они время спортивной деятельности во внеучебное время; каково их отношение в целом к спорту и занятиям физической культурой (рис. 1).

ФКиС необходима для професиональной деятельности

ФКиС не интересна для их професиональной деятельности

Для здорового образа жизни

Кандидаты, решившие попробовать свои силы в тестах ВФСК "ГТО"

Получают физическую нагрузку только в учебном заведении

Противники спорта и активной физической деятельности внутри вуза

Отсутствие свободного времени на спорт и подготовку к нормативам

Не получают желаемую физическую нагрузку в вузе

Ведут активный образ жизни

Занимаются дополнительно в свободное время спортом

36 %

49 %

15 %

42 %

64 %

12 %

43 %

28 %

11 %

6 %

Рис. 1. Отношение студентов к физической культуре и спорту

Наблюдение за тренировочными занятиями студентов начиналось с подготовительной части. Мы попытались выяснить, какие силовые упражнения применяются в этой части в группах ОФП. Полученные результаты представлены на рис. 2.

Передвижение, в упоре лежа Ходьба на руках, в упоре лежа Обоюдное толкание спиной Вытягивание партнера Прыжки на одной ноге Выпрыгивание вверх с хлопком над головой Упор на руках, прыжки со скручиванием

Упор на руках Перекаты в полном приседе Выпады на месте (приседания-ножницы)

Прыжки в длину Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Удержание положения в упоре лежа Сгибание и разгибание ног в широкой стойке Передвижение в полном приседе руки за..

10 % 10 %

20 %

20 %

40 %

■о

11 %

30 %

13 %

18 %

18 %

18 %

33 %

52 %

Рис. 2. Силовые упражнения в подготовительной части занятия

На рис. 2 видно, что наибольшей популярностью среди силовых упражнений в подготовительной части пользуется передвижение вперед или назад в полном приседе руки за головой (33 %). Такие упражнения, как сгибание и разгибание ног в коленях, силовое удержание положения в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа занимают второе место (18 %). Весьма редко используются прыжки в длину (13 %).

Одним из основных упражнений для студентов является развитие силы мышц ног. Выпады на месте (приседания-ножницы) студенты выполняют в 52 % случаев. Удивительно, но некоторые преподаватели и студенты предпочитают использовать упражнения, которые больше способствуют развитию гибкости, чем силы. К таким упражнениям относятся перекаты в полном приседе вперед, назад, в группировке рук перед собой в замок (30 %), на долю упражнений только в упоре на руках приходится 11 %. Наиболее усложненный вариант - сначала в упоре на руках, согнувшись в спине, а затем прыжком вперед поднос коленей к груди - встречается у 4 % занимающихся, остальные 3 % добавляют выпрыгивание вверх с хлопком над головой и упор перед собой согнувшись в спине, ноги к груди (см. рис. 2).

Помимо упражнений на преодоление собственной массы тела, в подготовительной части присутствуют упражнения, которые выполняются с партнером. Одно из таких упражнений - это прыжки на одной ноге в паре с партнером, держа друг друга за голени другой ноги. Это упражнение используют 40 % студентов. Такие упражнения, как вытягивание партнера на себя взявшись за руки и обоюдное толкание, стоя друг к другу спиной, применяют в тренировочной практике 20 % студентов, ходьба и передвижение на руках в упоре лежа с помощью партнера, держащего за ноги - 10 % (см. рис. 2).

После подготовительной части занятия студенты переходят к основной, где преимущественно выполняют силовые упражнения различного характера, используемых для подготовки к сдаче контрольных нормативов. В основном это беговые упражнения с изменением интенсивности (43 %) - чаще всего выполняются по пересеченной местности, упражнения на руки и ноги стоя, на месте, с преодолением собственной массы тела (19 %), силовые упражнения в парах с преодолением сил и массы тела соперника (18 %), прыжковые упражнения в движении и на месте (12 %), упражнения на турниках и гимнастических брусьях (8 %) (рис. 3).

