Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев В.В., Волкова Л.М.

В статье анализируются процессы трансформации моделей профессионального образования в условиях цифровизации. Подчеркивается позитивное отношение к использованию дистанционных форм обучения, выявляются противоречивые моменты в процессах модернизации образовательной среды. Отмечается, что перспективный путь модернизации учебного процесса по физическому воспитанию связан с развитием мотивационно-ценностных параметров восприятия студентами физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Литература

1.Завалишина Д.Н. Ценностно-смысловые основания творческого способа существования человека в профессии // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.344 с.

2.Текущий архив Лаборатории социологических исследований КФУ.

3.Цит. по: Розенберг Н.В. Культура повседневности: методологические исследования. - Тамбов: Изд-во Тамб.ун-та, 2010. - 200 с.

4. Magnusson D. Wanted: A psychology of situations // Towards a psychology of situations and interactional perspective. Hillsdale (N. J.): Erlbaum, 1981. P. 9-32.

5.Деркач А.А. Акмеология в системе наук о человеке // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - С. 352-375.

6.Лебедева Н.М., Чирков В.И., Татарко А.Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. - М.: РУДН, 2007. - 314 с.

7.Karniol R., Ross M. The motivational impact of temporal locus: Thinking about the future and the past // Annual review of psychology. Vol. 47. 1996. P 593-620.

УДК 316 : 37.017

В.В. Евсеев1, Л.М. Волкова2

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого1; Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации2L

uznik_2001 @mail. ru, volkovalm@bk. ru

Резюме. В статье анализируются процессы трансформации моделей профессионального образования в условиях цифровизации. Подчеркивается позитивное отношение к использованию дистанционных форм обучения, выявляются противоречивые моменты в процессах модернизации образовательной среды. Отмечается, что перспективный путь модернизации учебного процесса по физическому воспитанию связан с развитием мотивационно-ценностных параметров восприятия студентами физической

культуры.

Ключевые слова. профессиональное образование, цифровые технологии, образовательная среда вуза, дистанционные технологии, физическая культура.

Summary. Evseev V.V., Volkova L.M. Digital technologies in the field of vocational education.

The article analyzes the processes of transformation of vocational education models in the context of digitalization. The positive attitude to the use of distance learning is emphasized, contradictory moments in the processes of modernization of the educational environment are revealed. It is noted that a promising way to modernize the educational process in physical education is associated with the development of motivational-value parameters of students' perception of physical education Keywords: professional education, digital technologies, educational environment of the university, distance technologies, physical education.

Новые технико-технологические параметры деятельности человека изменяют требования к его профессиональному развитию, к уровню его знаний и жизненных стандартов. В условиях цифровой революции знания, которые продуцируются сегодня с помощью информационных технологий, позиционируются как одна из фундаментальных и прогрессирующих сил эволюции человеческой цивилизации. Стремительные технологические изменения приводят к появлению новых смыслов в образовательных и профессиональных стратегиях молодежи, вступающих. Тенденции образовательной сферы характеризуются расширением информационно -технологических сред, коммуникативных технологий, поиском альтернативных способов и форм организации учебного процесса. Результаты реформирования образовательной системы и социальные последствия этих реформ влияют на процессы социализации, социальной мобильности и изменяют рынок труда. На рынке труда открываются новые специальности и формируются новые критерии привлекательности профессий. Ряд авторов отмечают особенности взаимодействия рынков труда и образования, которые обеспечивают потребность и подготовку будущих молодых кадров производства и управления [1, 2, 3].

Отличительными чертами системы образования, в контексте повышения конкурентоспособности будущих специалистов, становятся ее мобильность и вариативность, предполагающие появление множества разнообразных способов

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. и механизмов получения образования и организации учебного процесса. Более

того, профессионализация образования позволяет студентам обрести

удовлетворенность выбранной профессией, повысить общий уровень

академической успеваемости и профессиональной самооценки [4, с. 151].

Проблемы модернизации системы образования находятся под пристальным

вниманием научного сообщества [5, 6, 7].

