Научная статья на тему 'Проблема освоения ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии'

Проблема освоения ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсеев Владимир Владимирович

В центре внимания автора статьи анализ отношения студентов к ценностям физической культуры и выявление причин, препятствующих формированию устойчивой мотивации к активной самостоятельной спортивной деятельности. Обоснованы пути и формы оптимизации образовательного процесса по развитию личностной физической культуры студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The central question of article serves the analysis of students’ attitudes to the values of physical culture and identification of the causes that prevent the formation of a stable self-motivation to active sport. The ways and shape optimization of the educational process for the development of personal physical culture student.

Текст научной работы на тему «Проблема освоения ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.

2. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / ТА. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 432 с.

4. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Дом Книги, 2006. - 264 с.

5. Кубрякова, Е.С. Текст и его понимание [Текст] / Е.С. Кубрякова // Рус. текст. - 1994. -№ 2. - С. 18-27.

УДК 378.147.333

В.В. Евсеев

ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

Формирование социальной активности вузовской молодежи в совокупности с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника учебного заведения к профессиональной деятельности. Действующий Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» и принятая «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи и др. С повышением роли и значимости физической культуры и спорта все актуальнее становится исследование их ценностного потенциала.

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры связаны с наиболее полной реализацией его культурологической составляющей. Всемерно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек в расширении диапазона адаптации, усилении защитных функций организма. Более того, физическая культура оказывает позитивное влияние на такие компоненты здорового образа жизни, как культура труда, общение, морально-психологический климат в коллективе и семье, экологическая культура и т. д. Это дает основание говорить о том, что функции физи-

ческой культуры играют незаменимую роль в оздоровлении современного общества, и прежде всего молодежи.

Цель данной статьи - обосновать необходимость освоения ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии, определить отношение студентов к ценностям физической культуры и выявить причины, препятствующие формированию устойчивой потребности в активной самостоятельной спортивной деятельности.

Методологическими предпосылками исследования выступают идеи о том, что ценности относятся к элементам культуры, представляя собой ее внутренний уровень, стержень, имеют субъектно-объектный характер и тесно связаны с потребностями общества, социальной группы, личности. Ценностью для людей становится любое явление и предмет окружающей действительности или человеческое качество, если оно приобретает значение для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. В частности, В.П. Тугаринов определяет ценности как «...предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и проч.) членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [6, с. 261].

Ценностями являются не сами по себе предметы окружающего мира, а ориентация людей

на их полезные свойства. Они выражают специфику способа адаптации человека, социальных образований, общества в целом к условиям внешней среды, способа их выживания и воспроизводства. Оценочная сторона ценностей имеет непосредственный выход на результативность, эмоциональную окрашенность, удовлетворенность, душевное и психическое равновесие, в том числе и от занятий физической культурой, спортом. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. По мнению Н.Н. Ви-зитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [1, с. 89].

Исследование ценностного аспекта физической культуры отражено в работах В.К. Бальсеви-ча, В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др.

Следует подчеркнуть, что в сфере физической культуры, как и в сфере культуры в целом, человек выступает в трех ролях: субъекта, творца и объекта деятельности. Превращение норм культуры в привычку, в естественный регулятор всей деятельности предполагает не только знания, но и превращение этих знаний во внутренние убеждения.

В последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание методов и средств развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека. Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практи-

ческих рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировок, необходимых для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки. К мобилизационным ценностям физической культуры можно отнести способность к рациональной организации времени, внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам и др.

Ценности физической культуры становятся элементами духовной и материальной культуры личности, важным регулятором поведения, образа жизни, всей системы жизнедеятельности.

Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида многообразной человеческой деятельности. К духовным ценностям физической культуры личности можно отнести совокупность специальных знаний в области физического развития, идеалы физического совершенства, к которым стремится каждый конкретный человек, представление о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т. д.

На связь физической культуры с духовностью, творчеством указывал П.Ф. Лесгафт: «Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят на умственную работу, проявляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа проводилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях» [4, с. 22].

Для образовательной практики продуктивным является рассмотрение трехуровневой модели культуры, позволяющей охарактеризовать ценностно-нормативный, институциональный и технологический аспекты физической куль-

туры, которые позволяют рассматривать ее как совокупность ценностей, норм, идеалов, как процесс и результат деятельности различных социальных институтов и личности.

