Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС-ФАКТОРЫ / СТУДЕНТЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуйкова Е. Г., Бушма Т. В., Липовка А. Ю., Липовка В. П.

В работе изучены стресс-факторы, уточнены представления об особенностях их воздействия на учебную деятельность студентов-политехников, определены характеристики личностных качеств, влияющих на работоспособность студентов в стресс ситуациях, выявлена предрасположенность студентов к психосоматическим заболеваниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. конференции с международным участием. Казань, 16-18 ноября 2018 г. / под ред.

Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2018. С. 20-22.

15. Парфененкова В.Ю., Смирнов М.В., Некрасова А.И., Трофимова Е.С. Тенденции изменения взаимоотношений между преподавателями и студентами в условиях цифрового общества // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 247-253.

16. Шалупин В.И., Родионова И.А., Перминов М.П., Романюк Д.В., Письменский И.А., Голубев А.А., Волкова Л.М., Карпушин В.В. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации//Учеб. / под ред. В.И. Шалупина. Москва, 2018. - 484 с.

УДК 378.147

Е.Г. Зуйкова1, Т.В. Бушма1, А.Ю. Липовка2, В.П. Липовка3

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта;3Научно-исследовательский центр военного института физической культуры, Санкт-Петербург, [email protected]

Резюме. В работе изучены стресс-факторы, уточнены представления об особенностях их воздействия на учебную деятельность студентов-политехников, определены характеристики личностных качеств, влияющих на работоспособность студентов в стресс ситуациях, выявлена предрасположенность студентов к психосоматическим заболеваниям. Ключевые слова. Стресс-факторы, студенты, стрессоустойчивость.

Summary.

E.G. Zuikova, T.V. Bushma, A.Y. Lipovka, V.P. Lipovka Study resistance students in educational activity.

The stress factors were studied in the work, the ideas about the peculiarities of their

759

impact on the educational activities of polytechnic students were clarified, the characteristics of personal qualities affecting students 'performance in stressful situations were determined, the students' predisposition to psychosomatic diseases was revealed.

Key words: Stress factors, students, stress resistance.

Введение. Высокие требования образовательных стандартов, рейтинговые оценки знаний студентов, интенсивная интеллектуальная деятельность, нарушение привычного жизненного цикла, ограничение двигательной активности оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние студента, вызывая снижение уровня их стрессоустойчивости [1,3,10,13]. Переживание стресса вызывает психическое напряжение, снижает качество учебной деятельности, приводит к росту заболеваний [2,5,9]. Напряженную учебную деятельность студентов, в той или иной степени, можно рассматривать, как постоянную форму учебного стресса, «пик» которого приходится на период зачетов и экзаменационной сессии [6,8]. Некоторые специалисты отмечают, что стресс во время экзаменов занимает одно из первых мест по негативному влиянию на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [4,5,7,12,14]. Экзаменационный стресс вызывает психическое напряжение, что ведет к снижению уровня стрессоустойчивости. В связи с этим актуален вопрос изучения индивидуальной стрессоустойчивости студентов [1,4,8,11,13,15].

Цель исследования: изучение стресс-факторов, в учебной деятельности студентов СПбПУ.

Задачи:

1. Определить стресс-факторы в учебной деятельности студентов.

2. Оценить индивидуальные показатели устойчивости к стрессу.

3. Проанализировать результаты анкетирования, сформулировать выводы и практические рекомендации.

Методы исследования: анализ литературных источников, социологический опрос, педагогическое наблюдение, методы математической статистики (регистрация данных, ранжирование, построение таблиц и диаграмм). Использование данных методов обеспечило достоверность исследования в соответствии с поставленными задачами.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап посвящен выбору проблемы исследования, обоснованию цели, задач, определению тестовых методик для диагностики уровня стрессоустойчивости студентов. На втором

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. этапе проведен социологический опрос с использованием теста на учебный

стресс, разработанного Ю. В. Щербатых [15]. На третьем этапе обобщены и

систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы.

