Научная статья на тему 'Гигиеническое поведение в системе социальных факторов, формирующих здоровье населения'

Гигиеническое поведение в системе социальных факторов, формирующих здоровье населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
581
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ГИГИЕНА / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева-Несевря Наталья Александровна

В статье исследуется место гигиенического поведения в системе социальных детерминант здоровья. Раскрыта внутренняя структура гигиенического поведения индивида. Обсуждаются особенности эмпирического социологического изучения гигиенических практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the place of hygiene behavior in a system of the social determinants of health. Distinguishes among medical and hygiene behavior are pointed out. The structural elements and empirical indicators of the hygiene behavior are represented. Social determinants, human health, hygiene behavior.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое поведение в системе социальных факторов, формирующих здоровье населения»

принципам доступности и максимального привлечения молодежи, а физические нагрузки соответствуют уровню ее функциональных возможностей.

Таким образом, актуальной проблемой физического воспитания в вузах является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизи-

ческой подготовки и самоподготовки студентов к деятельности. Результатом образования и самообразования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, формирование потребности к физическому самосовершенствованию, понимание роли физической культуры в развитии человека, владение системой практических знаний, навыков, умений для достижения личных и профессиональных целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виленский, М.Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре [Текст] / М.Я. Виленский // Пед. образ. и наука. — 2008. - № 8.

2. Волкова, Л.М. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования [Текст] / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев, П.В. Половников. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. — 149 с.

3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]: мо-

ногр. / В.К. Бальсевич. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. — 112 с.

4. Лубышева, Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа [Текст] / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры и спорта — 2009. — № 3 — С. 10—13.

5. Егорычев, А.О. Инновационные направления развития массового спорта в вузе [Текст] / А.О. Егорычев, И.М. Бутин // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — № 2. — Т. II.

УДК 316:61

Н.А. Лебедева-Несевря

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Здоровье человека находится сегодня под влиянием множества факторов различной природы (эндо- и экзогенных, генетических и социальных и т. п.), неодинаковых по интенсивности и механизмам воздействия. Данное множество факторов требует упорядочивания, систематизации и ограничения по критерию значимости в детерминации здоровья.

Результаты многочисленных медико-социальных и социально-эпидемиологических исследований свидетельствуют о главенствующей роли факторов социальной природы (в частности, так называемых «факторов образа жизни») в формировании различных групп заболеваний, в том числе хронически протекающих, в современном мире. Например, многолетние исследования под руководством Ю. Лисицына позволили установить «вклад» образа жизни человека в развитие цирроза печени на уровне

70 %, ишемической болезни сердца — на уровне 60 %, рака — на уровне 45 % и т. д. [7].

Социальные факторы, формирующие здоровье человека, могут проявляться по-разному. В работе Б. Линка и Джо С. Фелан [11] вопрос о внутренней структуре социальных факторов риска и устойчивости решается путем их разделения на индивидуальные (поведенческие) факторы и фундаментальные социальные условия или «риски рисков», характеризующие некий контекст индивидуальных факторов. По мнению авторов, контекстуализация социальных факторов риска и устойчивости выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов, непосредственно связанных с состоянием здоровья

человека, позволяя выработать эффективные инструменты управления ими, сформировать действенные стратегии повышения качества индивидуального и общественного здоровья.

Индивидуальные (поведенческие) факторы находятся под воздействием социальных условий, влияющих на их изменение (интенсификацию, распространение и пр.). Социальные условия не определяют напрямую состояние здоровья человека, но влияют на возникновение позитивных / негативных последствий опосредованно, выступая условиями формирования индивидуальных факторов устойчивости и факторов риска. На институциональном уровне к таким условиям относится специфика функционирования социальных институтов, их существующие явные и латентные функции и дисфункции, на социетальном уровне — социальное расслоение, особенности социально-экономической и социально-политической подсистем общества, культурная среда и др.

К поведенческим факторам, непосредственно определяющим индивидуальное здоровье человека, относятся особенности питания и двигательной активности индивида, медицинская активность и вредные привычки, практики стрессозащитного поведения, ритм и режим жизни и др. [12]. Большинство факторов находятся в тесной связи, опосредуя и определяя специфику проявления друг друга. Значимой задачей является типологизация и идентификация поведенческих факторов формирования здоровья человека, решение которой позволит оптимизировать систему профилактических и оздоровительных мероприятий, повысить эффективность управления здоровьем населения на различных уровнях.

Гигиеническое поведение, выступая значимым фактором детерминации здоровья на индивидуальном уровне, является категорией как наименее проработанной в теоретическом плане, так и мало изученной в рамках эмпирических исследований. При этом значимость «вклада» гигиенического поведения в формирование многих, особенно инфекционных, заболеваний доказана как зарубежными, так и отечественными учеными [15].