В системе физического образования и воспитания студентов сложилось противоречие между теоретическим и научно-методическим, технологическим потенциалом физической культуры, качеством и уровнем его освоения в образовательно-воспитательном процессе. Оно обусловлено прежде всего ограниченностью учебной проблематики, ориентацией на технологическую сторону физической культуры и отсутствием направленности и условий реализации ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства, порой невысоким качеством преподавания этой дисциплины [2, с. 4, 6].

Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности молодого специалиста. Важнейшими компонентами формирования физической культуры студенчества признаны мировоззрение, потребност-но-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры и ее видов (В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Ло-тоненко, Е.А. Стеблецов). Физическая культура в вузе достигает гуманной цели тогда, когда ее виды отвечают принципам доступности и максимального привлечения молодежи, а физические нагрузки соответствуют уровню функциональных возможностей.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо использовать в полной мере, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный способ морального, физического, гражданского оздоровления личности. Однако в настоящее время физической культурой и спортом занимаются более 20 % населения России, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40-60 %. Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов дневного обучения составляет более 50 %. В абсолютных цифрах это около 9,8 млн обучающихся и студентов, занимающихся систематически физической культурой и спортом [7].

Результаты исследования показывают, что лишь 25 % составляют студенты с опти-

мальной и высокой физкультурно-спортив-ной активностью (6 часов в неделю и более). Наблюдается слабая информированность студенческой молодежи о социальной сущности физической культуры и ее значимости в будущей профессиональной деятельности. Только одна треть опрошенных студентов считают необходимыми занятия физической культурой и спортом для своей будущей профессиональной и общественной деятельности [3, с. 75-77].

Вузовские занятия физической культурой оцениваются многими студентами как «требуемая учебная обязанность». Большинство опрошенных студентов считает физическую культуру приятным времяпрепровождением, игрой, развлечением, интересным делом. Отсюда лишь чуть больше 40 % студентов стремятся выполнить требования преподавателя на занятиях физической культурой и спортом «лучше других». Процесс либерализации преподавания физической культуры в вузе, предоставление каждому занимающемуся свободы выбора видов, форм и средств организации физкультурной активности отодвигают на второй план вопрос о двигательной плотности и интенсивности учебных занятий, к повышению которых готовы около 60 % студентов.

Отсутствие у студентов стремления в полной мере использовать занятия физической культурой и спортом для развития физических качеств, умений, навыков, повышения уровня физического развития, телесного и духовного потенциала говорит о том, что возможности физической культуры как средства развития, поддержания и совершенствования работоспособности еще не получили должной оценки у молодежи и находятся в большей мере вне сферы интересов студенчества.

Каковы же причины, мешающие студентам заниматься физической культурой?

Анализ данных социологического опроса выявил комплекс объективных и субъективных факторов, характеризующих отношение студентов и мотивацию студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортив-ную деятельность определяются состоянием материально-спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного

процесса, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы и другими факторами.

Существуют заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором является недостаток времени — 13 % (в том числе 11 % мужчин и 15 % женщин) респондентов указывают этот фактор в качестве главной причины собственной низкой физкультурно-спортивной активности. На наш взгляд, причина низкой активности в физкультурно-спортивной деятельности не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально его распределять. Но самое главное — это невысокая ценность физ-культурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студента.

Среди других причин были названы отсутствие потребности в физкультурно-спор-тивной деятельности, отсутствие необходимых условий для занятий. Препятствуют активности в занятиях физической культурой и спортом также вредные привычки (алкоголь, курение и т. п.), лень, плохое состояние здоровья и др. [3, с. 91-92].

Культурологическая методология позволяет рассматривать физическую культуру как многогранное интегративное явление в единстве и взаимосвязи ее процессуальных форм и видов (образование по физической культуре, физическая рекреация и реабилитация, спорт); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); сферы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно-телесного единства, физического совершенства человека через сознательно окультуренную

деятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей [2].

Особую роль в формировании и гармонизации физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает новое педагогическое направление - внедрение в процесс физического воспитания студенческой молодежи спортивной культуры [5]. Спортивная культура представляет собой спортивно ориентированное физическое воспитание студентов на основе конверсии современных научно-методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки спортсменов, где предоставляются большие возможности развития индивидуальных задатков, реализации личностных установок, потребностей, притязаний и интересов у молодежи.

Выделяют следующие принципы организации массового спорта: сочетание мастерства и массовости, систему соревнований (охват различного уровня спортсменов), индивидуальный подход.

