Научная статья на тему 'ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - К КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ: ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - К КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ: ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Поздеева Е.Г., Евсеева Л.И.

Авторы подчеркивают актуальность формирования экологической культуры и культуры здоровья студенческой молодежи в условиях широкого использования электронных средств. Анализируется влияние учебного процесса на здоровье студентов. Описываются компоненты культуры здоровья, где стержневым компонентом выступает волевое отношение к здоровью. Отмечается рост популярности среди молодежи здорового образа жизни, активного досуга, отказа от вредных привычек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - К КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ: ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегические направления реформирования ВУЗовской системы физической культуры» , - 2018. - С. 290-292.

5. Намазов А.К., Корягина Я.К., Кушелев С.А., Шарнин В.П. Проблема адаптации студентов первокурсников в ВУЗе // XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения» №1, - 2017, - с. 398403.

6. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в ВУЗе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 8389.

7. Яичников И.К., Намазов А.К, Устинова О.Н. Сравнетельный анализ характеристик психофизического развития первокурсников различных категорий здоровья // Материалы научной конференции с международным участием 14-19 ноября 2016 года «Неделя науки СПбПУ. Институ Физической Культуры, Спорта и Туризма Санкт-Петербурга», - 2016, - с. 73-75.

УДК 574.2 : 378.4

Е.Г. Поздеева, Л.И. Евсеева

ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - К КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВЬЯ: ВЗГЛЯД НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great e-mail: elepozd@mail .ru, l. evseeva@mail .ru

Резюме: Авторы подчеркивают актуальность формирования экологической культуры и культуры здоровья студенческой молодежи в условиях широкого использования электронных средств. Анализируется влияние учебного процесса на здоровье студентов. Описываются компоненты культуры здоровья, где стержневым компонентом выступает волевое отношение к здоровью. Отмечается рост популярности среди молодежи здорового образа жизни, активного досуга, отказа от вредных привычек.

Ключевые слова: экологическая культура, культура здоровья, студенты, здоровый образ жизни, окружающая среда, самооценка здоровья.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Summary:

From ecological culture to health culture: a look at the health of students. The authors emphasize the relevance of the formation of environmental culture and health culture of student youth in the context of the widespread use of electronic means. The influence of the educational process on the health of students is analyzed. The components of a health culture are described where the core component is a strong-willed attitude towards health. There is an increase in popularity among young people of a healthy lifestyle, active leisure, and abandonment of bad habits. Keywords: ecological culture, health culture, students, healthy lifestyle, environment, self-esteem of health.

Социологи пришли к выводу, что в нашем обществе преобладает тип экокультуры, при котором окружающая среда воспринимается не как самостоятельная ценность, а как условие комфортного образа жизни [1].

Экологическая культура - это диспозиционное образование, включающие в свою структуру когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Фундаментом экологической культуры выступает поведение, формы и виды активности. Как показывают исследования, россияне демонстрируют низкий уровень экологической активности. Это касается личного участия (пожертвование на экологические цели, подписание писем и петиций в защиту природы, предотвращение нарушений экологических норм в микросреде), а также коллективной солидарности (включенность в деятельность экологических организаций, в работу экологических групп в социальных медиа, участие в коллективных акциях, пикетах, собраниях эколого-ориентированной направленности) [2].

Экологическую культуру субъекта можно определить как систему знаний, ценностных ориентаций, социальных установок, потребностей, отношений и мотивов, регулирующих его взаимодействие с окружающей средой, которое может быть природосообразным или природоразрушительным. Экологическая культура личности формируется в системе социальных институтов и норм природопользования, сложившихся в обществе [3, с. 192]. По мнению автора за прошедшие 20 лет сократилась доля подростков, выражающих серьезную обеспокоенность проблемами окружающей среды [3]. Это ставит вопрос о дальнейшем развитии экокультуры молодежи в связи с отношением к

785

собственному здоровью.

Согласно данным опроса студентов двух московских вузов, большинство из них понимают, что экологическая обстановка в стране ухудшается, что эта тенденция сохранится в будущем и что ухудшение экологической ситуации в столице отрицательно влияет на их здоровье [4]. Вместе с тем студенты демонстрируют невысокий интерес к проблематике изменения состояния окружающей среды, редко используются коллективные формы ее защиты (посещение общественных слушаний, участие в акциях экологов, голосование за партии с экологическими программами). В повседневной бытовой жизни экономят ресурсы (воду, электроэнергию и др.) 62,3% юношей и 71,7% девушек. Преобладает экономическая мотивация («чтобы меньше платить»), на втором месте - личная экологическая культура («понимаю, что ресурсы нужно беречь»), на последнем - семейные традиции. В этой связи важным аспектом формирования культуры здоровья молодежи является изучение тенденций изменения здоровья студентов и факторов его обусловливающих.

Изучение влияния учебного процесса на здоровье студентов, по мнению И.Р. Шагиной, должно учитывать персональный характер воздействия процесса обучения на организм студентов, основывается на его адаптационных возможностях [5]. Автор уже отмечала, что ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям. Однако активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20% выпускников могут считаться практически здоровыми. Выше 70% девушек и около 45% юношей не принимают участие в спортивной деятельности, физическая активность в основном определяется занятиями физкультурой в университете. Каждый третий студент, страдающий хроническим заболеванием, посещает группу ЛФК. 64,7 % исследованных студентов вообще не занимаются спортом.