Наиболее часто гигиеническое поведение рассматривается лишь в качестве составного компонента какого-либо иного фактора формирования здоровья, внутренне не структурируется и не анализируется. Например, в работах Ю. Ли-

сицына гигиеническое поведение включается в понятие медицинской активности (наряду с санитарной грамотностью, обращаемостью в медицинские учреждения за советом, выполнением медицинских рекомендаций) [8, с. 54]. Схожий подход предлагает В. Лукевич, относящий гигиеническое поведение к медицинской (медико-социальной) активности, включающей также выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказать первую доврачебную помощь и пр. [9]. В исследовании Е. Кулаковой и других ученых медицинская активность представлена в виде трех составляющих: медицинской и санитарно-гигиенической грамотности, санитарно-гигиенического поведения и отношения к сложившейся системе медицинской помощи [5].

Встречающееся в ряде работ [3, 10] узкое понятие медицинской активности, привязанное к практикам взаимодействия индивида с субститутами медицины как социального института, не позволяет включить в него гигиеническое поведение. Под медицинской активностью в данном случае подразумевается поведение пациента, поведение индивида как получателя медицинских услуг; структурными компонентами данного поведения выступают практики обращения к врачу (в том числе прохождение профилактических осмотров), следование рекомендациям врача, прием лекарственных средств и пр.

Применительно к задачам анализа, т. е. оценки, управления и информирования о социальных факторах, формирующих здоровье населения, разграничение медицинского и гигиенического поведения представляется целесообразным в силу необходимости точного, грамотного и эффективного регулирования воздействия данных факторов на человека, принятия действенных управленческих решений. Например, безответственное медицинское поведение, выражающееся в отказе от посещения врачей в случае болезни, может являться следствием низкого уровня доверия медицине как социальному институту. По результатам социологического исследования, проведенного специалистами ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» в 2010 году в Пермском крае (метод — формализованное личное интервью в домохозяйствах, объем выборки — 1068 человек, тип выборки — многомерная стратифицированная), 21 % респонден-

тов прямо заявили, что стараются не обращаться к врачу, так как «не доверяют нашим докторам, в больнице часто приходится сталкиваться с непрофессионализмом и равнодушием». В данном случае управленческие действия должны концентрироваться на решении задачи повышения уровня доверия системе здравоохранения. Безответственное же гигиеническое поведение, выражающееся, например, в пренебрежении гигиеническими требованиями хранения пищевых продуктов и приготовления пищи в домашних условиях, требует активизации просветительской работы, повышения эффективности информирования населения о рисках здоровью.

Гигиеническое поведение (как в рамках категории медицинской активности, так и независимо от нее) понимается двояко. Первый, более общий, подход, берущий начало в понятии гигиены, определяет гигиеническое поведение как действия индивида, направленные на профилактику заболеваний, обеспечение нормальных условий существования, укрепление и сохранение здоровья и продление жизни. В данном случае гигиеническое поведение фактически отождествляется с самосохранитель-ным. Второй, более узкий, подход трактует гигиеническое поведение как действия человека по соблюдению гигиенических и санитарных норм, т. е. разработанных гигиенической наукой правил и рекомендаций, направленных на минимизацию негативного влияния факторов внешней среды на здоровье. В первую очередь речь здесь идет о следовании правилам личной гигиены, соблюдении гигиенического режима жизни и деятельности. Узкое понимание гигиенического поведения позволяет отделить его от таких факторов формирования здоровья человека, как питание, двигательная активность, аддиктивное поведение и пр.

Гигиеническое поведение может быть внутренне структурировано в зависимости от конкретных областей, регулируемых определенными гигиеническими правилами и нормами. Следует выделить требования к уходу за телом (в том числе гигиенические правила сексуальных отношений), одеждой и обувью, нормы соотношения сна и бодрствования, труда и отдыха, правила содержания жилища и приготовления пищи, рекомендации по неспецифической профилактике заболеваний (закаливание, ношение марлевой повязки и др.).

В рамках эмпирических исследований в России в поле зрения социологов, специалистов в области социальной гигиены и эпидемиологии попадали лишь некоторые аспекты гигиенического поведения. Предметом изучения выступали проблемы гигиены полости рта [1, 14], интимной гигиены [4, 13], особенности режима дня представителей различных социальных групп (преимущественно детей и подростков) [6].