Установлено, что студенты, достигшие уровня массовых спортивных разрядов, имеют «безопасный уровень здоровья». Объем их двигательной активности приближается к оптимальному и составляет не менее 6 часов в неделю.

Исследование показало следующее: физическая культура с ее огромным ценностным потенциалом обладает большими возможностями как в формировании общей культуры общества и отдельного человека, так и в становлении собственных специфических ценностей; в новой системе представлений о ценностях физической культуры создаются условия для изменения физкультурной, спортивной активности студентов; количественно-качественная характеристика физкультурно-спортивной активности может быть представлена затраченным временем на потребление этой культуры, регулярностью занятий физическими упражнениями и мотивацией студентов в сфере физической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений [Текст] / Н.Н. Визитей. - М., 2009.

2. Виленский, М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культу-

ре [Текст] / М.Я. Виленский // Пед. образование и наука. - 2008. - № 8.

3. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. — СПб., 2004.

4. Лесгафт, П.Ф. Избранные сочинения [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М., 1987. - Т. II.

5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М., 2004.

6. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. - М., 1988.

7. Электронный ресурс. Сайт М-ва спорта РФ. -Режим доступа: http://minstm.gov.ru/press-centre/ speech/xPages/entry.6112.html.

УДК 811.161.1'342'243

А.Д. Юдина

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЬЕТНАМСКИХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Фонетическая система вьетнамского языка значительно отличается от русской фонетической системы. Русский язык является языком консонантного типа. Ведущую роль в нем играют согласные звуки. Их состав более чем в 7 раз превышает состав гласных фонем. В потоке речи именно согласные влияют на гласные, а не наоборот, в результате чего образуются различные модификации гласных фонем.

Во вьетнамском языке 14 гласных фонем. Из них: 11 монофтонгов, 3 нисходящих дифтонга, 9 долгих и 2 кратких. Все гласные русского языка могут быть соотнесены с гласными вьетнамского. Это в значительной степени облегчает освоение системы русского вокализма.

Вьетнамский язык является изолирующим слоговым. Понятие изоляции - это синтаксическая характеристика языковых конструкций, т. е. внутри предложения синтаксические отношения между словами не выражены. Слова в этом языке не изменяются по падежам, не имеют рода.

В отличие от русского звуковой состав слова во вьетнамском языке строго ограничен в отношении слогообразующих элементов. Слог в нем характеризуется определенной структурой. Количество звуков, их порядок и сочетаемость нормированы. Около 80 % вьетнамских слов состоят из двух слогов. Количество звуков в них не превышает четырех. В русском языке один слог может состоять из разного количества звуков.

Одной из особенностей фонетической системы современного русского языка является стечение согласных звуков в слове. Например: встреча, взгляд, вскочить. Овладение произно-

шением русских слов со стечением согласных вызывает у вьетнамских студентов серьезные затруднения. В русской речи студентов из Вьетнама в таких словах часто выпадают один или несколько согласных: Москва - [Маква], здравствуйте - [дратвуйть]. Заглатывание звуков затрудняет или искажает понимание того, что говорят учащиеся. Совершенно одинаково звучат слова: обстановка - остановка, стройка -тройка, встал - стал, гордится - годится, производится - проводится, учебников - учеников.

Для вьетнамского языка характерна своеобразная динамика речи. Средняя скорость ее намного выше средней скорости русской речи. Во вьетнамском языке другой ритм, темп и плавность речи, он не допускает нечеткого произнесения окончаний. Каждое слово произносится отрывисто, отделяется от другого микропаузой. Вьетнамцу, изучающему русский язык, трудно произносить многосложные русские слова, в которых слоги читаются слитно, на одном дыхании, поэтому вьетнамские учащиеся в русской речи как бы «рубят» слова на части.

Не все согласные во вьетнамском языке могут находиться и в начале и в конце слога. Например, [л] и [ф] не могут находиться в конце слога, поэтому такие слова, как пил, палка, завтра (зафтра), произносятся вьетнамцами как пи[н], па[н]ка, за[п]тра. Это приводит к нарушению смысла. Одни и те же согласные в этом языке артикулируются по-разному в зависимости от того, где они стоят: в начале слога или в конце. В отличие от русского языка во вьетнамском не произносится последний согласный звук, поэтому в русской речи вьетнамцев часто обнаруживается «съедание» (непроизнесение) их, они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.