принципам доступности и максимального привлечения молодежи, а физические нагрузки соответствуют уровню ее функциональных возможностей.
Таким образом, актуальной проблемой физического воспитания в вузах является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизи-
ческой подготовки и самоподготовки студентов к деятельности. Результатом образования и самообразования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формирование потребности к физическому самосовершенствованию, понимание роли физической культуры в развитии человека, владение системой практических знаний, навыков, умений для достижения личных и профессиональных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виленский, М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре [Текст] / М.Я. Виленский // Пед. образ. и наука. — 2008. - № 8.
2. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. — 149 с.
3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]: мо-
ногр. / В.К. Бальсевич. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.
4. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта — 2009. — № 3 — С. 10—13.
5. Егорычев, А.О. Инновационные направления развития массового спорта в вузе [Текст] / А.О. Егорычев, И.М. Бутин // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — № 2. — Т. II.
УДК 316:61
Н.А. Лебедева-Несевря
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Здоровье человека находится сегодня под влиянием множества факторов различной природы (эндо- и экзогенных, генетических и социальных и т. п.), неодинаковых по интенсивности и механизмам воздействия. Данное множество факторов требует упорядочивания, систематизации и ограничения по критерию значимости в детерминации здоровья.
Результаты многочисленных медико-социальных и социально-эпидемиологических исследований свидетельствуют о главенствующей роли факторов социальной природы (в частности, так называемых «факторов образа жизни») в формировании различных групп заболеваний, в том числе хронически протекающих, в современном мире. Например, многолетние исследования под руководством Ю. Лисицына позволили установить «вклад» образа жизни человека в развитие цирроза печени на уровне
70 %, ишемической болезни сердца — на уровне 60 %, рака — на уровне 45 % и т. д. [7].
Социальные факторы, формирующие здоровье человека, могут проявляться по-разному. В работе Б. Линка и Джо С. Фелан [11] вопрос о внутренней структуре социальных факторов риска и устойчивости решается путем их разделения на индивидуальные (поведенческие) факторы и фундаментальные социальные условия или «риски рисков», характеризующие некий контекст индивидуальных факторов. По мнению авторов, контекстуализация социальных факторов риска и устойчивости выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов, непосредственно связанных с состоянием здоровья
человека, позволяя выработать эффективные инструменты управления ими, сформировать действенные стратегии повышения качества индивидуального и общественного здоровья.
Индивидуальные (поведенческие) факторы находятся под воздействием социальных условий, влияющих на их изменение (интенсификацию, распространение и пр.). Социальные условия не определяют напрямую состояние здоровья человека, но влияют на возникновение позитивных / негативных последствий опосредованно, выступая условиями формирования индивидуальных факторов устойчивости и факторов риска. На институциональном уровне к таким условиям относится специфика функционирования социальных институтов, их существующие явные и латентные функции и дисфункции, на социетальном уровне — социальное расслоение, особенности социально-экономической и социально-политической подсистем общества, культурная среда и др.
К поведенческим факторам, непосредственно определяющим индивидуальное здоровье человека, относятся особенности питания и двигательной активности индивида, медицинская активность и вредные привычки, практики стрессозащитного поведения, ритм и режим жизни и др. [12]. Большинство факторов находятся в тесной связи, опосредуя и определяя специфику проявления друг друга. Значимой задачей является типологизация и идентификация поведенческих факторов формирования здоровья человека, решение которой позволит оптимизировать систему профилактических и оздоровительных мероприятий, повысить эффективность управления здоровьем населения на различных уровнях.
Гигиеническое поведение, выступая значимым фактором детерминации здоровья на индивидуальном уровне, является категорией как наименее проработанной в теоретическом плане, так и мало изученной в рамках эмпирических исследований. При этом значимость «вклада» гигиенического поведения в формирование многих, особенно инфекционных, заболеваний доказана как зарубежными, так и отечественными учеными [15].
Наиболее часто гигиеническое поведение рассматривается лишь в качестве составного компонента какого-либо иного фактора формирования здоровья, внутренне не структурируется и не анализируется. Например, в работах Ю. Ли-
сицына гигиеническое поведение включается в понятие медицинской активности (наряду с санитарной грамотностью, обращаемостью в медицинские учреждения за советом, выполнением медицинских рекомендаций) [8, с. 54]. Схожий подход предлагает В. Лукевич, относящий гигиеническое поведение к медицинской (медико-социальной) активности, включающей также выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказать первую доврачебную помощь и пр. [9]. В исследовании Е. Кулаковой и других ученых медицинская активность представлена в виде трех составляющих: медицинской и санитарно-гигиенической грамотности, санитарно-гигиенического поведения и отношения к сложившейся системе медицинской помощи [5].
