Научная статья на тему 'Современная образовательная среда: поиски моделей развития'

Современная образовательная среда: поиски моделей развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА / THE IDENTITY OF THE STUDENT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTS EVENTS / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / VALUES OF PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Владимир Владимирович

В статье рассматриваются вопросы развития современной образовательной среды вуза, связанные с поиском параметров моделей развития. Подчеркивается взаимосвязь и взаимовлияние информационно-коммуникативных технологий и ценностных ориентаций личности. В современных условиях социально-коммуникативной среды значимыми выступают индивидуальные цели личности, которые формируют установку на образование самого человека в определенной профессии и общественной среде. Интернет технологии и сетевой характер коммуникаций изменяют не только алгоритм образовательной среды, смысловую наполненность самого знания и его использования, но и активизируют поиск параметров моделей образования. В современных условиях требует своего развития и сфера физкультурно-спортивного образования в вузе. Наиболее перспективный путь модернизации учебного процесса по физическому воспитанию личности студента вуза связан с развитием мотивационно-ценностного восприятия студентами физической и спортивной культуры. В статье на основе данных социологических опросов обосновывается необходимость активного участия студентов в вузовских физкультурно-спортивных мероприятиях. Знание теории и методики физической культуры, активное участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют развитию двигательных умений и навыков и формируют устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT: SEARCH FOR MODELS OF DEVELOPMENT

The article deals with the development of modern educational environment related to the search for the parameters of development models. The interrelation and mutual influence of information and communication technologies and value orientations of the person is emphasized. In the modern conditions of the social and communicative environment, personal goals of the individual are important, which form an orientation towards the education of the person himself in a certain profession and social environment. Internet technology and network communication are changing not only the algorithm of the educational environment, the semantic fullness of the knowledge and its usage, but also stimulate the search of education model parameters. Modern conditions demand the development of the sphere of physical culture and sports education at the University. The most promising way of modernizing the educational process in the physical education of the student's personality is associated with the development of motivational and value perception of students in physical and sports culture. The article based on the data of sociological surveys substantiates the need for active participation of students in University sports activities. Knowledge of the theory and methods of physical culture, active participation in sports events contribute to the development of motor skills and form a stable need for the development of physical education and sports values.

Текст научной работы на тему «Современная образовательная среда: поиски моделей развития»

УДК 316 : 37.017 DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2

В.В. Евсеев

СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПОИСКИ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

ЕВСЕЕВ Владимир Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Спортивные дисциплины» Института физической культуры, спорта и туризма, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого.

ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: uznik_2001 @mail.ru

EVSEEV Vladimir V. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: uznik_2001 @mail .ru

В статье рассматриваются вопросы развития современной образовательной среды вуза, связанные с поиском параметров моделей развития. Подчеркивается взаимосвязь и взаимовлияние информационно-коммуникативных технологий и ценностных ориентаций личности. В современных условиях социально-коммуникативной среды значимыми выступают индивидуальные цели личности, которые формируют установку на образование самого человека в определенной профессии и общественной среде. Интернет технологии и сетевой характер коммуникаций изменяют не только алгоритм образовательной среды, смысловую наполненность самого знания и его использования, но и активизируют поиск параметров моделей образования. В современных условиях требует своего развития и сфера физкультурно-спортивного образования в вузе. Наиболее перспективный путь модернизации учебного процесса по физическому воспитанию личности студента вуза связан с развитием мотивационно-ценностного восприятия студентами физической и спортивной культуры. В статье на основе данных социологических опросов обосновывается необходимость активного участия студентов в вузовских физкультурно-спортивных мероприятиях. Знание теории и методики физической культуры, активное участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют развитию двигательных умений и навыков и формируют устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры и спорта.

ВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ; ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА ВУЗА; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ссылка при цитировании: Евсеев В.В. Современная вузовская образовательная среда: поиски

моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16-22. DOI:

10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2

Введение. Масштабные темпы модели- сообществ в обновлении национальных рующей трансформации цивилизации в систем образования. В связи с этим возни-рамках четвертой промышленной револю- кает необходимость в осмыслении научно-ции задают вектор перманентной модерни- теоретических подходов к изучению сис-зации и приращения знаний, что обуслов- темы образования и, существующих на ливает потребность государств и научных практике стратегий, концепций и пара-

дигм. Актуализируются и становятся важными для научного обобщения проблемы, связанные с влиянием техногенных факторов на образовательное пространство и тренды ценностного и интеллектуального потенциала человека сетевого общества.