Основные заболевания, встречающиеся у студентов, а также те, которые имеют высокую степень риска развития, это следующие: миопия, бронхит, инфекционные заболевания мочеполовой системы, нарушения системы ЖКТ. Важно, что рост заболеваемости у студентов уменьшает результативность учебного процесса, не пролеченные заболевания, а также вовремя не выявленные, могут быть основанием формирования хронических патологий, которые способны ограничить вхождение будущего специалиста в профессиональную деятельность [6]. Ученые уже отмечали, что студенты в

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. большей степени предпочитают пассивные формы досуга. Они чаще слушают

музыку, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях, играют в

компьютерные игры. Предпочитаемые студентами механизмы релаксации,

формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной,

психической энергии, необходимых для благополучной учебы [7, 8].

С середины 90-х годов прошлого века к этим факторам добавился еще

один: ненормированное использование студентами электронных средств в

образовательных и иных целях. В системе «человек - электронное средство»

ведущим, естественно, является пользователь. Зрелый пользователь использует

электронное средство в соответствии с собственными целями. Однако

определенное количество пользователей попадает в зависимость от

многообразных информационных потоков, не связанных с целями. Такая

система поведения навязывается ему производителями программных

электронных средств. Продолжительная работа с электронными средствами в

таком случае осуществляется для достижения таких целей как развлечение,

общение и т. д. Исследование влияния электронных средств на здоровье

студентов выявило следующее. После продолжительной работы с электронным

средством 14,29 % ощущают головную боль, 69,92 % усталость в глазах, у 28,57

% появляется усталость в позвоночнике. Причем у 49,62 % студентов имеются

проблемы со зрением, такие как близорукость (38,35 %), дальнозоркость (4,51

%), астигматизм (3,76 %), а у 42,86 % имеются проблемы, связанные с

заболеваниями позвоночника: (остеохондроз, сколиоз) [9] на поиск информации,

не связанной с образовательными целями, студенты тратят 17,73 % своего

времени. Более 43,61 % студентов используют электронные средства с целями,

отличными от образовательных. Осознавая негативное влияние электронных

средств на собственное здоровье, 63,91 % студентов отметили, что хотели бы

получить больше информации о сохранении здоровья при использовании

электронных средств. Доминирование пассивного времяпрепровождения

современной молодежи отмечают исследования потребностей студентов [10, с.

177], при этом отмечается, что регулярные занятия спортом и туризмом

характерно для 14,6% студентов, занятия в кружках и секциях - для 6%

студентов.

Таким образом, формирование культуры здоровья становится очевидной проблемой и рассматривается как важнейший фактор оздоровления физической и социальной составляющей личности обучающегося. Культуру здоровья

787

анализируют как комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, т.е. оздоровлении [11]. Культура здоровья каждого студента формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного [12]. Когнитивный компонент представлен пониманием культуры здоровья, выражен в информированности студента, постоянном пополнении знаний о состоянии здоровья и факторах влияния на него, а также в способности проектирования в соответствии со знаниями здорового образа жизни. Эмоциональный компонент культуры здоровья отражает переживаемый и аффективно выраженный уровень собственного физического и социального благополучия, оценку качества и удовлетворенности жизнью. Он раскрывается через эмоциональный фон, межличностные отношения, активность в деятельности, наличие личных проблем. В нем также находит проявление оптимизм или пессимизм общего настроя. Коммуникативная сторона культуры здоровья отражает состояние психологического здоровья, адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. В не проявляется способность студента к самокоррекции и самоконтролю.

Сложная структура культуры здоровья содержит стержневой компонент -волевое отношение к здоровью, так как именно этот компонент, основанный на включении активности, приводит в движение формируемые стратегии, направленные на сохранение и развитие собственного потенциала здоровья, а также на создание и способствование сохранению благоприятной для этого окружающей среды. Развитие культуры здоровья студентов проходит в противоречивой ситуации, признаки которой обнаруживают мониторинговые исследования [13]. Отмечена противоречивость в оценках студентов: несмотря на то, что основная часть студентов оценивает свое здоровье как отличное и хорошее, характерно также присутствие тревожных симптомов некоторых психических состояний (агрессивность, эмоциональная напряженность, тревожность, нервозность) [14].