Упражнения с отягощением 20 %

Приседание 15 %

Поднимание и опускание туловища лежа на... 15 %

Прыжки в длину на одной ноге 13 % Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 37 %

Упражнения на турниках и гимнастических. 8 %

Прыжковые упражнения в движении и на месте 12 %

Силовые упражнения в парах с преодолением... 18 %

Упражнения рук и ног на месте с. 19 %

Беговые упражнения с изменением. 43 %

Рис. 3. Силовые упражнения в основной части занятия

В ходе наблюдения зафиксировано, что в основной части учебно-тренировочного занятия достаточно большое количество времени отводится на выполнение различных упражнений, развивающих в основном силу. Такие как сгибание и разгибание рук, из положения упор лежа (37 %), прыжки в длину на одной ноге (13 %), поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (15 %), приседания с последующим

выпрыгиванием из положения упор присев (15 %) и упражнения, выполняемые с отягощением, - наклоны вперед, взяв груз в руки или выполняя сопротивление с партнером (20 %) (см. рис. 3).

Из многочисленных средств физической подготовки 44 % студентов предпочитают бег по пересеченной местности (в зимний период - бег на лыжах), 21 % - сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и подтягивание из виса на перекладине, остальные 14 % уделяют больше времени маховым движениям рук и передвижениям по рукоходу (рис. 4).

Бег по пересеченной местности Не пользуются упражнениями с партнером Сгибание и разгибание спины, стоя друг к. Приседания на одной ноге, взяв партнера за руки Поднимание ног и туловища лежа на спине

Ходьба в приседе Ходьба в полуприседе вперед Прыжки в длину с места Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Поднимание и опускание туловища лежа на. Маховые движения рук и передвижение по.. Подтягивание из виса на перекладине Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях Бег по пересеченной местности и бег на лыжах

6 % 10 % 10 %

62 %

18 %

29 %

12 %

16 %

14 %

21 %

21 %

53 %

46 %

44 %

Рис. 4. Средства общей физической подготовки студентов

В конце основной части учебного занятия студенты, как правило, выполняют работу силовой направленности. В комплекс упражнений на преодоление собственной массы тела входят такие упражнения, как поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (46 %), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (16 %), прыжки в длину с места (12 %), ходьба в полуприседе вперед и в полном приседе практикуется у 10 % студентов, поднимание ног и туловища из положения лежа на спине выполняют 6 % занимающихся (см. рис. 4).

Упражнения с партнером распределились следующим образом:

а) приседание на одной ноге, взяв партнера за руки - 53 %;

б) сгибание и разгибание спины, стоя друг к другу спиной и взявшись согнутыми руками в локтях - 29 %;

в) не пользуются упражнениями с партнером - 18 % (см. рис. 4).

В конце основной части занятия физической подготовкой бегом по пересеченной местности (в зимний период - бегом на лыжах) занимаются

62 % студентов, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях выполняют 18 % учащихся, подтягивание из виса на перекладине - 13 %, маховые движения руками и передвижения по рукоходу - 7 % (см. рис. 4).

Таким образом, установлено, что на занятиях ОФП используются такие силовые задания, как беговые упражнения с изменением интенсивности, упражнения на мышцы рук и ног стоя, на месте, с преодолением собственной массы тела в максимальном темпе, отработка силовых упражнений в парах с преодолением сил и массы тела соперника с разной интенсивностью и характером, выполнение упражнений на турниках и гимнастических брусьях. Выявлено, что в подготовительной и основной частях занятия применяются упражнения на преодоление собственной массы тела, упражнения на ноги и с партнером. В конце основной части тренировочного занятия для развития силы используются упражнения на брусьях, перекладине и рукоходе, а также упражнения на преодоление собственной массы тела и с партнером.