Усложнение и объемность параметров деятельности социальных систем, самого человека как субъекта увеличивают накапливаемый объем информации, знаний и акцентируют роль концептуальных и интеллектуальных параметров коммуникативного взаимодействия [1: 109]. Сегодня направленность и диапазон изменений информационно-технологической культуры взаимодействий общественной среды определяются, в том числе и сетевыми технологиями. Использование мобильного Интернета и сетевых технологий, скорость влияния информационных ресурсов и инструментов на деятельность человека и общественную среду, колоссальный рост масштабов их использования в повседневности выступает доминирующей тенденцией современного развития. Влияние цифровых технологий, е-культуры на личность носит скорее не только техногенный, а и, как правило, гуманитарный характер.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширило потенциал роста сетевых структур и сетевых форм взаимодействий в общественной среде. Количество пользователей социальных сетей в 2018 году составляет 3,196 миллиарда чел., что на 13 % больше, чем в прошлом году. Технические и технологические инновации иногда воспринимаются людьми с осторожностью, поскольку меняют многие привычные устои социального порядка.

В последнее время, в связи с бурным ростом социальных медиа, актуализируется проблема исследований в этой сфере. Определенная доля научно-практических исследований посвящена социальным сетям

как особому экономическому инструменту [2]. Другая часть работ уделяет особое внимание особенностям современных образовательных технологий, а также их использование в культурно-образовательной среде современного вуза [3: 56-61;4: 115-127]. Ряд публикаций посвящен тому, как различные платформы (например, Twitter, Facebook или YouTube) влияют на предпочтения граждан для решения различных задач. ИКТ воспринимаются как инструмент, позволяющий открыто выражать свои взгляды включенным в них людям.

Образовательная среда современного вуза. Тенденции образовательной сферы характеризуются расширением информационно-технологических сред, а также коммуникационных технологий [5: 130-136]. Коммуникативная среда становится определяющей платформой масштабных социальных инноваций и изменений, что неизбежно приводит к необходимости использования огромных информационных ресурсов и поиска новых технологий, применимых во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере вузовского образования. Коммуникации и общение в сетевой среде с использованием мобильного Интернета приобретают некоторые специфические черты: интерактивный характер коммуникативных взаимодействий и персонализация отношений. Более того, социальным сетям свойственна виртуальность, гипертекстуальность, глобальность, креативность, мозаичность и др.

Современные возможности глобальной социокоммуникативной среды меняют и ценностные ориентиры человека, требуют его активного вовлечения в жизнь со-циотехнической среды, освоения гуманитарных технологий и механизмов восприятия человеком определенных моделей взаимоотношений. Встает вопрос о повышении уровня безопасности личности и её

адаптационных возможностей. Современная личность перегружена информацией, и ей не хватает времени ее переработать в коммуникативном общении и активном дискурсном взаимодействии. Исследователи считают, что «отсутствие навыков необходимого, а иногда обязательного анализа концептуального и смыслового содержания информационного контента усложняют адаптационный процесс» [6: 23].

Глобальные мобильные информационные среды обеспечивают появление и функционирование новых знаний, адекватных и опережающих вызовам техногенного пространства цивилизации. В то же самое время, возникает ситуация, когда студенты вуза будут тяготеть к «примитивным» способам получения профессиональных знаний, так как «социокультурная среда формирует ментальность через систему знаний, мировоззрение, религию, стандарты поведения и «святости», моральные законы и критерии организации социальных отношений, транслируя смыслы благодаря когнитивным способностям субъекта» [7: 12].

