СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
2. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / ТА. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 432 с.
4. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: Дом Книги, 2006. - 264 с.
5. Кубрякова, Е.С. Текст и его понимание [Текст] / Е.С. Кубрякова // Рус. текст. - 1994. -№ 2. - С. 18-27.
УДК 378.147.333
В.В. Евсеев
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ
Формирование социальной активности вузовской молодежи в совокупности с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника учебного заведения к профессиональной деятельности. Действующий Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» и принятая «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи и др. С повышением роли и значимости физической культуры и спорта все актуальнее становится исследование их ценностного потенциала.
Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры связаны с наиболее полной реализацией его культурологической составляющей. Всемерно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек в расширении диапазона адаптации, усилении защитных функций организма. Более того, физическая культура оказывает позитивное влияние на такие компоненты здорового образа жизни, как культура труда, общение, морально-психологический климат в коллективе и семье, экологическая культура и т. д. Это дает основание говорить о том, что функции физи-
ческой культуры играют незаменимую роль в оздоровлении современного общества, и прежде всего молодежи.
Цель данной статьи - обосновать необходимость освоения ценностей физической культуры в профессионально-личностном развитии, определить отношение студентов к ценностям физической культуры и выявить причины, препятствующие формированию устойчивой потребности в активной самостоятельной спортивной деятельности.
Методологическими предпосылками исследования выступают идеи о том, что ценности относятся к элементам культуры, представляя собой ее внутренний уровень, стержень, имеют субъектно-объектный характер и тесно связаны с потребностями общества, социальной группы, личности. Ценностью для людей становится любое явление и предмет окружающей действительности или человеческое качество, если оно приобретает значение для удовлетворения их потребностей и реализации интересов. В частности, В.П. Тугаринов определяет ценности как «...предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и проч.) членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [6, с. 261].
Ценностями являются не сами по себе предметы окружающего мира, а ориентация людей
на их полезные свойства. Они выражают специфику способа адаптации человека, социальных образований, общества в целом к условиям внешней среды, способа их выживания и воспроизводства. Оценочная сторона ценностей имеет непосредственный выход на результативность, эмоциональную окрашенность, удовлетворенность, душевное и психическое равновесие, в том числе и от занятий физической культурой, спортом. Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. По мнению Н.Н. Ви-зитей, она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке [1, с. 89].
Исследование ценностного аспекта физической культуры отражено в работах В.К. Бальсеви-ча, В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др.
Следует подчеркнуть, что в сфере физической культуры, как и в сфере культуры в целом, человек выступает в трех ролях: субъекта, творца и объекта деятельности. Превращение норм культуры в привычку, в естественный регулятор всей деятельности предполагает не только знания, но и превращение этих знаний во внутренние убеждения.
В последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание методов и средств развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового образа жизни. К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека. Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практи-
ческих рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировок, необходимых для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки. К мобилизационным ценностям физической культуры можно отнести способность к рациональной организации времени, внутреннюю дисциплину, собранность, быстроту оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам и др.
Ценности физической культуры становятся элементами духовной и материальной культуры личности, важным регулятором поведения, образа жизни, всей системы жизнедеятельности.
Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида многообразной человеческой деятельности. К духовным ценностям физической культуры личности можно отнести совокупность специальных знаний в области физического развития, идеалы физического совершенства, к которым стремится каждый конкретный человек, представление о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории, перспектив развития и т. д.
На связь физической культуры с духовностью, творчеством указывал П.Ф. Лесгафт: «Путем анализа и сравнения получаемые извне впечатления переходят на умственную работу, проявляясь уже затем в виде отвлеченных понятий. Соответственно этому следует научиться анализировать и сравнивать движения, стараясь приспособить их к такой активной деятельности, в которой наибольшая работа проводилась бы при наименьшей затрате труда, что возможно также и при отвлеченных умственных занятиях» [4, с. 22].
Для образовательной практики продуктивным является рассмотрение трехуровневой модели культуры, позволяющей охарактеризовать ценностно-нормативный, институциональный и технологический аспекты физической куль-
туры, которые позволяют рассматривать ее как совокупность ценностей, норм, идеалов, как процесс и результат деятельности различных социальных институтов и личности.
В системе физического образования и воспитания студентов сложилось противоречие между теоретическим и научно-методическим, технологическим потенциалом физической культуры, качеством и уровнем его освоения в образовательно-воспитательном процессе. Оно обусловлено прежде всего ограниченностью учебной проблематики, ориентацией на технологическую сторону физической культуры и отсутствием направленности и условий реализации ее духовно-ценностного, интеллектуального богатства, порой невысоким качеством преподавания этой дисциплины [2, с. 4, 6].
Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности молодого специалиста. Важнейшими компонентами формирования физической культуры студенчества признаны мировоззрение, потребност-но-мотивационная сфера личности, широта и глубина знаний в области физической культуры и ее видов (В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Ло-тоненко, Е.А. Стеблецов). Физическая культура в вузе достигает гуманной цели тогда, когда ее виды отвечают принципам доступности и максимального привлечения молодежи, а физические нагрузки соответствуют уровню функциональных возможностей.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо использовать в полной мере, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный способ морального, физического, гражданского оздоровления личности. Однако в настоящее время физической культурой и спортом занимаются более 20 % населения России, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40-60 %. Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов дневного обучения составляет более 50 %. В абсолютных цифрах это около 9,8 млн обучающихся и студентов, занимающихся систематически физической культурой и спортом [7].
Результаты исследования показывают, что лишь 25 % составляют студенты с опти-
мальной и высокой физкультурно-спортив-ной активностью (6 часов в неделю и более). Наблюдается слабая информированность студенческой молодежи о социальной сущности физической культуры и ее значимости в будущей профессиональной деятельности. Только одна треть опрошенных студентов считают необходимыми занятия физической культурой и спортом для своей будущей профессиональной и общественной деятельности [3, с. 75-77].
Вузовские занятия физической культурой оцениваются многими студентами как «требуемая учебная обязанность». Большинство опрошенных студентов считает физическую культуру приятным времяпрепровождением, игрой, развлечением, интересным делом. Отсюда лишь чуть больше 40 % студентов стремятся выполнить требования преподавателя на занятиях физической культурой и спортом «лучше других». Процесс либерализации преподавания физической культуры в вузе, предоставление каждому занимающемуся свободы выбора видов, форм и средств организации физкультурной активности отодвигают на второй план вопрос о двигательной плотности и интенсивности учебных занятий, к повышению которых готовы около 60 % студентов.
Отсутствие у студентов стремления в полной мере использовать занятия физической культурой и спортом для развития физических качеств, умений, навыков, повышения уровня физического развития, телесного и духовного потенциала говорит о том, что возможности физической культуры как средства развития, поддержания и совершенствования работоспособности еще не получили должной оценки у молодежи и находятся в большей мере вне сферы интересов студенчества.
Каковы же причины, мешающие студентам заниматься физической культурой?
Анализ данных социологического опроса выявил комплекс объективных и субъективных факторов, характеризующих отношение студентов и мотивацию студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности. По мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортив-ную деятельность определяются состоянием материально-спортивной базы, направленностью содержания учебного и тренировочного
процесса, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы и другими факторами.
Существуют заметные различия в оценке факторов, которые, по мнению студентов, препятствуют формированию мотивации и активного положительного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности. Наиболее значимым фактором является недостаток времени — 13 % (в том числе 11 % мужчин и 15 % женщин) респондентов указывают этот фактор в качестве главной причины собственной низкой физкультурно-спортивной активности. На наш взгляд, причина низкой активности в физкультурно-спортивной деятельности не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально его распределять. Но самое главное — это невысокая ценность физ-культурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени студента.
Среди других причин были названы отсутствие потребности в физкультурно-спор-тивной деятельности, отсутствие необходимых условий для занятий. Препятствуют активности в занятиях физической культурой и спортом также вредные привычки (алкоголь, курение и т. п.), лень, плохое состояние здоровья и др. [3, с. 91-92].
Культурологическая методология позволяет рассматривать физическую культуру как многогранное интегративное явление в единстве и взаимосвязи ее процессуальных форм и видов (образование по физической культуре, физическая рекреация и реабилитация, спорт); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); сферы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно-телесного единства, физического совершенства человека через сознательно окультуренную
деятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей [2].
Особую роль в формировании и гармонизации физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе приобретает новое педагогическое направление - внедрение в процесс физического воспитания студенческой молодежи спортивной культуры [5]. Спортивная культура представляет собой спортивно ориентированное физическое воспитание студентов на основе конверсии современных научно-методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки спортсменов, где предоставляются большие возможности развития индивидуальных задатков, реализации личностных установок, потребностей, притязаний и интересов у молодежи.