Встречающееся в ряде работ [3, 10] узкое понятие медицинской активности, привязанное к практикам взаимодействия индивида с субститутами медицины как социального института, не позволяет включить в него гигиеническое поведение. Под медицинской активностью в данном случае подразумевается поведение пациента, поведение индивида как получателя медицинских услуг; структурными компонентами данного поведения выступают практики обращения к врачу (в том числе прохождение профилактических осмотров), следование рекомендациям врача, прием лекарственных средств и пр.
Применительно к задачам анализа, т. е. оценки, управления и информирования о социальных факторах, формирующих здоровье населения, разграничение медицинского и гигиенического поведения представляется целесообразным в силу необходимости точного, грамотного и эффективного регулирования воздействия данных факторов на человека, принятия действенных управленческих решений. Например, безответственное медицинское поведение, выражающееся в отказе от посещения врачей в случае болезни, может являться следствием низкого уровня доверия медицине как социальному институту. По результатам социологического исследования, проведенного специалистами ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» в 2010 году в Пермском крае (метод — формализованное личное интервью в домохозяйствах, объем выборки — 1068 человек, тип выборки — многомерная стратифицированная), 21 % респонден-
тов прямо заявили, что стараются не обращаться к врачу, так как «не доверяют нашим докторам, в больнице часто приходится сталкиваться с непрофессионализмом и равнодушием». В данном случае управленческие действия должны концентрироваться на решении задачи повышения уровня доверия системе здравоохранения. Безответственное же гигиеническое поведение, выражающееся, например, в пренебрежении гигиеническими требованиями хранения пищевых продуктов и приготовления пищи в домашних условиях, требует активизации просветительской работы, повышения эффективности информирования населения о рисках здоровью.
Гигиеническое поведение (как в рамках категории медицинской активности, так и независимо от нее) понимается двояко. Первый, более общий, подход, берущий начало в понятии гигиены, определяет гигиеническое поведение как действия индивида, направленные на профилактику заболеваний, обеспечение нормальных условий существования, укрепление и сохранение здоровья и продление жизни. В данном случае гигиеническое поведение фактически отождествляется с самосохранитель-ным. Второй, более узкий, подход трактует гигиеническое поведение как действия человека по соблюдению гигиенических и санитарных норм, т. е. разработанных гигиенической наукой правил и рекомендаций, направленных на минимизацию негативного влияния факторов внешней среды на здоровье. В первую очередь речь здесь идет о следовании правилам личной гигиены, соблюдении гигиенического режима жизни и деятельности. Узкое понимание гигиенического поведения позволяет отделить его от таких факторов формирования здоровья человека, как питание, двигательная активность, аддиктивное поведение и пр.
Гигиеническое поведение может быть внутренне структурировано в зависимости от конкретных областей, регулируемых определенными гигиеническими правилами и нормами. Следует выделить требования к уходу за телом (в том числе гигиенические правила сексуальных отношений), одеждой и обувью, нормы соотношения сна и бодрствования, труда и отдыха, правила содержания жилища и приготовления пищи, рекомендации по неспецифической профилактике заболеваний (закаливание, ношение марлевой повязки и др.).
В рамках эмпирических исследований в России в поле зрения социологов, специалистов в области социальной гигиены и эпидемиологии попадали лишь некоторые аспекты гигиенического поведения. Предметом изучения выступали проблемы гигиены полости рта [1, 14], интимной гигиены [4, 13], особенности режима дня представителей различных социальных групп (преимущественно детей и подростков) [6].
Для получения наиболее полной картины гигиенического поведения в интересующей исследователя социальной группе, решения задачи типологизации и установления влияния гигиенических практик на здоровье при проведении эмпирического социологического исследования (методом формализованного интервью или анкетирования) целесообразно использовать развернутую систему показателей, характеризующих различные стороны гигиенического поведения респондентов. В том числе необходимо анализировать поведенческие практики, связанные с повседневной общей гигиеной тела (принятие душа, мытье головы, ног и т. п.), гигиеной рук (мытье рук перед едой, после посещения туалета, после выхода из общественного транспорта и пр., использование влажных салфеток и антисептиков), гигиеной полости рта (регулярность и продолжительность чистки зубов, использование зубной нити и т. п.), гигиеной жилища (регулярность проветривания жилья, влажных уборок и т. п.). Отдельный блок вопросов следует посвятить изучению режима жизни респондентов — соотношению сна и бодрствования (продолжительность сна, время отхода ко сну и пр.), труда и отдыха (чередование времени работы и отдыха в течение рабочего дня, особенности проведения кратковременных перерывов на отдых, длительность отпускного периода и т. п.).
