Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танова А. Г., Леонтьева В. Л.

В статье обосновывается важность занятий физической культурой и спортом для студентов. Эти занятия выступают важнейшими факторами, способствующими формированию мотивации у студентов к поддержанию здорового образа жизни и заботы о своем здоровье, адаптации к новой для них окружению и здоровьесберегающей среды в целом. Задача университета состоит в том, чтобы создать условия для полноценного развития личности студента и сохранении его здоровья как главного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

Таким образом, всему обществу нужно время на освоение идеи, а как говорят в интернет - источниках, «пустой патриотизм» является только переходным этапом, который необходим для устранения различный отрицательных заблуждений.

УДК 796.01

А.Г. Танова, В.Л. Леонтьева

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого tanovaann@mail. ru, [email protected]

Резюме. В статье обосновывается важность занятий физической культурой и спортом для студентов. Эти занятия выступают важнейшими факторами, способствующими формированию мотивации у студентов к поддержанию здорового образа жизни и заботы о своем здоровье, адаптации к новой для них окружению и здоровьесберегающей среды в целом. Задача университета состоит в том, чтобы создать условия для полноценного развития личности студента и сохранении его здоровья как главного ресурса.

Ключевые слова: занятия физической культурой и спортом, студенты, мотивация, здоровый образ жизни, удовлетворенность.

Summary. Tanova A.G., Leonfeva, V.L. Physical training and sports as the key instruments for students to keep healthy.

This paper focuses on importance of sports and physical training for students. Going into sports is the key factor of forming their motivation to promotion of healthy lifestyle, taking care of their health, adaptation to new educational and health-protection environment. The most important task of university is to establish conditions that will allow students to develop and to keep healthy as the health is their main resource.

Keywords: physical training and sports, students, motivation, healthy lifestyle, satisfaction.

Занятия физической культурой и спортом занимают важную роль в жизни современного человека, особенно это касается молодежи и такого значительного ее сегмента, как студенческой молодежи. Отчасти это может быть связано с

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. модой современного городского жителя на здоровый образ жизни, занятия

спортом, отчасти с тем, что университеты обычно предоставляют своим

студентам разнообразные средства удовлетворения потребностей в достижении

такой важной ценности, как здоровье» [1].

Так, по мнению Е.Г. Ермаковой, «с помощью физической культуры и спорта создается гармоничная развития личность ... они помогают мобилизовать все ресурсы организма для достижения ... цели, а также повышать работоспособность, выполнять наибольший объем задач во время рабочего дня ... прививают и вырабатывают привычку здорового образа жизни» [2, с. 43].

Вузы должны предоставлять студентам всевозможные условия для занятия физической культурой и спортом еще и потому, что «низкий уровень их здоровья неизбежно скажется на эффективности их труда» в будущем, что повлечет дополнительные затраты как со стороны самих молодых людей, так и государства в целом, о чем говорят Г.А. Гилев и А.А. Плешаков в своей статье, посвященной физической культуре и спорту в высших учебных заведениях [3, с. 82].

Также не менее важно учитывать тот фактор, что физическая активность выступает значимым фактором адаптации студентов, особенно иностранных и иногородних, к внешней среде, к новым условиям жизни в другом городе и в другой стране [4]. Этому способствует также организация занятий со студентами, направленная на получение как теоретических знаний в, том числе, и с использованием технологий дистанционного обучения, так и практических навыков, прививаемых в ходе практических занятий, направленных на формирование у студентов культуры движений и общей физической активности [5, 6]. Совмещение теории и практики при организации занятий по физическому воспитанию в таком ключе позволяет говорить о трансформации всей системы профессионального образования, направленного на сохранение ценностей здоровья как одной из важнейших в жизни современного студента [7, 8, 9].

Нельзя забывать также и о том, что любая физическая активность, в том числе и занятия физкультурой в университете, выступает дополнительным инструментом формирования личности студента, позволяет лучше раскрыть его креативные способности [10]. Физические нагрузки играют благотворную жизнь в процессе формировании личности студента. Особенно это актуально для студентов, в жизни которых учеба занимает значительно место, а подготовка к занятиям и их посещение в университете неизбежно ведут к снижению

795

физической активности, к проведению многих часов ежедневно за экраном ноутбука или компьютера, что может отчасти навредить их психическому и физическому здоровью, привести к излишней раздражительности, напряженности, усталости [11]. В этом случае умеренные физические нагрузки, получаемые студентами на занятиях физической культурой и спортом вузе, оказывают позитивное влияние на их состояние и дают стимул к дальнейшему совершенствованию и развитию. Поэтому становится актуальным говорить о занятиях физкультурой и спортом в вузе как о здоровьесберегающей технологии и стимуле к развитию и поддержанию дальнейшей двигательной активности [12, 13, 14].

В ходе реализации преподавания дисциплины физическая культура в высших учебных заведениях очень важно для наиболее эффективной организации занятий получать обратную связь от студентов, знать степень их удовлетворенности данным видом учебной нагрузки. Высокая оценка студентами занятий по физической культуре и спорту позволит в наибольшей степени реализовать все те задачи по воспитанию здорового и мотивированного заботиться о своем здоровье в дальнейшем, после окончания вуза, молодого поколения. Опросы студентов, которые проводятся в разных вузах как раз и выступают оптимальным вариантом такой обратной связи со студентами, который позволяет получать их оценку «из первых рук» и при необходимости принимать на ее основе необходимые управленческие решения. В Политехническом университете такой формой обратной связи со студентами являются ежегодно проводимые мониторинговые опросы для оценки удовлетворенности студентов получаемым в университете образованием.