Выделяют следующие принципы организации массового спорта: сочетание мастерства и массовости, систему соревнований (охват различного уровня спортсменов), индивидуальный подход.
Установлено, что студенты, достигшие уровня массовых спортивных разрядов, имеют «безопасный уровень здоровья». Объем их двигательной активности приближается к оптимальному и составляет не менее 6 часов в неделю.
Исследование показало следующее: физическая культура с ее огромным ценностным потенциалом обладает большими возможностями как в формировании общей культуры общества и отдельного человека, так и в становлении собственных специфических ценностей; в новой системе представлений о ценностях физической культуры создаются условия для изменения физкультурной, спортивной активности студентов; количественно-качественная характеристика физкультурно-спортивной активности может быть представлена затраченным временем на потребление этой культуры, регулярностью занятий физическими упражнениями и мотивацией студентов в сфере физической культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений [Текст] / Н.Н. Визитей. - М., 2009.
2. Виленский, М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культу-
ре [Текст] / М.Я. Виленский // Пед. образование и наука. - 2008. - № 8.
3. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. — СПб., 2004.
4. Лесгафт, П.Ф. Избранные сочинения [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М., 1987. - Т. II.
5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - М., 2004.
6. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. - М., 1988.
7. Электронный ресурс. Сайт М-ва спорта РФ. -Режим доступа: http://minstm.gov.ru/press-centre/ speech/xPages/entry.6112.html.
УДК 811.161.1'342'243
А.Д. Юдина
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЬЕТНАМСКИХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ
Фонетическая система вьетнамского языка значительно отличается от русской фонетической системы. Русский язык является языком консонантного типа. Ведущую роль в нем играют согласные звуки. Их состав более чем в 7 раз превышает состав гласных фонем. В потоке речи именно согласные влияют на гласные, а не наоборот, в результате чего образуются различные модификации гласных фонем.
Во вьетнамском языке 14 гласных фонем. Из них: 11 монофтонгов, 3 нисходящих дифтонга, 9 долгих и 2 кратких. Все гласные русского языка могут быть соотнесены с гласными вьетнамского. Это в значительной степени облегчает освоение системы русского вокализма.
Вьетнамский язык является изолирующим слоговым. Понятие изоляции - это синтаксическая характеристика языковых конструкций, т. е. внутри предложения синтаксические отношения между словами не выражены. Слова в этом языке не изменяются по падежам, не имеют рода.
В отличие от русского звуковой состав слова во вьетнамском языке строго ограничен в отношении слогообразующих элементов. Слог в нем характеризуется определенной структурой. Количество звуков, их порядок и сочетаемость нормированы. Около 80 % вьетнамских слов состоят из двух слогов. Количество звуков в них не превышает четырех. В русском языке один слог может состоять из разного количества звуков.
Одной из особенностей фонетической системы современного русского языка является стечение согласных звуков в слове. Например: встреча, взгляд, вскочить. Овладение произно-
шением русских слов со стечением согласных вызывает у вьетнамских студентов серьезные затруднения. В русской речи студентов из Вьетнама в таких словах часто выпадают один или несколько согласных: Москва - [Маква], здравствуйте - [дратвуйть]. Заглатывание звуков затрудняет или искажает понимание того, что говорят учащиеся. Совершенно одинаково звучат слова: обстановка - остановка, стройка -тройка, встал - стал, гордится - годится, производится - проводится, учебников - учеников.
Для вьетнамского языка характерна своеобразная динамика речи. Средняя скорость ее намного выше средней скорости русской речи. Во вьетнамском языке другой ритм, темп и плавность речи, он не допускает нечеткого произнесения окончаний. Каждое слово произносится отрывисто, отделяется от другого микропаузой. Вьетнамцу, изучающему русский язык, трудно произносить многосложные русские слова, в которых слоги читаются слитно, на одном дыхании, поэтому вьетнамские учащиеся в русской речи как бы «рубят» слова на части.
Не все согласные во вьетнамском языке могут находиться и в начале и в конце слога. Например, [л] и [ф] не могут находиться в конце слога, поэтому такие слова, как пил, палка, завтра (зафтра), произносятся вьетнамцами как пи[н], па[н]ка, за[п]тра. Это приводит к нарушению смысла. Одни и те же согласные в этом языке артикулируются по-разному в зависимости от того, где они стоят: в начале слога или в конце. В отличие от русского языка во вьетнамском не произносится последний согласный звук, поэтому в русской речи вьетнамцев часто обнаруживается «съедание» (непроизнесение) их, они