Специалистами ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» в марте-апреле 2010 года в городе Краснокам-ске (Пермский край) было проведено выборочное обследование семей детей дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения (метод — репрезентативный социологический опрос родителей, вероятностный многоступенчатый способ отбора респондентов, объем выборочной совокупности — 275 человек). Анализ результатов
исследования показал высокую степень распространенности в изучаемой группе факторов риска для здоровья, связанных с реализацией неэффективного гигиенического поведения.
Так, вне детского сада, находясь дома, с родителями, дети в большинстве случаев не соблюдают режим дня. При ответе на вопрос «Соблюдает ли ваш ребенок режим дня вне детского сада (в праздничные, выходные дни и т. п.)?» 24,2 % опрошенных родителей выбрали вариант ответа «Нет, не соблюдает», еще 64,9 % родителей отметили вариант «Режим дня стараемся соблюдать, но не всегда получается». Лишь 10,6 % опрошенных родителей сказали, что их ребенок всегда соблюдает вне детского сада положенный режим дня.
Половина опрошенных родителей (51,3 %) заявили, что им регулярно не удается уложить ребенка вечером спать вовремя. Еще 39,9 % родителей сказали, что сталкиваются с данной проблемой «время от времени».
Нормой является пренебрежение правилами личной гигиены детей. Например, только 26,7 % опрошенных родителей сказали, что их ребенок принимает душ или ванну не реже 4—5 раз в неделю; 2—3 раза в неделю указанную гигиеническую процедуру соблюдают 42,5 % детей, а почти треть детей (30,8 %) моются 1 раз в неделю или реже.
Также родителями игнорируется другой значимый аспект гигиенического поведения — закаливание. Почти половина опрошенных мам и пап (45,1 %) никогда не применяют каких-либо процедур закаливания своего ребенка. Еще 16,7 % родителей закаливают своего ребенка 1 раз в неделю или реже.
Такая форма неспецифической профилактики поражения здоровья детей, как оздоровительная гимнастика, вообще не применяется родителями дошкольников в 31,8 % случаев, еще 21,2 % респондентов сказали, что занимаются со своими детьми оздоровительными упражнениями 1 раз в неделю или реже.
Реализуемое индивидом гигиеническое поведение во многом определяется уровнем его санитарно-гигиенической культуры, включающей в себя ряд компонентов. Во-первых, это знания о природе формирования здоровья человека, о факторах риска и антириска здоровью, знания
гигиенических требований и норм, отражающие общий уровень информированности индивида в сфере гигиены или его гигиеническую грамотность. Во-вторых, это гигиенические умения и навыки, выражающие степень усвоенности гигиенических правил и норм. В сфере личной гигиены сюда можно отнести, например, навыки правильной чистки зубов или мытья рук (особенно актуальные при изучении влияния гигиенического поведения на детскую заболеваемость). В-третьих, это мотивация выполнения гигиенических правил, определяемая, с одной стороны, уровнем информированности о рисках, связанных с нарушением правил гигиены, с другой — индивидуальной ценностью здоровья. Например, исследования показывают [2], что почти 40 % россиян чистят зубы реже 2 раз в день (что является отклонением от гигиенической нормы). Причина подобного поведения, вероятно, лежит не только и не столько в отсутствии знаний о требуемой регулярности гигиены полости рта, сколько в низкой степени ответственности за свое здоровье.
В рамках обозначенного ранее исследования факторов риска для здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в городе Краснокамске, изучались также особенности санитарно-гигиенической культуры родителей детей. Анализ результатов исследования показал, что почти треть респондентов (32 %) склонны называть уровень своей санитарно-гигиенической культуры низким. Большинство родителей (71,9 %) отметили нехватку информации в открытых источниках о факторах риска здоровью детей дошкольного возраста и правилах ведения детьми здорового образа жизни.
