Научная статья на тему 'Социальное здоровье и роль физической культуры в его формировании'

Социальное здоровье и роль физической культуры в его формировании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
933
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Евсеев В. В., Волкова Л. М.

В статье показана многозначность понятия «социальное здоровье», проанализированы различные исследовательские подходы. Авторы уделяют внимание факторам формирования социального здоровья. Подчеркивается необходимость использования ценностей физической культуры как одного из доступных средств формирования и поддержания социального здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье и роль физической культуры в его формировании»

курортологии. - 2008. - № 2 (25).- С. 12;

4. Фомин, В.С. Проблема физиолого-педагогического нормирования нагрузок при занятиях физической культурой и спортом // Вестник спортивной медицины России. 1998. - №1. - С. 35-36.

УДК 796.01

В.В. Евсеев1, Л.М. Волкова2

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЕГО

ФОРМИРОВАНИИ

1 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого 2Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

uznik_2001 @mail.ru, [email protected]

Резюме:

В статье показана многозначность понятия «социальное здоровье», проанализированы различные исследовательские подходы. Авторы уделяют внимание факторам формирования социального здоровья. Подчеркивается необходимость использования ценностей физической культуры как одного из доступных средств формирования и поддержания социального здоровья.

Ключевые слова: здоровье; социальное здоровье; факторы формирования; физическая культура; социальный потенциал человека.

Summary.

The article shows the ambiguity of the concept of "social health", analyzed various research approaches. The authors pay attention to the factors of social health. It emphasizes the need to use the values of physical culture as one of the available means of building and maintaining social health.

Key words: health; social health; formation factors; physical education; human social potential.

Введение. Идея приоритета ценностей человеческой жизни, трансформация общественного развития к устойчивости тесно взаимосвязаны с концепцией социального здоровья и необходимостью повышения его параметров. Направленность модернизации должна учитывать личностный

потенциал человека, а также тренды социального здоровья в техногенной среде. «Состояние социального здоровья и физический потенциал человека, масштабы использования «запасов» психофизического и духовного потенциала влияют на направленность модернизации сфер общества, жизнестойкость, безопасность государства и геополитические перспективы нации» [1, С. 367]. Условия экономической нестабильности, инфляция, постоянной рост цен на основные продукты питания, несовершенство социальной политики государства в области охраны здоровья и другие фактора актуализируют необходимость исследований в этой сфере. Следует учитывать, что интенсивность «труда, значительные эмоциональные нагрузки неизбежно связаны с огромным напряжением умственных, физических и психических сил работающих, которые нуждаются в постоянном развитии» [2, С. 36 ].

Об изменениях уровня здоровья общества свидетельствуют тренды девиантных форм поведения (алкоголь, токсикомания, наркотики, детская беспризорность и др.), увеличение числа психопатологий, снижение общих показателей индивидуального здоровья людей. Воздействие факторов риска снижают социальное здоровье. Отношение к здоровью как ценности выступает как сторона процесса социализации, в котором находят выражение как целенаправленные, так и стихийные социальные факторы [3, С.119].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. ощущался масштабный уход государства из социальной и культурной сфер. В условиях коммерциализации здоровья, его перевода в плоскость рыночных отношений проблема поддержания уровня здоровья, реализация здорового образа жизни в современном российском обществе наталкиваются на трудности, связанные с финансово-экономическими, психологическими и организационными аспектами. Эти процессы ограничили доступность потребления услуг социальных институтов, от которых зависит социальное здоровье общества. Как факт - утверждается т.н. стратегия выживания, формируемая для большинства российских граждан в диапазоне «справедливости/несправедливости» [4].

Материалы и методы. В научном аспекте категория «социальное здоровье»

характеризуется состоянием жизнеспособности общества как социального

организма. Предполагается, что социальное здоровье обусловлено:

радикальными изменениями образа жизни в трансформирующемся российском

обществе, возрастанием в нем роли факторов риска, а также снижением

самоохранительных установок и мотивов поведения [5]. В истории научной

мысли существуют различные направления, рассматривающие вопросы

610

здоровья, отношения к здоровью и социальной обусловленности здоровья. Соотношение индивидуального и общественного здоровья является центральным в работах Н. А. Бердяева, В.С. Соловьева и П.А. Флоренского. Проявление индивидуального здоровья как социально-экологического аспекта жизни человека рассматривается в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Фромма, П.И. Калью. Так, в работах Э. Дюркгейма выявлена зависимость поведения индивида и процессов жизнедеятельности общества.

