УДК 796.01
О. В. КОРАБЛЕВА В. Д. ПАНАЧЕВ
Пермский национальный исследовательский политехнический
университет
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ
В данной статье приведен анализ изменений в педагогической технологии и методике проведения занятий по физической культуре в университете. Повышение образовательной направленности физкультурно-спортивной деятельности молодежи означает процесс не только физического развития, но нравственного воспитания, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-спортивной деятельности, формированию положительного отношения к спортивной культуре личности студента как ценности.
Ключевые слова: аналитический подход, физическая культура, студенты, физическое воспитание.
Профессиональные компетенции, которыми должны обладать выпускники университетов, ставят новые задачи и к преподаванию физической культуры. С каждым годом все острее поднимаются проблемы оздоровительной направленности образовательного и воспитательного процесса средствами физической культуры и спорта. Основная форма занятий физической культурой в вузах — учебные занятия. Четыре часа в неделю студенты должны заниматься тем, что им будет предложено, в зависимости от возможностей вуза, климатических условий и конкретной ситуации. За период обучения в вузе, где происходит становление личности будущего бакалавра, магистра и специалиста, у студентов должна быть сформирована убежденность в необходимости постоянной работы над собой, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни [1, с. 74]. Кафедры физической культуры, социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) в течение 2008 — 2013 гг. провели совместное мониторинговое социологическое исследование. Исследование факторов здорового образа жизни, отношения к физической культуре и спорту, физическому воспитанию показало, что динамика отношений к исследуемым параметрам неуклонно снижается, и это снижение обусловлено изменениями в социально-экономической среде и общем ухудшении уровня жизни. Общество не играет должной роли в воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни и активным занятиям физической культурой и спортом [2, с. 167]. Актуальность данного исследования заключается в том, что более 30% студентов гуманитарного факультета освобождены от занятий в основной группе по физической культуре. В специальной медицинской группе занимаются большинство будущих экономистов, переводчиков, социологов. По данным социологического исследования, до поступления в ПНИПУ
занимались спортом 65 % студентов и в ходе исследования респонденты отметили, что 35% из них хотели бы заниматься плаванием, аэробикой, туризмом, спортивными играми, шахматами. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям на кафедре физической культуры разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «физическая культура». В соответствии с ФГОС подготовлена более совершенная рабочая учебная программа для специальной медицинской группы с учетом индивидуального подхода по каждой группе заболеваний, состояния здоровья студентов. Причем в правила приема абитуриентов введено обязательное требование предоставления справки о состоянии здоровья, чтобы с 1 сентября зачисленные студенты могли начинать заниматься физической культурой. Это вызвано тем, что медицинский осмотр проходит формально и поздно, когда учебный процесс уже активно идет. Разработаны комплексные тесты по специальной физической подготовке студентов всех факультетов ПНИПУ в зависимости от профессиональных компетенций по каждой специальности. Оценка результатов и анализ сдачи тестов дают возможность разработать правильные рекомендации студентам по коррекции функционального состояния и развитию профессионально важных качеств в процессе плановых учебных и самостоятельных занятий, а также по здоровому образу и стилю жизни. Эти мероприятия позволили повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, которая объективно выражается данными социологического исследования (табл.). В прошлом учебном году в университете было проведено более 170 спортивно-массовых мероприятий, которые способствовали формированию спортивной культуры личности студента в условиях вуза [3, с. 18]. Повышение образовательной направленности физ-культурно-спортивной деятельности студентов означает процесс не только телесного развития, но и, главное, духовного обогащения их знаниями, которые способствуют осознанному, творческому
Таблица
Отношение к физическому воспитанию в группах студентов (в процентах)
Отношение к физическому воспитанию Студенты Все
юноши девушки
Положительное 79 84 81,5
Отрицательное 0,7 1,7 1,2
Безразличное 8,8 6 7,4
Не задумывался над этим 11,5 8,3 9,9
Потребность в движениях и физических упражнениях 62 82,5 72,3
Потребность в общении, проведение свободного времени 31,3 27,1 29,2
Потребность в эмоциональной разрядке, отдыхе 55,3 62,5 58,9
Потребность в самоутверждении 31,3 16,8 24
Потребность в познании 10,7 3,4 7
Потребность в эстетическом наслаждении 20 17,7 18,9
Такое желание не испытываю 8,7 3,4 6
отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-спортивной деятельности, формированию отношения к спортивной культуре личности как ценности. Принудительные занятия, как правило, не могут сформировать осознанную потребность к физической культуре и спорту на всю жизнь. Это подтверждается и данными Всемирной организации здравоохранения: лишь 5% населения нашей страны занимается оздоровительной тренировкой (в то время как в Японии — 80%, а в США — 70%). Опрос респондентов в качестве экспертов преподавателей шести вузов нашего города дает близкие цифры: преподаватели, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, составляют около 9% от общего числа педагогов, т.е. вузовское образование не развило у большинства преподавателей интереса к физическим упражнениям и потребности в регулярных оздоровительных занятиях [4, с. 56]. Если принципиально не изменить форму проведения занятий, положение не улучшится. Стремиться нужно к тому, чтобы 100 % выпускников вузов, получив высшее образование, получили бы и «свои» системы оздоровительной физической культуры, вид спорта — хобби на всю оставшуюся жизнь. Это предполагает аналитический подход и реальный вклад в формирование основ здорового образа жизни и, по существу, решает одну из основных задач, стоящих перед системой физического воспитания в вузах. Для студентов переход к сознательному выбору вида и формы занятий не составляет проблемы, он для них будет и интересным, и желанным. Студенты, по нашим исследованиям, сознательно относятся к занятиям и становятся ак-
Диаграмма
Примечание: Диаграмма составлена по результатам ответов студентов, их отношению к физическому воспитанию (положительному — 79%, отрицательному — 0,7%, безразличному — 8,8%, не задумывался над этим — 11,5%).