Нами проведено тестирование студентов второго курса СПбПУ (216

человек) по методике Ю.В. Щербатых. Результаты исследования показали, что

70% студентов адекватно относятся к стрессовым ситуациям, сохраняют

работоспособность, обладают достаточным уровнем эмоциональной

устойчивости. 23% студентов имеют низкий уровень стрессоустойчивости, т.е.

не способны противостоять действию стресс-факторам, а значит, возможны

частые конфликты, нервно-психологические срывы. Высокий уровень

стрессоустойчивости показали лишь 7% опрошенных, что свидетельствует об

адаптации данной группы к учебным нагрузкам, отсутствии тревожности в

разрешении сложных ситуаций. Таким образом, особое внимание следует

уделять группе студентов с высокочувствительным порогом к стрессу.

Фактически, данный опрос оценивает уровень стрессочувствительности -

показатель обратный стрессоустойчивости, т.е., чем выше показатели данного

теста, тем ниже стрессоустойчивость студента. Первая шкала определяет

повышенную реакцию на внешние обстоятельства, на которые студент не может

повлиять, средние показатели - от15 до 30 баллов. Всем испытуемым

предложено оценить по 10-балльной системе стресс-факторы, поставив любое

число от «1» - совершенно не задевает, до «10» - очень сильно беспокоит и

напрягает (табл.1).

Таблица 1

Реакция на внешние стресс-факторы

№ пп Стресс-фактор Средни й балл в группе Количество студентов (в %) с оценкой в

10 баллов 1 балл

1 Приближение сессии 8,12 29% 3%

2 Строгий преподаватель 6,37 18% 6%

3 Неумение организовать свой режим дня 5,98 10% 5%

4 Разочарование в профессии 5,46 12% 14%

5 Неблагоприятные межличностные отношения в группе 3,51 0 29%

Наиболее значимыми стресс-факторами для студентов стали приближение экзаменов и строгость преподавателей, наименее значимыми - неблагоприятные отношения в группе. Сумма средних показателей для группы составила - 29,44 балла, что соответствует норме (норма 15-30 баллов), тем не менее, результат приближен к границе нормы. Студентам были даны рекомендации: объективно относиться к уровню своих знаний, не придавать экзаменам чрезмерную важность, позволит студентам минимизировать негативную реакцию на эту группу стресс-факторов.

Вторая шкала выявляет личностные качества студентов, которые могут привести к стрессам (табл.2). Склонность все излишне усложнять приводит к эмоциональным переживаниям, стрессу. Страх перед будущим, излишне серьезное отношение к учебе - наиболее значимые стресс-факторы для студентов. Сумма средних показателей для группы опять приближена к границе нормы и составила - 24,58 балла (норма от 14 до 25 баллов).

Таблица 2

Личностные качества студентов

№ пп Стресс-фактор Средний балл в группе Количество студентов (в %) с оценкой:

10 баллов 1 балл

1 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах 5,99 11% 8%

2 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе 5,39 5% 10%

3 Стеснительность, робость, застенчивость 5,21 2% 7%

4 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты 4,01 6% 19%

5 Плохой, беспокойный сон 3,98 7% 26%

Не занижать самооценку индивидуальных способностей, реально оценивать свои возможности - эти рекомендации нацелены на позитивное отношение студента к себе, как следствие - возможность противостоять стрессовым ситуациям.

Третья шкала выявляет предрасположенность студентов к психосоматическим заболеваниям (табл.3).

Студенты отметили головные боли и повышенную утомляемость, мышечное напряжение, как наиболее частые симптомы, которые возникают в

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. процессе учебной деятельности, в меньшей степени изменения касаются

дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Сумма баллов средних

показателей для группы составила - 19,18 балла (норма от 12 до 28 баллов), что

характеризует адекватную учебной нагрузке стрессоустойчивость различных

систем организма студентов.