Так, в СПбПУ по поручению Дирекции основных образовательных программ с 01 мая по 30 июня 2018 года Центром социологических исследований при кафедре «Реклама и связи с общественностью» ГИ был проведен социологический опрос студентов с 1 по 6 курс по теме «Качество основной образовательной программы». Опрос был направлен на определение степени удовлетворенности получаемым образованием у студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Объектом исследования выступили студенты Политехнического университета всех курсов и уровней обучения. В качестве предмета исследования рассматривалось мнение студентов о качестве получаемого в университете образования в рамках основных образовательных программ. Методом исследования был выбран метод онлайн-анкетирования с использованием Google-форм, позволяющий студентам

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. в удобное для них время приять участие в опросе. Генеральная совокупность

исследования составила 19 816 человек (студенты с первого по шестой курс

бакалавриата, специалитета и магистратуры очной формы обучения),

выборочная совокупность - 3675 человек. Выборка квотная, пропорциональная,

репрезентативная со следующими контролируемые параметрами - институт,

курс, уровень обучения. Доверительная вероятность - 95%, ошибка выборки

(доверительный интервал) - 1,46% [15].

В ходе исследования респондентов просили оценить степень удовлетворенности полученными знаниями и навыками по некоторым блокам дисциплин, в том числе и по физической культуре (по пятибалльной шкале, где 0 - затрудняюсь ответить, 1 - совсем не удовлетворен, 5 - абсолютно удовлетворен) (рис.1).

Физическая культура

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

42%

22%

9%

10%

I I

0 1 2 3 4 5

Рис.1. Удовлетворенность полученными знаниями и навыками

Результаты проведенного исследования показали, что 66% опрошенных студентов высоко оценивают степень своей удовлетворенности полученными знаниями и навыками в области физической культуры и спорта (из них на 4 балла оценивают 22%, а на высший балл (5) оценивает большинство студентов - 42%). Среднюю и низкую степень удовлетворенности демонстрирует чуть больше четверти опрошенных - 27% (10% + 6% + 11%). Еще 9% затруднились ответить на этот вопрос [15].

Результаты опроса убедительно демонстрируют значимость организованных в университете занятий физической культурой и спортом для студентов, которые последние высоко оценивают с точки зрения той пользы, которую они приносят студенческой молодежи.

Литература

1. Владимиров Н.М., Владимирова Г.Л. Отношение студентов Гуманитарного института к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой // Вестник Югорского государственного университета. 2016. Выпуск 1 (40). С. 165166. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otnoshenie-studentov-gumanitarnogo-instituta-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-i-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy

2. Ермакова Е.Г. Значение физической культуры и спорта в жизни студента // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. Т.5, Ч.1. С. 43-44. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-zhizni-studenta

3. Гилев Г.А., Плешаков А.А. Физическая культура и спорт в вузах // Наука -2020. 2016. №4 (10). С. 81-85. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/fizicheskaya-kultura-i-sport-v-vuzah

4. Леонтьева В.Л, Танова А.Г. Физическая активность учащихся как фактор адаптации к университетской среде // Коммуникативные стратегии информационного общества Труды X Международной научно-теоретической конференции. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 402-406.

5. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Казань, 16-18 ноября 2018 г. / под ред. Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2018. С. 20-22.

6. Болотин А.Е., Пискун О.Е., Погодин С.Н. Особенности управления спортивной работой со студентами в вузах с учетом их ценностно-мотивационной ориентации // Теория и практика физической культуры. 2017. № 3. С. 51-53.

7. Бушма Т.В., Зуйкова Е.Г., Волкова Л.М. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7 (173). С. 27-31.

8. Шалупин В.И., Родионова И.А., Перминов М.П., Романюк Д.В., Письменский

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. И.А., Голубев А.А., Волкова Л.М., Карпушин В.В. Физическая культура в

образовательных учреждениях гражданской авиации//Учеб. / под ред. В.И.

Шалупина. Москва, 2018. - 484 с.

9. Евсеев В.В. Современная образовательная среда: поиски моделей развития // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 16-23. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.2

10. Евсеев В.В., Намазов А.К., Половников П.В. Трансформация физкультурного образования: гуманистический тренд // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции Труды Международной научно-теоретической конференции / Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 120 -124.

11. Ярлыкова О.В., Сапронова Е.В., Сапронова В.В. Физическая культура в жизни студентов // Гуманитарный журнал. 2017. №1. С. 141-144.

12. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. №1. Том 10. С. 35-39. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/motivatsiya-studentov-vuza-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-kak-komponent-razvitiya-fizicheskoy-kultury-lichnosti

13. Мартын И.А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 6 (36). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-u-studencheskoy-molodezhi

14. Сизова Н.В. Мотивационная активность студентов к занятиям физкультурой и спортом // Научно-методический журнал «Концепт». 2019. №4 (апрель). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-k-zanyatiyam-fizkulturoy-i-sportom

15. Политех глазами студентов: удовлетворенность обучением и готовность к инновациям. Альманах социологических исследований 2018 / под общ. ред. Е.М. Разинкиной, Л.В. Панковой, И.Р. Тростинской, Е..Г. Поздеевой, А.Г. Тановой. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2017. - 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.