Цифровизация системы образования заключается не только в технической стороне создания цифровых аналогов учебной литературы, документов и массовой доступности скоростного интернета, но и сопровождает формирование гибкой образовательной среды. Возникает необходимость использования огромных информационных ресурсов и поиска новых технологий и инструментов, применимых не только в российском, но и в международном образовательном пространстве [8]. В рамках цифровой образовательной среды реализация образования может осуществляться в формате онлайн, с использованием компьютерных средств, ресурсов интернет, программного обеспечения. На рынке труда происходит отказ от восприятия работника в его классическом варианте «рабочей силы». С точки зрения работодателя работник должен продемонстрировать абсолютно новый коммуникативный и социальный потенциал. Одновременно, рынок и возможности совмещения учебы и работы дают высокие шансы не только для стремительных профессиональных достижений, но и личностного роста, ускоряют процессы адаптации к потребностям рыночной экономики и запросам работодателей и государства [9]. Модель образовательной среды, оставаясь эталоном/образцом, с одной стороны является отражением действительности, но, с дугой стороны, - оказывает определенное воздействие на эту действительность [10].

Процессы трансформации профессионального образования затронули и сферу физкультурно-спортивного образования в вузах [11]. Использование физической культуры для поддержания уровня человеческого потенциала приобретает особую актуальность в связи с реализацией концепции четвертой промышленной революции. Освоение современных технологий физической культуры студентов вуза должны рассматриваться в качестве мощного внутреннего стимула саморазвития личности, раскрытия ее креативных способностей, что сопряжено с поиском новой качественной определенности личности и актуализирует проблему духовного дискурса в физическом развитии человека [12, с. 121]. Для российской вузовской образовательной практики

755

используются как теоретические занятия, которые могут проводиться, в том числе, и в дистанционной форме, так и занятия практической направленности, нацеленные на развитие физических качеств личности студента вуза. Доминирующей задачей преподавания физической культуры в вузах должна быть задача формирования знаний ценностного потенциала культуры движений и приобретения практических навыков в регулярном использовании в повседневности всего арсенала средств и технологий физической культуры [13,

14].

Возможность совмещать работу и учебу и одновременно приобретать профессиональные навыки реализуется благодаря дистанционному обучению. Опрос с целью выявления отношения студентов к цифровизации в вузе был проведен в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого в феврале-марте 2019 года [15]. Он проводился с помощью метода онлайн-опроса и охватил 115 студентов, из которых 65% составляли девушки, а 35% - юноши. Опрос выявил преимущественно позитивное отношение студентов к внедрению дистанционных образовательных курсов, так считают 60% опрошенных. Такая же доля студентов считает, что цифровая культура положительно влияет на характер и формы общения в образовательной среде. Цифровое развитие образовательной среды почти половина студентов-политехников оценила на 7-8 баллов (48%) по десятибалльной шкале. При этом 16,5% опрошенных отметили, что нейтрально относятся к процессу цифровизации образования.

Среди опрошенных половина считает, что в цифровой среде общаться стало легче, удобнее (52%), а также что общение стало более свободным (38%). Среди преимуществ коммуникаций в цифровой среде опрошенные выделили: удобство (89%), скорость (83%), а также возможность одновременно общаться по разным каналам (45%). Однако к полному замещению преподавателей цифровыми технологиями большинство студентов относится большей частью отрицательно (83%). Наряду с этим опрос позволил установить интересный факт: большинство опрошенных считает, что цифровые технологии способствуют развитию у студентов самостоятельности, информационной культуры и ответственности, но не способствуют активности и креативности [15]. Особенности реализации учебного процесса по физической культуре описаны в ряде публикаций [16].

Таким образом, цифровая образовательная среда и дистанционные технологии открывают большие перспективы в формировании профессиональной культуры молодежи, которая включает организационно-

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. управленческие компетенции и навыки работы в электронной образовательной

среде, развитие коммуникативной среды. Специфика е-поведения в

образовательном пространстве вуза дают основание подчеркнуть

дифференцированность воздействия цифровой среды. Результат обучения

напрямую связан с уровнем развития самостоятельности, заинтересованности,

коммуникативной мобильности и цифровой грамотности будущего специалиста.