По мнению ряда исследователей, сегодня общество переходит на одноранговые, горизонтальные отношения, в том числе и в образовании. Система централизованного контроля показывает свою ограниченность, отсюда децентрализация становится новой социальной основой организации образовательного взаимодействия [8]. Модель образовательной среды, оставаясь эталоном/образцом, с одной стороны является отражением действительности, но, с дугой стороны, - оказывает определенное воздействие на эту действительность. Образовательная парадигма выполняет функцию порождающей модели (модели «опережающего отражения»).

Включение продуктов технического прогресса в образовательную сферу открывают новые современные технологиче-

ские возможности социализации личности, ускоряют процессы адаптации, изменяют интеграционные взаимосвязи элементов взаимодействия, а также выявляют новые механизмы воздействия на человека через информацию [9: 145-146].

Изменяются практики потребления информации, ее объем, формы ее восприятия личностью, образ мышления и поведение. Новые технико-технологические условия изменяют окружающую действительность и самого человека. Общество нуждается в создании нового класса, для которого «специализация будет заменяться многофункциональностью, воспроизводство по шаблонам - креативностью, вертикальные формы отношений всё больше горизонтальными, бюрократия - самоуправлением и манипуляцией» [10: 16].

Физкультурно-спортивное образование в вузах. Процессы трансформации социокультурной реальности затронули и сферу физкультурно-спортивного образования в вузах. Использование физической культуры для поддержания уровня человеческого потенциала приобретает особую актуальность в связи с реализацией концепции четвертой промышленной революции и задачей повышения качества жизни человека. Освоение современных технологий физической культуры студентов вуза должны рассматриваться в качестве мощного внутреннего стимула саморазвития личности, раскрытия ее креативных способностей, что сопряжено с поиском новой качественной определенности личности и актуализирует проблему духовного дискурса в физическом развитии человека [11: 121].

Следует отметить, как правило, образовательный вектор высших учебных заведений стран Европы в сфере физического воспитания ориентирован, прежде всего, на усвоение навыков самоорганизации и реализации индивидуальной траектории собственного физического развития и оз-

доровления. Для российской вузовской образовательной практики используются как теоретические занятия, которые могут проводиться, в том числе, и в дистанционной форме, так и занятия практической направленности, нацеленные на развитие физических качеств личности студента вуза. На наш взгляд, главной и доминирующей задачей преподавания физической культуры в вузах должна быть задача формирования знаний ценностного потенциала культуры движений и приобретения практических навыков в регулярном использовании в повседневности всего арсенала средств и технологий физической культуры. Более того, важно отметить, что в большинстве случаев физическое воспитание может осуществляться без учета индивидуальных особенностей студента, без опоры на теорию развивающего и личностно-ориен-тированного обучения [11: 120-24].

Поэтому сегодня востребованы такие изменения учебного процесса в сфере физического воспитания, которые затрагивают мотивационную и ценностную составляющие деятельности студента по самосовершенствованию, самовоспитанию, их забота о своем здоровье, возможности реализации свободы выбора формы занятий по физическому воспитанию, самообразование в сфере физкультурной деятельности в течение всей жизни. Использование в физическом воспитании студентов научно-технологических достижений спортивной культуры [12] оказывается, как представляется, наиболее перспективным путем развития учебного процесса в вузе. Обновление учебного процесса вузов на основе использования технологий спорта высших достижений может существенно усилить социализирующую и культурологическую составляющие вузовского образования. Особенности реализации учебного процесса по физической культуре описаны в ряде публикаций [13; 14: 29-34].

На наш взгляд, реализация образовательной программы по дисциплине «Физическая культура» находит особенно наглядное воплощение при использовании сетевых форм организации учебной деятельности, которые базируются в основном на горизонтальных связях между учебными заведениями. Это предоставление обучающимся возможности сдачи норм ГТО на различных площадках и реальность «зачета» этих данных при поступлении в вузы и другие учебные заведения, осуществление студенческой мобильности, определение профессиональной успешности молодого специалиста при определении уровня развития индивидуальной физической культуры личности. Другими формами реализации сетевого формата обучения выступает возможность выбора секционных форм занятий физической культурой и широкое участие студентов в различных спортивно-массовых мероприятиях разного уровня.