Таблица 3

Проявление стресса на здоровье студентов

№ пп Признаки Средни й балл в группе Количество студентов (в %) с оценкой

10 баллов 1 балл

1 Головные боли, повышенная утомляемость 6,20 15% 6%

2 Напряжение или дрожание мышц 4,31 6% 19%

3 Учащенное сердцебиение, боли в сердце 3,26 2% 38%

4 Проблемы с желудочно-кишечным трактом 3,15 2% 44%

5 Затрудненное дыхание 2,26 1% 60%

Для снижения риска психосоматических заболеваний и уровня стрессочувствительности студентов, необходимо шире внедрять обучение приемам саморегуляции, специальные комплексы упражнений, способствующие психоэмоциональной устойчивости, интерактивные и поисковые технологии самостоятельного обучения. Выводы:

1. Результаты исследования позволили оценить стрессоустойчивость студентов второго курса, занимающихся на специализации «Аэробика», определить значимость воздействия внешних и внутренних стресс-факторов, провоцирующих развитие учебного стресса. По всем параметрам выраженность стрессоустойчивости в пределах нормы, тем не менее 23% респондентов имеют повышенный уровень стрессочувствительности, имеют предрасположенность к конфликтным ситуациям, нервным срывам, неадекватной реакции на стресс.

2. Практическая значимость исследования заключается в возможности

применения результатов опроса для индивидуального подхода к обучению

студентов с разным уровнем стрессоустойчивости, для уменьшения

индивидуальной чувствительности к стрессу студентов средствами дисциплины

763

«Физическая культура».

3. На специализации «Аэробика» разработаны специальные комплексы упражнений, используются различные приемы саморегуляции, проходит обучение студентов адекватному реагированию на стрессовые раздражители.

Литература.

1. Варданян Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. 2015. No 3 (23). С. 12-16.

2. Веретенников В.Л., Пискун О.Е. Организация и проведение мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 5 (75). С. 35-40.

3. Волкова Л.М., Голубев А.А. Психофизиологические средства физической культуры для формирования профессионализма будущих специалистов авиации//Медико-биологические аспекты физической подготовки и спорта в Вооруженных силах РФ. 2017. С. 41-46.

4. Герасимов И.В. Стресс: психологические основы и методы снятия [Электронный ресурс] / И. В. Герасимов // Психология, социология и педагогика.

- 2013. - № 2. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1783.

5. Глебов В.В., Сошников Е.А., Кузьмина Я.В., Аникина Е.В. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе: физическая культура и здоровье. // Сборник научных материалов. VIII Международная научно-практическая конференция по психологии спорта и физической культуры «Рудиковские чтения - 2012» Москва, 5-7 июня 2012. - С.172-174.

6. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность

- 2010 - №2 — С. 82-87.

7. Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 184-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.

9. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. - М.: Книга по Требованию, 2012.

- 66с.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

10. Сокова В.М., Зуйкова Е.Г. Бушма Т.В. Психофизиологическая адаптация

студентов к учебным занятиям по аэробике // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб. : Изд-во Политехн. унта, 2018. - С.308-310.

11. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.

12. Устинова О.Н., Черкасова А.В., Яичников И.К. Современные проблемы коррекции психофизического развития студентов с отклонениями в состоянии здоровья//В сборнике: НЕДЕЛЯ НАУКИ СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. 2016. С.70-72.

13. Ханин Ю.Л. Буланова Г.В. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. - М., 1983. - С.261-267.

14. Щелина Т.Т., Колясникова В.А. К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1774-1778.

15. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

УДК: 796.011

В.П. Иващенко, Л. И. Халилова, Л.В. Митенкова, В.А. Мирниченко

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, [email protected]

Резюме. В статье приведены материалы мониторинга физической подготовленности студентов СПбГПМУ всех факультетов 1 -3 курсов за двухлетний период обучения по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.