Значимая роль санитарно-гигиенической культуры и гигиенического поведения в формировании здоровья различных социальных групп требует детальной разработки системы критериев, индикаторов и показателей оценки распространенности негативных поведенческих практик в современном российском обществе, проведения комплексных мониторинговых исследований гигиенической культуры и поведения, а также эффективного внедрения их результатов в практическую деятельность субъектов управления здоровьем населения на различных уровнях.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-59016.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вусатая, Е.В. Анализ взаимосвязи состояния ротовой полости стоматологических больных с их медико-социальными характеристиками [Текст] / Е.В. Вусатая, ГЯ. Клименко // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2007. - № 1. - С. 59-62.
2. Дмитриев, Е. Каждой пасти - по пасте [Электронный ресурс] / Е. Дмитриев. - Режим доступа: http:// www.profile.ru/items_1301 (дата обращения: 20.07.2012).
3. Ибрагимов, А.Н. Характеристика здоровья и медицинской активности старшеклассников по их самооценке [Текст] / А.Н. Ибрагимов, А.М. Дюкаре-ва // Обществ. здоровье и здравоохранение. - 2007. -№ 3. - С. 30-33.
4. Кувакин, В.И. Медико-социальные факторы риска развития доброкачественной гиперплазии предстательной железы [Текст] / В.И. Кувакин,
A.К. Абдурахманов, М.В. Резванцев // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. - 2009. - Т. 2. - С. 140-143.
5. Кулакова, Е.В. Медицинская активность родителей, имеющих детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Кулакова, Е.С. Богомолова, Е.В. Назарова // Мед. альм. - 2011. - № 4. - С. 18-21.
6. Кучма, В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников [Текст] /
B.Р. Кучма, И.В. Звездина, Н.С. Жигарева // Вопросы соврем. педиатрии. - 2008. - Т. 7. - № 4. - С. 9-12.
7. Лисицын, Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости [Текст] / Ю.П. Лисицын // Мед. газ. - 2010. - № 19.
8. Он же. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов / Ю.П. Лисицын. - М.: Медицина, 2002.
9. Лукевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением [Текст]: учеб. пособие / В.С. Лукевич. - СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.
10. Потешонкова, С.В. Характеристика медицинской активности и информированности беременных с хроническими воспалительными заболеваниями почек [Текст] / С.В. Потешонкова, М.В. Кулигина, Л.В. Карнеева // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2009. - № 4. -С. 74-79.
11. Link, B.G. Social Conditions as Fundamental Causes of Disease [Text] / B.G. Link, J. Phelan // J. of Health and Social Behavior. - 1995. - Vol. 35. - P 80-94.
12. Лебедева-Несевря, Н.А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления [Текст] / Н.А. Лебедева-Несевря // Вестн. Перм. ун-та. - Сер. Биология. - 2010. - Вып. 3. - С. 36-41.
13. Хрянин, А.А. Сексуальное поведение и распространенность урогенитальной хламидийной инфекции среди студентов [Текст] / А.А. Хрянин // Вестн. дерматол. и венерол. - 2004. - № 2. - С. 45-47.
14. Чупрунова, И.Н. Зависимость кариеса зубов от уровня гигиены полости рта у детей первого класса Нижнего Новгорода [Текст] / И.Н. Чупрунова, Г.В. Кривулина, Е.Д. Пятова // Саратовский науч.-мед. журн. - 2011. - Т. 7, № 1. - С. 323-325.
15. Remschmidt, C. Preventable and non-preventable risk factors for influenza transmission and hygiene behavior in German influenza households, pandemic season (H1N1) 2009/2010 [Text] / C. Remschmidt, P. Stocker, M. an der Heiden et al. // Influenza and Other Respiratory Viruses. - 2012. - 16 Jul.
УДК 159.92 3.33
Л.Ю. Протасенко
АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЛОМНЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В последние десятилетия общество подвергается существенной трансформации в ценностном и культурном плане. Специфика современной жизни уже давно характеризуется такими понятиями, как «эпоха перемен», «информационный стресс», «кризис» и пр. Подобная ситуация обязывает адаптироваться к быстро меняющейся действительности, делая нашу повседневность активной, напря-
женной и непредсказуемой. Повседневные ситуации и экстремальные, переломные, значимые события — вот то, что составляет фактическое содержание нашей жизни. Существенные изменения структуры социальных связей и отношений, темпы которых влекут за собой изменения повседневной жизни, заставляют людей менять свой взгляд на окружающую действительность. Сложность и многоаспект-