УДК 796.01
В.В. Евсеев, В.П. Сущенко, А.К. Намазов, Н.П. Шарнин
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, uznik_2001 @mail. ru, sutshenko_vp@spbstu. ru, [email protected], [email protected]
Резюме.
Статья посвящена проблемам изменения направленности освоения физической культуры в образовательной вузовской среде. Авторы отмечают важность мотивационной установки на формирование ценностного потенциала личности студента, где навыки двигательной активности и здоровьесбережения могут осваиваться с помощью мобильных информационных и коммуникационных сред. В новых подходах к формированию образовательных программ должно уделяться внимание возможностям выбора вида спорта и развитию форм организации в сторону их большего разнообразия и гибкости применения. Ключевые слова: физическое воспитание, здоровьесбережение, образовательная среда, личность студента, мотивация, ценности физической культуры.
Summary.
The article is devoted to the problems of changing the direction of the development of physical culture in the educational university environment. The authors note the importance of a motivational attitude towards the formation of the value potential of a student's personality, where the skills of physical activity and health preservation can be mastered using mobile information and communication media. In new approaches to the formation of educational programs, attention should be paid to the possibilities of choosing a sport and the development of forms of organization in the direction of their greater diversity and flexibility of application.
Key words: physical education, health preservation, educational environment, student's personality, motivation, values of physical culture.
Повышение уровня физкультурно-оздоровительной культуры студенчества актуализируется с учетом возрастающей объективной роли физической культуры и спорта в изменении качества жизнедеятельности человека и создания среды здоровьесбережения. Уровень здоровья и параметры социально-физического, психологического и эмоционального самочувствия человека, масштабы использования резервов личностного потенциала определяют трансформацию общественного развития. В современных условиях возникает необходимость формирования мотивации к внедрению в параметры «образа жизни потребностей достаточно высокой физической, социальной, интеллектуальной и духовной работоспособности» [1, С. 247].
Использование физической культуры для поддержания уровня человеческого потенциала приобретает особую актуальность в связи с реализацией концепции четвертой промышленной революции и задачей повышения качества жизни человека [2, С. 18]. Освоение комплекса ценностей движений и богатства содержания спорта, а также их технологий и методик должны рассматривается приоритетными в самореализации не только личностного, но и профессионального потенциала студенческой молодежи. Масштабное ускорение и многократное накапливание новых информационных, технологических и коммуникативных продуктов приводит к тому, что реально востребованным может быть специалист «с достаточно широким уровнем знаний и кругозора, способных постоянно повышать уровень своей компетентности» [3], и в зависимости от конъюнктуры рынка, постоянно изменять широту своих профессиональных и личностных навыков и качеств, гибко перестраивать направление своей деятельности. Повышение уровня компетентности предполагает пересмотр образовательных стратегий современных университетов. Данные вопросы широко обсуждаются научным сообществом [4; 5; 6; 7].
В статье анализируются проблемы, связанные с выявлением мотивации студентов высших учебных заведений к занятиям по физической культуре, диапазон их физкультурно-спортивных ценностей (интересов) и характер самооценки причин, препятствующих формированию активного положительного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Авторы актуализируют необходимость освоения арсенала ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии.
Материалы и методы. Методологическими предпосылками выступают идеи о том, что ценности относятся к элементам культуры, представляя собой ее
617
внутренний уровень, стержень, имеют субъектно-объектный характер и тесно связаны с потребностями одновременно и общества, и личности.
В настоящее время расширяются возможности интенсивного внедрения сетевых мобильных технологий в систему физического воспитания молодежи, в том числе студентов вуза. Расширение индивидуализации физкультурно-спортивного профиля студенческой молодежи и разнообразие методов приобщения его ко многим видам спорта, могут способствовать формированию устойчивой мотивации к поиску собственных параметров двигательной активности и здоровьесбережения. Мобильность и доступность способов и технологий современной образовательной среды могут способствовать реализации проекта по формированию собственной физической культуры личности.
Физическая культура, по нашему мнению, тесно взаимодействуя со смежными дисциплинами, должна определяться ведущими идеями и ключевыми направлениями и, прежде всего, идеей ценностного подхода к изучению, воспитанию и развитию человека, определенных в трудах великих педагогов: К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Б.Г. Ананьева и др.