По мнению Л.В. Гатило и Т.В. Городовой выделяется 5 подходов к изучению социального здоровья: девиантологический; понятие «социальное здоровье» приближено к понятию «социальное благополучие»; социальное здоровье рассматривается как «комфортное состояние человека в рамках той или иной социальной группы»; основным критерием социального здоровья является социальная адаптация; личностно-центрированный подход [6]. Интересны исследовательские подходы к социальному здоровью как основы саморегуляции личности, которые помогают выявить возможности улучшения социального здоровья в современных техногенных условиях (Элиас Н., Бауман З.). Важным для понимания проблемы социального здоровья дает применение системного и структурно-функционального подходов, которые в итоге предоставляют возможность анализировать социальное здоровье как показатель состояния общества [7, С. 414].

Результаты. Основными характеристиками социального здоровья считаются: адекватное восприятие действительности; интерес к окружению; гармония внутри и вокруг себя; адекватная регуляция поведения, соответствующая принципу «здесь и сейчас»; способность к высокому уровню приспособляемости к условиям окружающей среды и общества; деятельностное отношение к миру; социальная активность; социально-психологический комфорт жизни человека; и другие [6]. По мнению Н.А. Матвеевой социальное здоровье проявляется системно через известные формы взаимодействия человека и общества: социальная идентичность; принятие социальных ролей в процессе деятельности; использование различных социальных институтов; признание или отторжение социальных ценностей, норм и правил поведения в обществе [8, С. 149-150].

Важным фактором поддержки здоровья выступает социальный капитал, измеряемый с помощью подтвержденных исследовательской практикой индикаторов, а именно, мерой включенности человека в разнообразные социальные сети и возможностями получения в затруднительных жизненных

611

обстоятельствах помощи со стороны других субъектов социальных взаимодействий [9, С.88-89]. Состояние социального здоровья и физический потенциал человека влияют на направленность модернизации сфер общества, меняют типы общественных и индивидуальных взаимодействий и приводят к необходимости «использования адекватных каналов самореализации и сохранения экологии и безопасности человека» [10, С. 121-122].

В зарубежной социологии существуют различные точки зрения на методы и технологии исследования социального здоровья. Так, П. Сорокин соотносил его изучение с необходимостью разработки в социальных науках процедуры, подобной существующей в медицине: исследование всего организма в целом и ознакомление с историей всей жизни прежде диагностирования болезни пациента. К. Манхейм связывал здоровье с равным вниманием к культурным и материальным элементам, способностью координировать изменения как в индивидуальных, так и в коллективных потребностях [7].

Ситуация складывается таким образом, что необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров (в том числе, неприятия вредных привычек). Эти показатели важны при формировании человеческого капитала [11, С. 91].

Обсуждения и выводы. Общество и государство должно располагать полноценным средством, обеспечивающими подготовленность людей к благополучной и полноценной жизни в современных условиях. Этим средством выступает, наряду с другими, физическая культура [12]. Физическое воспитание, самостоятельные занятия физкультурой и спортом могут дать в первую очередь такие ценности, как крепкое здоровье, развитие способностей, необходимых человеку в различных сферах деятельности, полноценный активный отдых [13].

Занимаясь физическими упражнениями или увлекаясь спортивными состязаниями, мы тем самым поддерживаем и укрепляем здоровье. Данные занятия можно рассматривать как профилактику неинфекционных заболеваний и вредных привычек, для расширения диапазона адаптации, усиления защитных функций организма [14]. Использование спорта для организации свободного времени, индивидуальные занятия фитнесом могут способствовать появлению мотивации и устойчивого интереса для реализации естественных потребностей в движениях разной направленности, способствующих поддержанию здоровья, приобретению коммуникативных и организационных навыков, используемых в

612

профессиональной и гражданской деятельности, использованию для восстановления организма и проведению активного отдыха. Сфера физической культуры представляет собой тип творческой деятельности, способствующей умелой мобилизации функционального и двигательного потенциала человека [15, С. 247].