тивным элементом системы обучения. Для удовлетворения их запросов к самостоятельным занятиям возникает много организационных вопросов, но очевидно, что это нормальный педагогический процесс (диаграмма). Для реализации предлагаемого подхода можно рекомендовать следующее:
— обязательная проверка состояния здоровья врачами по месту жительства абитуриентов, сдача тестов по физической подготовленности студентов два раза в год, в каждом семестре, на протяжении трех лет обучения; использование данных медицинского осмотра студентов в университете для определения групп занятий, для получения текущей информации о состоянии здоровья студентов;
— самостоятельный выбор системы оздоровительной физической культуры, вида спорта и обязательное участие в спортивно-массовых мероприятиях, спортивное же мастерство следует рассматривать не только как знания, умения и навыки, но и как творчество и проявление индивидуальности, самобытности, что необходимо и для развития личности, и для будущей профессии.
Выпускнику в своей будущей деятельности приходится сталкиваться с ситуациями, действовать в которых в вузе его не обучили. Это требует от высшего образования необходимости обучать студента самостоятельному накоплению знаний, приобретению компетенций, а не только их потреблению, творческому отношению к приобретаемым знаниям и умениям. Такой подход делает студента активным участником образовательного процесса [5]. Спортивно-ориентированное физическое воспитание, современная педагогическая технология физического воспитания от декларативной фазы должна перейти в практическую реализацию образовательной направленности в соответствии с федеральным государственным стандартом профессионального образования.
Библиографический список
1. Формирование здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера и Сибири : материалы Межрег. науч.-практ. конф., г. Надым 1 — 4 марта 2000 г. — Салехард, 2000. — С. 74.
2. Особенности модернизации учебной дисциплины «Физическая культура» на современном этапе / Д. Н. Давиденко [и др.] // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке : материалы XV Междунар. науч.-метод. конф. Т. 1. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2008. — 390 с.
3. Паначев, В. Д. Спорт как социальный институт в развитии личности : автореф. дис. ... канд. социол. наук / В. Д. Паначев. - Пермь : ПГТУ, 2000. - С. 12-24.
4. Жириков, Е. С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу / Е. С. Жириков. — М., 2002. - С. 52-58.
5. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isras.ru/socis2003.html (дата обращения: 14.02.2014).
КОРАБЛЕВА Ольга Викторовна, доцент кафедры физической культуры, соискатель по кафедре физической культуры.
ПАНАЧЕВ Валерий Дмитриевич, доктор социологи-
ческих наук, профессор (Россия), профессор кафедры физической культуры, заведующий кафедрой физической культуры, академик Международной академии наук педагогического образования Российской академии естествознания, мастер спорта, председатель президиума Олимпийской академии Прикамья, заслуженный работник физической культуры РФ.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.01.2014 г. © О. В. Кораблева, В. Д. Паначев
удк 796.°11.3:373.3 С. Г. ПАТРИНА
о г
Т
и
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ДИНАМИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕВОЧЕК 7-11 ЛЕТ,
РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ
ИНДИВИДУАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ
В статье рассматривается динамика связей темпов прироста результатов двигательных способностей и морфофункциональных признаков с индивидуальными особенностями проявления свойств нервной системы в возрастном развитии девочек 7-11 лет. Полученные данные дают основание полагать, что в процессе взросления следует изучать не особенности возрастного развития, а индивидуальные особенности возрастного развития.
Ключевые слова: двигательные способности, морфофункциональные показатели, индивидуально-психологические особенности, темпы прироста результатов, возрастное развитие.
Введение. Многочисленными исследованиями показана определенная этапность онтогенетического развития человека и рассматривается это как основополагающее свойство, как ведущая закономерность возрастного и индивидуального развития [ 1 — 5]. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей в их единстве обусловливает возможности прогнозирования тренируемости и обучаемости, а также способствует определению степени функциональной и физической подготовленности детей и подростков. Б. Г. Ананьев подчеркивал: «Несомненно, одним из главных вопросов теории индивидуального развития человека, является именно вопрос о соотношении «возрастных», типологических и индивидуальных особенностей человека объединяющихся и противоречивых взаимосвязях между ними» [6].
Одновременно размах вариаций с возрастом имеет тенденции к росту при переходе от одного к другому, соответственно, возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это может быть связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью и возрастанием
влияния факторов социальных более вариативных (лабильных). Существенное изменение величины и направленности развития разных систем организма наблюдается в предпубертатном и пубертатном периодах. Эта динамика развития существенно различается и в соответствии «фактора пола». Одновременно следует иметь в виду, что одни и те же условия по-разному влияют на развитие детей ввиду того, что проявляются их индивидуально-психологические особенности. В частности, определенный вид внешних воздействий может стимулировать развитие данного конкретного признака при наличии сопутствующих индивидуально-психологических признаков, а при отсутствии тормозить его, так как психологические особенности по-разному выражены у подростков.
Согласно С. Л. Рубинштейну: «Путь индивидуального развития человека представляет собой развертывающуюся в узких рамках немногих лет историю замечательных превращений, какие может представить человеческая мысль. История этих превращений представляет собой не простое сплетение случайностей, а закономерный процесс развития. Задача психологии и заключается в том,