На наш взгляд, главной и доминантной задачей модернизации преподавания «физической культуры» в вузах должна быть задача формирования мотивационно-ценностного отношения молодежи к ней и потребности регулярного использования в повседневности всего арсенала средств и технологий движений. Тесно с этой проблемой связаны вопросы адаптации студентов к условиям обучения в вузе [8; 9]. Особенно важно отметить, что в большинстве случаев воспитание культуры движений осуществляется без учета «индивидуальных особенностей» студента, без опоры на теорию развивающего и личностно-ориентированного подхода к обучению и освоению стандартов двигательной активности. Об этом говорят и итоги Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету «Физическая культура» (2017 г.), где отмечается «недостаточное внимание к индивидуальным особенностям обучающихся...результатом чего является неадекватность физической нагрузки их возможностям, неприемлемая для них моторная плотность занятия и дефицит времени для усвоения материала» [10, С. 232].
Следует учитывать, что физическая культура и спорт оказывают позитивное влияние на такие имиджевые компоненты как культура обучения и труда, общение, морально-психологический климат в коллективе и семье,
618
экологическая культура, эмоциональная устойчивость и т.д. Освоение потенциала ценностей и технологий культуры физической должны рассматриваться в качестве мощного внутреннего стимула саморазвития личности, «как глобальная платформа самореализации личности» [11, С. 58].
Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в современных университетах «опирается на социологический подход, интегрирующий мотивацию (потребности, ценности), активность (вовлеченность, усилия), удовлетворенность (программой обучения и условиями ее реализации). В качестве результирующего показателя может рассматриваться оценка эффективности, выражающаяся в образовательных результатах по предмету «Физическая культура», спортивных достижениях и субъективной оценке студента своих достигнутых результатов» [12, С. 283].
Результаты. Анализируя особенности преподавания физической культуры в вузах европейских странах, «следует отметить, что образовательный вектор европейских вузов стран направлен не на развитие физических качеств студента, а на обучение его умению организовывать и реализовать индивидуальную траекторию физического развития и оздоровления. В российской образовательной практике используются как теоретические занятия, которые могут проводится в дистанционной форме, так и занятия практической направленности, нацеленные на развитие физических качеств личности студента» [2, С. 18-19]. Однако нужно помнить о необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогического воздействия и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний занимающихся.
Как показали данные Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету «Физическая культура» (2017 г.), а анкетирование прошли 55 638 студентов различных вузов РФ, наиболее распространены занятия по физической культуре в группах ОФП, не разделенных по видам спорта, - в них занимается 80,4% , занятия в секциях или группах по видам спорта (в их образовательных организациях, соответственно, реализуется спортивно-рекреативная модель физического воспитания) посещают 14,7% респондентов. Остальные 4,9% респондентов не допущены к практическим видам физкультурной деятельности и могут осваивать программу только в теоретической форме [10].
С нашей точки зрения, ведущими мотивами включенности студентов в занятия физической культурой должны являться: создание положительного
619
эмоционального состояния занимающихся посредством получения удовольствия и радости от движений; избавление от вредных привычек; приобретение системы теоретических знаний и практических умений по культуре здоровьесбережения и др. Результаты анкетного опроса показывают, что 85% студентов констатируют наличие потребности заниматься физическими упражнениями в оздоровительных целях. Физическая культура как учебная дисциплина признается необходимой (более 70 %) [13, С. 87-88]. Спорт, физическая культура представляют особый тип творческой деятельности, способствующий мобилизации функциональных, психологических и двигательных способностей и навыков личности. Каждый человек в течение всей своей жизни, по мнению специалистов, должен находиться в сфере норм и правил здорового образа жизни [14, а 424].
В основе проявления физкультурно-спортивной активности лежит желание повысить свою физическую подготовленность (55 %), необходимость оптимизировать вес, улучшить физические данные (46 %), получить зачет (25 %), снять усталость (22 %) [7, С. 214], воспитать волю, характер, формировать ценностно-мотивационные установки. Из внутренних причин, мешающих студентам заниматься физической культурой, отмечается недостаток времени -13 %, вредные привычки, лень - 4 %, состояние здоровья - 4 %. Более 40 % студенческой молодежи все же воспринимают физкультурную деятельность лишь приятным времяпровождением, игрой, развлечением [13]. Проведенное анкетирование среди студентов ряда российских вузов показало, что для большинства из них (82%) здоровье является базовой ценностью. Но, следует отметить одновременно их высокую убежденность в положительном влиянии спортивной активности на качество здоровья, на восстановление умственной работоспособности [15, С. 63].