По силе оздоровительного потенциала и способности воздействия на сохранение и преумножение здоровья человека физическая культура является по существу одним из самых значительных и эффективных феноменов общественного бытия. Перспективной задачей самовоспитания человека как раз и выступает «способность самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для психофизической и социальной подготовки к жизни и профессиональной деятельности.» [16, С. 214]. Смысловая нагрузка адаптационных процессов в формировании навыков оптимизации вариантов жизнедеятельности, отвечающих одновременно и интересам личности, и уровню развития социума [17].

Таким образом, новый технико-технологический уклад дает возможность изменения общественных условий здоровья и требует постоянного закрепления позитивной социально-экономической динамики изменений, оказывающих влияние на реализацию стратегии поддержания и улучшения социального здоровья. Создаются новые платформы модернизационных трендов интегративного общественного богатства, включая, прежде всего, социальное здоровье. Для решения проблем социального здоровья необходимо снижать воздействие негативных факторов, повышать ценность здоровья как тренда устойчивого развития. Ритм жизни, постоянная потребность в обновлении знаний, эмоциональные и психологические нагрузки, расширение контактов социальных сетей требуют адекватной готовности и общества, и человека к масштабным переменам.

Литература

1. Евсеев В.В., Сущенко В.П., Намазов А.К. Здоровьесберегающий вектор физического воспитания // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. Т.12. №1. С. 366-372.

2. Волкова Л.М., Голубев А.А., Евсеев В.В. Коммуникация, безопасность в гражданской авиации // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 36-38.

613

3. Поздеева Е.Г. Социальные детерминанты здоровья студенческой молодежи // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 116-121.

4. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Социальное здоровье в условиях трансформирующейся модели социального государства // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2018»: Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2018. С. 872-874. DOI 10.29003/m123.12.sr-2018

5. Москвич А.С. Социальное здоровье молодежи как фактор социально-экономического развития региона (на примере Хабаровского края): Дис. ...канд. социол. наук. Хабаровск. 2008. -273 с.

6. Гатило В.Л., Городова Т.В. Социальное здоровье студенческой молодёжи: подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1.

7. Евсеев В.В., Волкова Л.М., Социальное здоровье: анализ исследовательских подходов и факторов формирования // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. x юбилейные санкт-петербургские социологические чтения сборник материалов Международной научной конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 413-417.

8. Матвеева Н.А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Том 7. № 5. С. 146-158. Doi: 10.15293/2226-3365.1705.10

9. Русинова Н.Л., Панова И.В., Сафронов В.В. Здоровье и социальный капитал (опыт исследования в Санкт-Петербурге) //Социс. 2010. №1. С.87-100.

10. Половников П.В., Евсеев В.В. Специализация «Походы выходного дня» в структуре учебных занятий по физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 121-126.

11. Тростинская В.П., Тростинская И.Р. Человеческий капитал современной России // Международные отношения и диалог культур. 2014. № 2 (2013). С. 91-110.

12. Volkova L.M., Golubev A.A., Mitenkova L.V., Evseev V.V. Physical education in civil aviation experts communicative competence formation // The European proceedings of social and behavioural sciences. Future Academy. 2017. pp. 1396-1403. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.163

13. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования. Монография. [Текст] СПб.: СПбГПУ, 2013. 153 с.

14. Евсеев В.В. Использование спорта в создании среды здоровьесбережения человека // Глобальные социальные трансформации XX -начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) Материалы научной конференции XI Ковалевские чтения. Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. Издательство: ООО "Скифия-принт" (Санкт-Петербург). 2017. С. 323-325.

15. Евсеев В.В., Намазов А.К, Сущенко В.П. Потенциал ценностного отношения студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 246-251.

16. Половников П.В., Евсеев В.В., Волкова Л.М. Отношение студентов к физической культуре // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 212-215.

17. Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И. Социальный и личностный потенциал модернизирующегося общества // Глобальные социальные трансформации XX-начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) Материалы научной конференции XI Ковалевские чтения. Отв. редактор Ю.В. Асочаков. Издательство: ООО "Скифия-принт" (Санкт-Петербург). 2017. С. 390-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.