Для получения наиболее полной картины гигиенического поведения в интересующей исследователя социальной группе, решения задачи типологизации и установления влияния гигиенических практик на здоровье при проведении эмпирического социологического исследования (методом формализованного интервью или анкетирования) целесообразно использовать развернутую систему показателей, характеризующих различные стороны гигиенического поведения респондентов. В том числе необходимо анализировать поведенческие практики, связанные с повседневной общей гигиеной тела (принятие душа, мытье головы, ног и т. п.), гигиеной рук (мытье рук перед едой, после посещения туалета, после выхода из общественного транспорта и пр., использование влажных салфеток и антисептиков), гигиеной полости рта (регулярность и продолжительность чистки зубов, использование зубной нити и т. п.), гигиеной жилища (регулярность проветривания жилья, влажных уборок и т. п.). Отдельный блок вопросов следует посвятить изучению режима жизни респондентов — соотношению сна и бодрствования (продолжительность сна, время отхода ко сну и пр.), труда и отдыха (чередование времени работы и отдыха в течение рабочего дня, особенности проведения кратковременных перерывов на отдых, длительность отпускного периода и т. п.).

Специалистами ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» в марте-апреле 2010 года в городе Краснокам-ске (Пермский край) было проведено выборочное обследование семей детей дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения (метод — репрезентативный социологический опрос родителей, вероятностный многоступенчатый способ отбора респондентов, объем выборочной совокупности — 275 человек). Анализ результатов

исследования показал высокую степень распространенности в изучаемой группе факторов риска для здоровья, связанных с реализацией неэффективного гигиенического поведения.

Так, вне детского сада, находясь дома, с родителями, дети в большинстве случаев не соблюдают режим дня. При ответе на вопрос «Соблюдает ли ваш ребенок режим дня вне детского сада (в праздничные, выходные дни и т. п.)?» 24,2 % опрошенных родителей выбрали вариант ответа «Нет, не соблюдает», еще 64,9 % родителей отметили вариант «Режим дня стараемся соблюдать, но не всегда получается». Лишь 10,6 % опрошенных родителей сказали, что их ребенок всегда соблюдает вне детского сада положенный режим дня.

Половина опрошенных родителей (51,3 %) заявили, что им регулярно не удается уложить ребенка вечером спать вовремя. Еще 39,9 % родителей сказали, что сталкиваются с данной проблемой «время от времени».

Нормой является пренебрежение правилами личной гигиены детей. Например, только 26,7 % опрошенных родителей сказали, что их ребенок принимает душ или ванну не реже 4—5 раз в неделю; 2—3 раза в неделю указанную гигиеническую процедуру соблюдают 42,5 % детей, а почти треть детей (30,8 %) моются 1 раз в неделю или реже.

Также родителями игнорируется другой значимый аспект гигиенического поведения — закаливание. Почти половина опрошенных мам и пап (45,1 %) никогда не применяют каких-либо процедур закаливания своего ребенка. Еще 16,7 % родителей закаливают своего ребенка 1 раз в неделю или реже.

Такая форма неспецифической профилактики поражения здоровья детей, как оздоровительная гимнастика, вообще не применяется родителями дошкольников в 31,8 % случаев, еще 21,2 % респондентов сказали, что занимаются со своими детьми оздоровительными упражнениями 1 раз в неделю или реже.

Реализуемое индивидом гигиеническое поведение во многом определяется уровнем его санитарно-гигиенической культуры, включающей в себя ряд компонентов. Во-первых, это знания о природе формирования здоровья человека, о факторах риска и антириска здоровью, знания

гигиенических требований и норм, отражающие общий уровень информированности индивида в сфере гигиены или его гигиеническую грамотность. Во-вторых, это гигиенические умения и навыки, выражающие степень усвоенности гигиенических правил и норм. В сфере личной гигиены сюда можно отнести, например, навыки правильной чистки зубов или мытья рук (особенно актуальные при изучении влияния гигиенического поведения на детскую заболеваемость). В-третьих, это мотивация выполнения гигиенических правил, определяемая, с одной стороны, уровнем информированности о рисках, связанных с нарушением правил гигиены, с другой — индивидуальной ценностью здоровья. Например, исследования показывают [2], что почти 40 % россиян чистят зубы реже 2 раз в день (что является отклонением от гигиенической нормы). Причина подобного поведения, вероятно, лежит не только и не столько в отсутствии знаний о требуемой регулярности гигиены полости рта, сколько в низкой степени ответственности за свое здоровье.

В рамках обозначенного ранее исследования факторов риска для здоровья детей дошкольного возраста, проживающих в городе Краснокамске, изучались также особенности санитарно-гигиенической культуры родителей детей. Анализ результатов исследования показал, что почти треть респондентов (32 %) склонны называть уровень своей санитарно-гигиенической культуры низким. Большинство родителей (71,9 %) отметили нехватку информации в открытых источниках о факторах риска здоровью детей дошкольного возраста и правилах ведения детьми здорового образа жизни.