Таким образом, результаты проведенного анкетирования согласуются с утверждением, что важной и основной проблемой физкультурного воспитания в вузах является необходимость переориентации учебного процесса на формирование индивидуальной физической культуры личности и способности самостоятельного использования её средств для сохранения и укрепления здоровья, социальной адаптации, подготовки к жизни и профессиональной деятельности [16; 17; 18]. «Это требует переориентации учебного процесса с физической подготовки на физкультурное образование, имеющее стратегическую цель формирование культуры здоровьесбережения, воспитание привычек здорового образа жизни средствами и методами физической культуры.
620
С другой стороны, продуктивна и другая модель, когда культура физическая обогащается оздоровительной составляющей и в функционировании, укреплении и сохранении здоровья используется весь комплекс возможностей современных научных разработок» [19].
Обсуждение и выводы. Современный молодой человек должен обладать не только достаточными теоретическими знаниями, двигательными умениями и навыками, но и иметь устойчивую потребность в освоении ценностей физической культуры. Анализ мотивации и вовлеченности студенческой молодежи в физкультурно-спортивную деятельность в вузе остается актуальной проблемой и требует новых подходов к формированию образовательных программ, в которых бы уделялось больше внимания возможностями выбора вида спорта и развитию форм организации в сторону их большего разнообразия и гибкости применения. Поэтому центральная проблема вузовского образования в сфере физического воспитания связана с развитием социокультурных факторов, характеризующих суть образовательной парадигмы.
Физкультурная активность, принятие стандартов спортивно-активного образа жизни и освоение практических форм физкультурной деятельности помогут поддерживать ценности продуктивного интеллектуального, коммуникативного и профессионально-личностного развития, полноценный активный отдых.
Литература
1. Евсеев В.В., Намазов А.К, Сущенко В.П. Потенциал ценностного отношения студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 246-251.
2. Евсеев В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16-23. 001: 10.18720/ИиМ/188К 2227-8591.24.2
3. Евсеева Л.И., Шипунова О.Д., Тараканова Т.С. Проектная модель образования: технологии реализации // Технологии PR и рекламы в современном обществе: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 60-67.
4. Лопатин М.В., Сущенко В.П. Формирование культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодежи в СПБГПУ // Теория и практика физической культуры. 2014. № 7. С. 27-29.
621
5. Тростинская И.Р., Григорьев В.И. Стратегия развития физической культуры студентов в условиях кросскультурной интеграции вузов //Теория и практика физической культуры. 2014. № 7. С. 37-40.
6. Поздеева Е.Г. Синтез способностей современного специалиста технической сферы: новые ориентиры и возможности // Профессиональная культура специалистов будущего материалы международной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 62-68.
7. Половников П.В., Евсеев В.В., Волкова Л.М. Отношение студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 212-215.
8. Намазов А.К., Евсеев В.В., Кушелев С.А. Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры: сб. науч. тр. всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2018. С. 297-299.
9. Намазов А.К., Корягина Я.К., Кушелев С.А., Евсеев В.В., Шарнин Н.П. Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. Т.12. № 1(12). С. 398-403.
10. Осокина Е. С., Леван Т. Н., Зудин А. Б., Аксенова Е. И., Готская А. И., Дегтярева Т.О. Результаты Всероссийского социологического исследования вовлеченности обучающихся в занятия по предмету (дисциплине) «Физическая культура»: Информационно-аналитические материалы. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. 342 с.
11. Евсеев В.В. Информационная среда развития физической культуры // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 58-60.
12. Евсеев В.В., Волкова Л.М., Поздеева Е.Г. Физическая культура в самооценках студентов: социологические аспекты анализа // четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. x юбилейные
санкт-петербургские социологические чтения сборник материалов Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С.
622
282-287.
13. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. СПб.: СПбГПУ, 2013. 153 с.
14. Намазов А.К., Евсеев В.В. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. Т. 11. № 1. С. 422- 425.
15. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие [Текст] / Л.И. Лубышева. - М., Издательский центр «Академия», 20 04. 240 с.
16. Евсеев В.В., Половников П.В., Волкова Л.М. Физическое воспитание: инновационный путь развития // Инновационные технологии в воспитательной работе вуза Методические рекомендации. Выпуск 5. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 13-21.
17. Сущенко В.П., Щеголев В.А., Коршунов А.В. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 3-5.
18. Evseev V.V., Sushchenko V.P., Pozdeeva E.G., Obukhova Yu.O. Values of physical education in students life: a sociological view of problem // the european proceedings of social and behavioural sciences. Future Academy. 2017. pp. 342348. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.40
19. Евсеев В.В., Сущенко В.П., Намазов А.К. Здоровьесберегающий вектор физического воспитания // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. Т.12. №1. С. 366-372.