Развитие социологических исследований связано с применением социального индикатора - самооценка здоровья [15], который является значимым показателем, взаимосвязанным с полом, с подверженностью вредным привычкам, с занятиями физкультурой и спортом, с заболеваемостью простудными болезнями. Эти проблемы широко обсуждаются в научных кругах [16, 17]. В целом, наблюдается закономерность: чем лучше самооценка здоровья

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. у студентов, тем более здоровый образ жизни они ведут. Роль этого индикатора

важна в связи с тем, что люди обычно интерпретируют здоровье скорее, как

физическую дееспособность, возможность выполнять свои привычные

обязанности, а не как наличие или отсутствие конкретных симптомов болезни. В

последние годы наиболее заметное влияние на самооценку здоровья оказали

такие стимулы заботы о собственном здоровье, как: «желание быть сильнее,

здоровее» и фактор воспитания. Важным социологическим фактом является то,

что студенты, которые в качестве стимула заботы о здоровье выбрали желание

быть здоровее и сильнее, более позитивно оценивают свое здоровья. Тогда как

те студенты, кто считает, что здоровье в последнее время только ухудшается,

более склонны давать более низкие самооценки собственного здоровья.

Обсуждая влияние здорового образа жизни на здоровье студентов,

социологи на основе исследований последних лет пришли к общему мнению о

влиянии трех ведущих факторов: объективного (экология, наследственность и

др.); личностного (латентного фактора отношения к жизни для хорошего

здоровья); фактора образа жизни (социальные практики и нормы). В

современных условиях отмечается рост популярности среди молодежи идей

здорового образа жизни, культуры здоровья, активного досуга и спорта, отказа

от вредных привычек, однако большая часть этих тенденций находится еще в

начальной зоне роста [18].

Литература

1. Экологическая культура россиян: пресс-вып. ВЦИОМ. 2011. №2 1670. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1763 (дата обращения: 15.09.2019).

2. Экологическая культура: эффективность формирования и сценарии воспроизведения в «стрессрегионах» / Л.Б. Зубанова, Н.Л. Зыховская, С.Б. Синецкий, М.Л. Шуб // СОЦИС. 2017. № 7. С. 132-140.

3. Иванова Л.Ю. Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т.12. №1. С.189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11

4. Иванова Л.Ю. Социальные установки студентов в отношении окружающей среды // Вестник Института социологии. 2014. № 2(9). С. 112-131. URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2014_9/Ivanova. pdf (дата обращения: 19.09.2019)

5. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов //

789

Астраханский медицинский журнал. 2010. № 2. С. 26-29.

6. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: КНОРУС, 2013. 240 с.

7. Шиловская A.B. Мнение студентов медицинского училища о здоровье и их отношение к своему здоровью // Медицинская помощь. 2004. № 1. С. 44-46.

8. Поздеева Е.Г. Социальные детерминанты здоровья студенческой молодежи // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. С. 116-121.

9. Калабугина Екатерина Андреевна Влияние электронных средств на здоровье студентов // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2013. №2. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/vHyame-elektronnyh-sredstv-na-zdorovie-studentov (дата обращения: 26.09.2019).

10. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. № 27. С. 170-191. DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.546

11. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К., Тремаскина Ю. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4(36). С.97.

12. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 25.

13. Танова А.Г., Евсеева Л.И., Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р. Субъектные аспекты мониторинга удовлетворенности студентов качеством образования (по материалам Центра социологических исследований СПбПУ) // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. № 1. С. 90-101. DOI: 10.18721/JHSS.9110

14. Волкова Н.С., Сизова Н.Н. Мониторинг здоровья студентов и факторов его формирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 1 (67) Часть 4. С. 20—24. URL: https://research-journal.org/pedagogy/monitoring-zdorovya-studentov-i-faktorov-ego-formirovaniya/ (дата обращения: 26.09.2019). doi: 10.23670/IRJ.2018.67.060

15. Журавлева И.В. Новые тенденции в отношении к здоровью. / Здоровье

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. студентов: социологический анализ. / Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт

социологии РАН. М., 2012. С. 22 - 43.

16. Поздеева Е.Г., Евсеев В.В. Здоровье и безопасность как взаимоусилители в обществе риска: социологически аспект // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. Т. 13. № 1. С. 108-115.

17. Поздеева Е.Г. Физический интеллект: глобальный взгляд и реальное настоящее // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. Т.12, № 1. С. 169-171.

18. Филоненко В.И., Магранов А.В., Киенко Т.С. Образ жизни и отношение к здоровью российских студентов // Социологические исследования. 2019. №2 8. С. 164 - 166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанова А.В.,

курсант 462 учебной группы 4-го курса

Денисенко С.В., к.ф.н., старший преподаватель кафедры философии и политологии

ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Факультет подготовки сотрудников полиции Омской академии МВД России

В феврале 2016 года В.В. Путин на встрече с активом "Клуба лидеров" по продвижению инициатив бизнеса сказал: « у нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма.. .ж1 Эта мысль меня сподвигла разобраться, а что же точно будет являться национальной идеей в нашей стране. Верно, ли говорит наш действующий президент РФ и в чем заключается национальная идея.

Считается, что национальная идея - это мысль, изначально заложенная в мировоззрении русского народа, поэтому вычленив определенные ценности, которые прослеживаются на протяжении всей истории страны и ее народа, как на ее основе уже создается та самая национальная идея.2

Ну, а для того, чтобы эта идея уже стала принятой в качестве национальной, она должна иметь привлекательный проект для будущего и

1 http://kremlin.ru/events/president/news/51263

2 Лебедев С. В. Русские идеи и русское дело. - СПб., Алетейя, 2007.с.10.

791

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.