Значимая роль санитарно-гигиенической культуры и гигиенического поведения в формировании здоровья различных социальных групп требует детальной разработки системы критериев, индикаторов и показателей оценки распространенности негативных поведенческих практик в современном российском обществе, проведения комплексных мониторинговых исследований гигиенической культуры и поведения, а также эффективного внедрения их результатов в практическую деятельность субъектов управления здоровьем населения на различных уровнях.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-59016.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вусатая, Е.В. Анализ взаимосвязи состояния ротовой полости стоматологических больных с их медико-социальными характеристиками [Текст] / Е.В. Вусатая, ГЯ. Клименко // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2007. - № 1. - С. 59-62.

2. Дмитриев, Е. Каждой пасти - по пасте [Электронный ресурс] / Е. Дмитриев. - Режим доступа: http:// www.profile.ru/items_1301 (дата обращения: 20.07.2012).

3. Ибрагимов, А.Н. Характеристика здоровья и медицинской активности старшеклассников по их самооценке [Текст] / А.Н. Ибрагимов, А.М. Дюкаре-ва // Обществ. здоровье и здравоохранение. - 2007. -№ 3. - С. 30-33.

4. Кувакин, В.И. Медико-социальные факторы риска развития доброкачественной гиперплазии предстательной железы [Текст] / В.И. Кувакин,

A.К. Абдурахманов, М.В. Резванцев // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. - 2009. - Т. 2. - С. 140-143.

5. Кулакова, Е.В. Медицинская активность родителей, имеющих детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Кулакова, Е.С. Богомолова, Е.В. Назарова // Мед. альм. - 2011. - № 4. - С. 18-21.

6. Кучма, В.Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников [Текст] /

B.Р. Кучма, И.В. Звездина, Н.С. Жигарева // Вопросы соврем. педиатрии. - 2008. - Т. 7. - № 4. - С. 9-12.

7. Лисицын, Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости [Текст] / Ю.П. Лисицын // Мед. газ. - 2010. - № 19.

8. Он же. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов / Ю.П. Лисицын. - М.: Медицина, 2002.

9. Лукевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением [Текст]: учеб. пособие / В.С. Лукевич. - СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.

10. Потешонкова, С.В. Характеристика медицинской активности и информированности беременных с хроническими воспалительными заболеваниями почек [Текст] / С.В. Потешонкова, М.В. Кулигина, Л.В. Карнеева // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2009. - № 4. -С. 74-79.

11. Link, B.G. Social Conditions as Fundamental Causes of Disease [Text] / B.G. Link, J. Phelan // J. of Health and Social Behavior. - 1995. - Vol. 35. - P 80-94.

12. Лебедева-Несевря, Н.А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления [Текст] / Н.А. Лебедева-Несевря // Вестн. Перм. ун-та. - Сер. Биология. - 2010. - Вып. 3. - С. 36-41.

13. Хрянин, А.А. Сексуальное поведение и распространенность урогенитальной хламидийной инфекции среди студентов [Текст] / А.А. Хрянин // Вестн. дерматол. и венерол. - 2004. - № 2. - С. 45-47.

14. Чупрунова, И.Н. Зависимость кариеса зубов от уровня гигиены полости рта у детей первого класса Нижнего Новгорода [Текст] / И.Н. Чупрунова, Г.В. Кривулина, Е.Д. Пятова // Саратовский науч.-мед. журн. - 2011. - Т. 7, № 1. - С. 323-325.

15. Remschmidt, C. Preventable and non-preventable risk factors for influenza transmission and hygiene behavior in German influenza households, pandemic season (H1N1) 2009/2010 [Text] / C. Remschmidt, P. Stocker, M. an der Heiden et al. // Influenza and Other Respiratory Viruses. - 2012. - 16 Jul.

УДК 159.92 3.33

Л.Ю. Протасенко

АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЛОМНЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В последние десятилетия общество подвергается существенной трансформации в ценностном и культурном плане. Специфика современной жизни уже давно характеризуется такими понятиями, как «эпоха перемен», «информационный стресс», «кризис» и пр. Подобная ситуация обязывает адаптироваться к быстро меняющейся действительности, делая нашу повседневность активной, напря-

женной и непредсказуемой. Повседневные ситуации и экстремальные, переломные, значимые события — вот то, что составляет фактическое содержание нашей жизни. Существенные изменения структуры социальных связей и отношений, темпы которых влекут за собой изменения повседневной жизни, заставляют людей менять свой взгляд на окружающую действительность. Сложность и многоаспект-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.