Согласно данным социологического опроса, который проводился Центром социологических исследований Гуманитарного института в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете Петра Великого весной 2017 года, больше половины опрошенных студентов (от 57 % до 86 %, в зависимости от вида активности) не принимают участие в мероприятиях, проводимых во внеучебное время. На вопрос, что мешает им принимать участие, ответили, в подавляющем большинстве, отсутствие времени (47 % опрошенных студентов) или простое нежелание (20 %) [15: 88-90].

Но, в то же время, положительным фактом можно считать то, что студенты вуза во внеучебное время больше всего посещают спортивно-массовые мероприятия (33 % из участвующих в мероприятиях во внеучебное время), научных и научно-практических конференциях (26 %) и ме-

роприятиях, проводимых профсоюзной организацией (25 %).

Если проанализировать данные Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету «Физическая культура» (2017 г.), то окажется, что как раз «наиболее активно участвуют в вузовских и факультетских физкультурно-спортивных мероприятиях занимающиеся в секциях и группах по видам спорта (среди них участвуют с удовольствием 46,4 %). Занимающиеся чуть реже получают удовольствие от участия (34,1 %) и чаще избегают данных мероприятий (51 %). Не допущенные к практическим видам физкультурной деятельности преимущественно (75 %) стараются не участвовать в данных мероприятиях» [16: 228].

Выводы. Необходимо привлекать студентов вуза к их активному участию в спортивно-массовых мероприятиях. Как раз интерес и настойчивая подготовка к участию в подобного рода спортивно-массовых мероприятиях потребует от студента вуза ответственного изучения и адекватного критического восприятия теоретической, методико-практической составляющих учебных занятий по физическому воспитанию и спорту, но и потребности самостоятельной подготовки, которая должна осуществляться в свободное время и как форма активного отдыха и восстановления. Бесспорно, прослеживается тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности личности и жиз-

ненной активности студента вуза и его участия в мероприятиях спортивной направленности. Порою дефицит знаний по теории и методике физической культуры не позволяет вузовским студентам осознать возможность воздействия средствами физической культуры на их реальное психическое или функциональное состояние, а отсутствие устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры может повлиять на реализации потенциала профессиональных навыков.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и ценностные ориентации личности изменяют не только алгоритм образовательной вузовской среды, смысловую наполненность самого знания и параметры его использования, но и активизируют поиск моделей образования, в том числе и вузовского. Для каждого нового молодого поколения студентов вуза важным выступает способность к синтезу знаний, понимание прошлого и проекта будущего, способного оценить события, себя и других в исторической и современной ситуации. Физкультурная активность, принятие стандартов спортивного образа жизни студентов вуза и освоение практических форм спортивной деятельности во внеучебное время, участие в спортивно-массовых мероприятиях помогут студентам поддерживать ценности продуктивного интеллектуального, коммуникативного и профессионально-личностного развития, полноценный активный отдых.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Евсеева Л.И., Шипунова О.Д. Трансформация образовательной среды в условиях сетевого общества // Ст. в сб.: Коммуникативные стратегии информационного общества : Труды IX Междунар. науч.-теор. конф. 26-27 окт. 2017 г. - СПб.: Изд-во Политехи.ун-та, 2017. - С. 109-115.

2. Тростинская И.Р., Сафонова А.С., Покровская Н.Н. Профессионализация образования в цифровой экономике и коммуникативные компетенции // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2017. Т. 1. С. 35-37.

3. Борщевская Е.О., Новикова Д.Ю. Социальные сети как инструмент продвижения вузовских инноваций (на примере СПбПУ и университета ИТМО) // Ст. в сб.: Технологии PR и рекламы в современном обществе / Отв. ред. И.Р. Тростинская - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2018. 252 с. ISBN: 978-5-7422-6255-8

4. Матвеевская А.С., Погодина В. Л. Академический туризм как инструмент формирования международного образовательного пространства // Ст. в сб.: Труды Института Бизнес-коммуникаций /под общ. ред. М.Э. Вильчинской-Бутенко. СПб., 2017. 208 с. ISBN: 978-57937-1399-3

5. Быльева Д.С. Влияние информационно-коммуникационных технологий на образование // Ст. в сб.: Профессиональная культура специалиста будущего : мат-лы междунар. конф. 14-15 июня 2017 г. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 216 с ISBN 978-5-7422-5905-3

6. Евсеева Л.И., Евсеев В.В. Проблема социальной адаптации человека в новых коммуникативных средах // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 20-30. DOI : 10.18721/JHSS.8202

7. Шипунова О.Д. Проблема трансляции смысла: логос в системе коммуникации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 2(124). С. 9-15. ISSN: 2304-9758

8. Черных С.И., Паршиков В.И. Цифровая культура как гуманитарный феномен // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. № 4. С. 601-607. DOI: 10.15372/PEMW20160405.