В основной части зантия ОФП в большом количестве используются различные упражнения, преимущественно развивающие силу, - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки в длину на одной ноге, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, приседания с последующим выпрыгиванием из положения упор присев и упражнения, выполняемые с партнером, - наклоны вперед держась за руки. Из технических средств общей физической подготовки применяются беговые дорожки, брусья, перекладина и рукоход.

Результаты опроса показали, что студенты имеют достаточно хорошее представление, для чего им нужна физическая нагрузка в вузе. В то же время студенты не особо заинтересованы в занятиях спортом и посещении внеучебных спортивных секций, ввиду дефицита свободного времени и большой учебной нагрузки. Следует отметить, что 12 % студентов вообще не имеют желания выполнять какую-либо физическую нагрузку. Факторы, мотивирующие студентов к спортивной и подвижной деятельности, связаны с необходимостью сдачи контрольных нормативов, с желанием повысить уровень физической подготовленности, а также лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В. Фитнес-куль-тура студентов: теория и практика: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 228 с.

2. Изучение мотивации студентов вузов к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО / Е.А. Николаев [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 1. С. 25-32.

3. Сайтов Р.М., Лисицкая Т.С. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 51-54.

4. Саитов Р.М., Лисицкая Т.С. Что такое «функциональный тренинг»? // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 6. С. 73-75.

5. Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи / А.Ю. Осипов [и др.] // Физическое воспитание студентов. 2016. № 6. С. 34-39.

6. Факторы, препятствующие подготовке и выполнению нормативов ВФСК ГТО студентами вузов / Л.Г. Рыжкова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 39-41.

7. Филиппович В.А., Завьялов Д.А. Педагогические аспекты формирования психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 125-128.

8. Щеголев В.А., Сущенко В.П., Пискун О.Е. Отношение студенческой молодежи к подготовке и выполнению норм и требований физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 57-59.

References

1. Grigor'ev V.I., Davidenko D.N., Malinina S.V. Fitnes-kul'tura studentov: teoriya i praktika [Fitness culture of students: theory and practice]: textbook. allowance. Saint-Petersburg: Publishing house SPbGUEF, 2010. 228 p.

2. Izuchenie motivacii studentov vuzov k vypolneniyu normativov ispytanij (testov) VFSK GTO [Studying the motivation of university students to fulfill the standards of tests (tests) VFSK TRP] / E.A. Nikolaev [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universi-teta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport]. 2020. Issue. 1. P. 25-32.

3. Saitov R.M., Lisickaya T.S. Funkcional'no-krugovaya trenirovka v ozdorovi-tel'nom fitnese [Functional-circular training in health-improving fitness] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013. No. 12. P. 51-54.

4. Saitov R.M., Lisickaya T.S. Chto takoe «funkcional'nyj trening»? [What is functional training?] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2013. No. 6. P. 73-75.

5. Sovremennye metodiki kardio-silovogo treninga v fizicheskom vospitanii studen-cheskoj molodezhi [Modern methods of cardio-strength training in physical education of student youth] / A.Yu. Osipov [et al.] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2016. No. 6. P. 34-39.

6. Faktory, prepyatstvuyushchie podgotovke i vypolneniyu normativov VFSK GTO studentami vuzov [Factors hindering the preparation and implementation of the WFSK TRP standards by university students] / L.G. Ryzhkova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 5. P. 39-41.

7. Filippovich V.A., Zav'yalov D.A. Pedagogicheskie aspekty formirovaniya psihofi-zicheskoj gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti sredstvami fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical aspects of the formation of students' psychophysical readiness for professional activity by means of physical culture and sports] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2012. No. 2. P. 125-128.

8. Shchegolev V.A., Sushchenko V.P., Piskun O.E. Otnoshenie studencheskoj molo-dezhi k podgotovke i vypolneniyu norm i trebovanij fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO [The attitude of student youth to the preparation and fulfillment of the norms and requirements of the physical culture and sports complex of the RLD] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 3. P. 57-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.