Сегодня востребованы такие изменения учебного процесса в сфере физического

воспитания, которые затрагивают мотивационную и ценностную составляющие

деятельности студента. Более того, реализация потенциала профессиональных

навыков напрямую связана с устойчивой потребностью в освоении ценностей

физической культуры.

Литература

1. Тростинская В.П., Тростинская И.Р. Человеческий капитал современной России // Международные отношения и диалог культур. 2014. № 2 (2013). С. 91110.

2. Евсеева Л.И., Евсеев В.В., Волкова Л.М., Голубев А.А. Трансформация информационно-коммуникативной среды в вузовском образовании // Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов II-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. Москва: Издательство НИЦ «Империя», 2018. С. 206-210.

3. Шипунова О.Д., Березовская И.П., Гашкова Е.М. Условия формирования личности в контексте киберантропологии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 3. С. 57-64. DOI: 10.18721/JHSS.8306

4. Сафонова А.С. Механизмы профессионализации высшего образования // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 148-151.

5. Матвеевская А.С., Погодина В.Л., Тараканова Т.С. Образовательная среда: метод проектов в формировании компетенций // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды X Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 407-411.

6. Volkova L.M., Golubev A.A., Mitenkova L.V., Evseev V.V. Physical education in civil aviation experts communicative competence formation // THE EUROPEAN

757

PROCEEDINGS OF SOCIAL AND BEHAVIOURAL SCIENCES. Future Academy. 2017. pp. 1396-1403. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.163

7. Погодин С.Н., Бахтуридзе З.З. К вопросу о тенденциях в современной системе высшего образования в России // Технологии PR и рекламы в современном обществе Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 156-161.

8. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Академический туризм как инструмент формирования международного образовательного пространства // ТРУДЫ ИНСТИТУТА БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ / Под общей редакцией М.Э. Вильчинской-Бутенко. Санкт-Петербург, Изд-во: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург). 2017. С. 115-127.

9. Поздеева Е.Г. Умный университет: ожидания и перспективы // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды X Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 268-271.

10. Евсеев В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16 -23. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2

11. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Волкова Л.М. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 27-31.

12. Евсеев В.В., Намазов А.К., Половников П.В. Трансформация физкультурного образования: гуманистический тренд // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции Труды Международной научно-теоретической конференции / Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 120 -124.

13. Болотин А.Е., Пискун О.Е., Погодин С.Н. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации // Теория и практика физической культуры. 2017. №

С. 51-53.

14. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы IV Всероссийской научно-методической

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. конференции с международным участием. Казань, 16-18 ноября 2018 г. / под ред.

Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2018. С. 20-22.

15. Парфененкова В.Ю., Смирнов М.В., Некрасова А.И., Трофимова Е.С. Тенденции изменения взаимоотношений между преподавателями и студентами в условиях цифрового общества // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 247-253.

16. Шалупин В.И., Родионова И.А., Перминов М.П., Романюк Д.В., Письменский И.А., Голубев А.А., Волкова Л.М., Карпушин В.В. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации//Учеб. / под ред. В.И. Шалупина. Москва, 2018. - 484 с.

УДК 378.147

Е.Г. Зуйкова1, Т.В. Бушма1, А.Ю. Липовка2, В.П. Липовка3

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта;3Научно-исследовательский центр военного института физической культуры, Санкт-Петербург, bushmat@mail.ru

Резюме. В работе изучены стресс-факторы, уточнены представления об особенностях их воздействия на учебную деятельность студентов-политехников, определены характеристики личностных качеств, влияющих на работоспособность студентов в стресс ситуациях, выявлена предрасположенность студентов к психосоматическим заболеваниям. Ключевые слова. Стресс-факторы, студенты, стрессоустойчивость.

Summary.

E.G. Zuikova, T.V. Bushma, A.Y. Lipovka, V.P. Lipovka Study resistance students in educational activity.

The stress factors were studied in the work, the ideas about the peculiarities of their

759

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.