9. Башкарев А.А. Образовательные стратегии в условиях современного социотехниче-ского пространства // Ст. в сб.: Коммуникативные стратегии информационного общества : Труды IX Междунар. науч.-теор. конф. 26-27 окт. 2017 г. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С.145-146.

10. Поздеева Е.Г. Контуры социального будущего в сингулярной реальности: социологический взгляд на проблему // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гумани-

тарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 7-19. DOI: 10.18721/JHSS.8201

11. Евсеев В.В., Намазов А.К., Половников П.В. Трансформация физкультурного образования: гуманистический тренд // Ст. в сб.: Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции: Труды междунар. науч.-теор. конф. 28-29 окт. 2016 г. / отв. за вып. О.Д. Шипунова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. 276 с. ISBN: 978-5-7422-5524-6

12. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 6-8. ISSN: 1817-4779

13. Сущенко В.П., Щеголев В.А., Коршунов А.В. Особенности личностно-профес-сионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 3-5. ISSN: 0040-3601

14. Липовка А.Ю., Черкасова А.В. Реализация дисциплины «Физическая культура» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого // Ст. в сб.: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. уч. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 460 с. ISBN: 978-5-7422-5770-7

15. Политех глазами студентов: образование, наука, политика: альманах социологических исследований 2016-2017 г. [Эл. ресурс] / [сост.: Л.В. Панкова, И.Р. Тростинская, Е.Г. Поздеева, А.Г. Танова] ; под ред. Е.М. Разинкиной. - Эл. текст. дан. (1 файл : 1,87 Мб). - Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2017 (Санкт-Петербург, 2018). - Загл. с титул. экрана. - Электрон. копия печатн. публ. 2017 г. - Доступ по паролю из сети Интернет (чтение, печать). - Adobe Acrobat Reader 7.0. -<URL:http://elib.spbstu.ru/dl/2/i 18-4.pdf>.-<URL:http://doi.org/10.18720/spbpu/2/i18-4>.

16. Осокина Е.С., Леван Т.Н., Зудин А.Б., Аксенова Е.И., Готская А.И., Дегтярева Т.О. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»: информ.- аналит. материалы. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. - 342 с.

Evseev V.V. Modern university educational environment: search for models of development.

The article deals with the development of modern educational environment related to the search for the parameters of development models. The interrelation and mutual influence of information and communication technologies and value orientations of the person is emphasized. In the modern conditions of the social and communicative environment, personal goals of the individual are important, which form an orientation towards the education of the person himself in a certain profession and social environment. Internet technology and network communication are changing not only the algorithm of the educational environment, the semantic fullness of the knowledge and its usage, but also stimulate the search of education model parameters. Modern conditions demand the development of the sphere of physical culture and sports education at the University. The most promising way of modernizing the educational process in the physical education of the student's personality is associated with the development of motivational and value perception of students in physical and sports culture. The article based on the data of sociological surveys substantiates the need for active participation of students in University sports activities. Knowledge of the theory and methods of physical culture, active participation in sports events contribute to the development of motor skills and form a stable need for the development of physical education and sports values.

UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT; EDUCATIONAL MODELS; THE IDENTITY OF THE STUDENT; PHYSICAL EDUCATION; SPORTS EVENTS; VALUES OF PHYSICAL EDUCATION

Citation: Evseev V.V. Modern university educational environment: search for models of development. Teaching Methodology in Higher Education. 2018. Vol. 7. No 24. P. 16-22. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2

© CaHKT-neTep6yprcKHH nonuTexHunecKHH yHHBepcHTeT neTpa BenHKoro, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.